Сценарий урока мужества "Ради жизни на Земле"
классный час (5 класс)

Пегусова Рита Вячеславовна

Сценарий урока мужества "Ради жизни на Земле" предназначен учащимся 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva_radi_zhizni_na_zemle.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества

«Ради жизни на Земле»

Автор: Пегусова Рита Вячеславовна, учитель математики, МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа»

                                         

                                                           п. Кировский 2020 г.

Пояснительная записка

Урок мужества

Тема: «Ради жизни на Земле».

Тематическое содержание: Растить патриотов в наше время непросто. Среди наиболее действенных средств подготовки, учащихся к служению Отечеству, воспитания его в духе любви к Родине, российскому народу важное место занимают мероприятия, посвящённые памятным датам. Мероприятие посвящено 75 - летию Великой Победы. В него включены: краткая беседа, стихи, песни о Великой Отечественной войне. Данное мероприятие способствует формированию у учащихся целостного представления о героических и трагических днях Великой Отечественной войне, приобщению их к исторической памяти нашей страны, воспитанию чувства патриотизма и преданности своей стране. Использование новых информационных технологий в ходе проведения мероприятия позволило мне вызвать глубокий эмоциональный отклик в душах учащихся. Подготовительная работа включала в себя: 1) изучение информации по вопросам: «Пионеры - герои», «Битва под Москвой», 2) презентация «Ради жизни на Земле», 3) подбор стихов и музыкального сопровождения.

Цели: развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну в годину тяжких испытаний, сохранение преемственности поколений на примерах героического прошлого народа, своей малой родины.

Предлагаемое мероприятие ставит перед собой следующие задачи.

Обучающие:

- Познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

Развивающие:

-   Развивать чувство уважения к старшему поколению, его героическому прошлому;

-Способствовать формирования у учащихся стремления больше узнать об истории своего города, судьбах горожан в период Великой Отечественной войны, способствовать формированию у учащихся готовности к защите Родины

Воспитательные:

-  Воспитывать уважение учащихся к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев

- Воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата в коллективе;

Формы и методы реализации: урок мужества, словесные, презентация.

Возрастная группа детей: 5 класс.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение интереса детей к военной истории Родины.

2. Сохранение памяти о подвиге народа, членов своей семьи во время ВОВ.

Содержательная часть

Предварительная подготовка:

  1. Дети разучивают стихи, песни, готовят инсценировку стихотворения.
  2. Составление презентации «Они сражались за Родину».

Оборудование: фонограммы «Священная война». Слова В. Лебедева – Кумача, музыка А. Александрова), «Журавли».  Слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля перевод с аварского Н. Гребнева, «День Победы», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.

Ход праздника:

  1. Организационный момент

Ведущий: - Ребята, какой приближается праздник? (9 Мая)

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк... Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон...

Для нас Великая Отечественная война — история. Далёкая и не очень...

Эта война является историей нашей родины, наших родных и близких. Она занимает исключительно важное место в судьбе каждого из нас.

Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг — помнить об этом всегда. Во имя жизни на земле.

  1. Основная часть

1. Чтение стихов.

Ученик: (на фоне колокольного звона):

Гремят истории колокола.

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла...

И, позабытый, вновь встаёт рассвет.

И кто-то в травы падает, сражённый,

И город, артиллерией сожжённый,

От дыма чёрен и от пепла сед.

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает поражения,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.

Ведущий: 22 июня 1941 года началась самая страшная и жестокая война двадцатого века. Оборона, наступление, поражения, голод, утраты, победы.

(Звучит песня «Священная война».  Слова В. Лебедева – Кумача, музыка А. Александрова)

Ученик: 22 июня 1941 года ранним воскресным утром война внезапно нарушила мирную жизнь людей. Фашисты атаковали наши границы, бомбили мирные города и сёла. (Слайд № 2)

Ученик: Едкий дым пожарищ поднимался над родной землёй.

Фашистские танки с грохотом и лязгом ползли по нашей земле, топтали плодородные нивы, извергали смерть. (Слайд № 3)

Ученик: Запомни глаза этих детей. Это на их головы фашисты сбрасывали бомбы. (Слайд № 4)

Ученик: Люди в ужасе покидали родные места. Шли нескончаемым потоком, уводя и унося на руках от беды своих детей.

Ученик: Они шли по бесконечным дорогам, чтобы не стать подвластным гитлеровцам, бросив всё нажитое своим трудом.

Ученик:

 Переполняя все дороги,

Шли, молча тысячи людей.

Болели плечи, ныли ноги…

Терпели, не прося подмоги,

Лишь раздавался плач детей.

Ученик:

 К возмездью женщины взывали,

Несли свой крест и стар и мал.

Вставал рассвет, яснели дали,

А за спиной дома пылали,

Родимый город догорал.

Ведущий: Благодаря сплоченности советских людей, их единомыслию, героизму, мы сейчас свободны, живем в своей стране. Это они сохранили для нас мир, свободу и независимость. Мы должны быть им благодарны.

Ученик: 

Не забыть мне этой даты,

Что покончила с войной

Той великою весной.

Победителю солдату

Сотни раз поклон земной!

Ученик: 

Умирали ребята,

Завещая нам месть,

В праздник, веруя свято,

Потому что он есть.

Ведущий. Самую большую тяжесть войны вынесла на плечах женщина-мать.

    2. Сценка «Солдатские письма» (Выходят три мальчика, одетые в военную форму)

Солдат 1 (Пишет письмо)

Знаю, в сердце у тебя тревога-

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, всё ты смотришь на дорогу.

По которой я ушёл когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди!

Солдат 2 (Разворачивает письмо и читает).

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой,

Завтра утром - снова в бой!

Будем мы фашистов гнать.

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть -

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец.

До свиданья.

Твой отец.

Солдат 3 (Со свечой).

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что лесами сокрыта от глаз,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю о вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу своё мужество, силу,

Буду немцев без жалости бить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

 3. Песня «Журавли» (Девочки исполняют)

Ведущий: Одним из самых известных подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны, стал подвиг 28 панфиловцев — воинов дивизии, которой командовал генерал-майор И.В.Панфилов. (Слайд № 5)

15 ноября 1941 г. немецкие войска приступили к последнему рывку к Москве, фронт в некоторых местах на 25 км приблизился к городу. Наши войска оказывали героическое сопротивление фашистам. 16 ноября в Подмосковье, в районе разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе (ныне на 117 км Рижского направления Московской железной дороги), герои-панфиловцы в четырёхчасовом бою подбили 18 танков и все погибли, в том числе и политрук В.Г.Клочков, произнесший перед боем легендарные слова: «Отступать некуда, позади Москва!» Двадцати восьми панфиловцам в 1942 г. было присвоено звание героев Советского Союза; их именами названы улицы. Среди них был, и наш земляк Емцов Пётр Кузьмич. (Слайд № 6)

            Родился 14 мая 1909 года в селе Георгиевка ныне Локтевского района Алтайского края в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Работал на Алтайской линии железной дороги и на станции «Новосибирск». В 1936 году окончил курсы счетоводов, работал в бывшей столице Казахстана городе Алма-Ата (ныне Алматы).  В Красной Армии с июля 1941 года. В действующей армии с августа 1941 года. Пал смертью храбрых в этом бою. Похоронен у деревни Нелидово Волоколамского района Московской области. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Емцову Петру Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина. Грамота о присвоении звания Героя хранится в Музее Вооружённых Сил Российской Федерации. Именем Петра Емцова назван сухогруз. На родине установлен бюст Героя. В Нелидово открыт музей 28-и героев-панфиловцев.

Ученик:

 Сквозь кровь и пот, через огонь и воду,

Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

Отстаивая право на свободу,

К победе шёл, Россия, твой солдат!

И не сломила, сердце не сгубила,

И душу не растлила нам война.

Видать, нечеловеческая сила

Ему, солдату, русскому дана.

  4. Сценка «Разговор у костра» (У костра ребята, они одеты в одежду того времени, ведут разговор)

Ученик: Что теперь будем делать? Как жить?

Ученик: Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком.  Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

Ученик: Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – и нет полка.

Ученик: Так уж и сразу полка!

Ученик: Ну, может быть и не полка, но многих годов уничтожить.

Ученик: А я буду сержантом, как мой отец.

Ученик: А на каком он фронте?

Ученик: Погиб под Смоленском.

Ведущий. На войне вместе с взрослыми воевали дети. Дети, такого же возраста, как и вы, старше и младше вас, стали невольными свидетелями этих страшных событий.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки.

 На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Многим из них присвоено звание Герой Советского Союза.

Ученик:

Ветры в походные трубы трубили,

Дождь отбивал барабанную дробь…

Ребята – герои в разведку ходили

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

Ученик:

Валя Котик (Слайд № 7)

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его…

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник. И сегодня пионеры отдают герою салют.

Ученик:

 Зина Портнова (Слайд № 8)

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Ученик:

 Лариса Михеенко. (Слайд № 9)

Война отрезала девочку от родного города: летом уехала она на каникулы в Пустошкинский район, а вернуться не сумела - деревню заняли фашисты. Мечтала пионерка вырваться из гитлеровского рабства, пробраться к своим. И однажды ночью с двумя старшими подругами ушла из деревни. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны! Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. В Указе о награждении Ларисы Михеенко орденом Отечественной войны 1 степени стоит горькое слово: "Посмертно"

Ведущий: Витя Хоменко и Шура Кобер (Слайд № 10)

Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр". В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру, устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты выбалтывали сведения, которые очень интересовали "Николаевский центр". Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе партизанского движения, они доложили обстановку и рассказали о том, что наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился. Установлен мемориал. (Слайд № 11)

Ученик:

 Не будут,

не будут,

не будут забыты

Ребята – герои родимой земли!

Ведущий: И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа! Наш народ разгромил фашизм и спас от него народы всего мира. (Звучит фонограмма «День Победы», слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова).

Ученик: 

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!  (Слайд № 12)

Ведущий: 24 июня 1945 года, в Москве на Красной Площади состоялся Парад Победы. Наши солдаты и офицеры бросили к подножью мавзолея В. Ленина знамена разгромленных немецких армий. (Слайды № 13, № 14)

Ученик:

Нам нужен мир на голубой планете!

Его хотят и взрослые и дети

Им хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне

Нам нужен мир, чтоб строить города

Сажать деревья и работать в поле

Его хотят все люди доброй воли –

Нам нужен мир навеки! Навсегда!

Ведущий: Видя всю жестокость войны, нам нужно научиться ценить небо, утро, весенний дождь, шум деревьев, каждое прожитое мгновение.

 Мы, дети, взрослые, в нашей повседневной жизни должны помнить о тех, кто защищал нашу землю. К сожалению, их, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Постараемся не обидеть их ни словом, ни поступком, по силам помочь им, охватить заботой и вниманием.

Ученик:

 Помните!

Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придёт никогда-

Помните!

Памяти, павших будьте достойны!

Вечно достойны!

Ученик:

 Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим.

Это нужно – не мёртвым!

Это нужно – живым!

  1. Итог. Рефлексия.

- Какие чувства вызвал у вас праздник?

 Что запомнилось?

Какие выводы вы можете сделать для себя? (Дети выпускают воздушные шары в небо).

                                                                                                        Приложение

Литература:

О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова, Праздник – ожидаемое чудо! Лучше внеклассные мероприятия. – М.: «Вако», 2006. (Мозаика детского отдыха)

О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва, Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: – М.: «Вако», 2006. (Педагогика. Психология. Управление).

О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва, Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: - М.: «Вако», 2007. (Педагогика. Психология. Управление).

http://www.uroki.net/docnach/docnach91.htm

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле

Технологическая карта урока Возникновение жизни на Земле позволяет учитею выстроить план урока, использовать ее как методический материал для организации занятия. В качестве приложений к технологическ...

Методическая разработка урока Среды жизни планеты Земля 5 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Ориентирован на учебник под ред. Пономаревой И.Н....

конспект урока "Среды жизни на Земле"

Соответствует линии Пономаревой И.Н., проводится в 5 классе....

План обобщающего урока «Развитие жизни на земле»

План  обобщающего урока «Развитие жизни на земле»...

Технологическая карта урока "Среды жизни планеты Земля"

Технологическая карта.   Тема урока: “Среды жизни  планеты Земля”....

Презентация к уроку "Среды жизни планеты Земля" 5 класс

В данном материале описываются основные среды жизни в природе: водная, почвенная, наземно-воздушная и организменная, даны характеристики каждой среды жизни и приспособления организмов к жизни в данных...