Проект "Труженики тыла и жертвы нацизма"
классный час (9 класс)

Материал для внеклассного мероприятия. Описание проекта краеведческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Труженики тыла и жертвы нацизма.22.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проект внеклассного мероприятия. Краеведческая работа.

Тема: « Труженики тыла и жертвы нацизма  ».

Цели: обучающая: знать историю жизни земляков в годы войны,

Знать о  вкладе тружеников тыла в победу, жизнь на работах в Германии в годы войны.

Развивающие: развивать интерес к историческому прошлому малой Родины; развивать коммуникативную, информационную, социальную компетентности учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к землякам , своему народу; воспитывать чувство гордости за них;  умение работать небольшими группами.

Материал для осуществления проекта: тетради, ручки, фотографии местных жителей, видеокамера, оргтехника.

1 день.

Подготовительный этап проекта.

Цель: Актуализация знаний о тыле в годы Великой Отечественной войны, принудительных работах людей, угнанных в Германию.

          Побудить учащихся к исследовательской работе.

Сообщение о героях войны, жизнь многих наших земляков связана с войной. Мы живем рядом и не замечаем, что старики своим трудом ковали великую победу.

Наша с вами задача: узнать наиболее  активных участников трудового фронта, людей бывших жертвами нацизма, наладить с ними контакт, взять у них интервью.

А для этого нам надо сходить в сельскую администрацию, выяснить, кто из местных жителей  был угнан в Германию, работал в колхозе в годы войны.

2 день.

1.Идём в сельскую администрацию, просим фамилии и адреса жителей, кто из них  был угнан в Германию, работал в колхозе в годы войны..

3 день.

1.Делимся на 2 группы, распределяем по четыре человека в каждой группе (с их адресами).

   

           1 группа ( Встреча  с  Одиноковой К.С )                                            

             2 группа  ( Встреча  с Кунц Н.Е. )  

4 – 7 день.

Цель: добыть информацию о  жизни в годы войны и на принудительных работах.

Посещение местных жителей и их родственников, беседа о жизни в военные годы

8 - 10 день.

Цель: Редактирование материала, оформление информации на компьютере с помощью родителей.

Порядок оформления.

1.Фотография.

2.Текст.

11 день.

 Создание компьютерной  презентации из собранного материала. Оформление реферата по данной теме.

12 день

Представление работы на классном часе.

13 день.

Защита проекта.

Тема: «Труженики тыла и жертвы нацизма».

Цель: Подвести итоги деятельности учащихся. Презентовать итоги работы.

Форма защиты, участие в районной краеведческой конференции.

Итоги проекта. 1 место на районной краеведческой конференции.

Классный час по теме: « Труженики тыла и жертвы нацизма»

Цель мероприятия: патриотической воспитание, на примере краеведческого материала показать роль наших земляков в годы Великой Отечественной войны, научить учащихся самостоятельно готовить материал о земляках, брать интервью, презентовать полученный материал.

Форма проведения мероприятия: презентация учащимися материалов о земляках, представление фотографий на данную тему.

Одинокова Ксения Степановна.

Одинокова Ксения Степановна родилась в 1928 году в селе Выползово. В семье было 5

детей: 3 девочки и 2 мальчика.

Работать начала в 1941 году в поле. Это тяжелейшее время. Детям, как и взрослым людям давали определенные нормы выработки. Пололи поля вручную. Когда началась война, жизнь стала ещё хуже. Только благодаря корове выжили. Было подсобное хозяйство, но оно слабо помогало. Платили рабочие много налогов. Отбирали даже продукты: масло, хлеб, овощи, яйца. Мы пережили с трудом голод, питаясь ягодами, грибами, диким луком, который находили в лугах.

Жизнь села перестроилась на военный лад, мужчин не осталось, вся техника ушла на фронт, лошадей отправили на фронт. Сами крестьяне впрягались вместо быков и лошадей. Зарплату не платили, работали за трудодни. В магазине не было простейших продукте: кет сели, и спичек.

Запрещалось ночью зажигать светильники, чтобы не нарушать светомаскировку. Огонь доставали у соседей. Вместо спичек использовали угольки, у которых они не потухли. Готовились к урокам перед печкой, чтобы не видно было с улицы огней.

Люди готовились к тому, что бои будут в наших местах, поэтому недалеко от Выползова женщин угоняли на рытьё окоп.

Ксении Степановне исполняется 14 лет, и вместе с подругами её отправляют в город Ульяновск на учебу овладевать столярным делом. Задача была отправить после учебе на фронт девушек. Ксения Степановна вспоминает: «шли в Ульяновск пешком полтора дня. Очень хотелось есть. Когда дошли до Тагайского леса, кинулись искать грибы, не заботясь об их качестве. У одной девушки был стакан крупы, быстро сделать грибную кашу, чтобы как-то утолить голод». Ульяновск совсем не походил на нынешний город. Не было машин. Обычные дома. Ночлег был далеко от места учебы. Ходили пешком. Девушек готовили в будущем к военным действиям на фронте, дали обмундирование.

В то время в Ульяновск пригнали большое количество военнопленных, задача которых было строительство автозавода. Невероятно голодные, худые, все время просили по-немецки еды. Часто умирали от голода. Хоронили немцев в общей могиле, привозя к месту захоронения на машинах или на каталках, погружая как дрова.

И в городе мучил голод. Рядом с автозаводом были картофельные поля, но они охранялись часовыми с оружием. Было несколько вышек с часовыми. Чтобы прокормиться, девушки воровали картошку, не боясь, что по ним будут стрелять, ползая ночью за ней. Затем полусырую ели , чтобы выжить. Девушек готовили не только по специальности , но и проводили занятия по физической культуре. Они проходили подготовку на лыжах в полях.

Ксении Степановне к счастью не пришлось воевать, так как война подходила к концу, и необходимости отправлять их на фронт не было.

Когда Ксения Степановна нам рассказывала, то еле сдерживала свое волнение. Было видно, ей еще раз пришлось вспомнить неприятные моменты жизни, но ,не смотря на это она с удовольствием ответила на наши вопросы. Её ответы заканчивались всегда одинаково: «Не дай вам Бог такой жизни, какая была у нас» ,и призывом к нам прилежно учиться.

                       Нина Лукьяновна Кунц.

Прошло много лет со времен Великой Отечественной войны, но Нина Лукьяновна жительница села Выползово до сих пор вспоминает с ужасом те далекие времена и не перестает удивляться, как сумела выжить там, в Германии на принудительных работах.

Родилась Нина Лукьяновна в Курской области в селе Пены в 1926 году. Училась всего 4 года в начальной школе, затем пошла работать в колхоз.

Началась война. Территория Курской области попадает в руки фашистам. Молодые девушки и парни угоняются насильно в Германию в качестве бесплатной рабочей силы. «Немцы зашли в деревню, как скотину погрузили людей в неподготовленные вагоны и повезли. Кормили вареной брюквой, которая плавала в емкости. Ребята вылавливали её и ели. Это было единственной пищей.

Нине Лукьяновне не исполнилось и 16 лет, когда она начала работать на немцев. Долгих 3 года продолжалось это нелегкое испытание.                     

К девушке относились, как к работающему животному. Она находилась у фермеров низшего сословия, немцев тек называемой третьей группы. Без единого дня отдыха, с 1942 по 1945 год батрачит она на хозяев. Она шестнадцатая у них по счету. До этого всех выгоняют. Какова судьба у них - не известно. Только благодаря трудолюбию и послушанию, к ней относились сносно. Работа одинаковая каждый день. С утра до вечера уход за свиньями, гусями и другими животными. Ей приходилось ежедневно доить более десяти коров. Питание - то, что осталось со стола хозяев и вареные овощи. Спала в не отапливаемом помещении даже зимой. Вши съедали женский организм, который страдал от холода и постоянной простуды. Это не смотря на то, что местная администрация выделяет топливо и одежду (трофеи) на работников. Фермеры все присваивают себе. «сами (хозяева) в воскресенье идут в церковь, отдыхают, а нам зададут работы. Спят, кушают- а мы загибаемся в колодках от тяжелого труда». При такой жизни одна девушка не выдержала, умерла, у неё множество язв вышло на кожу ослабленного организма.

По-разному относились к ней немцы. Старшая дочь хозяев издевалась, однажды вонзила в ногу вилы. Младшие сын и дочь хозяев за русских пленных заступались.

В 1945году войска Советского Союза освобождают Германию от фашистов. « пришли в дом русские солдаты, стали спрашивать, как к тебе относились немцы? Если издевались над тобой - расстреляем!» Пожалела их Нина Лукьяновна. Бог им - судья, - подумала она.

Оставшееся время до победы работала она в госпитале, ухаживала за ранеными. Особенно тяжело было смотреть на обгоревших танкистов. Такие невеселые воспоминания о войне сохранились у нашей землячки. В честь наших земляков в селе установлен обелиск, о котором написал тоже наш земляк А.И.Суганов такое стихотворение.

Воздвигнут волею народа,        За родину на смерть стояли

Как символ искренней любви        В борьбе с фашистскою ордой

Отважным землякам-героям        Сыновей долг вы отдавали

Отдавшим жизнь за честь страны        Достойно гордости людской

За верность ленинским идеям

 Ваш героизм примером стал

За что для многих поколений

Возведены на пьедестал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "Нацизм и национализм"

данный классный час проводился в группе 31 ПОВТ Белгородского индустриального колледжа 16 апреля 2013 года....

Открытый урок "Мир против нацизма" 1-11 класс

Тема: Прозабыть такое невозможно, потому что позабыть нельзя....

Мир без нацизма

Нужно ли говорить со школьниками о нацизме? Какую угрозу несет в себя нацизм?  · В разработке урока показан  бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на рас...

Сценарий урока "Мир без нацизма!"

Открытый урок "Мир без нацизма!" проведен в рамках празднования 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны....

конспект урока "Немецкий нацизм"

Цель урока.-Создать условия для формирования представления о внутреннем положении Германии в период экономического кризиса, в результате которого стал возможен приход к власти НСДАП, о причинах возник...

СКАЖЕМ "НЕТ ФАШИЗМУ И НАЦИЗМУ

В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность, нетерпимость, стремление с помощью насилия ...

«Диагностика жестокого обращения в семье. Психологические портреты и поведенческие маркеры жертвы агрессора и жертвы».

Данный материал состоит из текстового материала и презентации. Представлена работа по диагностике жестокого обращения в семье. Предоставлены психологические портреты и поведенческие маркеры агессора и...