«Все что было не со мной»
методическая разработка

Ханина Ирина Анатольевна

Литературно – театрализованная  композиция создавалась для выступления учащихся 6 класса   в   МКОУ «Светлополянская ООШ», в год 75-летия победы в Великой Отечественной войне. В композиции использованы  поэтические произведения Юлии Друниной, Маргариты Алигер, Булата Окуджавы, Константина Симонова, Владимира Вихляева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-_teatralizovannaya_kompozitsiya.docx42.83 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-театрализованная композиции – «Все что было не со мной», Посвященной 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне. 

Литературно – театрализованная  композиция создавалась для выступления учащихся 6 класса   в   МКОУ «Светлополянская ООШ», в год 75-летия победы в Великой Отечественной войне. В композиции использованы  поэтические произведения Юлии Друниной, Маргариты Алигер, Булата Окуджавы, Константина Симонова, Владимира Вихляева.

 Цели:

1.Расширение и углубление знаний учащихся о великом событии нашей страны - Великой Отечественной войне, тыловиках поселка Светлые Поляны.

2. Патриотическое воспитание школьников.

3. Помочь учащимся в осмыслении понятий «долг», «честь», «свобода», «совесть». 

4. Знакомство учащихся  с историей Великой Отечественной войны через литературные и поэтические образы

Задачи:        

-  познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в суровое время;

-  воспитывать  у школьников чувства патриотизма и гражданственности, уважение и преклонение перед подвигом российского народа в Великой Отечественной войне;

- предоставить возможность учащимся проявить творческие способности и актерское мастерство.

Оборудование: проектор, запись военных мелодий и песен; презентация и видеоряд о Великой Отечественной войне.

Интергация с предметами: история России, всемирная история, русская литература, информатика.

Материалы к внеклассному мероприятию:

  1. Роберт Рождественский «Баллада о зенитчицах»
  2. Юлия Друнина  «Зинка»
  3. Юлия Друнина    «Солдатские будни».  
  4. Отрывок из поэмы «Зоя» Маргариты Алигер
  5. Константин  Симонов «Жди меня».

Музыкальное сопровождение: «Ах, война, что ты сделала подлая» Б.Окуджавы ,  «И все о той весне» Елена Плотникова,  музыкальный фон для ведущих.

Необходимый реквизит: верёвка, ящик, плащ – палатка, пилотки

Объём времени: 60 минут.

Организация и подготовка мероприятия: композиция готовится учащимися среднего и старшего звена. Мероприятию предшествуют экскурсии в музей, встречи с ветеранами, поиск материала, его оформление, просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов и видеосюжетов по данной тематике, подготовка презентации, подбор материала в интернет ресурсах, библиотеке. Знакомство с произведениями художественной литературы о войне. Изготовление костюмов и декораций к сценам.

Ход мероприятия:

На сцене интерактивная доска  для показа видеоролика о начале войны, видеозаставки. Действие мероприятия начинается со стороны зрительного зала: современный класс, сцена – место событий военного времени.

Звучит песня «Я сегодня до зари встану...»

Музыка затихает и учитель говорит:

УЧИТЕЛЬ :  Ребята, хочу на дом задать вам творческую работу по написанию эссе даю две темы «Все что было не со мной помню» или «А что было бы, если бы СССР не выиграло войну?».

УЧИТЕЛЬ : Все понятно? Если есть вопросы, задавайте.

1 уч: У меня вопрос кому это нужно и зачем нам нужна эта тема? Надоело война, война! Столько лет прошло. Ну да погибли люди! Мы победили! Здорово! И хватит об этом.

2 уч: Да как ты можешь такое говорить!

1 уч: Просто у меня есть свое независимое мнение! Как будто, сейчас не убивают. Вон куда не посмотри Украина-стреляют, убивают, Сирия, Иран убивают. И что им надо только. Не живется спокойно. На урок пришли и тут то же самое только сто лет спустя. (говорит с сарказмом)

3 уч: Да, брат ты даешь! Во -  первых,  не сто, а 75 лет! И  во – вторых,  разве это главное?

1 уч: А я вот не вижу смысла зачем ворошить прошлое, нужно жить настоящим.

УЧИТЕЛЬ:  Настоящим говоришь! Настоящее и будущее это хорошо! Но вот вопрос: а было бы это настоящее, если бы не Победа в 45! Победа над варварством, победа над фашизмом!

По-моему, кое - кто это основательно подзабыл. И поэтому, мы имеем воинствующих молодчиков сегодня которые кричат «Хайт, Гитлер!», носят свастику, нападают и бьют ветеранов и так далее. Фашизм, расизм и национализм наверное самое худшее, что может случиться с человечеством.

2 уч: Я согласен нужно помнить о тех, кто нам подарил свободу!

УЧИТЕЛЬ:  А что бы тебя убедить, ребята давайте представим, что мы попали в 22 июня 1941г. В 3-45 утра, в одну из школ Советского Союза и посмотрим, какие же испытания им уготовила судьба!

Действие переносится на сцену. (приложение 1)

Звуки вальса постепенно замолкают, на сцену выбегают 3 пары. Застывают, звучит пение птиц.

1 пара:

Она: А здорово сегодня сказал наш директор!

Он: Да…(подражая мужскому голосу) Сегодня у вас замечательный день! Сегодня мы провожаем вас в последний путь…

Смеются

2 пара: (глядя друг другу в глаза и держась за руки)

Он: Хочешь, я тебе что-то важное скажу?

Она: Говори

Он: Ты только не смейся… Я тебя люблю…

3 пара:

Он : Смотри – вот и солнце встает!

Она: Начинается новый день!

Он: День нашей новой жизни. Мы уже не школьники.

Она: Да… А казалось, что до этого так далеко!

Он: И вот уже выпускной вечер позади…

Выбегает 4 пара.

Он: А, вот вы где! А мы вас потеряли!

Она: Даже не верится , что мы в последний раз все вместе.

Он: Прощай, школа! Прощайте, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…

1 пара:

Он:

Июнь… Клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Она:

Июнь…Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-ом, в мае…

4 пара:

Она:

Первое взрослое платье надела,

Первые туфли на каблуке.

Ах, этот вальс танцевать так хотела!

Бусы и ленты, рука в руке!

Он:

Бал выпускной закружил нас с тобою…

Вот и заря в проеме окна!

Она:

Нет, не заря, это зарево боя!

Это июнь – 22-е,

Год 41-ый – война!

 (приложение 2)

Выпускники пугаются, сходятся в кучу. Голос Левитана (видеоролик с голосом Левитана о начале войны) . Все слушают.

Все выпускники собираются и прощаются.

1 пара

Она: Ну вот и закончилась наша школьная жизнь.

Он: Сейчас домой, а потом в военкомат – и на фронт.

3 пара:

Она: Только что мечтали о будущем – и вдруг все изменилось в один миг.

Он: Тимур, ты у нас поэт: прочти нам напоследок что-нибудь свое.

4 пара:

ОН (читает свое стихотворение).

Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь,

Как бы не было трудно по жизни идти.

На колени упав, вновь с колен поднимайтесь,

Чтобы стиснувши зубы до цели дойти !

Никогда, никогда никого не судите,

Да не будете сами судимы тогда.

Постарайтесь понять, а понявши, простите…

Бог обидчикам Вашим единый судья!

Никогда, никогда ни о чем не жалейте,

Пусть не всё, что хотели Вы сделать смогли.

Всё зависит от Вас: захотите, сумейте…

И преграды останутся все позади !

                                                              (Автор Владимир Вихляев)

(Прощаются, расходятся)

песня «До свидания, мальчики» Б.Окуджавы (приложение 3)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчики головы подняли -

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли, за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранат

и себя не щадите, и все-таки

постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

вместо свадеб – разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Учащиеся уходят со сцены.

Ученик читает стих « Баллада о зенитчицах» Р. Рождественского.

Как разглядеть за днями след нечеткий?

 Хочу приблизить к сердцу этот след...

На батарее были сплошь — девчонки.

 А старшей было восемнадцать лет.

Лихая челка над прищуром хитрым,

бравурное презрение к войне...

В то утро танки вышли прямо к Химкам.

Те самые.

С крестами на броне...

И старшая, действительно старея, как от кошмара,

 заслоняясь рукой,

скомандовала тонко:

 — Батарея-а-а! (Ой, мамочка! Ой, родная!..)

 Огонь! —            

И — залп!

 ...И тут они заголосили, девчоночки.

Запричитали в сласть.

 Как будто бы

вся бабья боль

России в девчонках этих

вдруг отозвалась!..      

Кружилось небо — снежное, рябое.

 Был ветер обжигающе горяч.

Былинный плач

висел над полем боя,

 он был слышней разрывов — этот плач!

 Ему — протяжному — земля внимала,

 остановясь на смертном рубеже.

—  Ой, мамочка!..

—  Ой, страшно мне!..

—  Ой, мама!..—                                  

И снова:

—  Батарея-а-а!..—

 ...И уже

пред ними,

посреди земного шара, левее безымянного бугра

 горели

неправдоподобно жарко четыре черных

танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями, бой

медленною кровью истекал...

Зенитчицы кричали

и стреляли,

размазывая слезы по щекам.

И падали.

И подымались снова.

Впервые защищая наяву

и честь свою (в буквальном смысле слова!).

 И Родину. И маму. И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность

венчального стола.

Неслышанное: «Ты моя — навеки!..»

 Несказанное: «Я тебя ждала...»

 И губы мужа. И его ладони.

Смешное бормотание во сне.

И то, чтоб закричать

в родильном

доме:

— Ой, мамочка!

Ой, мама, страшно мне!-

И ласточку. И дождик над Арбатом.

И ощущение полной тишины…

Пришло к ним это после в сорок пятом

Конечно, к тем,

Кто сам пришел с войны.

УЧИТЕЛЬ: Война… Великая Отечественная…

 Как далека она от нас, сегодняшних школьников! Только по книгам, фильмам, да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана победа. «Война ж  совсем не фейерверк, а просто трудная работа», - писал поэт- фронтовик М.Кульчинский. Но и эту нечеловеческую трудную ратную  работу выполняли не только мужчины, защитники Родины испокон веков, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы. Еще вчера девчонки списывали контрольные, читали стихи, назначали свидания, примеряли выпускные платья, а завтра была война.

Учитель поднимает проблему « Должна ли женщина трудиться на такой непростой трудной работе»

Ученик читает стих     Юлии Друниной    «Солдатские будни».  

Только что пришла с передовой

Мокрая, замерзшая и злая,

А в землянке нету никого,

И, конечно, печка затухает.

Так устала — руки не поднять,

Не до дров, — согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу мне рванулось пламя.

Мне навстречу — те, кому помочь

Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра

Смерь ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: «Молодец, сестра!» —

Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат

Руки мне протянет после боя:

— Старшина, родная! Как я рад,

Что опять осталась ты живою!

УЧИТЕЛЬ: Зимой 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели партизанки Тани в селе Петрищево Можайского района. При выполнении боевого задания она была схвачена фашистами. В плену вела себя мужественно, не сказав врагам ни слова. Ее казнили. И только потом узнали, что это была московская комсомолка Зоя Космодемьянская.

Ученики инсценируют   отрывок из поэмы «Зоя» М. Алигер

Автор:

Стала ты под пыткою Татьяной,

Онемела, замерла без слёз.

Босиком в одной рубашке рваной

Зою выгоняли на мороз.

И своей летающей походкой

Шла она под окриком врага.

Тень её, очерченная чётко,

Падала на лунные снега.

Как морозно, как светла дорога,

Утренняя, как твоя судьба!

(Зоя медленно пересекает сцену в свете луча)

Зоя:

Поскорей бы! Нет, ещё немного!

Нет, ещё не скоро…

От порога…

По тропинке… до того столба…

Надо ведь ещё дойти дотуда,

Этот дальний путь ещё прожить.

Может ведь ещё случиться чудо.

Где-то я читала… Может быть…

Жить… Потом не жить… Что это значит?

Видеть день… Потом не видеть дня…

Это как?

Зачем старуха плачет?

Кто её обидел?

Жаль меня? Почему ей жаль меня?

Не будет ни земли, ни боли…

Слово «жить»…

Будет свет, и снег, и эти люди.

Будет всё как есть

Не может быть!

Если мимо виселицы прямо

Всё идти к востоку – там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!»

Люди смотрят. Есть ещё слова…

- Граждане, не стойте, не смотрите.

(Я живая – голос мой звучит.)

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

Родина!

Автор:

Слова звучат,  как будто

Это вовсе не в последний раз…

Зоя:

- Всех не перевешать, много нас!

Миллионы нас!

Автор:

Ещё минута –

И удар наотмашь между глаз.

Зоя:

Лучше бы скорей, пускай уж сразу,

Чтобы больше не коснулся враг.

Автор:

И уже без всякого приказа

Делает она последний шаг.

Смело поднимаешься сама ты.

Шаг на ящик, к смерти и вперёд.

Вкруг тебя немецкие солдаты,

Русская деревня, твой народ.

Вот оно! Морозно, снежно, мглисто,

Розовые дымы…Блеск дорог…

Зоя:

Родина!

Автор:

Тупой сапог фашиста

Выбивает ящик из-под ног.

(грохот перевёрнутого ящика, свет гаснет)

УЧИТЕЛЬ: И все же война остается войной. На ней убивают, теряют друзей, сыновей, отцов. Убивают матерей, дочерей.

Ученики инсценируют  стихотворение Юлии Друниной «Зинка», презентация с музыкальным сопровождением (приложение 4 включить БЕЗ ЗВУКА)

Зинка:

Мы легли у разбитой ели.

Ждём, когда же начнёт светлеть.

Под шинелью вдвоём теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живёт.

 

У тебя есть друзья, любимый.

У меня  - лишь она одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

 

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждёт…

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она – не в счёт!

Юлька:

Отогрелись мы еле-еле

Вдруг – приказ: «Выступать вперёд!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идёт.

 

С каждым днём становилось горше.

Шли без митингов и знамён.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрёпанный батальон.

 

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по чёрной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

 

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровах

Светлокосый солдат лежит?

 

Её тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

 

…Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счёт.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живёт.

 

У меня есть друзья, любимый.

У неё ты была одна.

Пахнет в хате квашнёй и дымом,

За порогом бурлит весна.

 

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?!

 

УЧИТЕЛЬ : Да, эти девушки взвалили на свои плечи огромную тяжесть – ратный труд. А далеко от передовой тысячи и тысячи женщин и детей трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали. Ждали своих любимых – мужей, отцов, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернутся.  И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты. Огромную роль в трудовом подвиге тыла сыграли женщины, молодежь и подростки, занявшие место  ушедших на фронт мужчин. Именно в тылу в недостроенных, холодных цехах, возможно, было выиграно главное сражение войны. Главным девизом всей страны стало: «Всё для фронта, всё для победы!». В тылу самоотверженно работали для фронта, на фронте сражались за тех, кто остался дома.

На самой страшной войне ХХ века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Всего в годы войны, в различных родах войск, служили более 800 тысяч женщин.

Именно русской женщине, вынесшей на своих плечах, все тяготы войны посвятил Константин Симонов стихотворение «Жди меня»

Ученик читает стихотворение К. Симонова «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь.

 Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

 Скажет: «Повезло».

He понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

 Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,

 -Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Выступают дети из краеведческого кружка «Юные краеведы»  с проектами «Ветеран в моей семье»

УЧИТЕЛЬ : Нам завещано хранить память об уроках великой битвы, о поколении ее бессмертных героев.  Массовый героизм, проявленный в годы войны, не мог быть случайным. В его основе – военные традиции русского народа – защищать Отечество, готовность к ратной службе. Тысячелетиями формировались эти традиции. Война показала глубину, характер, духовную силу русского народа, беззаветно преданного своей Родине, готового на любые жертвы и лишения во время процветания Отечества.

Война, даже самая справедливая, ужасна, потому что в ней совершаются противоестественное убийство людей. Народ выжил и победил. Но призрак не канул в вечность.

Вы думаете, павшие молчат!

Конечно, «Да!» - вы скажите.

Неверно!

Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где – нибудь

А в нас…

                                                          Е.Исаев

Вечная память погибшим на этой войне, слава русскому народу! (приложение 5 – с начала до 00.11, с 02.16 до 03.15 )

Приложение 6  Звучит песня в исполнении учащихся «И все о той весне».

Приложение 7 (видеоролик)–  с 00.07 без звука  до  02. 31 поставить на паузу.

Список использованной литературы, интернет ресурсов:

  1. https://www.youtube.com/results?search_query=зинка+юлия+друнина&page=2
  2. https://www.youtube.com/results?search_query=день+памяти+и+скорби&page=7
  3. https://www.youtube.com/watch?v=NdwFDz5TIgw
  4. https://www.youtube.com/watch?v=RylEuddUhhs
  5. http://chudesenka.ru/load/14-1-0-294
  6. http://minusovki.mptri.net/pages/283/28399.shtml 
  7. http://prazdnovik.ru/scenarij-literaturno-istoricheskoj-kompozicii-vse-chto-bylo-ne-somnoj-posvyashhennoj-70-letiyu-so-dnya-pobedy-v-velikoj-otechestvennoj-vojne.html
  8. Кускова Л. С. Классный час «Ваши имена навечно будут в наших сердцах». - // Сборник сценариев классных часов "Война, священная, навеки в памяти людской" г. Шелехов, 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")

...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...

Вечер военной песни "Всё, что было не со мной, помню"

Мероприятие было проведено ко Дню защитника Отечества и посвещено памяти олене-лыжных батальонов. Ведущими данного мероприятия были кружковцы объединения "Театр юного актёра"...

Историко-литературный вечер «Всё, что было не со мной, помню…»

Справочный материал для историко-литературного вечера«Всё, что было не со мной, помню…»...

«Это было со мной и с моею страной»

Поэзия Анны Ахматовой...

Разработка проекта "Что было не со мной помню"

Проект на тему "Моя семья в летописи ВОВ"...

Всё, что было не со мной, помню….

Всё, что было не со мной, помню…....