Мастер-класс "Хранилище знаний"
методическая разработка (11 класс)

Колотушкина Татьяна Валентиновна

В данной разработке мероприятия содержится информация по профориентации старших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ»

*142281 Московская область г. Протвино, Северный проезд, 9

(/факс 74-65-90, E-mail: info@gymnasia.pro 

=============================================================

РОЛЕВАЯ ИГРА-МАСТЕР-КЛАСС  «ХРАНИЛИЩЕ ЗНАНИЙ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

Авторы: Колотушкина Т. В., учитель начальных классов.

Шаблицкая Е. Н., зам. директора по УВР, учитель МХК.

Идея ролевой игры (цель): профессиональная ориентация старшеклассников, определение востребованных современных профессий.

Задачи:

  1. Помочь учащемуся в выборе будущей профессии.
  2. Выявить интерес к теме «Кто я в современном мире».
  3. Помочь учащемуся овладеть навыками постановки цели и определения способов ее достижения, отстаивания своих убеждений, коммуникации и выстраивания игровых отношений.
  4. Развить творческие способности подростка к перевоплощению, «проживанию» своей роли.
  5. Развить умения действовать в необычной ситуации, анализировать свои действия и поступки, ход игры в целом.

(В игре участвуют несколько ученических микрогрупп под руководством взрослых-модераторов или мастеров игры. Они являются консультантами и источниками информации, арбитрами при решении спорных ситуаций; следят за соблюдением правил игры, являются «хранителями времени» - для ускорения или сдерживания темпа игры).


Игра состоит из нескольких этапов.

Первый этап. Индукция.

 Вводная беседа. Ввод первой ситуации: в некотором государстве сгорела главная библиотека – хранилища мудрости всех предшествующих поколений. В огне погиб и ее хранитель - Главный Библиотекарь, много лет собиравший эту библиотеку. Он был членом магистрата и, по существу, его идеологическим лидером, потому что в нужную минуту приводил в пример исторические деяния или высказывания выдающихся людей прошлого для выбора профессий будущего. Каждый город мастеров стремится создать книгу своей профессии с целью передать знания будущему поколению и доказать, что именно его профессия самая актуальная в современном мире.

Презентация созданной книги покажет разнообразие профессий, их особенности и востребованность в современном мире.

Второй этап. Самоконструкция. Работа в группах.

 На столах появляются карточки с названием и описанием городов и профессий, макеты будущей книги, материалы для  книги: заголовки, иллюстрации, сноски на сайт и материалы о профессиях, примерный план создания книги. Участники распределяются  по группам, согласно интересам. На данном этапе определяются «губернаторы» городов.

На экране появляются названия 4 городов и профессии жителей:

Город информатиков:

-мобильный разработчик;

-3Dаниматор;

-Программист;

-Модератор форума,

Город дизайнеров:

-Декоратор;

-Дизайнер-визуализатор;

-Дизайнер одежды;

-Ювелир.

Город ученых:

-Этнограф;

-Социолог;

-Эколог;

-Нанотехнолог.

Город политиков:

-Правозащитник;

-Дипломат;

-Политолог;

-Спичрайтер.

Учащиеся приступают к работе в группе по созданию книги по данному плану:

  1. Титул (создание коллективного коллажа).
  2. Сведения о профессиях (выделение маркером в тексте самых значимых сведений о профессиях).
  3. Реализация в социуме (выделение в тексте концепции профессий).
  4. Риски (определение рисков профессий, все - и + данной профессии).

Третий этап. Социоконструкция. Взаимодействие профессий.

Губернаторы городов (согласно присланным телеграммам) отправляются на «Форум инноваций» в соседний город с целью привезти инновационные разработки для внедрения в своём городе: политики к информатикам, чтобы представить свою политическую программу; информатики к дизайнерам, чтобы усовершенствовать веб-дизайн; дизайнеры к учёным, чтобы использовать новшества науки в своей профессии; ученые - к политикам, чтобы защитить научные изыскания. Методом мозговой атаки жители города предлагают губернатору соседнего города набор инноваций, которые могут отвечать запросам гостей. Губернаторы выбирают любую инновацию и возвращаются в свой город. В группах обсуждают привезённую инновацию на применение её в данном городе и заполняют страницу в книгах «Инновация».

  1. Инновации в профессии (определение характерных инновационных черт профессии).


Четвертый этап.
 Афиширование. Представление лучшей книги, достойной «Хранилища знаний».

Губернатор города или группа участников представляют свой вариант книги, достойной занять место в Книгохранилище города.

Могут оцениваться убедительность речи оратора, важность книги с точки зрения ее информативности, полезности, занимательности, эстетического или воспитательного воздействия, качество оформления ее обложки, как с художественной точки зрения, так и с точки зрения отражения содержания, креативность.  

Для повышения интереса игры назначены «демагоги», которые будут находить несовершенства в любой представленной книге, заставляя тем самым защитников книги искать новые, более убедительные доказательства.


Пятый этап. Рефлексия.

На данном этапе определяется роль каждого участника в игре; «жителям» городов предлагается ответить на вопросы модераторов или закончить предложение: Я, житель  города (название) проявил себя…….; узнал полезную информацию о……; помог в создании книги тем, что……..; доказал, что моя профессия является в современном мире значимой, потому что………; научился в ходе игры………….

Рефлексия «Мишень». Каждой команде в мишени, расположенной на стенде, даётся один сектор (актуальность игры, форма, содержательность, эмоциональность игры). В своем секторе участники игры определяют поле и маленьким дротиком выставляют свою отметку игре (от 1 до 10).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Х I МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ «МОЛОДЕЖЬ И ИННОВАТИКА» 07-08 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА В Г.О. СЕРПУХОВ РОЛЕВАЯ ИГРА «ХРАНИЛИЩЕ ЗНАНИЙ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» город Протвино Колотушкина Т.В. , Шаблицкая Е.Н .

Слайд 5

Первый этап Мотивация (подготовительный этап)

Слайд 6

Ролевая игра «Хранилище знаний»

Слайд 7

Город информатиков Город политиков Город дизайнеров Город учёных

Слайд 8

Второй этап Действие (проведение игры)

Слайд 9

Выездная сессия мэров на «Форум инноваций»

Слайд 10

Презентация книги

Слайд 11

Третий этап Анализ: подведение итогов, обсуждение (рефлексия)

Слайд 12

Рефлексия «Мишень»

Слайд 13

Форма Актуальность Содержание Эмоции



Предварительный просмотр:

РОЛЕВАЯ ИГРА «ХРАНИЛИЩЕ ЗНАНИЙ»

-Добрый день, дорогие участники игры. Мы рады, что Вы всегда находите время учиться, познавать и самосовершенствоваться в стремительно развивающемся пространстве.

-Как человек познает мир? ( На экране знак вопроса и человек)

-Через общение, через…..(обращение к залу…)….через телевидение, художественную литературу.

-А ещё - через игру. Уходит ли игра из жизни человека с возрастом?

- Какой ответственный период ждет по окончании учебного года вас, старшеклассники?

-Совершенно верно, ЕГЭ, а далее выбор профессии и жизненного пути. Сегодня Вы в роли старшеклассников, и поэтому несколько слов об актуальности выбора темы ролевой игры.

ФИЛЬМ

Игра состоит из нескольких этапов.

Первый этап.

Ввод первой ситуации: в некотором государстве сгорела главная библиотека – хранилище мудрости всех предшествующих поколений. В огне погиб и ее хранитель - Главный Библиотекарь, много лет собиравший эту библиотеку. Он был членом магистрата и, по существу, его идеологическим лидером, потому что в нужную минуту приводил в пример исторические деяния или высказывания выдающихся людей прошлого для выбора профессий будущего.

Слайд: на экране названия 4 городов и профессии жителей:

Каждый город мастеров стремиться создать книгу своей профессии с целью передать знание будущему поколению и доказать, что именно его профессия самая актуальная в современном мире.

Презентация созданной книги покажет разнообразие профессий, их особенности и востребованность в современном мире.


Второй этап. Работа в группах. (На столах появляются карточки с названием городов и профессий, макеты будущей книги, материалы для  книги: заголовки, иллюстрации, сноски на сайт и материалы о профессиях, примерный план создания книги).

 -Вы распределились по группам, вы – жители четырёх городов. У каждого из Вас своя профессия. В каждом городе есть свой мэр, и вам необходимо его выбрать (прикрепить бэйджики).

Город информатиков:

-мобильный разработчик;

-3Dаниматор;

-Программист;

-Модератор форума,

Город дизайнеров:

-Декоратор;

-Дизайнер-визуализатор;

-Дизайнер одежды;

-Ювелир.

Город ученых:

-Этнограф;

-Социолог;

-Эколог;

-Нанотехнолог.

Город политиков:

-Правозащитник;

-Дипломат;

-Пролитолог;

-Спичрайтер.

(Работа в группе по созданию книги по плану)

  1. Титул                                                                                                          
  2. Сведения о профессиях (4 листа) - распределить в командах                                                        
  3. Реализация в социуме (выбрать из текста концепцию профессии)
  4. Риски (- и +)
  5. Инновация (выездная сессия мэров) – 5 минут.

Создавать и презентовать книгу мы будем по ПЛАНУ:

  1. На ваших столах лежат конверты с иллюстрациями, при помощи которых вы будете создавать титульный лист, используя технологию КОЛЛАЖА. Эта работа коллективная. Время работы – 5 минут.
  2. Каждый  из вас выберет из списка профессий одну и внимательно ознакомится с информацией. Вам необходимо: выделить маркером в тексте самые значимые сведения,  её реализацию в социуме, определить риски (+ и -). На это вам даётся 10 минут.
  3. А теперь – просим мэров выйти к нам, вам предстоит отправиться на выездную сессию в другой город.

Взаимодействие профессий.

Звучат фанфары. Мэрам торжественно вручают приглашения в другой город на «Форум инноваций». Мэры городов отправляются к соседям за инновациями.

(Политики к информатикам, чтобы представить свою политическую программу; информатики к дизайнерам – усовершенствовать веб-дизайн; дизайнеры к учёным, чтобы использовать новшества науки в своей профессии; ученые - к политикам, чтобы защитить научные изыскания). Методом мозговой атаки  города предлагают гостям набор инноваций, которые могут отвечать запросам гостей. Мэры выбирают любую инновацию и возвращаются в город. На это дается 5 минут.

 В группах обсуждают инновацию на применение её в данном городе и заполняют страницу в книгах «Инновация». На это дается 5 минут.


Четвертый этап.
 Представление лучшей книги, достойной «Хранилища знаний». 15 минут.

Каждый участник или группа представляют свой вариант книги, достойной занять место в Книгохранилище города.

Могут оцениваться убедительность речи оратора, важность книги с точки зрения ее информативности, полезности, занимательности, эстетического или воспитательного воздействия, качество оформления ее обложки, как с художественной точки зрения, так и с точки зрения отражения содержания.

Пятый этап.

На данном этапе определяется роль каждого участника в игре; «жителям» городов предлагается ответить на вопросы модераторов или закончить предложение: Я, житель  города (название) проявил себя…….; узнал полезную информацию о……; помог в создании книги тем, что……..; доказал, что моя профессия является в современном мире значимой, потому что………; научился в ходе игры………….

Рефлексия «Мишень». Каждой команде в мишени, расположенной на стенде, даётся один сектор (актуальность игры, форма, содержательность, эмоциональность игры). В своем секторе участники игры определяют поле и маленьким дротиком выставляют свою отметку игре (от 1 до 10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"

Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом.  Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

"Знание научное и знание художественное" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)

«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы  Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова,    Е.Д.Критская. Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное». Роль искусст...

Сценарий проведения торжественной линейки «В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!», посвящённой Дню знаний.

Сценарий проведения общешкольнойторжественной линейки«В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!»,посвящённой  Дню знаний....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

1 сентября - «День знаний». Путешествие в страну знаний.

Игра -викторина, посвященная "Дню знаний"....