Конспект занятия по трудовому обучению Тема: "Лавка ремесел"
план-конспект

Данный материал будет полезен для воспитателей, учителей и работникам дошкольного образования. Он расчитан для детей 6-10 года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по труду557.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Тема : «Лавка ремесел»

Воспитатель:

Т.С.Дымова

2020 год.

Конспект занятия по ручному труду

(для детей 6-10 лет)

Цель:      формирование представлений о народных ремесел (профессий).

Задачи: 

- расширить представления детей о ремёслах (профессиях), через сообщение новых сведений  и выполнение разнообразных творческих заданий.

-Развивать аналитическое мышление учащихся, умения сравнивать, обобщать информационный материал;

- Воспитывать в детях уважительное отношение к людям разных профессий.

Форма: познавательная игра-путешествие.

Оборудование: иллюстрационный материал (изображения видов ремесел), …

Содержание мероприятия:

1. Организационный момент.

Ритуал приветствия… 

П: -Посмотрите, ребята, как много у нас сегодня гостей. По старому русскому обычаю давайте пожелаем им здоровья. А что для этого надо сделать? Правильно, поздороваться (Дети здороваются с гостями).(дети рассаживаются на свои места).

П: -«Делу время, потехе час»- говорит старинная русская пословица. О труде, главном содержании человеческой жизни, издавна говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках. О том, как трудились люди на родной земле, писали и русские писатели, а поэты слагали стихи. Ребенок читает стихотворение:

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…..

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба -

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

П:-А пока вы школьники, главный ваш труд - учёба. Вы должны получить знания, которые вам в будущем помогут овладеть разными профессиями. 

2. Актуализация знаний:

-Сейчас посмотрим,  как вы усвоили материал предыдущих занятий. Проводится малоподвижная игра «Яблочко». Дети становятся в круг и под музыку передают яблоко, когда музыка стихнет, тот у кого в руках окажется яблочко тот говорит: «Яблоко в руках держу все, что знаю, расскажу!»

П:

 -Расскажи как называется изготовитель деревянных игрушек?

-фарфоровая посуда с сине-голубым рисунком?

-центр производства кованых расписных подносов?

-кто плетет лапти и корзины?

-чем занимается извозчик?

-какими цветами знаменита хохломская роспись?

-помощник мастера?.

3. Основная часть.

П:- И так, мы с вами продолжаем путешествовать по Городу Мастеров. Хороший товар делают , как мы знаем - мастера. Много труда, выдумки, любви вкладывают они в свои изделия. Им хочется и людей порадовать и своё мастерство показать. Но чтобы показать свое мастерство люди также как и сейчас получали  навыки мастерства в специальных ремесленных  мастерских. Вот как раз сегодня мы продолжим наше путешествие и переместимся по нашему Городу мастеров в «Лавку ремесел» (играет рус. народная музыка, дети вместе с педагогом проходят к вывеске «лавка ремесел»).

Детей встречает в лавке торговец:

Т:-Подходи, честной народ

Торговец навыки здесь продает!

Кому тыщу, кому три

Заходи ! Приобрети!

П:-Здравствуйте, уважаемый торговец! Нам с ребятами кажется, что в лавках торгуют каким либо товаром, а у тебя навыки какие-то продаются..?

Т:- Добрый день! Я рад приветствовать вас в своей лавке ремесленников.

Да, моя лавка необычная, ремесленная, а ремесло в старину так и переводилось как занятие, профессия ,значит я торговец профессиями.

- А вы ребята, хотите приобрести  какую - ни будь профессию?(ответы детей).

П: -Однако просто купить профессию невозможно, чтобы стать квалифицированным специалистом с дипломом и устроиться на работу необходимо обладать определенными умениями и навыками.

Т: - Да, да и не только ручной умелостью, но и смекалкой и сообразительностью! Вот сейчас и проверим, насколько вы сообразительны.

У каждого в жизни своя забота:

Чтоб всегда была любимая работа.

Кто из вас смекалкой обладает,

Пусть загадку хитрую отгадает.

-Чтоб заиграл красиво музыкант,

Проявить ему нужно… талант

-Чтоб сшить модные брюки,

Нужны портному умелые … руки

-Чтоб шоферу автобусом управлять,

Нужно правила … движенья знать

-Чтоб у повара пирожки получились вкусные,

Надо владеть технологическими операциями …искусно

-Вижу, что знаете вы, друзья,

Трудом гордится наша ... Земля

-Ребенку и взрослому нужен труд,

Терпенье и труд все … перетрут!

-Молодцы ребята!

П: -Ребята, Давайте вспомним, какие ремесла были у наших предков. А для этого поиграем в русскую народную игру «Бубен». Заведем круг (дети вместе с педагогом образуют круг) .

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот отгадку  скажет нам.

Путешествую по свету,

Я объехал уж весь мир.

Я привез меха, конфеты,

Ткани: шелк и кашемир.

Угадайте ж, наконец,

Ремесло мое….(КУПЕЦ)

Нужен вам платок

Или платье новое,

изготовлю в один миг.

 Управляюсь лихо ,

 Ремесло мое…(ТКАЧИХА)

Драгоценности, алмазы,

Покорили уж весь мир.

Изготовлю украшенья –

Я великий ….(ЮВЕЛИР)

Надо лошадь подковать,

Изготовить ключ к замку,

Что угодно – все смогу.

Даже меч – кладенец,

Ремесло мое — ….(КУЗНЕЦ)

Сколочу вам лавку, стол,

Да еще скамейку.

Проворный я работник,

Самый лучший ….(ПЛОТНИК)

Я из пушистой шерсти

Напряду вам пряжи.

Смотаю все в клубочки

и свяжу носочки,

или теплую рубаху,

потому что я ведь …(ПРЯХА)

Изготовлю вам из глины:

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло мое….(ГОНЧАР).

Дети рассаживаются по местам.

П:- Спасибо ребята, смекалку свою проявили, памятью своей блеснули.(вывешивается табличка с навыком –смекалка и сообразительность).

Т: - Есть у меня для вас еще одно задание на внимание.

-Каждому из вас я раздам картинки на которых написано задание , его надо выполнить, будьте внимательны!

Игра «Дорисуй недостающую деталь»

                    

             

Дети выполняют задание за столом на индивидуальных карточках.

П:-Молодцы, ребята, справились с заданием быстро.( вывешивается табличка с навыком – внимание).

-Уважаемый торговец, Вы убедились, что наши дети действительно сообразительны и внимательны?...Тогда мы хотим показать, на что мы еще способны. А Вы пока посидите и на нас посмотрите.

Т: -Хорошо!

Работа с литературным источником «Народная мудрость в пословицах».

П: - Чтобы продать свой товар ремесленники должны были как говорят сейчас прорекламировать свой товар, следовательно и речь их должна была поставлена правильно, грамотно. Еще один навык, которым должен обладать мастер это умение высказывать свою мысль. Сейчас мы проверим, обладаете ли вы таким навыком…

П:- Я заметила, что в нашей лавке есть  «Мешок мудрости», давайте его откроем…( внутри которого на отдельных бумажках написаны пословицы, дети вытягивают их по одной и объясняют их смысл).

На отдельной бумаге напечатаны слова, любой ребенок достает ее и читает написанное :

« Народная мудрость всегда помогала в работе, множество пословиц и поговорок сложили народные умельцы о своих ремеслах. Вам задание : прочитайте пословицы и объяснить их смысл».
1 ребёнок. Глину не мять – горшков не видать.
2 ребёнок. Девицу веретено одевает.
3 ребёнок. Нынче гуляшки, да завтра гуляшки – находишься без рубашки.
4 ребёнок. Не игла вышивает, а руки.
5 ребёнок. Не молот куёт, а молодец, что молотом бьёт.
6 ребёнок. Всякому молодцу ремесло к лицу.

П: -Молодцы, ребята! Кто может сказать, что надо делать, чтобы ваша речь стала более грамотной и выразительной ? ( читать). (вывешивается табличка с навыком – выразительная, грамотная речь).

-Уважаемый торговец ,а что еще интересного есть у тебя в ремесленной лавке?

Т: - Для хорошего человека всегда найдется работенка!

Только вот мне жуть как интересно, умеете ли вы работать дружно и слаженно ?

П: - Так ведь это легко проверить! Ребята давайте разделимся на 2 подгруппы по одинаковому количеству человек ( дети делятся по желанию).

- Как народ говорит - в хороших руках и дело горит, что бы это значило? (ответы детей) .

-Горит значит быстро, ловко и хорошо.

Практическое задание «Портняжки».

Т: - Я уверен следующее задание будет вам по плечу!( торговец достает короб с заданием).

П: - Каждый участник группы получит свое задание:

1-отмерить нитку через локоток

2-вдеть нитку в иголку

3-завязать узелок

4-пришить пуговку

5-завязать узелок

Выполненным  задание считывается, если оно сделано бесшумно, быстро и аккуратно!(вывешивается табличка с навыком –умение работать вместе, дружно)

П: -В старину люди не только умели хорошо работать но и отдыхать.

-Есть ли у тебя торговец для нас игра?

Т: - Как у наших  у ворот

Собрался честной народ!

Будем в игры мы играть

Настроенье поднимать!

Подвижная игра «Заплети косу»

Детям раздается палочка с атласными лентами(3 шт.) Каждая группа детей должна двигаться в определенной последовательности так чтобы заплести косу. Ленту брать за концы.(звучит фоновая музыка).

П: -Какой навык можно приобрести во время игры? Что вы делали? (двигались)-(подвижность, активность). (вывешивается табличка навыка)

-Ребята, как вы думаете, достаточно ли мы с вами приобрели навыков, чтобы стать отличными мастерами? Давайте их проговорим (каждый по очереди ребенок читает надписи на табличках: смекалка и сообразительность, хорошая память, внимание, выразительная речь, умение работать дружно вместе, подвижность и активность, идет обсуждение).

Практическая часть

Т: -Правы вы ребята , без умения и сноровки ни одно дело не спорится. Как в народе говорится: куда лопата идет, туда и вода течет!

П:-Ну молодец торговец, всегда то у тебя речи к месту!

Т:- Это вы о чем?

П:- Так ведь и мы не лыком шиты, хотим еще тебе один навык показать-ручную умелость.

- А для этого я предлагаю вам (обращается к детям) сегодня украсить деревянную лопатку в технике декупаж. И тебя (обращ. к торговцу) приглашаем вместе с нами освоить эту технику. (дети вместе с педагогом украшают лопатку).

4.подведение итогов (момент рефлексии)

П:-Ребята вот и подходит к концу наше сегодняшнее путешествие по городу мастеров. После любого путешествия всегда остаются масса впечатлений и эмоций. Я хочу чтобы вы сейчас поделились своими впечатлениями об этом небольшом приключении .

 - что нового узнали?

- что больше всего запомнилось и понравилось на занятии?

- какие моменты хотели бы повторить ?

- как вам могут пригодиться полученные сегодня навыки в повседневной жизни?

Дополнительные  задание по группам:

1группа – игра «Наборщик». Из слова ремесло составить как можно больше слов.

2группа – игра «Найди пару». Детям предлагаются картинки с изображением разных ремесел и слова их определяющие, необходимо каждой картинке подобрать соответствующее слово.

По вертикали:

1. Центр глиняной игрушки на реке Вятка.

2. Деревянные игрушки, хранящиеся одна в другой.

3. Фарфоровая посуда с сине-голубым рисунком, на белом фоне.

По горизонтали:

1. Центр производства кованых расписных подносов.

2. Деревянная посуда с золотым фоном и красно-черной росписью.

3. Центр производства и матрешек и деревянной расписной посуды.

Бортник

Шарманщик

Бурлак

Трубочист

Коробейник

Фонарщик

Квасник

Звонарь

Извозчик

Кузнец

смекалка и сообразительность

хорошая память

внимание

выразительная речь

умение работать дружно вместе

подвижность и активность

ручная умелость

Глину не мять – горшков не видать.


Девицу веретено одевает.


Нынче гуляшки, да завтра гуляшки – находишься без рубашки.


Не игла вышивает, а руки.


Не молот куёт, а молодец, что молотом бьёт.

 Всякому молодцу ремесло к лицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация творческой деятельности учащихся классов VIII вида на занятиях по трудовому обучению

Для повышения эффективности занятий по трудовому обучению, наряду с основной педагогической деятельностью по проведению уроков необходима организация дополнительного образования в виде факультативов, ...

Конспект урока по трудовому обучению (цветоводство) на тему "Комнатные растения"

Коррекционно-развивающий урок в 4 классе по трудовому обучению "Цветоводство"...

Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок»

Конспект урока по  трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок» по теме "Снежинка" , в ходе которого дети обучаются различным приемам конуструирования объемной салфетки из бумаги, рекомендован ...

Занятие профессионально - трудового обучения в 5 классе.

Предмет. Швейное дело. Класс. 5. Четверть I. Раздел программы «Ремонт одежды». Тема урока. Виды пуговиц. Пришивание пуговиц. Тип урока. Комбинированный. Цель. Дать представление о видах пугови...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ В 9 КЛАССЕ

Любой урок будет для детей результативным, если заинтересовать их формой проведения. Данный урок вобрал в себя как традиционные, так и редко встречающие формы и методы проведения уроков трудового обуч...

Внеклассное занятие по трудовому обучению - КВН "Жизнь - это труд"

Внеклассное занятие по трудовому обучению -  КВН "Жизнь - это труд"...