Программы внеурочной и кружковой деятельности
рабочая программа


Предварительный просмотр:

Приложение №9

к образовательной программе

 основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Истоки»

по направлению духовно-нравственное

Класс: 7 класс

Составитель: Колосова Н.В.

        


МБОУ  «СШ № 10»

  1.  учебный год

Пояснительная записка

        Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения - целостного педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

Программа разработана на основе:

  1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки». 5-11 классы. Истоковедение, том 10, с.87-134,- М., Издательский дом Истоки, 2011 г.
  2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 классов общеобразовательных учебных заведений. -  М, Издательский дом «Истоки», 2011 г.

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно-воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно – нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно-методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого-педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Учебно-воспитательный процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придает «Истокам» качество педагогической инновации. Все это в полной мере соответствует провозглашенному в «Национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также стратегическим направлениям модернизации российского образования/

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы представлен в качестве отдельного курса внеурочной деятельности в течение всех лет обучения.  В 7-м классе («Истоки дела и подвига») учащиеся осознают истоки мастерства и предназначение дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство), а также смысл подвига в его традиционном прочтении. Программа даёт возможность воспитывать у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордость за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе.   Программа также позволяет формировать у школьников  исследовательские навыки, научное мышление, организовывать объединения учащихся на принципах самоуправления.

Основная цель программы формирование духовно-нравственной основы личности, приобщение  ребенка к духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.  

Главными задачами  курса «Истоки» в 7 классе являются:

а) в образовательном отношении - продолжить освоение социокультурного и духовно-нравственного контекста ведущих видов человеческой деятельности;

б) в воспитательном отношении - воздействовать на мотивацию выбора жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанную на понимании исторически сложившегося предназначения труда, служения и творчества;

в) в личностно-развивающем отношении - обогатить социальный и нравственный опыт подростка множеством смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности.

        Курс «Истоки» проблемно и тематически связан с содержанием предыдущих курсов. Он углубляет и развивает такие раннее представленные темы, как «Труд земной» (2 класс), «Надежда» (3 класс), «Традиции дела» (4 класс),  «Соха и топор», «Соловки» (5 класс), «Слово и образ времени» (6 класс).

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

 Личностные результаты:

 формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;

 осознание «Я» как гражданина России;

 формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;

 развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).

Метапредметные результаты:

 определение последовательности промежуточных целей с учѐ том конечного результата

 составление плана и последовательности действий;

 умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;

 формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);

формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;

 умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;

 умение строить доказательство;

структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.

 приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы;

 давать оценку и корректировать действия лидера.

Предметные результаты:

 развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

 структурирование знаний;

 развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;

 рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения

Формы организации внеурочной  деятельности: практикумы, сюжетно - ролевые игры, беседы, исследовательские работы, дискуссии.

Конечным результатом  изучения курса для обучающихся станет создание мини проекта по изученным темам разделов, которые будут представлены на конференции идей и проектов, классных часах, внеклассных мероприятиях

Содержание учебного предмета, курса (перечень и название разделов курса; указание форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности).

        Введение          Высокий смысл основных видов человеческой деятельности. Труд: земледелие - чтобы прокормить свою семью и Отечество; ремесло - чтобы обустроить жизнь; торговля и предпринимательство - чтобы доставить товары и произвести новые. Служение: воинское служение - чтобы защитить Отечество; священнослужение - чтобы освятить мир и защитить душу;  управление и суд - чтобы обеспечивать порядок и справедливость. Творчество - чтобы просвещать людей и пробуждать в них добрые устремления. СОсловие - люди, живущие в согласии со СЛОВОМ, предназначением своего дела.

        Крестьяне   Крестьянское сословие во все времена - опора  и кормилец Отечества. Традиционные признаки российского крестьянина: собственное домохозяйство, наличие земельного надела, совместное с другими членами мира-общины пользование общими угодьями, наличие семьи и достаточной рабочей силы, преимущественно натуральный характер хозяйства. Крестьянское дело - основное и дополнительное. Крестьянин- земледелец (пахарь, сеятель, косарь, жнец), крестьянин-охотник, грибник и т.п. Крестьянин и крестьянка. Семейное, общественное и государственное служение крестьянина. Великое Слово крестьянского дела. Многозначность смысла пахоты, боронования, сева, жатвы, обмолота и уборки урожая. Мифологическое и метафорическое прочтение основных дел хлебороба. Единство человека и природы - главная особенность труда и жизни крестьянина. Человек и природа - творение Божие, между которыми нет противостояния, разрыва и отчуждения. Как в крестьянском деле живут Заповеди Божии. Духовный смысл крестьянского дела. Что переменчиво, а что устойчиво в крестьянском деле. Традиции земледелия в современном сельскохозяйственном производстве.

Мастера-ремесленники Старинные сообщества ремесленников. Концы, артели, слободы, цехи. Мастер, подмастерье и ученик. Ремесленные кооперативы. Важнейшие признаки ремесленника:  собственная мастерская, небольшое число людей, работа на заказ или на продажу, призанное личное мастерство ремесленника. Почему мануфактуры и фабрики не вытеснили ремесленников. Мастер-ремесленник и рабочий. Рука мастера «очеловечивает» производственный труд. Смысл ремесла - преображение природных материалов. Глубокое знание материалов, секретов ремесла, творческое воображение мастера. Результат мастерство - каждая вещь единственная и неповторимая. Жизненные уроки ремесла. Метафорический, образный смысл материалов (вода, дерево, камень, кожа, нить и пр.) и действий мастера (ударить, ковать, поднять руку, наклониться и пр.).Мастера-храмостроители. Ремесло как осознанное творческое действие, творение того, чего нет  в окружающей природе.

Купцы и предприниматели Купцы, гости и иные деловые люди. Гостиная и суконная сотни. Офени. Гильдии. Предприниматели. Роль купечества и предпринимательства в создании индустриального общества. Предпринимательство производственное, коммерческое и финансовое. Деловые люди и управляющие (менеджеры). Риск, современное оборудование, надежные источники энергии, квалифицированные рабочие, устойчивый потребитель - основы успеха. Предприниматель соединяет природные ресурсы с производственными, финансовыми и трудовыми. Искушение - жизненный спутник делового человека. Нравственное правило российского предпринимательства: богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много роздал .Предприятия, торговые фирмы и банки - наше национальное достояние. Династии российских предпринимателей. Правила чести российского предпринимательства. Духовный смысл торговли и предпринимательства - слияние воедино Дара Божьего (природы) с земными делами (производство) ради создания того, что полезно и необходимо людям.

Священство  Тысячелетнее служение священства Отечеству. Таинство рукоположения - начало служения. Смысл священства - служить Богу и ближнему. Евангельское понимание происхождения священства. Священнослужители и церковнослужители. Диаконы, иереи, архиереи. Великое Слово священства: совершать богослужения и таинства, научать Вере, иметь попечение о душе своих духовных детей. «Батюшки» и «матушки» - их совместное служение ближнему. Монашество. Обеты целомудрия, нестяжания и послушания. Духовный и телесный подвиг монашества. Уход от мира и служение миру - феномен монашества. Духовное сословие в истории и культуре Отечества. Образованность, открытость, наследственность - сословные признаки священства. Исторические испытания священства. Священство как духовное воинство. Одеяния, иерархия, послушание, духовное оружие, предстоятельство - его признаки. Ряса, мантия, крест, панагия, риза и др. - символы предназначения и служения священства.Священство - «соль» Церкви.

Воинство           Защищать свою землю - право и долг каждого народа. дружине. Народное ополчение. Казаки. Регулярное войско и мощный морской флот. Солдаты, офицеры и генералы, матросы, офицеры и адмиралы. Пехота (гренадеры, егеря, мушкетеры и др.), кавалерия (гусары, кирасиры, драгуны, уланы и др.), артиллерия, летчики, танкисты, пулеметчики, саперы, радисты, связисты, подводники, ракетчики.        Атрибуты        воинства. Флаг как знак воинской чести.        Типы флагов и их смысл. Воинский мундир. Погоны. Воинские чины и звания. Ордена и медали. Когда склоняют знамена и срывают погоны. Воинские заповеди: служи по присяге, живи по уставу, воюй по приказу; отвага для солдата, храбрость для офицера, мужество для генерала; залог воинского успеха - смелость и осторожность; в воинском деле нет мелочей; уважай неприятеля; умей предвидеть развитие событий; мгновение дает победу; формула победы: глазомер, быстрота, натиск; воин несет свою службу не для награды, а во имя Отечества.        Смысл и предназначение воинского служения: помогать, защищать, устрашать, атаковать, окружать, изгонять, охранять, разбивать. Воинское служение не в высоте чина и звания, а в служении Отечеству. Война освободительная, отечественная, народная, оборонительная ведется с гневом праведным, но не злобою. Воинское служение не должно посеять зло в сердце. Его правило - хвала подвигу, позор разбою.

Список литературы

1 Камкин А.В. ИСТОКИ (Дело. Служение. Подвиг). Учебное пособие для 7 класса общеобразовательной школы. — М., Изд. дом «Истоки», 2005.

 2. Красикова Н.Б., Голубцова Т.И. Рабочая тетрадь для 7 класса. — М.: Изд. Дом «Истоки»,

 3. Камкин А. В. Истоки: Программа для основной школы // Истоковедение. – Т. 2. – М.: TBS, 2001.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

Введение  2

5.09 7а

7.09 7б

Высокий смысл человеческой деятельности.

 АФО

Ресурсный круг

Тренинг (развивающий)

1

1

12.09 7а

14.09 7б

Предназначение своего дела.

1

1

Крестьяне  6

19.09 7а

21.09 7б

Крестьянское сословие во все времена.

Тренинг (развивающий) АФО

Ресурсный круг

1

26.09 7а

28.09 7б

Крестьянское дело

Тренинг АФО

Ресурсный круг

Мнемоника

1

3.10 7а

5.10 7б

Великое слово крестьянского дела.

Тренинг: Какое слово скрыто в крестьянском деле? Ресурсный круг

Мнемоника

1

10.10 7а

12.10 7б

Духовный смысл крестьянского дела.

Ресурсный круг: в чем вы увидели духовный смысл крестьянского дела? Ресурсный круг

Мнемоника

1

17.10. 7а

 19.10 7б

Традиции земледелия сегодня.

Тренинг: «Традиции земледельческого труда» АФО

1

Мастера-ремесленники  5

24.10 7а

26.10 7б

Ремесленники.

Тренинг: «Кто такой ремесленник (признаки)» АФО

Мнемоника

1

7.11 7а

9.11 7б

Ремесло и производственный труд.

Тренинг: «Что отличало и в чем общие черты ремесленника и рабочего?» АФО

1

14.11 7а

16.11 7б

Смысл ремесла.

Тренинг: «Что отличало и в чем общие черты ремесленника и рабочего?» АФО

1

21.11 7а

23.11 7б

Жизненные уроки ремесла

(возможен вариант урока – экскурсии).

Тренинг: «Жизненные уроки ремесла» (оценивающий) . АФО

1

28.11 7а

30.11 7б

Слово и дело ремесленника.

Тренинг: «Жизненные уроки ремесла» (оценивающий) АФО

1

Купцы и предприниматели  7

5.12 7а

7.12 7б

Купцы и предприниматели

Тренинг: «Роль купечества для Отечества».АФО

1

12.12 7а

14.12 7б

Дело купца и предпринимателя

Индивидуальные сообщения

Тренинг. Ресурсный круг

1

19.12 7а

21.12 7б

Наживать добро или творить добро?

Индивидуальные сообщения

Тренинг

1

26.12 7а

28.12 7б

Деловые люди – в чем их Слово?

Индивидуальные сообщения

Тренинг Мнемоника

1

9.01 7а

10.01 7б

Духовный смысл предпринимательства.

Индивидуальные сообщения

Тренинг. Ресурсный круг

1

16.01 7а

17 .01 7б

23.01 7а

24 01 7б

Высокий смысл  Труда

Ресурсный круг «Духовный смысл предпринимательства» АФО

1

1

Воинство  7

30.01 7а

31.01 7б

6.02 7а

7.02 7б

На защите своей земли.

АФО. Ресурсный круг. Мнемоника.

1

1

12.02 7а

13 .02 7б

Атрибуты воинства.

АФО. Ресурсный круг. Мнемоника.

1

20.02 7а

21.02 7б

Воинские заповеди.

АФО. Ресурсный круг. Слово воинства – «Не убий». Современный солдат – хранитель традиций воинства русского.

1

27.02 7а

28 .0. 7б

6.03 7а

7.03 7б

Смысл и предназначение воинского служения.

АФО. Ресурсный круг. Мнемоника.

1

1

13.03 7а

14.03 7б

Тысячелетнее служение Отечеству.

Тренинг. АФО. Ресурсный круг.

1

Священство  5

20.03 7а

21 .03 7б

Священнослужители и церковнослужители

Тренинг «Символы предназначения и служения»

1

3.04 7а

4.04 7б

Монашество

Тренинг «Символы предназначения и служения» (оценивающий). АФО. Мнемоника

1

10.04 7а

11.04 7б

Духовное воинство

Тренинг «Символы предназначения и служения» (оценивающий)

1

17.04 7а

16.04 7б

Священство как сословие.

Ресурсный круг «Сеять доброе семя». АФО Мнемоника.

1

24.04 7а

25 .04 7б

3.05 7а

4.05 7б

Высокий смысл Служения

Тренинг. АФО. Ресурсный круг.

1

1

15.05 7а

16 .05 7б

23.05 7а

24 .05 7б

Служение Отечеству – особое предназначение человека

Тренинг. АФО. Ресурсный круг.

2

30.05 7а

31.05 7б

Итоговое обобщение

Тренинг. АФО. Ресурсный круг.

1

Итого

17

18



Предварительный просмотр:

 

Приложение №9

к образовательной программе

основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «__Основы финансовой грамотности_________________»

по направлению __Социальное__________________

Класс:8 а б

Составитель: Колосова Н.В.

МБОУ «СШ№10»

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы Е. Б. Лавреновой, О. И. Рязановой, И. В. Липсица. «Финансовая грамотность, 8-9 классы».

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы само- определения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты

 Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Планируемые результаты обучения.

 Требования к личностным результатам освоения курса:  сформировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов;  готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:  сформировать умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;  владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции: вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

 Требования к предметным результатам освоения курса:  владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; владение знанием: структуры денежной массы , структуры доходов населения страны и способов её определения ,зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц,  возможных норм сбережения ,способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации, видов страхования ,видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения свих финансовых задач  способов определения курса валют и мест обмена , способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Содержание курса.

Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи. Источники денежных средств семьи .Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы. Контроль семейных расходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет  Осуществление проектной работы, проведение контроля. Способы повышения семейного благосостояния. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций Для чего нужны финансовые организации Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций Финансовое планирование как способ повышения благосостояния. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах . Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему) Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля Риски в мире денег Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы Чем поможет страхование Риски в мире денег Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды . Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем .Банки и их роль в жизни семьи . Что такое банк и чем он может быть вам полезен . Польза и риски банковских карт . Собственный бизнес .. Что такое бизнес . Как создать свое дело . Валюта в современном мире. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте Осуществление проектной работы. Человек и государство: как они взаимодействуют Налоги и их роль в жизни семьи Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Что такое пенсия и как сделать ее достойной.

Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая  технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Лекции.
  • Игры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.
  • Интерактивные технологии.

Список литературы

1. Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

Управление денежными средствами семьи (15 ч)

7.09

Деньги: что это такое?

Лекция

Работа с источниками экономической информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

1

14.09

21.09

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи

Игра «финансы семьи»

Работа с источниками экономической информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

1

28.09

5.10

Какие бывают источники доходов

Лекция

Работа с источниками экономической информации.

1

1

12.10

19.10

От чего зависят личные и семейные доходы

Игра «семейные доходы»

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

1

26.10

16.11

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

Работа с источниками экономической информации.

2

24.11

30.11

Что такое семейный бюджет и как его построить

Игра» семейный бюджет».

Работа с источниками экономической информации.

1

1

7.12

14.12

Как оптимизировать семейный бюджет

Лекция.

Работа с источниками экономической информации.

1

1

21.12  

Осуществление проектной работы, проведение контроля

Проект « мой бюджет»

Работа с источниками экономической информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

Способы повышения семейного благосостояния (9 ч.)

12.01

Для чего нужны финансовые организации

Лекция.

Работа с источниками экономической информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

1

19.01

26.01

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

Работа с источниками экономической информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

.

1

1

2.02

9.02

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

Лекция.

Работа с источниками экономической информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

1

16.02

2.03

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

Игра «мой взрослый мир».

Работа с источниками экономической информации.

1

1

16.03

2.04

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

Работа с источниками экономической информации.

1

Риски в мире денег

6.04

13.04

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

Работа с правовыми  источниками информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

1

20.04

27.04

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техно- генные катастрофы

Работа с правовыми  источниками информации.

1

1

4.05 а

11.05

Чем поможет страхование

Игра « я застрахую свою собственность»

Работа с источниками экономической информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

1

18.05

25.05

Какие бывают финансовые риски

Лекция.

Работа с источниками экономической информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

1

Интегрированное  занятие с истоками.

Что такое финансовые пирамиды

Лекция.

Игра. «построй финансовую пирамиду»

Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.

Работа с источниками экономической информации.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

1

Осуществление проектной работы

Защита проектов

1



Предварительный просмотр:

Приложение №9

к образовательной программе

основного общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «__Основы финансовой грамотности_________________»

по направлению __Социальное__________________

Класс:9 а б

Составитель: Колосова Н.В.

МБОУ «СШ№10»

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы В.В. Чуматченко, А.П. Горяев «Финансовая грамотность, 8-9 классы».

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы само- определения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты

 Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Планируемые результаты обучения.

 Требования к личностным результатам освоения курса:  сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;  готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:  сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;  владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции: вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

 Требования к предметным результатам освоения курса:  владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; владение знанием: структуры денежной массы , структуры доходов населения страны и способов её определения ,зависимости уровня благосостояния от структуры источников дходов семьи, статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц,  возможных норм сбережения ,способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации, видов страхования ,видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения свих финансовых задач  способов определения курса валют и мест обмена , способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Содержание курса. Содержание программы учебного предмета

Личное финансовое планирование (5 часов)

Вводное занятие

Человеческий капитал. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана.

Депозит(4 часа).

Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление рисками по депозиту.

Кредит (5часов)

Условия кредитов. Виды кредита .Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Расчетно-кассовые операции (3 часа)

Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Страхование (4часа)

Что такое страхование? Виды страхования. Как использовать страхование в современной жизни?

Инвестиции (4 часа)

Что такое инвестиции. Как выбрать активы. Как делать инвестиции. Кейс. Куда вложить деньги.

Пенсии (3 часа)

Пенсионная система. Как сформировать частную пенсию.

Налоги (2 часа)

Виды налогов. НДФЛ. Подача налоговой декларации.

Финансовые махинации (3часов)

Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.

Повторение (1 час)

Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая  технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Лекции.
  • Игры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.
  • Интерактивные технологии.

Список литературы

1. В.В. Чуматченко, А.П. Горяев.  Основы финансовой  грамотности . 8–9 кл.: учебник Москва «Просвещение» 2017

 2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

Личное финансовое планирование (5 часов)

3.09

4.09

Вводный урок.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

10.09

11. 09

Человеческий капитал

Знать понятие «деньги», их функции, виды . Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала

1

17.09

18.09

Принятие решений

Принятие решений о личном финансировании. Уметь создавать личный финансовый план достижения целей

1

24.09

25.09

Домашняя бухгалтерия

Уметь создавать личный финансовый план достижения целей. Принятие решений о личном финансировании. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета.

1

1.10

2.10

Составление личного финансового плана

Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов

1

Депозит(4 часа).

8.10

9.10

Накопления  и инфляция

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию

1

15.10

16.10

Что такое депозит и какова его природа?

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам Способы начисления процентов по депозитам.

1

22.10

23.10

Условия депозита

Знакомиться с условиями и содержанием депозита. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам.

1

29.10

30.10

Управление рисками по депозиту

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. Приводить примеры виды банковских депозитов.

1

Кредит (5часов)

12.11

13.11

Что такое кредит?

Знать понятие кредит.

1

19.11

20.11

Основные характеристики кредита

Знакомство с основными характеристиками кредита. Знать необходимые документы при оформлении кредита.

1

26.11

27.11

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту  в различных банках

1

3.12

4.12

Как уменьшить стоимость кредита

Уметь характеризовать особенности кредита в России; приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя

1

10.12

11.12

Типичные ошибки при использовании кредита

Уметь приводить собственные примеры; давать оценку изученному явлению

1

Расчетно-кассовые операции (3 часа)

17.12

18.12

Хранение, обмен и перевод денег

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Решение познавательных  и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.

1

24.12

25.12

Различные виды платежных средств

Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов

1

14.01

15.01

Формы дистанционного банковского обслуживания

Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

1

Страхование (4часа)

21.01

22.01

Что такое страхование?

Знакомство с понятиями страхования., страхователь., страховка., страховщик., договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

1

28.01

29.01

Виды страхования

Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы  «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».

1

4.02

5.02

Как использовать страхование в повседневной жизни?

Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях  наступления страхового случая

1

11.02

12.02

Выбор страховой компании

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов

1

Инвестиции (4 часа)

18.02

19.02

Что такое инвестиции?

Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка.

1

26.02

27.02

Как выбирать активы

Знакомство с инструментами  личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление  и анализ схемы «Структура рынка капитала».

1

4.03

5.03

Как делать инвестиции

Расчет доходности методом простых и сложных процентов.

1

11.03

12.02

Денежный рынок и рынок капиталов.

Знакомство с ценными бумагами., видами  ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки.

1

Пенсии (3 часа)

18.03

19.03

Пенсионная система

Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных программ.

1

1.04

2.04

Как сформировать частную пенсию

Вычет размера пенсии.  Знакомство с инструментами получения пенсии.  

1

8.04

9.04

Как сформировать частную пенсию

Знакомство с программами накопления и приумножения пенсионных сбережений.

1

Налоги (2 часа)

15.04

16.04

Налоги. Виды налогов

Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги их виды».

1

22.04

23.04

НДФЛ

Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги.

1

Финансовые махинации (3часов)

29.04

30.04

Махинации с банковскими картами

Анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты банковских карт. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников. Вычисление степени  рисков.

1

6.05

7.05

Махинации с кредитами

Анализ типичных махинаций с кредитами. Вычисление степени  рисков. Составление алгоритма действий , если вы стали жертвой мошенников

1

13.05

14.05

Махинации с инвестициями

Знакомство с  мошенническими инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени  рисков

1

Повторение

20.05

21.05

Защита проектов

1



Предварительный просмотр:

Приложение №9

к образовательной программе

среднего общего образования

Рабочая программа

внеурочной деятельности «__Основы финансовой грамотности_________________»

по направлению __Социальное__________________

Класс:10 а

Составитель: Колосова Н.В.

МБОУ «СШ№10»

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы В.В. Чуматченко, А.П. Горяев «Финансовая грамотность, 8-9 классы».

В 8–9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы само- определения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.

Цели и планируемые результаты

 Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8–9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Планируемые результаты обучения.

 Требования к личностным результатам освоения курса:  сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;  готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:  сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;  владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции: вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

 Требования к предметным результатам освоения курса:  владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; владение знанием: структуры денежной массы , структуры доходов населения страны и способов её определения ,зависимости уровня благосостояния от структуры источников дходов семьи, статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц,  возможных норм сбережения ,способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации, видов страхования ,видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения свих финансовых задач  способов определения курса валют и мест обмена , способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Содержание курса. Содержание программы учебного предмета

Личное финансовое планирование (9 часов)

Вводное занятие

Человеческий капитал. Принятие решений по финансовому планированию. Домашняя бухгалтерия. Составление личного финансового плана.

Депозит(6 часа).

Накопления и инфляция. Что такое депозит и какова его природа? Условия депозита. Управление рисками по депозиту.

Кредит (7часов)

Условия кредитов. Виды кредита .Основные характеристики кредита. Как выбрать наиболее выгодный кредит. Как уменьшить стоимость кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Расчетно-кассовые операции (6 часа)

Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Страхование (5часов)

Методы и формы обучения

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, технологии, проектная, исследовательская деятельность, игровая  технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Лекции.
  • Игры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.
  • Интерактивные технологии.

Список литературы

1. В.В. Чуматченко, А.П. Горяев.  Основы финансовой  грамотности . 10-11 кл.: учебник Москва «Просвещение» 2017

 2. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 10-11 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

3. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 10-11 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 4. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 10-11 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Календарно-тематическое планирование

Раздел программы, кол-во часов

Дата проведения

Тема

Формы деятельности учащихся

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных, активных, практических занятий

Личное финансовое планирование (9 часов)

6.09

Вводный урок.

Анализ инструментов финансовых рынков, экономической ситуации на отдельных рынках и в ХМАО-Югре.

1

12.09

19.09

Человеческий капитал

Знать понятие «деньги», их функции, виды . Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала. Лекция.  Решение практических задач.

1

1

26.09

2.10

Принятие решений

 Лекция, составление финансового плана. Принятие решений о личном финансировании. Уметь создавать личный финансовый план достижения целей

1

1

16.10

23.10

Домашняя бухгалтерия

Уметь создавать личный финансовый план достижения целей. Принятие решений о личном финансировании. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета.

1

1

30.10.

13.11

Составление личного финансового плана

Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов

1

1

Депозит(6 часа).

20.11

27.11

Накопления  и инфляция

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию

1

1

4.12

11.12

Что такое депозит и какова его природа?

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам Способы начисления процентов по депозитам.

1

1

18.12

Условия депозита

Знакомиться с условиями и содержанием депозита. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам.

1

25.12

Управление рисками по депозиту

Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. Приводить примеры виды банковских депозитов.

1

Кредит (7часов)

16.01

Что такое кредит?

Знать понятие кредит.

1

23.01

30.01

Основные характеристики кредита

Знакомство с основными характеристиками кредита. Знать необходимые документы при оформлении кредита.

1

1

6.02

13.02

Как выбрать наиболее выгодный кредит

Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту  в различных банках

1

1

20.02

Как уменьшить стоимость кредита

Уметь характеризовать особенности кредита в России; приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя

1

27.02

Типичные ошибки при использовании кредита

Уметь приводить собственные примеры; давать оценку изученному явлению

1

Расчетно-кассовые операции (6 часов)

5.03

12.03

Хранение, обмен и перевод денег

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Решение познавательных  и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации.

1

1

19.03

2.04

Различные виды платежных средств

Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов

1

1

9.04

16.04

Формы дистанционного банковского обслуживания

Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

1

1

Страхование (4часа)

23.04

Что такое страхование?

Знакомство с понятиями страхования., страхователь., страховка., страховщик., договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека.

1

1

30.04

Виды страхования

Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы  «Страховые продукты с учетом интересов страхователя».

1

7.05

14.05

Как использовать страхование в повседневной жизни?

Знать особенности личного страхования. Алгоритм поведения страхователя в условиях  наступления страхового случая

1

1

21.05

Выбор страховой компании

Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов

1

Повторение

28.05

Защита проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной туриско-краеведческой деятельности "Секция туризма и краеведения"

Программа секции «Туризма и краеведения» составлена путем модификации программы внеурочной  туристко-краеведческой  деятельности («Туризм и краеведение для учащихся 5-8 классов), автор...

Рабочая программа внеурочной (кружковой) деятельности

Информация по внеурочной деятельности - программа кружка...

Программа внеурочного оздоровительно-спортивной деятельности

Коррегирующая гимнастика. Программа о физических упражнениях коррегирующей направленности, при нарушении осанки и плоскостопии....

Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности

«Подготовка учащихся к сдаче норм комплекса ГТО» 1, 4 класс...

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Программа внеурочной деятельности (кружковая форма работы) 1-4 классы "Акварелька"

Программа внеурочной деятельности (кружковая форма работы) 1-4 классы "Акварелька"...

Программа внеурочной деятельности кружкового объединения «Юный дизайнер» художественная роспись по ткани

Программа направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы изготовление поделок, сувениров, различных полезных предметов для дома. Некоторые занятия проводятся ...