Сценарий урока мужества "Ради жизни на Земле"
классный час (5 класс)

Сценарий урока мужества "Ради жизни на Земле" предназначен учащимся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva_radi_zhizni_na_zemle.doc91.5 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Урок мужества

«Ради жизни на Земле»

Автор: Пегусова Рита Вячеславовна, учитель математики, МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

                                         

                                                           п. Кировский 2020 г.

Пояснительная записка

Урок мужества

Тема: «Ради жизни на Земле».

Тематическое содержание: Растить патриотов в наше время непросто. Среди наиболее действенных средств подготовки, учащихся к служению Отечеству, воспитания его в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают мероприятия, посвящённые памятным датам. Мероприятие посвящено 75 - летию Великой Победы. В него включены: краткая беседа, стихи, песни о Великой Отечественной войне. Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о героических и трагических днях Великой Отечественной войне, приобщению их к исторической памяти нашей страны, воспитанию чувства патриотизма и преданности своей стране. Использование новых информационных технологий в ходе проведения мероприятия позволило мне вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах учащихся. Подготовительная работа включала в себя: 1) изучение информации по вопросам: «Пионеры - герои», «Битва под Москвой», 2) презентация «Ради жизни на Земле», 3) подбор стихов и музыкального сопровождения.

Цели: развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну в годину тяжких испытаний, сохранение преемственности поколений на примерах героического прошлого народа, своей малой родины.

Предлагаемое мероприятие ставит перед собой следующие задачи.

Обучающие:

- Познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

Развивающие:

-   Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;

-Способствовать формирования у учащихся стремления больше узнать об истории своего города, судьбах горожан в период Великой Отечественной войны, способствовать формированию у учащихся готовности к защите Родины

Воспитательные:

-  Воспитывать уважение учащихся к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев

- Воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата в коллективе;

Формы и методы реализации: урок мужества, словесные, презентация.

Возрастная группа детей: 5 класс.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса детей к военной истории Родины.

2. Сохранение памяти о подвиге народа, членов своей семьи во время ВОВ.

Содержательная часть

Предварительная подготовка:

  1. Дети разучивают стихи, песни, готовят инсценировку стихотворения.
  2. Составление презентации «Они сражались за Родину».

Оборудование: фонограммы «Священная война». Слова В. Лебедева – Кумача, музыка А. Александрова), «Журавли».  Слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля перевод с аварского Н. Гребнева, «День Победы», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.

Ход праздника:

  1. Организационный момент

Ведущий: - Ребята, какой приближается праздник? (9 Мая)

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк... Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон...

Для нас Великая Отечественная война — история. Далёкая и не очень...

Эта война является историей нашей родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас.

Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг — помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле.

  1. Основная часть

1. Чтение стихов.

Ученик: (на фоне колокольного звона):

Гремят истории колокола.

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла...

И, позабытый, вновь встаёт рассвет.

И кто-то в травы падает, сражённый,

И город, артиллерией сожжённый,

От дыма чёрен и от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает поражения,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Ведущий: 22 июня 1941 года началась самая страшная и жестокая война двадцатого века. Оборона, наступление, поражения, голод, утраты, победы.

(Звучит песня «Священная война».  Слова В. Лебедева – Кумача, музыка А. Александрова)

Ученик: 22 июня 1941 года ранним воскресным утром война внезапно нарушила мирную жизнь людей. Фашисты атаковали наши границы, бомбили мирные города и сёла. (Слайд № 2)

Ученик: Едкий дым пожарищ поднимался над родной землёй.

Фашистские танки с грохотом и лязгом ползли по нашей земле, топтали плодородные нивы, извергали смерть. (Слайд № 3)

Ученик: Запомни глаза этих детей. Это на их головы фашисты сбрасывали бомбы. (Слайд № 4)

Ученик: Люди в ужасе покидали родные места. Шли нескончаемым потоком, уводя и унося на руках от беды своих детей.

Ученик: Они шли по бесконечным дорогам, чтобы не стать подвластным гитлеровцам, бросив всё нажитое своим трудом.

Ученик:

 Переполняя все дороги,

Шли, молча тысячи людей.

Болели плечи, ныли ноги…

Терпели, не прося подмоги,

Лишь раздавался плач детей.

Ученик:

 К возмездью женщины взывали,

Несли свой крест и стар и мал.

Вставал рассвет, яснели дали,

А за спиной дома пылали,

Родимый город догорал.

Ведущий: Благодаря сплоченности советских людей, их единомыслию, героизму, мы сейчас свободны, живем в своей стране. Это они сохранили для нас мир, свободу и независимость. Мы должны быть им благодарны.

Ученик: 

Не забыть мне этой даты,

Что покончила с войной

Той великою весной.

Победителю солдату

Сотни раз поклон земной!

Ученик: 

Умирали ребята,

Завещая нам месть,

В праздник, веруя свято,

Потому что он есть.

Ведущий. Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.

    2. Сценка «Солдатские письма» (Выходят три мальчика, одетые в военную форму)

Солдат 1 (Пишет письмо)

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди!

Солдат 2 (Разворачивает письмо и читает).

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Солдат 3 (Со свечой).

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

 3. Песня «Журавли» (Девочки исполняют)

Ведущий: Одним из самых известных подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, стал подвиг 28 панфиловцев — воинов дивизии, которой командовал генерал-майор И.В.Панфилов. (Слайд № 5)

15 ноября 1941 г. немецкие войска приступили к последнему рывку к Москве, фронт в некоторых местах на 25 км приблизился к городу. Наши войска оказывали героическое сопротивление фашистам. 16 ноября в Подмосковье, в районе разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе (ныне на 117 км Рижского направления Московской железной дороги), герои-панфиловцы в четырёхчасовом бою подбили 18 танков и все погибли, в том числе и политрук В.Г.Клочков, произнесший перед боем легендарные слова: «Отступать некуда, позади Москва!» Двадцати восьми панфиловцам в 1942 г. было присвоено звание героев Советского Союза; их именами названы улицы. Среди них был, и наш земляк Емцов Пётр Кузьмич. (Слайд № 6)

            Родился 14 мая 1909 года в селе Георгиевка ныне Локтевского района Алтайского края в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Работал на Алтайской линии железной дороги и на станции «Новосибирск». В 1936 году окончил курсы счетоводов, работал в бывшей столице Казахстана городе Алма-Ата (ныне Алматы).  В Красной Армии с июля 1941 года. В действующей армии с августа 1941 года. Пал смертью храбрых в этом бою. Похоронен у деревни Нелидово Волоколамского района Московской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Емцову Петру Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Грамота о присвоении звания Героя хранится в Музее Вооружённых Сил Российской Федерации. Именем Петра Емцова назван сухогруз. На родине установлен бюст Героя. В Нелидово открыт музей 28-и героев-панфиловцев.

Ученик:

 Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шёл, Россия, твой солдат!

И не сломила, сердце не сгубила,

И душу не растлила нам война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату, русскому дана.

  4. Сценка «Разговор у костра» (У костра ребята, они одеты в одежду того времени, ведут разговор)

Ученик: Что теперь будем делать? Как жить?

Ученик: Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком.  Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

Ученик: Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и нет полка.

Ученик: Так уж и сразу полка!

Ученик: Ну, может быть и не полка, но многих годов уничтожить.

Ученик: А я буду сержантом, как мой отец.

Ученик: А на каком он фронте?

Ученик: Погиб под Смоленском.

Ведущий. На войне вместе с взрослыми воевали дети. Дети, такого же возраста, как и вы, старше и младше вас, стали невольными свидетелями этих страшных событий.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.

 На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Многим из них присвоено звание Герой Советского Союза.

Ученик:

Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь…

Ребята – герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

Ученик:

Валя Котик (Слайд № 7)

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Ученик:

 Зина Портнова (Слайд № 8)

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученик:

 Лариса Михеенко. (Слайд № 9)

Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно"

Ведущий: Витя Хоменко и Шура Кобер (Слайд № 10)

Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр". В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру, устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали "Николаевский центр". Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился. Установлен мемориал. (Слайд № 11)

Ученик:

 Не будут,

не будут,

не будут забыты

Ребята – герои родимой земли!

Ведущий: И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа! Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. (Звучит фонограмма «День Победы», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова).

Ученик: 

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!  (Слайд № 12)

Ведущий: 24 июня 1945 года, в Москве на Красной Площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты и офицеры бросили к подножью мавзолея В. Ленина знамена разгромленных немецких армий. (Слайды № 13, № 14)

Ученик:

Нам нужен мир на голубой планете!

Его хотят и взрослые и дети

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне

Нам нужен мир, чтоб строить города

Сажать деревья и работать в поле

Его хотят все люди доброй воли –

Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Ведущий: Видя всю жестокость войны, нам нужно научиться ценить небо, утро, весенний дождь, шум деревьев, каждое прожитое мгновение.

 Мы, дети, взрослые, в нашей повседневной жизни должны помнить о тех, кто защищал нашу землю. К сожалению, их, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Постараемся не обидеть их ни словом, ни поступком, по силам помочь им, охватить заботой и вниманием.

Ученик:

 Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придёт никогда-

Помните!

Памяти, павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Ученик:

 Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно – не мёртвым!

Это нужно – живым!

  1. Итог. Рефлексия.

- Какие чувства вызвал у вас праздник?

 Что запомнилось?

Какие выводы вы можете сделать для себя? (Дети выпускают воздушные шары в небо).

                                                                                                        Приложение

Литература:

О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова, Праздник – ожидаемое чудо! Лучше внеклассные мероприятия. – М.: «Вако», 2006. (Мозаика детского отдыха)

О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва, Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: – М.: «Вако», 2006. (Педагогика. Психология. Управление).

О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва, Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: - М.: «Вако», 2007. (Педагогика. Психология. Управление).

http://www.uroki.net/docnach/docnach91.htm

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока нравственности "Жизнь дана на добрые дела"

Урок нравственности предназначен для младших школьников....

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

конспект урока "Среды жизни на Земле"

Соответствует линии Пономаревой И.Н., проводится в 5 классе....

План обобщающего урока «Развитие жизни на земле»

План  обобщающего урока «Развитие жизни на земле»...

Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”....