«Паломнические поездки и экскурсии как эффективные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
материал (8 класс)

Каретникова Римма Сергеевна

Паломнические поездки и экскурсии являются одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В центре «Гармония» определены пути и направления работы в рамках духовно–нравственного воспитания и развития для подростков и их родителей.

Цель реализации этого направления — воспитание в духе православных традиций, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

В результате паломничества по историческим и памятным местам, святыням православия создавалась среда, способствующая освоению навыков духовно-нравственного воспитания и развития в процессе встреч со священнослужителями, посещением святых мест.

Данное направление по духовно-нравственному воспитанию может быть использовано в условиях общеобразовательного учреждения в качестве программы дополнительного образования, программы внеурочной деятельности при реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palomnichestvo.docx40.89 КБ
Файл 1_prezentatsiya_palomniki.pptx2.19 МБ
Файл 2_prezentatsiya_palomniki.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

Паломнические поездки и экскурсии

как эффективные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Авторы:

Зорина Татьяна Владимировна,

учитель русского языка

и литературы;

Каретникова Римма Сергеевна,

воспитатель

Пучкова Наталья Аркадьевна,

учитель истории.

г. Рассказово

2020

Аннотация

Паломнические поездки и экскурсии являются одной из эффективных форм духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В центре «Гармония» определены пути и направления работы в рамках духовно–нравственного воспитания и развития для подростков и их родителей.

Цель реализации этого направления — воспитание в духе православных традиций, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

В результате паломничества по историческим и памятным местам, святыням православия создавалась среда, способствующая освоению навыков духовно-нравственного воспитания и развития в процессе встреч со священнослужителями, посещением святых мест.

Данное направление по духовно-нравственному воспитанию может быть использовано в условиях общеобразовательного учреждения в качестве программы дополнительного образования, программы внеурочной деятельности при реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые положены в основу воспитания обучающихсясограниченными возможностями здоровья.

В центре «Гармония» действует программа духовно-нравственного развития и воспитания «Дорогой к добру и свету».

Одно из направлений данной программы — паломнические поездки и экскурсии к православным святыням. Целесообразность проведения паломнических поездок и экскурсий — эффективная форма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся, учитывающая их возрастные особенности. При посещении святых мест учащиеся узнают об истории и духовных традициях храмов, особенностях богослужения, о житие святых.

Разработка паломнических маршрутов и методическая подготовка к поездкам осуществляется на занятиях объединения «Духовное краеведение».

Актуальность такой формы работы с обучающимися с задержкой психического развития — необходимость повышения мотивации к познанию православной культуры. Паломнические поездки и экскурсии представляют собой особое времяпрепровождение, отличное не только от повседневной жизни, но и от хода обычных занятий.

Цель паломнических поездок — получение духовного подкрепления и соприкосновение с благодатью

Задачи:

 - формировать способности к духовному развитию на основе нравственных установок и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше»;

 -  укреплять нравственность, основанной на духовных отечественных традициях.

 Паломнические поездки и экскурсии к православным святыням —

одно из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихсясограниченными возможностями здоровья.

Подготовка к паломничеству начинается с выбора маршрута и заочным знакомством со святыми местами.  Подход к этому вопросу неформален: беседы с батюшкой, ознакомление с житием святых, просмотр презентаций. Главное —  заинтересовать ребят благодатью и красотой этих святых мест.

Паломничество является одним из важнейших средств, с помощью которого можно неприметно, но действенно укреплять в детях благочестие и благоговение к святыне.

Следует отметить, что речь пойдёт не о традиционном понимании паломничества, а о паломничестве, как путешествии и ознакомлении с православными святынями. Однако паломнические поездки даже с не воцерковленными школьниками не являются обычными экскурсиями, но имеют определенную специфику, поскольку объектом ознакомления всегда выступает религиозная культурная среда.

В паломнических поездках и экскурсиях, организованных нашим центром, принимают участие ученики подросткового возраста. Для подросткового возраста характерны сильные, часто сменяющие друг друга увлечения. Именно в этот период у детей по-настоящему появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Тогда так в среде подростков, лишенных содержательных увлечений, возникают основные проблемы, связанные с азартными играми, противоправным поведением, ранней алкоголизацией и наркоманией. Безусловно, подбор интересного занятия для подростка, организация части его свободного времени не становится гарантией того, что эти проблемы будут сняты.

Поэтому один из наиболее действенных путей профилактики этих проблем считается паломничество, которое открывает подростку новые перспективы, позволяет расширить границы его восприятия, мировоззрения, дать правильные ценностные установки, то есть происходит разрушение и отмирание старых интересов и созревания новых.

Выездные экскурсии к святыням родного края отличаются от повседневной жизни и являются особым времяпрепровождением, одним из самых эффективных методов повышения мотивации к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества, к познанию православной культуры не только в ее искусствоведческом аспекте, но и в мировоззренческом. Это приводит к пониманию и осмысливанию воспитанниками некоторых основ христианского мировоззрения, что очень актуально в жизни.

При организации паломничества соблюдается правило: одна поездка — одно место поклонения, чтобы у детей не было чувства пресыщения и переутомления.

В паломнических поездках складывается особая атмосфера функциональной сплоченности и дружелюбия, что, с одной стороны, удовлетворяет потребность в общении, а с другой стороны, решает проблему подросткового одиночества.

Труден путь к Богу и к святым местам. Чтобы дети не скучали в дороге и не отвлекались на посторонние занятия, мы продумывали заранее, чем их занять:

—   предлагали детям всем вместе спеть какие-нибудь духовные песнопения. Удачным примером такого песнопения является духовная песня “Благодатный дом”;

—игра в имена. Каждый из присутствующих называет свое имя, при этом дети все вместе или кто-нибудь один стараются вспомнить и рассказать житие святого, имя которого носит этот человек;

— чтение в дороге духовной литературы, повествующую об истории и святынях обители, куда совершается паломничество, а также жития святых связанных с ней. К этому чтению привлекались дети, которые могут читать четко;

— предлагались для общего прослушивания духовные песнопения (протоиерея Александра Старостенко, Юлии Славянской, Светланы Копыловой);

—   с детьми с ОВЗ во время поездок проводились духовные беседы в форме диалога на определенную тему: подростки рассуждали об идеалах, о будущем, приобретая новый более глубокий и обобщенный взгляд на мир.  Для таких детей — это более приемлемый способ общения. Темы бесед совершенно различные. Например, беседуя о паломничествах и паломниках, разъясняли, зачем люди принимают на себя паломнический труд, что они надеются получить для себя во время паломничества. Подводили детей к самостоятельному выводу о важности их миссии. Другой темой являлись беседы на нравственные темы, например, о послушании, смирении, которые вдохновляли детей на стремление укрепиться в добродетели. Такие беседы помогали решить некоторые поведенческие проблемы, если таковые есть.

Основные моменты, положительно влияющие на дальнейшее духовное развитие и возрастание детей после посещения святых мест:

— исполнение послушаний, различные житейские ситуации помогают развитию в детях сострадания и любви к ближнему;

— требования дисциплины, необходимой в поездке формирует самоконтроль;

— созерцание величественной архитектуры монастырей и храмов приводит к благоговению и осознанию величия Божия;

— рассказы о чудесах и исцелениях, происходящих в обители, укрепляют детей в вере;

— красота и благотворное влияние природы действует умиротворяюще на душу ребенка и помогает познавать Бога через Его творения.

             Во время паломнических поездок и экскурсий учащиеся собирают информацию о храмах, интересуются святынями этих храмов и изучают жития местно-чтимых святых. А потом при содействии педагогов издают брошюрки и буклеты, где размещают весь собранный ими материал. Дети занимаются этой работой с большим воодушевлением и интересом.

Впечатления учащихся от паломнических поездок отразились в их отзывах, сочинениях «Воспоминания о паломнической поездке», презентациях, конкурсе рисунков.

В духовной жизни как взрослого, так и ребенка не бывает мелочей, к любому шагу на пути духовного роста следует относиться серьезно и, посещая святые места, помнить: «Божью помощь мы получаем по нашей же вере».

Слайд

Экскурсия в Иоанно-Богословский храм

г. Рассказово

      Воспитанники центра «Гармония» совершили экскурсию в храм в честь Иоанна-Богослова г. Рассказово. Встречал детей иерей о. Артемий. Целью данного мероприятия было ознакомление детей с архитектурными особенностями православного храма, его внутренним убранством.

      Священник о. Артемий рассказал детям о том, что церковь – это дом Божий со своими правилами поведения, традициями, законами. Также он объяснил устроение храма, где и как в храме ставят свечи, к каким святым обращаться с молитвой.

Многие дети впервые увидели большое разнообразие икон и услышали, что слово «икона», значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди.  Мы часто видим икону в автомашине.  Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите. Отец Артемий подарил детям на память маленькие иконки.

Пусть дети не сразу восприняли всю информацию, не поняли все то, о чем рассказывал о. Артемий. Главное, чтобы они поняли, как важно быть человеком добрым, справедливым, милосердным, уметь прощать ошибки других людей, просить прощение за свои ошибки, быть послушным.

Слайд

Воспитанники центра «Гармонияв храме.

(Экскурсия в Екатерининский храм г. Рассказово)

    19 декабря отмечается праздник святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Он один из самых почитаемых святых в нашей стране. Уважение, почтение, любовь к святителю Николаю в православном народе очень велики. И неслучайно это, поскольку святитель Николай имел такие добродетели, которые очень близки нам по мироощущению. Это постоянное чувство справедливости, это милосердие, это и терпеливое отношение к жизни, которая окружает нас.  Для нас святитель Николай является учителем и наставником воздержания, благочестия и чистоты. И мы будем стараться в нашей жизни больше делать добрых дел, таких дел, которые будут являть нашу любовь и ближним.

    В этот день 2019 года в храме святой великомученицы Екатерины  (Архиерейское подворье) г. Рассказово дети с ограниченными возможностями здоровья присутствовали на божественной литургии.

Слайд

Паломническая поездка в Симонов монастырь г. Москвы

Воспитанники ТОГБОУ «Центр психолого - педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» г. Рассказово в 2017 году совершили паломническую поездку в город Москву, в храм Тихвинской иконы Божией Матери мужского Симонова монастыря.

Симонов монастырь — в прошлом один из самых крупных и богатых монастырей России. В XVI—XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга.

Монастырь был основан в 1375—1378 годах учеником и племянником  преподобного Сергия Радонежского - святым Федором.

За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз подвергался набегам, был разорён в Смутное время. После установления советской власти в 1920 году монастырь был упразднен. Были снесены пять из шести церквей, в том числе Успенский собор. На месте снесённых построек заложили Дворец культуры.

В начале 90-х остатки монастырских зданий передали церкви и Симонов монастырь стал оживать. Благодаря огромной энергии протоиерея Андрея Горячева – настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери, разрушенный монастырь начал восстанавливаться.

В Симоновом монастыре организована уникальная община – слепоглухонемых, глухонемых и слабослышащих христиан.

В паломническую поездку отправились 24 учащихся Центра «Гармония» и более двадцати педагогов и родителей. Сопровождал рассказовцев клирик Иоанно-Богословского храма, иерей Владимир Шелдовицин.

Слайд

Дети и взрослые приняли участие в Божественной литургии, свершенной в Тихвинском храме.

На молебне Божией Матери «Владимирская» рассказовцы просили Пресвятую Богородицу защитить от бед Россию и братьев славян - украинцев.

8 сентября - день святых Андриана и Натальи, и священник особо поздравил приехавших именников с их праздником.

По окончании богослужения всех паломников пригласили в трапезную на щедрое монастырское угощение. Священники Валентин Терехов и Андрей Горячев рассказали гостям об истории Симонова монастыря, вручили детям сувениры, ответили на их вопросы.

Слайд

В завершении для паломников была проведена обзорная экскурсия по монастырю.

Надо сказать, что и Божественная литургия, и последующая беседа со священниками, и экскурсия - все до мельчайшей подробности сопровождалось хорошим сурдопереводом, что во многом облегчило нашим слабослышащим и глухим паломникам понимание сути и смысла богослужения и молитв.

Прощаясь с Симоновым монастырем, дети искренне благодарили отца Андрея и отца Валентина за теплое и внимательное отношение к ним и за то, что они делают такое великое дело - приобщают к Богу неслышащих людей.

Слайд

«К святому земли Тамбовской».

(Экскурсия в Спасо-Преображенский собор в г. Тамбов).

    В октябре 2018 года воспитанники центра «Гармония» совершили экскурсиюв Спасо-Преображенский кафедральный собор   г. Тамбова.  Наши обучающиеся поклонились святыням: мощам святителя Питирима Тамбовского и иконе Божьей Матери «Тамбовская».

Слайд

Затем отправились за святой водой к Святому Питиримовскому источнику над которым, находится часовня. Это целебный родник, был открыт святителем Питиримом Тамбовским.  Ребята и педагоги пили святую воду, обретая Божью благодать и душевное равновесие.

Слайд

Экскурсия в Боголюбский собор

 г. Мичуринска Тамбовской области.

В мае 2019 года состоялась экскурсия учащихся 7-9 классов в Боголюбский собор г. Мичуринска. Вместе с детьми храм посетили педагоги Зорина Т. В., Каретникова Р. С., Пучкова Н. А. Нас встретили радушно. Беседуя с ребятами, священник узнал бывали ли они раньше в храме, с кем приходили.

Он рассказал детям об истории прихода собора, а также об устройстве храма и его главных святынях –  Боголюбской иконы Божией матери и мироточивой Казанской иконыБожией Матери.

Боголюбский собор был построен по проекту К.А. Тона в 1873 году на средства жителей Козлова в благодарность Пресвятой Богородице за избавление города от эпидемий чумы и холеры, свирепствовавших в наших краях в XVIII– XIX вв. В 1771 г. во время вспышки чумы на вратах городской усадьбы, находившей на месте, где теперь возвышается кафедральный собор, Богородица явила свой чудотворный образ, названный впоследствии Боголюбской иконой Божией Матери «Козловской».

На протяжении нескольких десятилетий в храме не проводились службы.  

В 1990 г. собор был возвращен Русской Православной Церкве. Все кто приходят в Боголюбский собор в наши дни ощущают благодатное присутствие Пресвятой Богородицы.

Самые любопытные мальчишки и девчонки задавали батюшке вопросы.

Чем отличается православный храм от других зданий и помещений, в чем особенность нашего храма, почему Христа называют Спасителем?

- Как пахнет ладан и зачем он нужен?

- Из каких частей состоит храм? и т.д.

Священник говорил так же о необходимости жить в мире и дружбе, почитать и уважать своих родителей и учителей. Он нам пожелал помощи Божией во всех добрых делах.

Для школьников   это отличная возможность немного больше узнать о православной вере, познакомиться с храмом, познать азы христианской жизни.

Слайд

Экскурсия в храм Амвросия Оптинского

с. БольшаяЛиповица.

Данная экскурсия была организована Александром Митяниным, референтом по молодёжному служению, координирующему «Тамбовское православное объединение».

Священник встретил детей у входа в храм. Осенив себя крестом, мы прошли на территорию храма. Из рассказа священнослужителя ребята узнали, что в 2006 г. с. Большая Липовица была освящена небольшая церковь в честь преподобного Амвросия (память совершается 23 октября), которая разместилась в переоборудованном здании бывшего сельского магазина.

На месте разрушенного в советские годы Троицкого храма завершено строительство нового храма в честь преподобного Оптинского старца. Храм, высотой 41 метр, виден с каждой точки Большой Липовицы.

Слайд

Завершилась экскурсия на колокольне.

Затем мы посетили святой источник, освященный в честь преподобного Амвросия, набрали воды.  

Дети оставят в сердце память об этом райском месте.

Слайд

14 октября-праздник Покрова Божией Матери.

(Воспитанники центра на молебне у Поклонного Креста)

     14 октября святая Православная Церковь вспоминает благодеяние, чудесно оказанное Божией Материю христианам в 910 году в Константинополе. Сарацины с большими силами напали на город и грозили ему совершенным разрушением, а народу — рабством и смертью. Не видя ниоткуда помощи, греки во множестве стеклись во Влахернский храм, в котором хранилась риза Богоматери, и молились, как вдруг святой Андрей Христа радиюродивый и его ученик Епифаний, увидели под сводами величественного храма Богоматерь со множеством Ангелов и святых, стоящую в воздухе, сияющую, как солнце, с омофором в руках, молящуюся о всем мире и о спасении города и жителей в нем. По молитвам небесной Заступницы неприятель был прогнан, и город спасен. В память милостивого покровительства Божией Матери, православная русская Церковь с древнейших времен установила ежегодное празднование Покрова Божией Матери. Но мы, православные, празднуем не только событие, бывшее в Константинополе, но и воспоминание о любвеобильном Покрове Божией Матери над всеми христианами, прибегающими к Её заступлению от бед и напастей. Праздник Покрова — очень русский. На протяжении всей истории нашего Отечества, народ перед лицом огромных опасностей, сознавая недостаточность своих сил, обращал свой взор к Царице Небесной и верил, что Она поможет, Она защитит. Покров — это символ заступничества, это символ надежды Царицы Небесной.

Слайд

  По доброй традиции, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, педагоги и обучающиеся центра «Гармония» присутствовали на молебне у Поклонного Креста в микрорайоне «Арженка». Поклонный Крест был установлен и освящен в память о разрушенном храме Покрова Божией Матери в октябре 2011 года.Первое упоминание об этом храме относиться к 1858 году. Он был построен на средства помещика и фабриканта Рагозы. Однако, его постигла печальная участь, в 30-х годах минувшего столетия церковь Покрова Божией Матери с. Арженка была осквернена, разграблена и разрушена. Во время молебна дети вместе со священником и с другими православными помолились Пресвятой Богородице за себя и за своих близких. Воспитанники нашего центра и приглашенные гости с интересом выслушали рассказ священника протоиерея Георгия Золотоваоб истории разрушенного храма, в котором отразилась история города Рассказово во времена гонений на веру православную и выразили надежду на то, что встречаться для совместной молитвы в этот праздник у Поклонного Креста станет доброй традицией для всех его участников на многие годы.

Слайд

Паломническая поездка в Тамбов (сентябрь 2018)

       Согласно многолетней традиции в самом начале осени в Тамбов доставляют величайшие православные святыни из Свято-Введенского Толгского женского монастыря. И в это время, когда начинается учебный год, когда особенно нужна духовная поддержка, воспитанники центра «Гармония» совершили паломническую поездку в Спасо-Преображенский кафедральный собор г. Тамбова поклонитьсясвятыням из Ярославской епархии.

Сестрами Толгской обители привезеныособо чтимые святыни из Свято-Введенского Толгского женского монастыря Ярославской епархии:

1. Величайшая святыня Православного мира — частица Ризы Господа нашего Иисуса Христа. Честная Риза Господа нашего Иисуса Христа была перенесена в Москву в 1625 году из Персии. От Ризы было отделено четыре частицы, одну из которых царь Алексей Михайлович и Патриарх Московский и всея Руси Иосиф подарили в Ярославль братьям Скрипиным, построившим прекрасную церковь Илии Пророка. В 20-е годы XX в., в момент изъятия церковных ценностей, серебряный ковчег с частицей Ризы был утерян. По милости Божией в 2003 году частица Ризы была чудесно найдена в фондах Ярославского музея и передана Русской Православной Церкви.

2.Икона Божией Матери «Толгская». Этот чудотворный образ Божией Матери особенно помогает при болезни ног, головы, страждущим недугом пьянства, неплодным супругам подает чадородие, по молитвам у этой иконы совершаются и многие другие чудеса.

3.Икона с частицей мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), учителя покаяния и молитвы, честные мощи которого почивают в Свято-Введенском соборе Толгского монастыря.

4. Ковчежец с частицей св. мощей мучеников Адриана и Наталии.

    Ежедневно перед святынями Толгской обители духовенством Тамбовской епархии т совершаются молебны с чтением акафиста. И в это время , когда мы прибыли, молебен совершал священник из нашего г. Рассказово о. Алексий.  Дети и педагоги поклонились святыням, побеседовали со священником.

Слайд

Экскурсия в музейв Мемориальный дом-музей

архиепископа Луки г. Тамбова.

  В октябре 2019 года в рамках проекта АНО «Центр поддержки туризма «Моя провинция» «Тамбовские музеи – детям», воспитанники центра «Гармония» совершили экскурсию в Мемориальный дом-музей архиепископа Луки г. Тамбова. В Тамбовской области благоговейно хранят память о выдающемся ученом, хирурге, святителе Луке. Дом-музей архиепископа Луки в Тамбове возник по инициативе и на пожертвования неравнодушных людей. В этом доме с 1944 по 1946 годы проживал святитель. 12 октября 2019 года праздничные мероприятия IX Международной Покровской ярмарки в Тамбове начались торжественным открытием улицы имени Архиепископа Луки (бывшая Комсомольская).

Слайд

   Экскурсовод сопровождала обучающихся и рассказывала о времени его служения на Тамбовской кафедре — самом ярком и насыщенном периоде в его жизни. Ведь жизнь святителя Луки в Тамбове была особой. Это одна из самых ярких страниц его биографии. Именно здесь он смог совместить два своих поприща: как ученый и практик-хирург, главный консультант тамбовских эвакогоспиталей и как священнослужитель. Он спасал раненых и лечил больных, а как архипастырь — исцелял их души. В это время к Владыке Луке пришла мировая слава ученого, ему была присуждена Сталинская премия Первой степени. Его труд «Очерки гнойной хирургии» помог в самое сложное время Великой Отечественной войны, став настольным учебником для многих военных хирургов. Экспонаты музея – подлинные вещи архиепископа собраны из коллекций других музеев и частных коллекций.

   Педагоги и обучающиеся центра внесли пожертвования на развитие музея. Духовное наследие святителя Луки, сохраненное в Тамбове, бесценно. Прежде всего, это традиции богоугодного образа жизни, воплощенного архиепископом Лукой. Мы, живущие на земле тамбовской уже в XXI в., призваны сохранить и преумножить это наследие.

Паломнические поездки и экскурсии к православным святыням направлены на духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихсясограниченными возможностями здоровья. На основе анализа проведенных паломнических поездок с детьми можно выделить следующие моменты, положительно влияющие на духовно-нравственное развитие воспитанников:

  • исполнение послушаний и обсуждение различных житейских ситуаций помогают развитию в детях сострадания и любви к ближнему;
  • требования дисциплины, необходимой в поездке, формируют самоконтроль;
  • созерцание величественной архитектуры монастырей и храмов приводит к благоговейному отношению к вековым традициям благочестия православия;
  • рассказы о чудесах и исцелениях, происходящих в обители, дают ученикам обильную пищу для размышлений о вере;
  • красота и благотворное влияние природы действует умиротворяюще на душу воспитанника и помогает познавать Бога через Его творения.

Главный результат этого воспитания и развития — личность с высоким духовно-нравственным и потенциалом — будет виден не сразу. Посещение монастырей, храмов, прикосновение к святыням, — все это благотворно влияет на детей. От этих поездок в душе у ребят остаются лишь лучшие светлые впечатления и воспоминания, они получают силу и радость духовную.

Хочется верить и надеяться, что паломнические поездки совершались подростками с желанием духовного обновления. При этом очень важно, чтобы внутренний настрой человека, с которым он приходит к святыне, был искренним.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» Паломнические поездки и экскурсии как эффективные формы духовно-нравственного воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Авторы: Зорина Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы; Пучкова Наталья Аркадьевна, учитель истории.

Слайд 2

Воспитанники центра «Гармония в храме. (Экскурсия в Екатерининский храм г. Рассказово)

Слайд 3

Воспитанники центра «Гармония в храме. (Экскурсия в Екатерининский храм г. Рассказово)

Слайд 4

Паломническая поездка в Симонов монастырь

Слайд 5

Паломническая поездка в Симонов монастырь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К святому земли Тамбовской». (Экскурсия в Спасо -Преображенский собор в г. Тамбов).

Слайд 2

Экскурсия в Боголюбский собор г. Мичуринска Тамбовской области.

Слайд 3

Экскурсия в храм Амвросия Оптинского с . Большая Липовица . На колокольне храма.

Слайд 4

14 октября-праздник Покрова Божией Матери. (Воспитанники центра на молебне у Поклонного Креста)

Слайд 5

Паломническая поездка в Тамбов ( сентябрь 2018)

Слайд 6

Экскурсия в Мемориальный дом-музей архиепископа Луки г. Тамбова .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из приоритетных задач современной школы должны стать сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них здорового образа жизни, так во многих исследованиях рассматривается ка...

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необход...

Нравственное и эстетическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в школе VIII вида

Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определённой нравственной позиции – сложный педагогический процес...

Доклад «Нравственно - патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в школе интернате».

Доклад затрагивает нравственно-патриотическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате. Может быть использован МО, педсовете, для обобщения опыта....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Доклад Тема: Развитие духовно-нравственных качеств у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...