«Диагностика жестокого обращения в семье. Психологические портреты и поведенческие маркеры жертвы агрессора и жертвы».
методическая разработка по психологии

Морокова Людмила Михайловна

Данный материал состоит из текстового материала и презентации. Представлена работа по диагностике жестокого обращения в семье. Предоставлены психологические портреты и поведенческие маркеры агессора и жертвы.  Приведены поведенческие маркеры и как они проявляются в поведении ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_morokova_l.m.docx35.78 КБ
Файл zho_seminar.pptx189.95 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский семинар-совещание

по профилактике случаев жестокого обращения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Площадка 4: Практико-ориентированный семинар «Профилактика жестокого обращения по отношению к несовершеннолетним. Опыт работы образовательных организаций»

Доклад:

«Диагностика жестокого обращения в семье. Психологические портреты и поведенческие маркеры жертвы агрессора и жертвы».

Подготовила:

Педагог-психолог

Морокова Л.М.

Квалификационная категория:

без категории

Место работы:

МБОУ «СОШ № 5»

Тел.: 89121051447

Инта, 2022

Жестокое обращение – это насилие, это не только применение физической силы, но и любые действия, сознательная цель которых – контролировать или подчинить себе другого человека с помощью страха, унижения, запугивания, обвинения, принуждения, манипуляции.

ПСИХОЛОГИЧЕКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕРТВЫ И АГРЕССОРА

Хныкова Анастасия Валерьевна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

Что же такое домашнее насилие? Это — ставшие привычными в семье физические, словесные, моральные и экономические оскорбления и принуждения с целью запугивания и получения власти одних членов семьи над другими. Постоянные оскорбления и унижение достоинства, запрет на работу, учебу, на встречи с друзьями и даже родственниками, жесткое ограничение в финансах и требование детальной отчетности — нередко при запрете зарабатывать самостоятельно.

Домашнее насилие существует во всех без исключения социальных группах, с ним сталкиваются вне зависимости от уровня доходов, образования и положения в обществе. Зачастую "жертвенную миссию" женщине навязывают укоренившиеся общественные порочные стереотипы: "муж — главный кормилец в семье", "жена обязана удовлетворять все сексуальные потребности мужа", "если муж бьет жену — это дела семейные", "женщина сама должна подумать, в чем ее вина", "женщина полноценна только тогда, когда замужем", "детям нужен отец — неважно какой" и т. д

Далее мы, более подробно рассмотрим психологический портрет жертвы и агрессора, а также причины и механизмы их формирования:

Отличительной особенностью «женщины – жертвы» является ее постоянная привычка себя жалеть. При этом она, как правило, не готова принять на себя ответственность за то, что с ней происходит. Жертва всегда ищет внешнего виновника своих несчастий: человека ли, событие, обстоятельство, отыскивая в них причину всего происходящего с ней. Рассмотрим пример: женщину-жертву начальник часто заставляет работать сверхурочно, оставаться на работе до позднего вечера, то время как все остальные сотрудники уходят домой вовремя. Если женщина соглашается на это, не отстаивает свои права, не ищет конструктивной, действенной поддержки у окружающих, а лишь всем жалуется на свое «безвыходное положение», то, скорее всего, она и дальше будет получать дополнительные задания.

Каков же психологический портрет жертвы домашнего насилия? Это — низкая самооценка, повышенная тревожность и внушаемость, неуверенность в себе. У взрослых жертв наблюдается оправдание действий обидчика ("жертва всегда сама виновата"), гипертрофированное чувство вины, подавленное чувство гнева, уверенность в том, что никто не может реально помочь. У женщин — приниженное понимание роли женщины в обществе и в семье. Взрослая жертва боится огласки, изменения социального положения, осуждения ("сама виновата", "заработала") или чрезмерно болезненно воспринимаемого сочувствия окружающих. Когда мы говорим, что человек чувствует себя жертвой, мы рассматриваем и психологическую сторону этого положения. Часто женщина – жертва извлекает психологическую выгоду из своего положения. Например, она получает внимание от окружающих людей, психологическую поддержку, сочувствие, помощь. То есть позиция жертвы – эгоистична. Так что у роли « жертвы» есть свои большие «плюсы». Поэтому так трудно выйти из этой роли, этого психологического состояния.

А что же представляют из себя типичные "агрессоры"? Это люди, которые, как правило, и сами подвергались насилию в детстве; они обладают низкой самооценкой, обвиняют других в действиях, которые совершают сами (к примеру, неверные мужья приписывают жене постоянные измены — или наоборот). Часто они хорошо понимают, по отношению к кому можно и к кому нельзя проявлять агрессию."Домашние насильники", как правило, в обществе на хорошем счету, если это мужчина — он традиционен во взглядах на семью и ведущую роль в ней мужчины. Агрессор после совершения насилия нередко "подкупает" жертву: активно просит прощения, "заглаживает" свою вину доступными ему способами: обещаниями и уверениями, сексом, подарками, "послаблениями режима", что в результате лишь дает новые поводы для вспышек агрессии. Очень существенным фактором для манипуляции являются дети. Часто агрессор, особенно обладающий властью и деньгами, может играть этой картой — "детей не увидишь". Семейное насилие — это часть простого, предсказуемого цикла. Цикл начинается с ощущения в семье напряженности. В этот период жертва часто чувствует, что как будто ходит по лезвию бритвы или живет на вулкане, ощущает подавленность и беспокойство.

На начальных этапах отношений важно, вовремя распознать признаки (маркеры)проявления агрессии, чтобы избежать негативных последствии:

  • Партнер запрещает вас видеться с друзьями или родственниками, контролирует, как и где вы проводите время;
  • Вас подвергают эмоциональному давлению;
  • Партнер оказывает психологическое давление, угрожает вам;
  • Партнер заставляет вас вступать в интимные отношения против воли или в неприемлемой для вас форме;
  • Вы подвергаетесь унижению в присутствии друзей или своей семьи;
  • Партнер постоянно критикует за внешний вид, приготовление пищи, поведение и т. д.;
  • Вас лишают пищи, денег, сна; и тому подобное.

Маркеры и индикаторы насилия

Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Индикаторы эмоционального насилия:

  • изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения
  • угрюмость, отказ от обсуждения проблемы
  • «торговля запретами»
  • оскорбление ребенка
  • терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха
  • поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы; брань, издевки
  • запугивание наказанием
  • моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку

Поведенческие маркеры эмоционального насилия:

  • задержка в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.
  • нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения др.)
  • соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергия, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.п.)
  • агрессия в отношении со сверстниками
  • агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.)
  • неуважение и недоверие взрослым
  • утрата доверия миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки
  • неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его
  • низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.
  • подавленность
  • тревожность
  • уступчивость, угодливость
  • коммуникативная некомпетентность
  • склонность к уединению
  • аффективно-тревожное восприятие одиночества
  • личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, мазохистские и прочие личностные расстройства)
  • суицидальное поведение

Признаки эмоционального насилия со стороны родителей:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования
  • чрезвычайная критичность по отношению к ребенку
  • злость и устрашающее поведение

Психологическое насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей.

Индикаторы психологического насилия:

  • Снижение интеллектуального развития
  • Снижение познавательной деятельности

Физическое насилие – нанесение ребенку взрослыми или другими лицами физических травм, иных телесных повреждений которые причиняют вред здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни

Индикаторы физического насилия:

  • Царапины и рубцы
  • Ожоги
  • Ссадины
  • Травмы скелета
  • Травмы головы
  • Внутренние травмы в результате ударов по животу
  • Ушибы тела, ягодиц или головы

Поведенческие маркеры физического насилия:

  • Слабая эмоциональная реакция
  • Негативизм к группе
  • Стеснительность
  • Поведение «маленький старичок»
  • Предпочтение игр с маленькими детьми
  • Агрессия
  • Боязнь посторонних
  • Страх взрослых, страх физического контакта
  • Боязнь идти домой
  • Боязнь детского плача
  • Тики, сосание пальцев, раскачивание

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых.

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка:

  • Отказ от ребенка
  • Недостаток заботы
  • Отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены
  • Нехватка медицинской помощи
  • Недостаток соответствующего образования
  • Недостаток необходимого питания
  • Нехватка необходимого крова

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

  • Недостаточный возрасту вес и рост ребенка
  • Плохая, неопрятная одежда
  • Плохая гигиена кожи, зубов
  • Попрошайничество, воровство пищи
  • Непосещение школы, прогулы
  • Приходит в школу очень рано или уходит слишком поздно из школы
  • Повышенная утомляемость, апатичность

Сексуальное насилие над детьми – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Любое сексуальное насилие – это преступление против личности, целью которого является растоптать, унизить жертву и продемонстрировать свою власть.

Выделяют сексуальное злоупотребление (использование) и собственно сексуальное насилие над ребенком.

Сексуальное насилие:

  • Трение пениса о тело ребенка
  • Принуждение ребенка к мастурбации в присутствии взрослого
  • Принуждение ребенка к манипуляции гениталиями в присутствии взрослого
  • Ощупывание гениталий ребенка или манипулирование ими
  • Подражание половому сношению с помощью пальца
  • Изнасилование
  • Принудительная проституция

Физические индикаторы сексуального насилия:

  • Оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице и губах, в ротовой полости, отказ от еды или переедание
  • Анальные симптомы: повреждения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры
  • Вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции

Психологические индикаторы сексуального насилия:

  • Регрессивное поведение
  • Несоответствующее возрастное поведение, в том числе и сексуальное поведение
  • Изменения в эмоциональном состоянии и общении
  • Страхи
  • Проблемы с обучением
  • Самоповреждающее поведение
  • Суицидальные попытки или мысли
  • Употребление алкоголя и наркотиков

Маркеры поведения ребенка, пережившего насилие

Поведенческий маркер

Проявление маркера в поведении

1.

Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми

Ребенок может потерять интерес к тому, что раньше его занимало, стать нервозным, боязливым. Может избегать контактов с определенными людьми, переменить манеру одеваться. При сексуальной травматизации может наблюдаться несоответствующая возрасту сексуализация поведения (сексуальная агрессия, несоблюдение границ других людей, стигматизация и пр.).

2.

Регресс в поведении

Ребенок разучивается или не желает делать то, что он ранее усвоил или привык делать, словно он стал меньше возрастом. Например, младший школьник начинает сосать палец или бессвязно говорить.

3.

Сверхбдительность или повышенная возбудимость

Немотивированная бдительность проявляется в том, что ребенок постоянно следит за происходящим вокруг, словно ему постоянно что-то угрожает. При повышенной возбудимости дети не могут усидеть на месте, проявляют беспокойство.

4.

Стремление избегать всего, что связано с травмой

Ребенок не желает думать, чувствовать, рассказывать о случившемся, боится бывать в тех местах, которые были связаны с травмой. Например, девочка, подвергшаяся сексуальным развратным действиям в лифте, отказывается пользоваться им.

5.

Нарушение доверия к окружающим людям

У детей постоянно присутствует ощущение опасности. Они боятся взрослых, причем не только мужчин, от которых чаще исходит насилие, но и женщин, их пугают новые жизненные ситуации.

6.

Наличие страхов

Их может быть много, и часто они имеют сильную степень выраженности. Некоторые дети не в состоянии находиться одни в комнате, боятся темноты, взрослых людей, даже тех, кого знают, боятся идти по улице и другое.

7.

Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки

Чем меньше возраст ребенка, тем более скрыты его депрессивные переживания. Ребенок может и не говорить, что у него плохое настроение, но депрессия проявляется в форме жалоб: «Не хочется кушать, не интересно играть». Пока у ребенка не сформированы представления о жизни и смерти, попытки суицида не возникают. Поэтому у детей младше 6-8 лет суицидальные тенденции проявляются крайне редко, а у подростков, переживших сексуальное насилие, гораздо чаще возникают стойкие депрессивные переживания, мысли о смерти, суицидальные попытки.

8.

Агрессивность по отношению к другим

У ребенка могут наблюдаться резкие вспышки раздражения, он не контролирует себя, дерется, жестоко обращается с животными, проявляет сильный гнев или ярость. Например, ломая куклы, они вырывают у них язык, глаза, руки, ноги. Замечено, что у мальчиков и девочек обычно разные реакции: мальчики чаще агрессивны по отношению к другим, а девочки постарше могут проявлять агрессию против себя.

9.

Склонность к аутодеструктивному поведению

Занимаясь самоистязанием, причиняя себе вред, физическую боль, ребенок как бы помогает себе вернуться в реальную жизнь, так как в своих мыслях и чувствах он постоянно пребывает в пережитой им ситуации, травмирующей не только физически, но и психически. Переносить физическую боль ему легче, чем испытывать боль душевную. Кроме того, они считают себя плохими и добровольно наказывают себя.

10.

Диссоциации

Ребенок как бы отделяет себя от тела и погружается в свои мысли, достигая ощущения эмоционального безразличия к миру. Такое состояние может находить на ребенка внезапно, даже во время игры, если кто-то его обидел или что-то напомнило ему травматическое событие. Состояние выключенности бывает очень кратковременным, но если ребенок не найдет других, более конструктивных способов адаптации и будет часто практиковать подобный защитный механизм, то это может привести к раздвоению личности, к множественности личности, что происходит, правда, довольно редко.

Источник: официальный сайт государственного учреждения образования "Социально-педагогический центр Брестского района"


Анкета оценки социально-психологического состояния подростков И.М. Никольской – И.В. Добрякова 2014)

Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан, 1983

Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический

стресс (Пинос Р., Стейнберг А., 2002) Методика диагностики представлений ребенка о насилии

«Незаконченные предложения» (Волкова Е.Н., 2008)

Интервью для диагностики насилия (Волкова Е.Н., 2008)

Карта наблюдения для выявления внешних физических и

поведенческих проявлений, характерных для ребенка пережившего

ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008)

Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И.М., 2008)

  1. Методика «Письмо другу»

#1040;рт-терапевтическая техника «Розовый куст» (автор Дж. Аллан)

Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда

#1040;нкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков».

Анкета «Характеристики насилия в семье глазами взрослых».

Карта наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Республиканский семинар-совещание по профилактике случаев жестокого обращения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей Доклад: «Диагностика жестокого обращения в семье. Психологические портреты и поведенческие маркеры агрессора и жертвы». Инта, 2022 Подготовила : педагог-психолог Л.М.. Морокова Место работы: МБОУ «СОШ № 5»

Слайд 2

Жестокое обращение это насилие, это не только применение физической силы, но и любые действия, сознательная цель которых – контролировать или подчинить себе другого человека с помощью страха, унижения, запугивания, обвинения, принуждения, манипуляции.

Слайд 3

Виды жестокого обращения: Эмоциональное Физическое Пренебрежение интересами и нуждами ребенка Сексуальное

Слайд 5

Маркеры поведения ребенка, пережившего насилие 1. Перемены в поведении и в повседневных привычках ребенка дома, вне дома, в отношениях со сверстниками и взрослыми 2. Регресс в поведении 3. Сверхбдительность или повышенная возбудимость 4. Стремление избегать всего, что связано с травмой 5. Нарушение доверия к окружающим людям 6. Наличие страхов 7. Депрессивные состояния и суицидальные мысли, попытки 8. Агрессивность по отношению к другим 9. Склонность к аутодеструктивному поведению 10. Диссоциации

Слайд 6

Используемые методики: Анкета оценки социально-психологического состояния подростков И.М. Никольской – И.В. Добрякова 2014 ) . Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан, 1983 Детская шкала для диагностики тяжести реакций на травматический стресс ( Пинос Р., Стейнберг А., 2002)

Слайд 7

Используемые методики: Тест Люшера Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения» (Волкова Е.Н., 2008 ) Карта наблюдения для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008)

Слайд 8

Используемые методики: Метод серийных рисунков и рассказов (Никольская И.М., 2008) Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Анкета «Характеристики насилия в семье глазами подростков ». Проективный тест «Домики» О.А. Ореховой

Слайд 9

Список источников и литературы: Литература: 1 . Психологическая помощь в кризисных ситуациях– Малкина-Пых И. Г. М .: Изд-во Эксмо , 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога). 2. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления Под редакцией Е.Н. Волковой – СПб Питер 2008 – 240 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»). 3. Технология раннего выявления семейного неблагополучия и работы со случаем/ Сост. Киселева Т.Д.- Сыктывкар: ГБУ РК «РЦСТ», 94 с. Источник: https://mgkpd.by/informatsiya/zozh/shkola-patsienta/444-psikhologichekij-portret-zhertvy-i-agressora (Официальный сайт УЗ "МГКЦ психиатрии и психотерапии" г. Минска ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение в семье"

Материал к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"...

Буклет-родителям "Профилактика жестокого обращения в семье"

ЕСЛИ РЕБЕНОК СООБЩАЕТ ВАМ О НАСИЛИИ: Отнеситесь к нему серьезно и верьте ему.Успокойте и поддержите ребенка словами. Доведите до его сознания, что он правильно сделал, сообщив Вам об этом, ч...

Профилактика жестокого обращения в семье

В данном материале представлены причины, цели и задачи  программы "Профилактика жестокого обращения в семье". Перечислены все мероприятия, осуществлемые вс целью профилактики данного явления. Пре...

Презентация к родительскому собранию "Профилактика жестокого обращения в семье"

Собрание "Профилактика жестокого обращения в семье" знакомит родителей с формами насилия над детьми, показывает как распознать по поведению ребенка, подвергался ли он насилию...

Признаки и симптомы жестокого обращения с детьми. Психологический вестник МОУ СОШ с. Хохотуй.

Данное издание разработано в рамках декады психологии для предоставления информации учителям о признаках и симптомах жестокого обращения с детьми....

Жестокое обращение в семье

Документ содержит информацию о признаках и видах жестокого обращения с детьми, отвественности родителей за жестокое обращение с детьми и распознание в поведении ребёнка жестокого обращения к нему....