Андрей Николаевич Тарасов. Результаты социально-коммуникативных практик в КК (СШ) ВИФК (на примере проектно-исследовательской деятельности)
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Андрей Николаевич Тарасов,

воспитатель учебного курса,

высшая квалификационная категория

Кадетский корпус (спортивная школа)

ФГКВУВО «Военный институт физической культуры» Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург

 «Результаты социально-коммуникативных практик

в КК (СШ) ВИФК»

(на примере проектно-исследовательской деятельности)

 

 

Основной целью обучения в КК (СШ) ВИФК на современном этапе развития образования является личность воспитанника.

Одно из главных направлений воспитательной работы в КК (СШ) ВИФК – это военно-патриотическое воспитание будущих Защитников Отечества средствами изучения героической истории Вооруженных сил России, его героического прошлого и настоящего, увековечивание имен героев.  Темы проектов и исследовательские работ выбираются с учетом интереса кадет, как правило, связанные со знаменательными событиями в истории нашего Отечества. Присутствует наличие, как индивидуальной формы работы, так и групповые занятия, а также консультации с воспитанниками. Особую роль проектно-исследовательские задачи играют в становлении сотрудничества в группах. Взаимодействуя в группе, кадеты понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.

Таким образом, проектно – исследовательская деятельность способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться.

На сегодняшний день, проблема   формирования универсальных 

учебных действий и их оценка в воспитании будущего офицера является одной из самых актуальных.  Современный тип кадета – это патриот, будущий защитник Отечества, горячо любящий Родину, самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

    Современные требования к выпускнику выдвигают на первое место не столько  информированность воспитанника, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности и овладение способами деятельности. Обрести УУД можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиска необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tarasov_a_n_kk_vifk.docx57.45 КБ

Предварительный просмотр:

Андрей Николаевич Тарасов,

воспитатель учебного курса,

высшая квалификационная категория

Кадетский корпус (спортивная школа)

ФГКВУВО «Военный институт физической культуры» Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург

 «Результаты социально-коммуникативных практик

в КК (СШ) ВИФК»

(на примере проектно-исследовательской деятельности)

 

Основной целью обучения в КК (СШ) ВИФК на современном этапе развития образования является личность воспитанника.

Одно из главных направлений воспитательной работы в КК (СШ) ВИФК – это военно-патриотическое воспитание будущих Защитников Отечества средствами изучения героической истории Вооруженных сил России, его героического прошлого и настоящего, увековечивание имен героев.  Темы проектов и исследовательские работ выбираются с учетом интереса кадет, как правило, связанные со знаменательными событиями в истории нашего Отечества. Присутствует наличие, как индивидуальной формы работы, так и групповые занятия, а также консультации с воспитанниками. Особую роль проектно-исследовательские задачи играют в становлении сотрудничества в группах. Взаимодействуя в группе, кадеты понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи.

Таким образом, проектно – исследовательская деятельность способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться.

На сегодняшний день, проблема   формирования универсальных 

учебных действий и их оценка в воспитании будущего офицера является одной из самых актуальных.  Современный тип кадета – это патриот, будущий защитник Отечества, горячо любящий Родину, самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

    Современные требования к выпускнику выдвигают на первое место не столько  информированность воспитанника, а его умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности и овладение способами деятельности. Обрести УУД можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиска необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.

Ярким примером технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, может служить метод проектов, который предполагает опору на творчество воспитанников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы кадет, организовать обучение в сотрудничестве. 

  Способом развития требуемых УУД (личностные; познавательные; регулятивные; коммуникативные) и становится проектно - исследовательская деятельность кадет.

В проектно-исследовательской деятельности активно задействуются все четыре механизма развития личности: 

  • Общение 
  • Деятельность 
  • Познание 
  • Рефлексия 

Какие же УУД мы в процессе исследования формируем? 

  •  Развитие познавательных интересов, учебных познавательных мотивов, поиск необходимой информации, сопоставление и отбор этой информации, полученной из разных источников (архивов, книг, документов, писем, бесед, словарей, энциклопедий, электронных дисков, сети Интернет и др.), создание гипотез и их проверка, установление причинно-следственных связей. (Познавательные УУД)

  • Развитие доброжелательности, доверия, готовности к сотрудничеству, способность полно и точно выражать свои мысли, высказывание суждений, выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией. (Коммуникативные УУД)

  • Составление плана и последовательности действий, определение цели и задач исследования, определение и осознание усвоенного материала, способность преодолевать возникшие препятствия. (Регулятивные УУД)

  • Развитие толерантности, нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей. (Личностные УУД)

В процессе проектно-исследовательской работы ответственность за обучение возлагается на самого воспитанника. Самое важное то, что кадет сам определяет тему проектно-исследовательской работы, содержание, в какой форме и как пройдет защита и презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность воспитанника и педагога.

При организации проектно - исследовательской деятельности на первое место встают цели задачи проектирования исследования, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет организовать воспитание так, чтобы через постановку проблемы организовать исследовательскую деятельность кадет, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

  Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки, которые так необходимы будущему офицеру.

Таким образом, отвечая требованиям системно-деятельного подхода, проектно-исследовательская деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий. 

Проектно-исследовательская деятельность невозможна без организационной и культурной позиции воспитателя. Воспитатель становится организатором познавательной деятельности своих воспитанников, консультантом и помощником. Результат деятельности для воспитателя – изменение уровня формирования ключевых компетентностей, которые демонстрирует воспитанник в ходе проведенной работы. 

Со стороны воспитанника такая деятельность ведёт к повышению мотивации выбора стать офицером. Кадеты, которые занимались проектно-исследовательской деятельностью осознанно выбирают путь курсанта военных учебных заведений МО РФ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привлечение учащихся 5-6 классов к проектно-исследовательской деятельности на примере популяризации реализованного проекта «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон – М - 3».

Задача повышения качества образования на переходном этапе из начальной школы в среднюю может успешно решаться при широком использовании методики проектно-исследовательской деятельности, как на у...

Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»

В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...

Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15

в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...

Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию

В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех    значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЦИКЛА.

Аннотация: в статье говориться об организации исследовательской деятельности, как одной из успешных составляющих современного образовательного процесса. В ней отражены способы и приемы, необходимые дл...

КОЛМОГОРОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ. ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  Настя прочитала о его вкладе в науку и образование в нескольких старых журналах. Это вызвало её глубокий интерес к научным трудам учёного. Много интересного для себя она подчеркнула и в ...