Храм Казанской иконы Божией Матери
классный час

БогдановаЕК2

Две сотни казаков, в составе отряда № 6 в 1843 г. основали на левом крутом берегу речки Караталы-Аят поселение.

    Родом они были из знаменитой станицы Табынской, прославившейся явлением чудотворной иконы Божией Матери, называемой Табынской.      В честь великой победы Петра I под Полтавой, свой поселок они назвали Полтавским, а вскоре и сам шестой отряд стал называться Полтавским. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Храм Казанской иконы Божией Матери (Основные вехи от рождения до закрытия в годы Советской власти ) Устный журнал Автор презентации: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 131 г.Карталы Плужникова Галина Кузьминична

Слайд 2

Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим.

Слайд 3

1 страница «История края» Две сотни казаков, в составе отряда № 6 в 1843 г. основали на левом крутом берегу речки Караталы-Аят поселение. Родом они были из знаменитой станицы Табынской , прославившейся явлением чудотворной иконы Божией Матери, называемой Табынской . В честь великой победы Петра I под Полтавой, свой поселок они назвали Полтавским, а вскоре и сам шестой отряд стал называться Полтавским.

Слайд 4

2 страница «Строительство часовни» В начале сентября 1852г. казаки Полтавского посёлка на сходе приняли решение о строительстве молитвенного дома на свои средства

Слайд 5

3 страница «Строительство деревянного храма» в 1861 г., деревянная церковь с деревянною колокольнею была построена иждивением полтавских жителей. Освящение храма совершил 18 ноября 1861 г. благочинный священник Прокопий Агров , настоятель каменной Христорождественской церкви из станицы Нижнеувельской .

Слайд 6

4 страница «Пожар в Полтавке 1891 года» Именно в этом роковом году 6 июня сильнейший пожар истребил весь Полтавский посёлок. И что самое ужасное, сгорел и деревянный Казанско-Богородицкий храм со всею церковною утварью, имуществом и архивом.

Слайд 7

5страница « Строительство каменного храма» В 1900-1901 гг. в Полтавке на месте сгоревшего деревянного храма начали строить каменный большой храм… В 1909 г. в Полтавском посёлке была наконец возведена каменная красавица-церковь Казанской иконы Божьей Матери.

Слайд 8

6 страница «Красный террор против церкви» Согласно планам Полтавского райисполкома, «закончить оборудование храма под стационарное кино», это и было сделано в сентябре 1933 года.На деле это «оборудование храма под стационарное кино» означало его варварское разрушение и разграбление.

Слайд 9

Красный террор против церкви С церкви сорвали и сбросили на землю колокола, а потом и разрушили до основания колокольню. Снесли купола. Погром творили при помощи американского трактора « Фордзон ». Храм разрушали на центральной площади на глазах большинства людей Полтавского посёлка. Некоторые люди плакали. Это самое главное сокровище и святыню, и архитектурную достопримечательность Полтавского посёлка (и всего Полтавского района) разрушали богоборческие власти на глазах поражённых жителей... Многих из тех людей, которые разрушали храм, не обошла Божья кара. Кто-то тяжко заболел (в частности, рассказывали, что кого-то парализовало), кто-то умер .

Слайд 10

Красный террор против церкви Позже в здании храма открыли клуб "1 Мая", «очаг советской культуры»... Сколько душ сгорело в этом адском «очаге культуры»? Большинство казачьих семей не ходило туда. Большая часть простого народа тайно и явно продолжало чтить и отмечать главные церковные праздники, не смотря ни на какие запреты.

Слайд 11

7 страница «Возвращение храма» Только 1988 году православная община смогла добиться возращения здания храма. Новое освящение храма произошло лишь 28 января 1996 г. Освящал храм епископ Челябинский и Златоустовский Георгий (Грязнов)

Слайд 12

Едут люди к развалинам храма, Чтобы снова его возродить, Там открыта духовная рана, И её собрались залечить. Люди трудятся очень надеясь, Милость Божью на землю вернуть, Семена благодати посеять, Волю к жизни в Полтавке вдохнуть. Он восстанет из пыли и пепла, Прихожане молиться придут, Чтобы Вера Христова окрепла, Возродится духовный редут.

Слайд 13

Спасибо за внимание! Храм иконы Казанской Божией матери сегодня

Слайд 14

Источники и литература: 1.Исследовательская краеведческая работа Катехизатора Храма Казанско - Богородицкой церкви Александра Ярошецкого 2. Интернет-ресурсы - Карталы — Википедия ru.wikipedia.org › Карталы - yandex.ru / images › г.Карталы - map.drevolife.ru › Карта церквей › Челябинская область › Карталы - cbs - kartaly . chel . muzkult . ru › kzd _1.9/ - карта 74. рф › tourism/religion/ hram_kazanskoy_ikony …



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по ОРКСЭ с учетом НРЭО

 (модуль "Основы православной культуры)

Тема: "Храм"

Автор: Плужникова Галина Кузьминична, учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 131 г.Карталы

 Устный журнал: "Храм Казанской иконы Божией Матери (Основные вехи от рождения до закрытия в годы Советской власти)

Эпиграф:         
Чем дальше в будущее входим,                                                                                    Тем больше прошлым дорожим,                                                                                                    И в старом красоту находим,                                                                                         Хоть новому принадлежим.

Цель: нравственное воспитание личности на основе приобщения детей к  культурным традициям и истории малой Родины

Задачи:

  • Обучающая: узнать  историю православного храма, расположенного на территории г.Карталы;
  • Развивающая: развить интерес к знаниям о храмах, их тесной связью с историей Отечества, мотивировать учащихся  к изучению православной культуры, обогащать, развивать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
  • Воспитывающая: формировать представление ценности православного храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Устный журнал: "Храм Казанской иконы Божией Матери (Основные вехи от рождения до закрытия в годы Советской власти)

Ведущий 1:

(слайд 1)     

      Сегодня мы с вами, ребята, совершим необычную экскурсию. Необычна она тем, что будет проходить по страницам устного журнала.

Духовная жизнь нашего родного города с момента его возникновения была связана с храмом и его  служителями. Сегодня мы расскажем вам историю

Храма Казанской иконы Божией Матери (Основные вехи от рождения до закрытия в годы Советской власти)

(слайд 2) 

Чем дальше в будущее входим,                                                                                    Тем больше прошлым дорожим,                                                                                                    И в старом красоту находим,                                                                                         Хоть новому принадлежим.

Ведущий 2:

(слайд 3) Страница 1.История края

        Какова же история нашего края? 
      Массовое проникновение православия за Урал началось в начале 40-х годов XIX века. Особую роль в этом сыграло Положение об Оренбургском казачьем войске от 12 декабря 1840 г. Согласно этому "Положению", все крестьяне, проживающие на землях войска, приписывались в казаки. В условиях крепостного права, принятая государем-императором Николаем I мера стимулировала переселение разночинного населения. 
      Значительный процент переселенцев составляли казаки упраздненного Ставропольского калмыцкого войска - крещеные калмыки. Немало было и принудительно переселенных, демобилизованных после Отечественной войны 1812 г. солдат, так же получивших статус казаков. 
   
Две сотни казаков, в составе отряда № 6 в 1843 г. основали на левом крутом берегу речки Караталы-Аят поселение. Родом они были из знаменитой станицы Табынской, прославившейся явлением чудотворной иконы Божией Матери, называемой Табынской. В честь великой победы Петра I под Полтавой, свой поселок они назвали Полтавским, а вскоре и сам шестой отряд стал называться Полтавским. 

Ведущий 1:

(слайд 4)  Страница 2.Строительство молитвенного дома

Церковные приходы в казачьих посёлках имели свою специфику. Казачество являлось военным сословием, и поэтому основной обязанностью казаков было несение воинской службы. Священники казачьих посёлков помимо прочего часто выполняли обязанности военных полковых священников. Обязательным было присутствие священнослужителей при приведении к присяге казаков на верность царю, при проводах на войну и военную службу, а также в качестве понятых, например, при рассмотрении земельных вопросов.

         В начале сентября 1852 г. казаки Полтавского посёлка на сходе приняли решение о строительстве молитвенного дома на свои средства с выделением им 100 бревен из Джабык-Карагайского бора. Посетивший Полтавскую станицу благочинный из г. Троицка протоиерей Димитрий Озерецковский, по настоятельной просьбе станичников дал им следующую записку: «Православным жителям Полтавской станицы по желанию вашему построить часовню на площади — препятствовать я не могу и даже советую. Ежели случаются хлопоты по духовному начальству, то я принимаю их на себя».

       Казаки, приняв этот «документ» за разрешение на строительство, купили частный дом и приступили к перестройке его на часовню...  В целом часовня имела «прекрасный вид», внешне напоминая казачеству храм в миниатюре. Построенная часовня была приписана к приходу храма святых апостолов Петра и Павла в станице Великопетровской.  Казаки Полтавской станицы на этом не остановились и захотели иметь свой собственный храм.

Ведущий 2:

(Слайд 5)         3 страница
«Строительство деревянного храма»

Летом 1854 года «поверенные» от жителей Полтавской станицы казаки Иван Звездин и Иван Кузнецов были приняты епископом Оренбургским и Уфимским Антонием I (Шокотовым), которого просили «учинить надлежащее распоряжение» о преобразовании имеющейся часовни в приписную церковь. Просьба казаков была рассмотрена, и церковные власти возбудили ходатайство перед войсковым начальством о начале строительства, подготовив все необходимые документы, в том числе и чертежи. Спустя 4 года генерал-адъютант А. А. Катенин, объезжая станицы Новолинейного района и побывавший в Полтавской станице, лично выслушал просьбу полтавских казаков о постройке «деревянной церкви на свой счёт». И только после этого было дано разрешение на строительство церкви...

 «Казанско-Богородицкая церковь» - так она именуется во всех метрических книгах, клировых ведомостях и других документах, начиная с 1863 г.

 Нужно отметить характерную особенность полтавчан: и строительство часовни, и строительство храма, и расходы на открытие и содержание казачьей школы они вели за свой собственный счёт, участвуя в этих благих начинаниях сообща, всем миром.

         Сначала часовня, а потом и строящаяся Казанско-Богородицкая церковь были приписными к Петропавловской станичной церкви. Так было до марта 1863 г., когда в Полтавский приход был назначен собственный священник-настоятель. Тогда Полтавский приход получил свою самостоятельность.

     

Ведущий 1:

(слайд 6) 4 страница

"Пожар в Полтавке 1891 года"

 В 1891 году на  всех жителей Полтавского поселка выпало вскоре очень серьёзное испытание. Именно в этом роковом году 6 июня сильнейший пожар истребил  весь Полтавский посёлок. И что самое ужасное, сгорел и деревянный Казанско-Богородицкий храм со всею церковною утварью, имуществом и архивом. В том числе сгорела и опись церковного имущества, и все метрические книги до 1891 г. По рассказам коренных полтавчан, остался совершенно целым только один дом. Пожар начался с окраины Полтавки, с той стороны, где сейчас 3 железнодорожных моста. Тогда во дворах было много соломы, крыши дворовых построек были чаще всего соломенные. И вот в результате шалости детей в дневное время быстро вспыхнул пожар. Сильный ветер моментально стал переносить пламя с дома на дом, со двора на двор. Все жители побежали спасаться в речке Карталы-Аят.        

     Горе полтавских жителей не поддаётся описанию. Но это были мужественные и сильные духом люди. Набожные, смиренные и терпеливые. Предки полтавчан – табынцы не раз отстраивали заново и храм, и дома, и крепостные стены  Табынска после пожаров и разграблений, которые устраивали дикие племена башкир. Поэтому не сломались они и на этот раз. Они хорошо знали, что нет худа без добра. Такие опустошительные пожары довольно часто случались на Руси и в частности на Урале, в Оренбургской губернии. Более того, сама чудотворная Казанская икона Божьей Матери, в честь которой назван храм, была обнаружена на пепелище после страшного пожара в г. Казани.

         Согласно клировой ведомости Полтавского прихода за 1901 г., вместо сгоревшего храма резолюцией Преосвященного Макария (Троицкого) от 30 октября 1891 г. полтавчанами построен деревянный молитвенный дом для отправления в нём богослужений вплоть до постройки нового каменного храма. За 2 года с момента страшного пожара 1891 г., уничтожившего всю Полтавку, казаки успели построить новые дома. Поразительная стойкость, терпение, смирение и трудолюбие !  Первым делом полтавчане отстроили жилые дома, а потом решили отстроить заново и храм.

      В газете «Оренбургские епарх. ведомости» № 8 от 15 апреля 1895 г. опубликован поразительный рассказ-свидетельство о том, как полтавчане стали собирать пожертвования на строительство нового храма.

          Согласно метрическим книгам, в период с марта по декабрь 1897 г., т.е. почти 9 месяцев, когда в Полтавском приходе не было своего настоятеля, временно совершал богослужения, таинства и требы в Полтавской приходе священник ближайшего Аннинского прихода Корнилий Корепанов.

Ведущий 2:

 (слайд 7)    5 страница

" Строительство каменного храма"

   В 1900-1901 гг. в Полтавке на месте сгоревшего деревянного храма начали строить каменный большой храм.

            Согласно метрической книги, И также согласно многочисленным рассказам полтавчан, и в частности, Марии Феодоровны Осиповой, могила купца А.М. Зайцева находилась рядом с храмом, на северной стороне стоял деревянный крест с табличкой. Здесь получается нестыковка. Но возможно, когда храм был построен в 1909 г. и освящён в 1911 г., благодарные полтавчане решили увековечить память купца Зайцева и перезахоронить его останки на территории церкви. Как известно, по давней благочестивой традиции на Руси погребали тела церковных благодетелей или в храме, или при храме. И записывали их имена в синодик для вечного поминовения.

        В строительстве каменного храма принимал участие Андрей Михайлович Зайцев, Верхнеуральский 2-й гильдии купец. По рассказам потомков полтавских казаков, постройку храма после смерти отца продолжил сын А.М. Зайцева.  Все жители Полтавского поселка принимали также самое активное участие в постройке храма. Они вносили свои пожертвования и деньгами, и зерном, и яйцами. Известно, что со всех дворов полтавчан собирали куриные яйца, желтки которых использовались в цементном растворе при возведении кирпичной кладки строящегося храма. Как записано в клировой ведомости за 1911 г. : «Церковь построена в 1909 г. тщанием покойного купца Андрея Зайцева совместно с жителями посёлка Полтавского».

   В 1909 г. в Полтавском посёлке была наконец возведена каменная красавица-церковь Казанской иконы Божьей Матери. Но храм ещё не был полностью готов как снаружи, так и изнутри.  17 июля 1911 года в воскресный день наконец-то состоялось освящение каменного храма. Все торжество прошло с редким религиозным подъемом и воодушевлением, и на долгое время в станице будут помнить его участников. Новый храм и по своим размерам и по внутренней обстановке, без сомнения, один из лучших сельских храмов Верхнеуральского уезда».

Ведущий 1

(слайд 8,9,10) 6 страница
«Красный террор против церкви»

       После революции 1917 г., как известно, начался красный террор. Начались небывалые массовые притеснения и гонения Церкви, церковных служителей и верующих людей.  

       С 1929 г. развернулась усиленная кампания по закрытию церквей.  Если верующие противились принять решение на общем собрании о закрытии храма, то с ведома уполномоченных ГПУ составлялись списки жителей, и активисты совершали подворный обход, собирая подписи за закрытие церкви. Церковь закрывалась, если расписывалось более половины граждан поселка, имеющих избирательное право. Но, естественно, эти списки подтасовывались в угоду директивам вышестоящей власти.

         Количество действующих православных храмов неуклонно сокращалось. Помещения, отобранных у православных церквей, использовали в основном под клубы, склады, зернохранилища, школы. Группы верующих опять стали просить открыть церкви. Но Полтавский райисполком, не желающий этого, собрал с председателей сельсоветов бумаги с одинаковым содержанием: «Открытие церкви невозможно из-за ветхости здания».

       7 июля 1933 г. состоялось заседание Президиума Полтавского райисполкома. Они слушали сообщение зав. Орготделом т. Грехова о том, что «рабочие, колхозники, служащие и трудящиеся с. Полтавки, Узла ст. Карталы, Хроморудника, Уголькопей, в числе    « 738» (цифра вписана чернилами уже потом) человек требуют закрытия церкви и организации в здании церкви клуба-кино. Против закрытия церкви 38 человек, из них 17 кулаков-раскулаченных, часть верующих не возражает церковь закрыть и организовать в здании церкви школу.

     Вскоре разрешение от Уралсовета было получено и, согласно планам Полтавского райисполкома, «закончить оборудование храма под стационарное кино», это и было сделано.Но только не в августе 1933 года, как планировалось,  а в сентябре. На деле это «оборудование храма под стационарное кино» означало его варварское разрушение и разграбление.

     С него сорвали и сбросили на землю колокола, а потом и разрушили до основания колокольню. По рассказам, крепкая толстая кирпичная кладка колокольни ломалась с трудом. Снесли купола. По воспоминаниям очевидцев, погром творили при помощи американского трактора «Фордзон». Под руководством районных властей, участии учителей-безбожников, комсомольцев и милиции храм разрушали на центральной площади на глазах большинства людей Полтавского посёлка. Некоторые люди рыдали и плакали. Сколько сил и средств в течение долгих лет было вложено в строительство и украшение каменного красавца-храма. И вот теперь это самое главное сокровище и святыню, и архитектурную достопримечательность Полтавского посёлка (и всего Полтавского района) разрушали богоборческие власти на глазах поражённых жителей.    Часть икон до этого унесли в свои дома верующие люди. Из оставшихся икон часть была сожжена, а часть пошла на табуретки в новоустроенном киноклубе. По рассказам верующих людей, свидетелей тех страшных событий, когда сбрасывали колокола, погиб один человек-богоборец. Многих из тех людей, которые разрушали храм, не обошла Божья кара. Кто-то тяжко заболел (в частности, рассказывали, что кого-то парализовало), кто-то умер.  

Ведущий 2

(слайд 11) 7 страница
«Возвращение храма»

Только 1988 году православная община смогла добиться возращения здания храма. Новое освящение храма произошло лишь 28 января 1996 г. Освящал храм епископ Челябинский и Златоустовский Георгий (Грязнов).

Ведущий 1

(слайд 12) 

Едут люди к развалинам храма,
Чтобы снова его возродить,
Там открыта духовная рана,
И её собрались залечить.

Люди трудятся очень надеясь,
Милость Божью на землю вернуть,
Семена благодати посеять,
Волю к жизни в Полтавке вдохнуть.

Он восстанет из пыли и пепла,
Прихожане молиться придут,
Чтобы Вера Христова окрепла,
Возродится духовный редут.

Ведущий 2

(слайд 13) 

Благодарим всех за внимание. Следующий номер нашего Устного журнал будет называться "Возрождение храма"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе на тему: "Праздник Казанской иконы Божией Матери"

Предложенный урок посвящён одному из видов русского православного искусства – иконописи, на котором учащиеся знакомятся с  памятной  святыней земли русской – иконой Казанской Божией Матери. ...

Православная гостиная "Казанская икона Божьей Матери".

Праздник Казанской иконы Божьей Матери. Сценарий. Презентация...

Сценарий праздника Казанской иконы Божией Матери

Материал для проведения внеклассного мероприятия по основам православной культуры...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....

Презентация к внеклассному мероприятию, посвященному Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!» Презентация....

Внеклассное мероприятие "Заступница: День Казанской иконы Божией Матери и день Народного Единства "

Внеклассное мероприятие направленное к любви и уважению к своей Родине, традициям русского народа....