Храм Казанской иконы Божией Матери
классный час
Две сотни казаков, в составе отряда № 6 в 1843 г. основали на левом крутом берегу речки Караталы-Аят поселение.
Родом они были из знаменитой станицы Табынской, прославившейся явлением чудотворной иконы Божией Матери, называемой Табынской. В честь великой победы Петра I под Полтавой, свой поселок они назвали Полтавским, а вскоре и сам шестой отряд стал называться Полтавским.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.93 МБ |
![]() | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
1 страница «История края» Две сотни казаков, в составе отряда № 6 в 1843 г. основали на левом крутом берегу речки Караталы-Аят поселение. Родом они были из знаменитой станицы Табынской , прославившейся явлением чудотворной иконы Божией Матери, называемой Табынской . В честь великой победы Петра I под Полтавой, свой поселок они назвали Полтавским, а вскоре и сам шестой отряд стал называться Полтавским.
2 страница «Строительство часовни» В начале сентября 1852г. казаки Полтавского посёлка на сходе приняли решение о строительстве молитвенного дома на свои средства
3 страница «Строительство деревянного храма» в 1861 г., деревянная церковь с деревянною колокольнею была построена иждивением полтавских жителей. Освящение храма совершил 18 ноября 1861 г. благочинный священник Прокопий Агров , настоятель каменной Христорождественской церкви из станицы Нижнеувельской .
4 страница «Пожар в Полтавке 1891 года» Именно в этом роковом году 6 июня сильнейший пожар истребил весь Полтавский посёлок. И что самое ужасное, сгорел и деревянный Казанско-Богородицкий храм со всею церковною утварью, имуществом и архивом.
5страница « Строительство каменного храма» В 1900-1901 гг. в Полтавке на месте сгоревшего деревянного храма начали строить каменный большой храм… В 1909 г. в Полтавском посёлке была наконец возведена каменная красавица-церковь Казанской иконы Божьей Матери.
6 страница «Красный террор против церкви» Согласно планам Полтавского райисполкома, «закончить оборудование храма под стационарное кино», это и было сделано в сентябре 1933 года.На деле это «оборудование храма под стационарное кино» означало его варварское разрушение и разграбление.
Красный террор против церкви С церкви сорвали и сбросили на землю колокола, а потом и разрушили до основания колокольню. Снесли купола. Погром творили при помощи американского трактора « Фордзон ». Храм разрушали на центральной площади на глазах большинства людей Полтавского посёлка. Некоторые люди плакали. Это самое главное сокровище и святыню, и архитектурную достопримечательность Полтавского посёлка (и всего Полтавского района) разрушали богоборческие власти на глазах поражённых жителей... Многих из тех людей, которые разрушали храм, не обошла Божья кара. Кто-то тяжко заболел (в частности, рассказывали, что кого-то парализовало), кто-то умер .
Красный террор против церкви Позже в здании храма открыли клуб "1 Мая", «очаг советской культуры»... Сколько душ сгорело в этом адском «очаге культуры»? Большинство казачьих семей не ходило туда. Большая часть простого народа тайно и явно продолжало чтить и отмечать главные церковные праздники, не смотря ни на какие запреты.
7 страница «Возвращение храма» Только 1988 году православная община смогла добиться возращения здания храма. Новое освящение храма произошло лишь 28 января 1996 г. Освящал храм епископ Челябинский и Златоустовский Георгий (Грязнов)
Едут люди к развалинам храма, Чтобы снова его возродить, Там открыта духовная рана, И её собрались залечить. Люди трудятся очень надеясь, Милость Божью на землю вернуть, Семена благодати посеять, Волю к жизни в Полтавке вдохнуть. Он восстанет из пыли и пепла, Прихожане молиться придут, Чтобы Вера Христова окрепла, Возродится духовный редут.
Спасибо за внимание! Храм иконы Казанской Божией матери сегодня
Источники и литература: 1.Исследовательская краеведческая работа Катехизатора Храма Казанско - Богородицкой церкви Александра Ярошецкого 2. Интернет-ресурсы - Карталы — Википедия ru.wikipedia.org › Карталы - yandex.ru / images › г.Карталы - map.drevolife.ru › Карта церквей › Челябинская область › Карталы - cbs - kartaly . chel . muzkult . ru › kzd _1.9/ - карта 74. рф › tourism/religion/ hram_kazanskoy_ikony …
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ с учетом НРЭО
(модуль "Основы православной культуры)
Тема: "Храм"
Автор: Плужникова Галина Кузьминична, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 131 г.Карталы
Устный журнал: "Храм Казанской иконы Божией Матери (Основные вехи от рождения до закрытия в годы Советской власти)
Эпиграф:
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.
Цель: нравственное воспитание личности на основе приобщения детей к культурным традициям и истории малой Родины
Задачи:
- Обучающая: узнать историю православного храма, расположенного на территории г.Карталы;
- Развивающая: развить интерес к знаниям о храмах, их тесной связью с историей Отечества, мотивировать учащихся к изучению православной культуры, обогащать, развивать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
- Воспитывающая: формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Устный журнал: "Храм Казанской иконы Божией Матери (Основные вехи от рождения до закрытия в годы Советской власти)
Ведущий 1: | (слайд 1) Сегодня мы с вами, ребята, совершим необычную экскурсию. Необычна она тем, что будет проходить по страницам устного журнала. Духовная жизнь нашего родного города с момента его возникновения была связана с храмом и его служителями. Сегодня мы расскажем вам историю Храма Казанской иконы Божией Матери (Основные вехи от рождения до закрытия в годы Советской власти) (слайд 2) Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. |
Ведущий 2: | (слайд 3) Страница 1.История края Какова же история нашего края? |
Ведущий 1: | (слайд 4) Страница 2.Строительство молитвенного дома Церковные приходы в казачьих посёлках имели свою специфику. Казачество являлось военным сословием, и поэтому основной обязанностью казаков было несение воинской службы. Священники казачьих посёлков помимо прочего часто выполняли обязанности военных полковых священников. Обязательным было присутствие священнослужителей при приведении к присяге казаков на верность царю, при проводах на войну и военную службу, а также в качестве понятых, например, при рассмотрении земельных вопросов. В начале сентября 1852 г. казаки Полтавского посёлка на сходе приняли решение о строительстве молитвенного дома на свои средства с выделением им 100 бревен из Джабык-Карагайского бора. Посетивший Полтавскую станицу благочинный из г. Троицка протоиерей Димитрий Озерецковский, по настоятельной просьбе станичников дал им следующую записку: «Православным жителям Полтавской станицы по желанию вашему построить часовню на площади — препятствовать я не могу и даже советую. Ежели случаются хлопоты по духовному начальству, то я принимаю их на себя». Казаки, приняв этот «документ» за разрешение на строительство, купили частный дом и приступили к перестройке его на часовню... В целом часовня имела «прекрасный вид», внешне напоминая казачеству храм в миниатюре. Построенная часовня была приписана к приходу храма святых апостолов Петра и Павла в станице Великопетровской. Казаки Полтавской станицы на этом не остановились и захотели иметь свой собственный храм. |
Ведущий 2: | (Слайд 5) 3 страница Летом 1854 года «поверенные» от жителей Полтавской станицы казаки Иван Звездин и Иван Кузнецов были приняты епископом Оренбургским и Уфимским Антонием I (Шокотовым), которого просили «учинить надлежащее распоряжение» о преобразовании имеющейся часовни в приписную церковь. Просьба казаков была рассмотрена, и церковные власти возбудили ходатайство перед войсковым начальством о начале строительства, подготовив все необходимые документы, в том числе и чертежи. Спустя 4 года генерал-адъютант А. А. Катенин, объезжая станицы Новолинейного района и побывавший в Полтавской станице, лично выслушал просьбу полтавских казаков о постройке «деревянной церкви на свой счёт». И только после этого было дано разрешение на строительство церкви... «Казанско-Богородицкая церковь» - так она именуется во всех метрических книгах, клировых ведомостях и других документах, начиная с 1863 г. Нужно отметить характерную особенность полтавчан: и строительство часовни, и строительство храма, и расходы на открытие и содержание казачьей школы они вели за свой собственный счёт, участвуя в этих благих начинаниях сообща, всем миром. Сначала часовня, а потом и строящаяся Казанско-Богородицкая церковь были приписными к Петропавловской станичной церкви. Так было до марта 1863 г., когда в Полтавский приход был назначен собственный священник-настоятель. Тогда Полтавский приход получил свою самостоятельность.
|
Ведущий 1: | (слайд 6) 4 страница "Пожар в Полтавке 1891 года" В 1891 году на всех жителей Полтавского поселка выпало вскоре очень серьёзное испытание. Именно в этом роковом году 6 июня сильнейший пожар истребил весь Полтавский посёлок. И что самое ужасное, сгорел и деревянный Казанско-Богородицкий храм со всею церковною утварью, имуществом и архивом. В том числе сгорела и опись церковного имущества, и все метрические книги до 1891 г. По рассказам коренных полтавчан, остался совершенно целым только один дом. Пожар начался с окраины Полтавки, с той стороны, где сейчас 3 железнодорожных моста. Тогда во дворах было много соломы, крыши дворовых построек были чаще всего соломенные. И вот в результате шалости детей в дневное время быстро вспыхнул пожар. Сильный ветер моментально стал переносить пламя с дома на дом, со двора на двор. Все жители побежали спасаться в речке Карталы-Аят. Горе полтавских жителей не поддаётся описанию. Но это были мужественные и сильные духом люди. Набожные, смиренные и терпеливые. Предки полтавчан – табынцы не раз отстраивали заново и храм, и дома, и крепостные стены Табынска после пожаров и разграблений, которые устраивали дикие племена башкир. Поэтому не сломались они и на этот раз. Они хорошо знали, что нет худа без добра. Такие опустошительные пожары довольно часто случались на Руси и в частности на Урале, в Оренбургской губернии. Более того, сама чудотворная Казанская икона Божьей Матери, в честь которой назван храм, была обнаружена на пепелище после страшного пожара в г. Казани. Согласно клировой ведомости Полтавского прихода за 1901 г., вместо сгоревшего храма резолюцией Преосвященного Макария (Троицкого) от 30 октября 1891 г. полтавчанами построен деревянный молитвенный дом для отправления в нём богослужений вплоть до постройки нового каменного храма. За 2 года с момента страшного пожара 1891 г., уничтожившего всю Полтавку, казаки успели построить новые дома. Поразительная стойкость, терпение, смирение и трудолюбие ! Первым делом полтавчане отстроили жилые дома, а потом решили отстроить заново и храм. В газете «Оренбургские епарх. ведомости» № 8 от 15 апреля 1895 г. опубликован поразительный рассказ-свидетельство о том, как полтавчане стали собирать пожертвования на строительство нового храма. Согласно метрическим книгам, в период с марта по декабрь 1897 г., т.е. почти 9 месяцев, когда в Полтавском приходе не было своего настоятеля, временно совершал богослужения, таинства и требы в Полтавской приходе священник ближайшего Аннинского прихода Корнилий Корепанов. |
Ведущий 2: | (слайд 7) 5 страница " Строительство каменного храма" В 1900-1901 гг. в Полтавке на месте сгоревшего деревянного храма начали строить каменный большой храм. Согласно метрической книги, И также согласно многочисленным рассказам полтавчан, и в частности, Марии Феодоровны Осиповой, могила купца А.М. Зайцева находилась рядом с храмом, на северной стороне стоял деревянный крест с табличкой. Здесь получается нестыковка. Но возможно, когда храм был построен в 1909 г. и освящён в 1911 г., благодарные полтавчане решили увековечить память купца Зайцева и перезахоронить его останки на территории церкви. Как известно, по давней благочестивой традиции на Руси погребали тела церковных благодетелей или в храме, или при храме. И записывали их имена в синодик для вечного поминовения. В строительстве каменного храма принимал участие Андрей Михайлович Зайцев, Верхнеуральский 2-й гильдии купец. По рассказам потомков полтавских казаков, постройку храма после смерти отца продолжил сын А.М. Зайцева. Все жители Полтавского поселка принимали также самое активное участие в постройке храма. Они вносили свои пожертвования и деньгами, и зерном, и яйцами. Известно, что со всех дворов полтавчан собирали куриные яйца, желтки которых использовались в цементном растворе при возведении кирпичной кладки строящегося храма. Как записано в клировой ведомости за 1911 г. : «Церковь построена в 1909 г. тщанием покойного купца Андрея Зайцева совместно с жителями посёлка Полтавского». В 1909 г. в Полтавском посёлке была наконец возведена каменная красавица-церковь Казанской иконы Божьей Матери. Но храм ещё не был полностью готов как снаружи, так и изнутри. 17 июля 1911 года в воскресный день наконец-то состоялось освящение каменного храма. Все торжество прошло с редким религиозным подъемом и воодушевлением, и на долгое время в станице будут помнить его участников. Новый храм и по своим размерам и по внутренней обстановке, без сомнения, один из лучших сельских храмов Верхнеуральского уезда». |
Ведущий 1 | (слайд 8,9,10) 6 страница После революции 1917 г., как известно, начался красный террор. Начались небывалые массовые притеснения и гонения Церкви, церковных служителей и верующих людей. С 1929 г. развернулась усиленная кампания по закрытию церквей. Если верующие противились принять решение на общем собрании о закрытии храма, то с ведома уполномоченных ГПУ составлялись списки жителей, и активисты совершали подворный обход, собирая подписи за закрытие церкви. Церковь закрывалась, если расписывалось более половины граждан поселка, имеющих избирательное право. Но, естественно, эти списки подтасовывались в угоду директивам вышестоящей власти. Количество действующих православных храмов неуклонно сокращалось. Помещения, отобранных у православных церквей, использовали в основном под клубы, склады, зернохранилища, школы. Группы верующих опять стали просить открыть церкви. Но Полтавский райисполком, не желающий этого, собрал с председателей сельсоветов бумаги с одинаковым содержанием: «Открытие церкви невозможно из-за ветхости здания». 7 июля 1933 г. состоялось заседание Президиума Полтавского райисполкома. Они слушали сообщение зав. Орготделом т. Грехова о том, что «рабочие, колхозники, служащие и трудящиеся с. Полтавки, Узла ст. Карталы, Хроморудника, Уголькопей, в числе « 738» (цифра вписана чернилами уже потом) человек требуют закрытия церкви и организации в здании церкви клуба-кино. Против закрытия церкви 38 человек, из них 17 кулаков-раскулаченных, часть верующих не возражает церковь закрыть и организовать в здании церкви школу. Вскоре разрешение от Уралсовета было получено и, согласно планам Полтавского райисполкома, «закончить оборудование храма под стационарное кино», это и было сделано.Но только не в августе 1933 года, как планировалось, а в сентябре. На деле это «оборудование храма под стационарное кино» означало его варварское разрушение и разграбление. С него сорвали и сбросили на землю колокола, а потом и разрушили до основания колокольню. По рассказам, крепкая толстая кирпичная кладка колокольни ломалась с трудом. Снесли купола. По воспоминаниям очевидцев, погром творили при помощи американского трактора «Фордзон». Под руководством районных властей, участии учителей-безбожников, комсомольцев и милиции храм разрушали на центральной площади на глазах большинства людей Полтавского посёлка. Некоторые люди рыдали и плакали. Сколько сил и средств в течение долгих лет было вложено в строительство и украшение каменного красавца-храма. И вот теперь это самое главное сокровище и святыню, и архитектурную достопримечательность Полтавского посёлка (и всего Полтавского района) разрушали богоборческие власти на глазах поражённых жителей. Часть икон до этого унесли в свои дома верующие люди. Из оставшихся икон часть была сожжена, а часть пошла на табуретки в новоустроенном киноклубе. По рассказам верующих людей, свидетелей тех страшных событий, когда сбрасывали колокола, погиб один человек-богоборец. Многих из тех людей, которые разрушали храм, не обошла Божья кара. Кто-то тяжко заболел (в частности, рассказывали, что кого-то парализовало), кто-то умер. |
Ведущий 2 | (слайд 11) 7 страница Только 1988 году православная община смогла добиться возращения здания храма. Новое освящение храма произошло лишь 28 января 1996 г. Освящал храм епископ Челябинский и Златоустовский Георгий (Грязнов). |
Ведущий 1 | (слайд 12) Едут люди к развалинам храма, |
Ведущий 2 | (слайд 13) Благодарим всех за внимание. Следующий номер нашего Устного журнал будет называться "Возрождение храма" |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 10 классе на тему: "Праздник Казанской иконы Божией Матери"
Предложенный урок посвящён одному из видов русского православного искусства – иконописи, на котором учащиеся знакомятся с памятной святыней земли русской – иконой Казанской Божией Матери. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-422284-1428877436.jpg)
Православная гостиная "Казанская икона Божьей Матери".
Праздник Казанской иконы Божьей Матери. Сценарий. Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-176636-1357908678.jpg)
Сценарий праздника Казанской иконы Божией Матери
Материал для проведения внеклассного мероприятия по основам православной культуры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674996-1443369613.jpg)
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»
Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674996-1443369613.jpg)
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»
Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-674996-1443369613.jpg)
Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!» Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-973066-1510585659.jpg)
Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "
Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....