Работа с социальным партнёром - муниципальным учреждением культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района».
проект (5, 6, 7, 8 класс)

Шистерова Наталья Сергеевна

ПРОЕКТ "ПОДРОСТОК И КНИГА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_podrostok_i_kniga_1.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект.  "Подросток и книга. О пользе семейного чтения"

Сроки реализации: 2019-2022 г.

Авторы  проекта: Шистерова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 г. Советский., классный руководитель,  Замесина Г.Н., библиотекарь ЦДБ г. Советский.

                                                       Паспорт проекта

Полное название проекта

"Подросток и книга. О пользе семейного чтения"

Целевая группа

Учащиеся 5А (2019г.)-8А (2023) класса

Основание для разработки проекта

Инициативная разработка в рамках реализации ФГОС

Авторы проекта

Шистерова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 г. Советский., классный руководитель 5 Б класса,  Патрушева Светлана Олеговна, библиотекарь ЦДБ г. Советский.

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта:

- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников

Задачи проекта:

- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки.

Ожидаемые результаты

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников

100% охват школьников библиотечным обслуживанием

50% систематически читающих школьников

30% привлечение родителей в библиотеку

Развитие культуры чтения школьников

Период и этапы реализации проекта

1. 2019-2020учебный год. "Чтение наперегонки"

2. 2020-2021 учебный год "Подросток и книга." (Литературная гостиная).

3. 2021-2022 учебный год. "Подросток и книга." (Литературная гостиная)

4. 2022-2023 учебный год. "Подросток и книга." ( Клуб "Профи" помощь в профессиональном самоопределении)

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 АНАЛИЗ СИТУАЦИИ, ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОЕКТА

Общее состояние по заявляемой теме проекта

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение в наши дни больше ориентируется на удовлетворение информационно-прагматических потребностей, а не общекультурных, эстетических, эмоциональных.

Вместе с тем, чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. Третьеклассник, который никогда не приходил в библиотеку и ничего не читает, кроме учебника, — еще один завтрашний потенциальный безграмотный. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение. У детей должно воспитываться осознание ценности и специфического значения книг, газет, журналов, электронных носителей информации.

Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.

В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

Обоснование проекта

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:

- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье.

Задачи проекта:

- организация сотрудничества “ученик-родитель-библиотекарь”

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

- приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки. 

Ведущие методы: в 5-6 классах – игра; 7-8 - учебный проект; в старшей школе – исследование.

 Ожидаемые результаты реализации проекта

Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей, программы детского развивающего чтения, рекомендательные библиографические списки и т.д.

Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников.

Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития. 

Развитие УУД учащихся:

Личностные УУД: выражаются формулой: «Я читатель»,  ребёнок оценивает свою читательскую деятельность, свои достижения в этой области; учится считаться с мнением других, проявлять терпение и доброжелательность при обсуждении произведений, доверять собеседнику;

Регулятивные УУД: организация своей читательской деятельности и участие в проекте; планирование этапов деятельности; корректировка в планах самим ребёнком; саморегуляция;

Познавательные УУД: формирование поисковой и исследовательской деятельности, тесно связаны с проектом; расширяются возможности для межпредметных связей

Календарный план

 

Наименование работ и основные этапы его выполнения

Сроки исполнения

               2019-2020 уч. г. ЧТЕНИЕ НАПЕРЕГОНКИ

1

                   Проведение практического исследования “Читающий  

                                  ребёнок" (игра)

сентябрь

2

            "Мир Владислава Крапивина. Всё начинается в детстве"

октябрь.

3.

Даниэль Дефо. Жизнь и творчество. "Робинзон Крузо"

ноябрь

4

                  Детский детектив.

декабрь

5

                "Будь судьбы своей капитаном" (по роману В.А. Каверина "Два капитана")

февраль

6

              Книги о Великой Отечественной войне.

март

7

             Родительское собрание "Волшебный мир    

               книги"(награждение лучших читающих семей)

апрель

8

            Обобщающее занятие.  Брейн-ринг.

май

               2020-2021 уч. г. ПОДРОСТОК И КНИГА (Литературная гостиная)

1.

Конкурсная программа “Лето с книгой”

сентябрь

2.

Литературный вечер, посвящённый Дню матери"

ноябрь

3

Акция "Прочитай книгу о войне"

январь

4

Фестиваль чтения

март

5

Родительское собрание "О пользе семейного чтения" (награждение лучших читающих семей)

май

               20215-2022 уч. г. ПОДРОСТОК И КНИГА (Литературная гостиная)

1.

Конкурсная программа “Лето с книгой”

сентябрь

2.

Литературный вечер, посвящённый Дню матери"

ноябрь

3.

По страницам классики.

январь

4.

Фестиваль чтения

март

5.

Родительское собрание  (награждение лучших читающих семей)

май

"Подросток и книга. "– это интересные книги и конкурсы, призы и подарки, а главное – удовольствие!

 "Подросток и книга. "– это проект, в котором мы становимся настоящими читателями.

"Подросток и книга. "– это замечательный проект, это чудесные книги, которые хочется перечитывать снова и снова, это интересные задания, которые нравятся всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРА МАУ"ШКОЛА ИСКУССТВ" Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)

Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)...

Организация работы с муниципальными библиотеками Новошешминского района

В работе представлен цикл мероприятий по взаимодействию с школьных библиотек с массовыми библиотеками...

Мониторинг мероприятий муниципальных общеобразовательных организаций Советского района, направленных на устранение затруднений обучающихся в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2021-2022 уч

Цели мониторинга: оценка текущего состояния гражданского общества для разработки и реализации политики государства в области поддержки и развития его институтов, обеспечения заинтересованных стор...