Создание патриотической среды у школьников
проект (8 класс)

Тухватулина Татьяна Алексеевна

 Патриотическое воспитание – трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, побудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории страны, чувство гордости за силу и величие Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_tuhvatulina_okonch.docx87.64 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НАДЫМСКИЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа–интернат среднего общего образования с. Кутопьюган»

с. Кутопьюган, ЯНАО, 629755

телефон: приемная (факс) 8 (3499) 546881; school_kutop@mail.ru

ПРОЕКТ

«Создание образовательного пространства для развития патриотических ценностей у обучающихся 5-6 классов»

 (на период 2018-2021 гг.)

                                                                   Подготовила: учитель истории                            

                                                                      Тухватулина Татьяна Алексеевна

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Ведение………………………………………………………………………….3

2. Информация о проекте………………………………………………...……….6

3. План мероприятий…………………………………………………...…………8

4. Критерии оценки эффективности проекта……………………………..……12

5. Предполагаемые риски………………………………………...…….....…….13

6. Смета……………………………………………………..………………….…14

7. Заключение…………………………………………………………………….15

8. Список литературы………………………………………………………..…..16

9.Приложения………………………………………………………………..…..17

1.ВВЕДЕНИЕ

Цель

Разработать, теоретически обосновать и проверить на практике модель формирования патриотических ценностей у обучающихся в соответствии с потребностями общества и личности.

Задачи

  • 1. Изучить педагогическую литературу для уточнения содержания основных понятий данного проекта;
  • 2. Обосновать и разработать пространство развития умений, навыков у обучающихся;
  • 3. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие формированию у обучающихся патриотических ценностей;
  • 4. Апробировать педагогическую методику развития у обучающихся патриотических ценностей с применением ИК технологий;
  • 5. Разработать критериально-диагностическую базу для выявления патриотических ценностей.

Объект

Учебно-воспитательный процесс, направленный на развитие патриотических ценностей.

Предмет

Условия развития у обучающихся патриотических ценностей.

Гипотеза

Снижение уровня патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.

Методы

  • 1.Теоретические – контентный анализ научной литературы и публикаций, архивной документации и музейных материалов;
  • 2.Эмпирические – анализ собственной педагогической практики, диагностические исследования/мониторинги, социологический опрос (различных социальных групп: учащихся, педагогов, родительской общественности), поисковая работа, исследовательская деятельность;
  • 3.Статистические – анализ данных, полученных в ходе диагностик и мониторингов, социологического опроса;
  • 4.Текстовая и графическая интерпретация полученных данных.

Патриотическое воспитание – трудная задача, в процессе решения которой важно показать большое через малое, раскрыть зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, побудить в детской душе чувство сопричастности к великим вехам истории страны, чувство гордости за силу и величие Родины.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в системе образования патриотическое воспитание учащихся определено приоритетным направлением в воспитательной работе образовательных учреждений.

Сегодня воспитание патриотизма выдвинуто как наиболее приоритетное.

В современном обществе проблема патриотического и гражданского воспитания приобретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к её решению. Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформированность граждански активные, социально значимые качества, которые разовьют в нём потребность в деятельности, основанной на идее служения Родине.

В настоящее время традиционные формы патриотического воспитания не всегда срабатывает. Поэтому возникла необходимость выработки новых форм и методов патриотического становления личности в воспитательной работе.

В результате реализации президентской программы по компьютеризации учебных заведений в каждой школе России есть компьютер. Многие учащиеся в настоящее время обеспечены дома компьютерной техникой, знакомы с информационными технологиями и с интересом ими пользуется.

И мы пришли к выводу, что через интерес к компьютерным технологиям можно изменить формы и методы патриотического воспитания учащихся.

Педагогический коллектив школы ставит перед собой задачу-создание образовательного пространства для развития патриотических ценностей, приобщив к этому процессу информационные технологии.

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать мультисенсорную интерактивную среду воспитания. В отличии от обычных средств воспитания информационные технологии позволяют развить интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

3. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Ответственный

1 этап. 2018 г. (сентябрь – декабрь). Подготовительный.

Задачи:

1. Разработка плана мероприятий;

2. Создание условий в ОУ для реализации проекта. Выбор объекта поисковой работы, определение географии поиска, методов исследования, объема необходимой информации, формы реализации проекта.

1

Разработка плана мероприятий

Сентябрь 2018

Учитель истории    

2

Определение темы и цели проекта

Сентябрь 2018

Учитель истории  

3

Определение вида информации

Сентябрь 2018

Учитель истории  

4

Определение источников информации

Сентябрь 2018

Учитель истории

 5

Приобретение мультимедийного оборудования

Ноябрь-декабрь 2018

  Заместитель директора по АХЧ

6

Анкетирование, направленное на определение уровня сформированных   компетенций

Октябрь 2018

Учитель истории

Ожидаемые результаты:

  1. Создание и работа временных творческих групп;
  2. Привлечение мультимедийного оборудования школы-интерната

2 этап – январь 2019 – февраль 2021 г. Практический.

Задачи:

1. Формирование навыков поисково-исследовательской деятельности;

2. Расширение знаний о Великой Отечественной войне;

2. Развитие коммуникативных умений и умение работы в группе (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль)

3. Совершенствование форм информационных технологий, методов, средств обучения и воспитания;  

4.Активизация учебного процесса через использование информационных технологий;

1

Сбор информации, решение промежуточных задач

В течение реализации проекта

Учитель истории

2

Посещение школьного музея

Январь 2019

Учитель истории

3

Обработка собранного материала

В течение реализации проекта

Учитель истории

4

Сбор информации о войне

В течение реализации проекта

Учитель истории  

5

Обработка собранного материала по теме проекта

В течение реализации проекта

Учитель истории

6

Проведение школьных конкурсов и проведение ученических научно-практических конференций с презентацией проектов

Ежегодно

Учитель истории, учителя – предметники, классные руководители

7

Участие школьников в Интернет-проектах, олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.п.

В течение реализации проекта

Учитель истории, учителя-предметники  

8

Помощь пенсионерам

Ежегодно (2019-2021 гг.)

Классные руководители, социальный педагог, учитель истории

9

Фото-проект «Прикосновение к прошлому»

В течение реализации проекта

Классные руководители, учитель истории, учитель информатики

10

Видео-проект «Живая история»

В течение реализации проекта

Классные руководители, учитель истории, учитель информатики

11

Конкурс рисунков «Великая Победа»

Ежегодно (май 2019-2021 гг.)

Учитель истории, учитель ИЗО, классные руководители

12

Создание генеалогического дерева «Мои предки»

В течение реализации проекта

Учитель истории, учитель ИЗО

13

Участие в акции «Мы готовы к ГТО»

Февраль 2019 г.

Учителя физической культуры

14

Участие в акции «Бессмертный полк»

Ежегодно (май 2019-2021 гг.)

Классные руководители

15

Участие в акции «Флешмоб Победы»

Ежегодно (май 2019-2021 гг.)

Педагогический состав школы

16

Участие в патриотическом конкурсе песни и строя

Ежегодно (февраль 2019-2021 гг.)

Классные руководители, учитель ОБЖ

17

Создание интерактивной карты

В течение реализации проекта

Учитель истории, учитель информатики

18

Создание информационной базы данных тружеников тыла и участников Великой Отечественной войны

В течение реализации проекта

Учитель истории, учитель информатики

Ожидаемые результаты:

1. Повышение компьютерной грамотности ученического состава школы-интерната;

2. Развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся;

3. Создание у учащихся навыков коллективной работы;

4. Повышение интереса к историческому прошлому родного края;

5. Формирование чувства патриотизма и гражданственности;

6. Повышение эффективности использования  ИКТ в образовательном процессе;

7. Повышение качества образования;

8. Повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры учащихся;

3 этап – февраль – май 2021 г. Контрольно-оценочный.

Задачи:

  1. Создание интерактивной карты
  2. Создание единой базы участников и тружеников тыла Великой Отечественной войны
  3. Создание позитивной среды для формирования патриотизма и гражданственности.

1

Применение интерактивной карты в образовательном процессе

В течение года

Учитель истории, литературы, культуры народов Ямала, изобразительного искусства, информатики  

2

Создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ

В течение года

Заместитель директора по УВР

3

Публикации материалов методического характера

В течение года

Заместитель директора по УВР

4

Проведение мастер-классов

В течение года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

5

Выступление на семинарах

В течение года

Учителя начальных классов, учителя –предметники, воспитатели, педагоги дополнительного образования

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение компьютерной грамотности ученического состава школы;
  2. Приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
  3. Расширение знаний о Великой Отечественной войне;
  4. Повышение эффективности использования ИКТ в образовательном процессе;
  5. Развитие у младших школьников готовности к защите Родины;
  6. Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны;
  7. Повышение качества образования;
  8.  Повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры учащихся.

4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

Основными критериями оценки исследования являются

Критерии

Показатели

1.Повышение мотивации учащихся изучению истории родного края и истории России

1.Сформированность гражданских навыков (умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; умение принимать и защищать свои решения; готовность к участию в общественных делах).

2.Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям (патриотизм и любовь к Родине; права и свободы человека и гражданина; знание символики Российской Федерации; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность).

3.Количественные показатели (участие в поисково- исследовательской работе; участие в школьных и муниципальных конкурсах по гражданско-патриотической тематике;  количество мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию; участие в региональных и федеральных конкурсах гражданско-патриотических направленностей).

2. Повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры учащихся.

1. Повышение компьютерной грамотности ученического состава школы-интерната;

2. Повышение эффективности использования  ИКТ в образовательном процессе;

3. Повышение ИКТ-компетентности и информационной культуры учащихся;

3.Привлечение педагогов к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

Проведение и помощь в проведении классных часов, патриотических акций, флешмобов, квестов, социально-значимых проектов.

5. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РИСКИ

Предполагаемые риски

Пути их преодоления

Несоответствие оборудования необходимым требованиям или его поломка

Ответственный поиск и выбор оборудования и необходимый гарантийный ремонт

Отсутствие или нехватка знаний внедрения специализированной методики на практике

Прохождение дополнительных курсов по использованию специализированного оборудования

Поиск информации в других образовательных учреждениях Надымского района

Дистанционный обмен информацией

6. СМЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

п/

п

Наименование

Количество

(шт.)

Цена с доставкой

Комплект SBM680iv6 в составе:

  • интерактивная доска SMART SBM680 (77 дюймов, ПО SMART SLS) с пассивным лотком (1019355)
  • проектор Vivitek DH758UST (ультракороткофокусный, DLP, Full HD 1080p (1920 x 1080), 3500 ANS, 10000:1, полная поддержка 3D  (813097020253)

оригинальное настенное крепление WM-3 (813097021977) из 4 мест

1

275 000,00

Документ-камера A VerVision U50

1

25 000,00

ИТОГО:

300000

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Патриотическое воспитание школьников – актуальная тема современной школы. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста становится одной из актуальных.

В результате систематической, целенаправленной работы у учащихся  могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

При правильном педагогическом построении краеведческой работы интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, трудовое, эстетическое, физическое и интеллектуальное. 

  Сегодня ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Грамотно организованная исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач, для формирования и развития универсальных учебных действий.

Одним из способов повышения интереса к изучению истории родного края, углубления знаний учеников является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Образовательный процесс на современном этапе должен обеспечивать формирование творческой личности, готовой к деятельности при широком распространении и внедрении во все сферы деятельности информационных технологий. Средства ИКТ являются средством, усиливающим творческие возможности обучаемого, возможности проводить исследования, выполнять задания - проекты. 

Конкретные ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Создание интерактивной карты;
  2. Создание социально значимых проетов;

3. Развитие у младших школьников готовности к защите Родины;

4. Воспитание уважения школьников к подвигу ветеранов войны;

5. Активизация творческого потенциала школьников;

6. Развитие интереса к изучению истории своего родного края и Отечества;

7. Повышение ИК компетенций у обучающихся;

8. Привлечение педагогов к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе/ И.Агапова.- М.: Айрис-пресс, 2006. - 224 с.

2.Адаменко С. Воспитываем патриотов России/ С. Адаменко // Народное образование.- 2005. - №4. - С. 23.

3.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания/А.К. Быков // Педагогика.- 2006.- № 2.- С. 37- 42.

4.Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан/ З.Т. Гасанов // Педагогика.- 2005. - №6. - С. 59.

5.Гладилина И.П. Проект "Я - гражданин России"/ И.П. Гладилина// Научно-методический журнал зам. директора по воспитательной работе.- 2006. -№ 3.-С.43. 

6.Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников/ Г.Ефремова // Воспитание школьников. – 2005.- №8. - С. 17.

7.Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма/ В.А. Кобылянский // Педагогика.- М.: 2008.- №5.- С. 52.

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Мониторинг общероссийского народного фронта «Уровень патриотизма среди школьников» от 12.01.2018

Результаты мониторинга, проведенного ОНФ в ноябре прошлого года при участии более 1300 учащихся в возрасте от 13 до 18 лет из 81 субъекта РФ, показали, что патриотами считают себя 72% опрошенных школьников.

Они отметили, что патриотизм для них проявляется прежде всего в любви к своей стране, гордости за нее (75% от общего числа назвавших себя патриотами), в знании истории, гимна (56%), в готовности защищать Родину (49%), в сохранении исторической памяти, участии в памятных мероприятиях (25%), в воспитании патриотизма в своих детях (23%), в нежелании уезжать из России (19%), в поддержке российских спортсменов, деятелей культуры (18%), в проявлении активной гражданской позиции в конкретных делах (15,5%).

Приложение 2

Материал для мониторинговой работы с обучающимися в МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Кутопьюгн»

Патриотизм и как я его понимаю

Цель: определить уровень осознания понятия патриотизма и отношения к нему со стороны обучающихся.

             (на основе анкеты Д.В. Григорьева)

      Сформированность личностных качеств гражданина-патриота

Инструкция по выполнению.

Рекомендуемое время на проведение 20 минут.

Цели анкетирования:

  • определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения старшеклассника к окружающему социуму;
  • определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций старшеклассников;
  • определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да;

2. Нет;

3. Частично;

4. Не знаю.

II. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

2. Стремление защищать свою Родину;

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;

4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;

5. Не желание уезжать из своей страны;

6. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

7. Знание истории и гимна своей страны;

8. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

9. Поддержка российских спортсменов и деятелей культуры;

10. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи.

III. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа;

2. Родители;

3. Окружающие люди, друзья;

4. СМИ;

5. Органы власти.

IV. Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?

  1. Повернуть лицом к этой работе деятельность учебных учреждений;
  2. Активизировать работу на местах, в регионах;
  3. Оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности;
  4. Добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации;
  5. Предоставить больше возможностей Русской Православной Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество.

Результаты мониторинга, проведенного при участии учащихся основной школы в возрасте от 13 до 18 лет, показали, что 43% учеников считают себя патриотами. При этом большинство опрошенных (60%) под патриотизмом подразумевают любовь к своему Отечеству и гордость за него, более половины (51%) — знание истории и гимна родной страны, а для 25% школьников патриотизм состоит в готовности защищать Родину. 30% российских школьников видит сущность патриотизма в любови к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни, еще для 10% патриотизм заключается в поддержке российских спортсменов и деятелей культуры. Наконец, для 3% школьников патриотизм — это проявление активной гражданской позиции в конкретных делах.

Для школьников определение градации патриотизма представляет большую проблему. Для одних патриотизм — это абстрактная «любовь к Родине», а другим для осознания себя патриотами и вовсе достаточно знать государственный гимн.

Среди опрошенных так же были выделены классы, в которых наблюдались проблемы с определение патриотизма. По данным опроса это ученики 5 и 6 классов. Исходя из результатов опроса, из 5-6 классов была набрана временная творческая группа, сформированная в клуб по интересам «Память». Сформировав творческую группу, и разработав мероприятия по созданию образовательного пространства для развития патриотических ценностей у обучающихся, мы приступили к работе с клубом. Для создания образовательного пространства, необходимого для развития патриотических ценностей, предполагается создание рядя социально-значимых проектов. Эти проекты позволят донести до обучающийся реальное представление о патриотизме, пойдут на благо развития патриотических ценностей, развитие своего родного села, региона, страны. В патриотическом воспитании подростков эффективно применение технологии учебной и внеурочной деятельности, включающих в себя приведение положительного примера, работа с первоисточниками, биографиями, Интернет-ресурсами, коллективные творческие дела, интерактивные игры и т.д.). Обучающимся интереснее и доступнее добывать информацию самим, чем поучать эту же информацию в форме беседы от педагога. Предполагается, что участники клуба, сформировав правильное понимание патриотизма будут положительно влиять на остальных обучающихся.

Приложение 3

Модель создания образовательного пространства для развития патриотических ценностей у обучающихся

Приложение 4

Критерриально-диагностическая база по выявлению патриотических ценностей


Приложение 4

К концу года контрольной группе предлагается пройти собеседование. Задача: определить уровень сформированности чувства патриотизма.

Схема наблюдения:

1. Общее представление о Родине (имеет представление или нет?).

2. Эмоциональное отношение к Родине:

- Активно-положительное отношение.

- Спокойно-положительное отношение.

- Пассивно-положительное отношение.

- Конфликтное (амбивалентное).

- Равнодушное.

- Отрицательное отношение.

3. Особенности мотивации при обсуждении патриотических тем:

- Степень мотивации и ее содержание.

- Типы мотивов: общение; игровые; познавательные; мотивы достижения.

- Степень вовлеченности ребенка в изучение данной темы

4. Оценка ребенком своих знаний о Родине и патриотизме, выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки? Реакция на одобрение; реакция на замечание; реакция на трудности; реакция капитуляции; реакция мобилизации.

5. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон в процессе патриотической работы:

- Отдельные эмоциональные реакции.

- Эмоциональная лабильность.

6. Обучаемость, способность воспринимать и адекватно реагировать на данный материал по патриотическому воспитанию:

- Принятие помощи ребенком.

- Самостоятельное использование предложений помощи.

7. Особенности речевого развития, способствующие формированию патриотизма как ценности личности:

- Правильность (фонетическая) речи.

- Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка.

- Фиксированный словарный запас (богат, беден, вычурность).

- Динамичные характеристики речи: интенсивность речевого потока.

- Легкость и точность выражения мыслей или затруднения в речи (заикание).

Были зафиксированы следующие результаты:

Критерии

На начало года

На конец года

1. Общее представление о Родине (имеет представление или нет?).

41%

56%

2. Эмоциональное отношение к Родине:

- Активно-положительное отношение.

- Спокойно-положительное отношение.

- Пассивно-положительное отношение.

- Конфликтное (амбивалентное).

- Равнодушное.

- Отрицательное отношение.

35%

32%

28%

15%

65%

54%

41%

38%

32%

12%

57%

51%

3. Особенности мотивации при обсуждении патриотических тем:

- Степень мотивации и ее содержание.

- Типы мотивов:

          -общение;

          -игровые;

          -познавательные;

          -мотивы достижения.

- Степень вовлеченности ребенка в изучение данной темы

23%

23%

12%

45%

18%

37%

34%

25%

23%

53%

25%

45%

4. Оценка ребенком своих знаний о Родине и патриотизме, выявление критичности. Ориентируется ли ребенок на образец для своей оценки? Реакция на одобрение; реакция на замечание; реакция на трудности; реакция капитуляции; реакция мобилизации.

5. Особенности эмоциональных реакций, общий эмоциональный фон в процессе патриотической работы:

- Отдельные эмоциональные реакции.

- Эмоциональная лабильность.

28%

56%

37%

59%

6. Обучаемость, способность воспринимать и адекватно реагировать на данный материал по патриотическому воспитанию:

- Принятие помощи ребенком.

- Самостоятельное использование предложений помощи.

56%

39%

54%

42%

7. Особенности речевого развития, способствующие формированию патриотизма как ценности личности:

- Правильность (фонетическая) речи.

- Уровень развития связной контекстной речи. Какого типа предложения у ребенка.

- Фиксированный словарный запас (богат, беден, вычурность).

- Динамичные характеристики речи: интенсивность речевого потока.

- Легкость и точность выражения мыслей или затруднения в речи (заикание).

47%

31%

17%

13%

21%

53%

48%

24%

19%

25%

Приложение 5

Критериально-диагностическая база для выявления уровня патриотизма

Для выявления уровня патриотизма, обучающимся предлагается заполнить опросник. Для более точного и независимого результата предлагается заполнить опросник классному руководителю и родителям обучающегося.

Опросник

Инструкция. Уважаемый респондент! При ответе на вопросы вы должны указать, в какой степени каждая ценность представляет для вас ведущий принцип вашей жизни (где 1- крайне низкий, 2- низкий, 3 – высокий, 4 – средний)                

1. Всегда ли вы добросовестны в своих делах?        1  2   3  4

2. Соотносите ли вы ваши потребности с возможностями общества и других людей?   1   2   3   4

3. Всегда ли вы охотно выполняете общественные поручения?   1  2  3  4

4. Проявляете и вы чувство долга и ответственности перед родителями?  

 1   2   3   4

5. Показываете ли вы пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию младшим или страшим ученикам, друзьям, родственникам?    1  2  3  4

6. Хорошо ли вы знаете конституционные права и законы государства и последствия в случае их нарушения?   1  2  3  4

7. Проявляете ли вы во всех делах инициативу и самостоятельность?  1  2  3  4

8. Примерно ли вы ведёте себя, самостоятельно соблюдаете правила поведения в школе, на улице, дома?   1   2   3  4

9. Поощряете ли вы хорошему поведению других?   1   2    3    4

10. Свободны ли вы выборе решений и путей достижения цели?  1   2    3   4

11. Проявляете ли вы требовательность к себе и другим?   1   2   3   4

12. Если вам поручили выполнение трудной задачи, приступите ли вы к её выполнению?  1   2   3   4

13. Не позволяете ли вы унижать себя?   1   2   3   4

14. Став свидетелем драки, встанете ли вы на
защиту слабых?   1   2   3   4

15. Проявляете ли вы активное участие в процессе выполнения любой деятельности?  1  2  3  4

16. Умеете ли вы организовать ребят, повести их за собой?  1  2  3  4

17. Интересуетесь ли вы историей и культурой родины?  1  2  3  4

18. Гордитесь ли вы историческим прошлым своей родины?   1  2   3  4

19. Осуждаете ли вы неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности?   1  2  3  4

Компоненты

Уровни и показатели

Высокий

Средний

Низкий

Крайне низкий

1. Гражданское самосознание

Всегда добросовестен в делах, умеет преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей

.Соблюдает правила поведения, но не всегда может регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями других людей

Не всегда придерживается общепринятых норм поведения, принимает участие в любой деятельности только под контролем взрослых и товарищей

Сознательного отношения к делам и своим поступкам не проявляет. Недисциплинирован, пассивен

2. Гражданский долг

Охотно выполняет общественные поручения. Осознанно выполняет свои обязанности, Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями. Показывает пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учится, охотно помогает товарищам

Выполняет общественные поручения и свои обязанности. Проявляет чувство долга и ответственности перед родителями, в целом бережно относится к природе и общенародному достоянию, только в отдельных случаях допускает небрежность

Неохотно выполняет общественные поручения, только при условии контроля со стороны учителей и товарищей, иногда проявляет неуважительное отношение к взрослым

Уклоняется от общественных поручений, безответственен, проявляет неуважительное отношение к родителям и товарищам

3. Гражданская ответственность

Хорошо знает конституционные права и законы государства (последствия в случае их нарушения), проявляет нетерпимость к злу и аморальности, соблюдает их. осознаёт ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относится к поручениям, к учёбе, проявляет во всех делах инициативу и самостоятельность

Знает конституционные права и законы государства, соблюдает их. Осознает ответственность за судьбу своей страны. Выполняет поручения, хорошо учится, инициативу в делах коллектива проявляет не всегда

Недостаточно знает законы государства, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых. Поручения выполняет только при условии побуждения со стороны взрослых

Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля, безответственен. Учится плохо

4. Правовая культура

Осознаёт себя гражданином своей страны, знает права и обязанности и уважительно относится к ним. Умеет грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни

Осознаёт себя гражданином своей страны, знает свои права и обязанности, но не всегда умеет реализовывать их в жизни

Знает свои права и обязанности, но реализовать их может только под руководством взрослых

Неуважителен к правам и обязанностям гражданина, не выполняет требований общества

5. Соблюдение законов государства

Примерно ведёт себя, самостоятельно соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждает к хорошему поведению других.

Примерно ведёт себя, соблюдает правила поведения в школе, на улице, дома.

Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и товарищей

Нарушает дисциплину, не реагирует на внешние воздействия и требования взрослых

6. Личная свобода

Свободен в выборе решений и путей достижения цели, но чувствует ответственность за этот выбор. Имеет свои убеждения, правильно отображающие его интересы и общественные интересы, поступает в соответствии с этими убеждениями

Имеет свои убеждения и старается поступать в соответствии с ними. Как правило, ответственно относится к своим поступкам, но в некоторых случаях его решения не соответствуют решениям общества

Проявляет неуверенность в собственных силах, убеждения неустойчивы, при достижении поставленной цели нуждается в поддержке друзей и взрослых

При выборе решения проблем не уверен в себе, податлив дурному влиянию

7. Гражданское достоинство

Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, считает для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяет унижать себя, встаёт на
защиту слабых

Развито чувство собственного достоинства, проявляет требовательность к себе и другим, стремится выполнять трудные дела и поручения , не позволяет унижать себя, на защиту других встаёт не всегда

Развито чувство собственного достоинства, но при выполнении трудных поручений не всегда достигает цели, так как не проявляет требовательности к себе, с несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого

Требований к себе не предъявляет. Нет силы воли, труслив

8. Гражданская активность

Проявляет активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу, вносит новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеет организовать ребят, повести их за собой

Принимает участие во всех видах деятельности, следуя за другими ребятами, но в отдельных случаях может не выполнить поручение и не довести начатое дело до конца

Проявляет активность только в тех случаях, если дело интересует, требует контроля со стороны взрослых

Уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно, недобросовестно

9. Политическая культура

Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, с интересом обсуждает события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивает их. активно пропагандирует политические знания среди товарищей, участвует в доступных общественно-политических акциях. Умеет организовать ребят, повести их за собой

Принимает участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, следует за другими ребятами. Участвует в обсуждении общественно-политических событий, в основном правильно их оценивает, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения

Малоактивен в общественно-политических делах, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. при оценке общественно- политических событий не умеет правильно аргументировать свою точку зрения

Безразличен к общественно-политическим делам школы, страны, пассивен в работе, неверно оценивает события, происходящие в стране и за рубежом

10. Патриотизм и интернациональность

Интересуется историей и культурой родины, гордится ею, проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвует в историко-патриотической работе. Выступает организатором акций интернациональной дружбы. Пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности

Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, участвует в историко-патриотической работе. Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы

Мало интересуется историей родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем. Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности

Пренебрежительно относится к культуре и истории своей страны, проявляет неуважение к людям другой национальности и не дружит с детьми другой национальности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Создание творческой среды на уроке для развития одарённости школьников.

Одарённые школьники обладают нестандартным мышлением, яркой образностью восприятия, сугубо индивидуальным воображением, неповторимым отношением к окружающему миру. Однако именно они нуждаются в учебно...

Интерактивная доска на уроках истории как средство создания развивающей среды для школьников

В данной статье я хочу познакомить Вас с практическими приёмами использования интерактивной доски на уроках истории. ...

Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку

Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку...

Создание творческой среды самореализации талантливых школьников в учебном процессе и внеурочной деятельности по информатике.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие талантливости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень спос...

Создание образовательной среды школы для повышения финансовой грамотности школьников

Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность.Обучение основам финансовой грамотности продиктовано вре...

Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника

В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в  нашем образовательном учреждени...