Привлечение учащихся 5-6 классов к проектно-исследовательской деятельности на примере популяризации реализованного проекта «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон – М - 3».
творческая работа учащихся по теме

                             Ширяева Маргарита Юрьевна

 

Задача повышения качества образования на переходном этапе из начальной школы в среднюю может успешно решаться при широком использовании методики проектно-исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеклассной работе. Это вполне объяснимо. Ведь внедренный нами исследовательский  проект «Развитие тутового шелкопряда в невесомости», который впоследствии был принят для испытаний в реальном полете биоспутника «Фотон – М - 3»,- это деятельность, в которой нашли свое выражение личностные интересы учеников. Когда мы предлагали школьникам среднего звена найти и осуществить свой личный проект по теме «Эксперимент в Космосе», мы действительно признавали их независимость, уникальность и предлагали им найти конкретную форму осуществления своей индивидуальности и свободы. По всей вероятности, это был процесс перехода ребенка во взрослую позицию, меняющий не только саму суть его отношений с взрослым, а степень сознательности по отношению к учебе и освоению новой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Привлечение учащихся 5-6 классов к проектно-исследовательской деятельности на примере  популяризации реализованного проекта «Развитие тутового шелкопряда  на биоспутнике «Фотон – М - 3».

Ширяева М.Ю.

Задача повышения качества образования на переходном этапе из начальной школы в среднюю может успешно решаться при широком использовании методики проектно-исследовательской деятельности, как на уроках, так и во внеклассной работе. Это вполне объяснимо. Ведь внедренный нами исследовательский  проект «Развитие тутового шелкопряда в невесомости», который впоследствии был принят для испытаний в реальном полете биоспутника «Фотон – М - 3»,- это деятельность, в которой нашли свое выражение личностные интересы учеников. Когда мы предлагали школьникам среднего звена найти и осуществить свой личный проект по теме «Эксперимент в Космосе», мы действительно признавали их независимость, уникальность и предлагали им найти конкретную форму осуществления своей индивидуальности и свободы. По всей вероятности, это был процесс перехода ребенка во взрослую позицию, меняющий не только саму суть его отношений с взрослым, а степень сознательности по отношению к учебе и освоению новой информации.

Сегодня появились такие образовательные средства, применение которых очень эффективно воздействует на повышение интереса к учебе, но которые   на обычном уроке использовать трудно. Например, совместная деятельность детей, работа в команде, стремление к общему результату и так далее. Все это мы наблюдали во время разработки  нашего проекта «Развитие тутового шелкопряда в невесомости».В ходе эксперимента мы неоднократно отмечали, что в процессе организации проектной работы ученика гораздо легче сформировать его интеллектуальные ключевые навыки, начиная с постановки проблемы, поиска, сбора, обработки информации, планирования работы, анализа результатов. Мы установили, что при работе над проектом эти компетенции развивались совершенно естественно, в отличие от традиционного урока, на котором это происходило искусственно.

Этапами нашего проекта были: постановка проблемы, планирование, поиск информации, получение результатов, презентация. Эта была практико-ориентированная исследовательская групповая работа, в которой укреплялись межпредметные связи, расширялись образовательные контакты, как по школе, так и с научными учреждениями: Институтом медико-биологических проблем Академии наук РФ, Национальным  институтом Агробиологических наук Японии. Работая около двух лет, школьники участвовали в конкурсах «Мы и биосфера»,  «Эксперимент в Космосе». В результате  наш проект «Развитие тутового шелкопряда на Международной космической станции» занял 2 место, а также был отобран для испытаний в режиме реального запуска биоспутника. Далее тема нашего проекта была преобразована в следующую - «Развитие тутового шелкопряда  на биоспутнике «Фотон – М - 3».

Мы считаем, что при работе над проектом учащиеся приобрели ценный опыт   научно-исследовательской деятельности. Работа учащихся  над проектом началась с  активного поиска информации в Интернете, переписки по электронной  почте, создания сайта во Всемирной сети. Ребята столкнулись с проблемой, где достать грены тутового шелкопряда. Им на помощь пришли коллеги из Японии, прислав и личинки, и корм, кроме того, японцы постоянно интересовались ходом проекта.

Участие в  проекте «Тутовый шелкопряд» дало возможность школьникам приобрести не только уверенность в себе, умение отстаивать свою точку зрения перед компетентным жюри, но также опыт общения с прессой и  выступления перед аудиторией, то есть существенно развить учебно-коммуникативные умения.

 Работа над проектом побудила учащихся к созданию компьютерных презентаций, освоению приемов работы с цифровыми фото -  и видеокамерами, написанию научно-исследовательских работ.

Переписка с японскими коллегами в рамках международного сотрудничества выявила актуальность серьёзного изучения английского и других иностранных языков.

Участие в  данном проекте  позволило учащимся  увидеть  практические результаты исследования – использование культуры тутового шелкопряда в реальном запуске на биоспутнике, что положительно сказалось на желании и дальше участвовать в проектно-исследовательской деятельности.

Внимание к проекту  прессы (печатные издания, телепрограммы, Интернет-страницы) вызвало у учащихся чувство гордости  за школу, сопричастности к общему делу.

Проект «Тутовый шелкопряд»  стал началом  дружбы между российскими и японскими школьниками, наши ребята послали обратно в Японию культуру тутового шелкопряда, побывавшую в Космосе. Японские школьники ответили подарками и видеофильмом о своем уходе за шелкопрядом.

Описанная экспериментальная деятельность имела большое значение не только для группы детей и педагогов, занятых этим проектом. Она существенно оживила работу всей школы. В, частности,  в эксперименте «Шестиклассная начальная школа» для учащихся 4-6 классов проводились беседы об астрономии, Космосе, космонавтике. Дети привлекались к конкурсам по космической тематике, им  демонстрировались следующие информационные фрагменты работы:

СD-ROM. Репортаж телекомпании «Вести 24» о полете биоспутника «Фотон - М-3» с участием ученических проектов, в том числе «Тутовый шелкопряд»;

СD-ROM. Мультимедийная презентация «Развитие тутового шелкопряда на биоспутнике «Фотон - М-3».

СD-ROM.  Репортаж японского телевидения  о проекте «Тутовый шелкопряд».

СD-ROM. Видеофильм о  японских школьниках,  включившихся в изучение «космического», присланный по Интернету.

Перечисленные мероприятия очень сильно воодушевили школьников 4-6 классов. Им было крайне интересно слушать рассказы близких по возрасту старшеклассников (8 классы) о том, как шла работа над проектом, какие были трудности, удачи, курьезные случаи. Все без исключения были горды за свою школу, за то, что в ней происходят такие замечательные события. Многие учащиеся 5-6 классов  всерьез задумались о своем будущем участии в работе по исследованию Космоса, а четвероклассники о том, чтобы скорее прийти в среднее звено и тоже заниматься изучением тайн Вселенной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».

Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...

Развитие тутового шелкопряда

Презентация отражает внешнее строение,жизненный цикл,условия размножения тутового шелкопряда,значение насекомого в одомашнивании...

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии.

Организация экскурсионной деятельности учащихся как одна из форм проектно-исследовательской работы на уроках географии....

Инновационный проект: "Формирование патриотического самосознания учащихся на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности"

Российский патриотизм и его развитие – одна из актуальных и сложных проблем социально–гуманитарной теории и практики. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую ...

Стадии развития тутового шелкопряда

Стадии развития тутового шелкопряда...