Профилактика жестокого обращения в семье
методическая разработка по психологии по теме

 Смирнова Лариса Ришатовна

В данном материале представлены причины, цели и задачи  программы "Профилактика жестокого обращения в семье". Перечислены все мероприятия, осуществлемые вс целью профилактики данного явления. Представлен методический материал по проведению психологичесих диагностик, родительских собраний и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_v_seme.odt49.81 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика жестокого обращения в семье

        Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление: до 10 % жертв

насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в

эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка,

травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и формирует социально

дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую

семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и

общечеловеческой проблемой.

         Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и

экономические, связанные с резким падением уровня жизни подавляющей части населения и

неуверенности в завтрашнем дне, и социальные – в обществе утрачены основные общественно

значимые ценности, и психологические – воспитываемый многие годы инфантилизм,

нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость

от других, и, главное педагогические – когда общество, государство не несут ответственности

за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

       Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям: оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушение несовершеннолетних, все это наносит ущерб здоровью ребенка и создает опасность для его жизни.        Сложившаяся ситуация определяет высокую степень потребности в профилактике жестокого обращения с детьми и подростками как факторе предупреждения суицидального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАПОДОЗРИТЬ ЖЕСТОКОСТЬ И НАСИЛИЕ

Возраст 0-6мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или

слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес.-редкая улыбка.

Возраст 6мес. -1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми,

испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность,

плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль.Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция

испуга на плач других детей, крайности в поведении – от агрессивности до

безучастности.

Возраст 3 – 6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со

случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары,

страхи, регрессивное поведение ( проявление действий или поступков, характерных для

более младшего возраста)

- болезненное отношение к критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению

к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;

-несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой,

сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм,

одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение

взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость;

- несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т.п.

Подростковый возраст: депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки  самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т.п.

Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и

моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения  самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.)

ТИПЫ – СХЕМЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ.

(по С.Фрайд, П.Хоулт, В.Гиллхам и др.)

«Ребенок-мишень» - ребенка считают слишком пассивным, либо очень активным и , как

результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если  ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если    он любим одним из родителей.

«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с

любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.

«Отсутствие навыков отцовства и материнства» - родители не готовы к той

ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других

стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.

«Необразованный родитель» - отсутствие элементарных знаний о возрастных

особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.

«Модель домашнего насилия» - жестокое поведение часто отмечается у родителей,

которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.

«Изоляция от внешнего мира» - нежелание и неумение налаживать контакты с

другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.

«Семейные стереотипы» - нарушение традиционных схем поведения жестоко карается

родителями (подростковая беременность, нарушения традиций семьи, этические нарушения и т.п.)

С этой целью в МБОУ СОШ №29  г.Нижневартовска  была создана программа по профилактике жестокого обращения  с детьми и суицидального поведения.

Цели программы:

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с

проблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по

жестокому обращению с детьми.

Задачи программы:

1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной

жизненной ситуации;

2) раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной

помощи;

3) создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки

обучающихся;

4) осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их

психофизического и нравственного здоровья;

5) осуществление консультативно-профилактической работы среди обучающихся,

педагогических работников, родителей.

Содержание программы.

Программа содержит 4 блока:

• организационная работа,

• диагностическая работа,

• профилактическая работа с обучающимися,

• профилактическая работа с родителями.

      Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий  по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

      Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей

обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.

       Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую  деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением.  Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.

       Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

      Программу реализует администрация школы (с привлечение заинтересованных

ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

Ожидаемые результаты:

Реализация программы даст возможность:

• ученикам и педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;

• повысить свою самооценку;

• улучшить здоровье и качество жизни, отношения с окружающими;

• воспитать у детей целеустремленность, чувство ответственности, умение устоять перед

употреблением вредных веществ и другими асоциальными проявлениями;

• способствовать процессу развития и формирования индивидуальности детей

Планы мероприятий по каждому блоку работы.

Организационная работа:

1) проведение тематических педагогических советов;

2) планирование работы по профилактики жестокого обращения с детьми;

3) составление социального паспорта семьи и  класса;

4) ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на

внутришкольном учете, на учете ПДН ОВД, КДН;

5) посещение семей микрорайона школы, выявления обучающихся, не посещающих школу;

6) выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в

спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

1) анкетирование учащихся с целью выявления жестокого обращения с детьми;

1) проведение диагностических методик с целью изучения личности ученика;

2) анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений;

3) заполнение личной карточки учащегося;

4) посещение семей;

5) работа с инспектором по делам несовершеннолетних, участковым инспектором;

    Применяются такие диагностики, как: Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях  для ребенка (опросник 1), опросник № 2

(для родителей), опросник эмоциональной стороны детско-родительского

взаимодействия, анкета для родителя на выявление типичных способов воспитательного

воздействия на ребенка, Методика «Отношение к детям (тест родительского отношения)»,  методики на выявление уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности, уровня социальной адаптации.

Профилактическая работа со школьниками:

1) правовая просвещенность несовершеннолетних;

2) индивидуальные профилактические беседы с обучающимися, выявляющие причины

отклонений в поведении (социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель,

школьная медсестра, администрация школы);

3) использование интерактивных методов воспитания;

4) тренинговые занятия для школьников;

5) игры и дискуссии для активизации познавательных интересов школьников;

6) вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность:

-вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки;

-охват организационным отдыхом в каникулярное время и в течение всего года;

-оказание помощи в трудоустройстве в летний период;

7) организация консультаций специалистами;

9) оказание психологической помощи.

Профилактическая работа с родителями:

1) правовая просвещенность родителей;

2) выявление социально опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на

внутришкольный контроль;

3) посещение семей по месту жительства, направление ходатайств в КДН;

4) проведение родительского всеобуча:

Организация психолого-педагогического, правового просвещения родителей.

Формирование духовно-нравственного взаимопонимания детей и взрослых

Тема

Содержание

Профилактика жестокого

обращения в семье

Психолого-педагогические особенности несовершеннолетнего.

Создание эмоционального поля во взаимоотношениях. Права и

обязанности семьи. Причина детских суицидов.

Профилактика

правонарушений и

преступлений

Уголовный кодекс РФ. Семейный кодекс РФ. Административный кодекс РФ. Права, обязанности, ответственность родителей и несовершеннолетних.

Профилактика

неблагоприятных

взаимоотношений в семье

и обществе

Воспитание детей в семье. Проблемы внутреннего и внешнего общения семьи. Пропаганда здорового образа жизни. Духовно-

ценностные ориентации.

5) организация консультаций специалистов: социального педагога, психолога, медицинского работника;

6) организация тематических встреч родителей с работниками образования,

правоохранительных органов, органов здравоохранения.

План мероприятий

по противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации

на 2012-2015 годы

Содержание мероприятий

Сроки  проведениея

Ответственные

1

Организация комплексной систематической информационно-профилактической работы с

привлечением специалистов учреждений здравоохранения и социально-психологических

служб в отношении родителей (законных представителей) обучающихся и педагогов по

противодействию жестокому обращению с детьми, защите их прав, профилактике суицида среди

несовершеннолетних, оказанию помощи в трудной жизненной ситуации

В течение

года

Директор школы,

зам. директора

2

«Родительский всеобуч»:

- противодействие жестокому обращению с детьми;

- предотвращение конфликтных ситуаций в

образовательной среде;

-профилактика суицидального поведения среди

несовершеннолетних;

- оказание помощи и защита прав детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации;

В течение

года

Директор школы,

зам. директора

3

Организация мониторинга уровня адаптации обучающихся 1,5,10 классов к новым условиям

обучения

Октябрь-

декабрь

Педагог-психолог

4

Обучение учащихся навыкам психологической адаптации

Октябрь-

декабрь

Педагог-психолог

5

Организация и проведение мониторинга «Выявление

уровня тревожности, определение акцентуации характера и самооценки, выявление агрессивности»

с целью определения контингента обучающихся, склонных к суициду

Октябрь-

декабрь

Педагог-психолог

6

Осуществление по итогам мониторинга

соответствующей коррекционно-развивающей и консультативной работы с родителями, педагогами,

обучающимися

В течение

года

педагог-психолог,социальный педагог

7

Проведение работы с семьями, относящимися к группе риска по жестокому обращению с детьми

В течение

года

Директор школы,

зам. директора,

социально-

психологическая

служба

8

Ориентация деятельности социально -

психологической службы на необходимость

изучения проблем семьи, подростковой и

молодёжной среды, межличностных отношений,

оказание социально-педагогической и

психологической помощи семье

В течение

года

Директор школы,

зам. директора,

социально-

психологическая

служба

9

Разработка информационных, методических

материалов для родителей и педагогических

работников (буклеты, методические рекомендации, брошюры и т.д.) о простраивании взаимоотношений

с детьми, профилактике конфликтных ситуаций, противодействию жестокому обращению, защите прав, профилактике суицида, оказании помощи в трудной жизненной ситуации

В течение

года

Директор школы,

зам. директора,

социально-

психологическая

служба

10

Размещение информации для обучающихся о работе телефонов доверия и контактных телефонах других служб на стендах школы

В течение

года

Директор школы,

зам. директора,

социально-

психологическая

служба

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

В данном приложении диагностический инструментарий представлен частично,

остальные методики достаточно широко представлены в специальной литературе.

Исследование проявлений жестокости в детско-родительских отношениях

Опросник № 1 (для ребенка)

1. Когда ты не слушаешься родителей, они чаще всего:

А) кричат на тебя;

Б) пытаются уговорить убедить;

В) обижаются и ждут твоей реакции;

Г) дают подзатыльник;

Д) не обращают на тебя внимания;

Е) пугают избиением, ремнем;

Ж) могут ударить, избить;

З) пытаются объяснить, что ты не прав;

И) другое

2. Часто ли в стрессовом состоянии родители могут проявить агрессию («разрядиться») на

тебе?

А) часто;

Б) иногда;

В) трудно сказать;

Г) никогда;

Д) другое

3. Укажи причины, которые на твой взгляд, наиболее часто вызывают гнев родителей:

А) стремление тебя воспитать;

Б) «разрядка» их стрессовой ситуации ( не зависящей от твоего поведения);

В) ссора родителей

Г) когда ты чего-нибудь просишь, требуешь;

Д) когда огорчаешь родителей;

Е) желание убедить тебя в своей точке зрения;

Ж) желание убедить тебя в своей точке зрения;

Ж) не можешь объяснить;

З) другое

4. Как часто появляется у родителей желание похвалить тебя, обнять, поцеловать:

А) часто;

Б) редко;

В) никогда

Трудно сказать

Д) другое

 Или же наоборот, избить тебя, выгнать из дома, запереть в темной комнате и т.п.

А) часто

Б) редко

В) никогда

Г) трудно сказать

Д) другое

5. При тяжелых провинностях какой вид наказания выбирает

мать отец

Сколько лет тебе

Сколько лет твоим маме

Папе

Сколько детей в семье (укажи их возраст)

Опиши ситуацию праздника, радости в доме

Спасибо!

Опросник № 2

(для родителей)

1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:

А) Кричите на него

Б) Разговариваете, уговариваете

В) не реагируете на его оправдания, молчите

Г) можете избить

Д) даете подзатыльник

Е) пытаетесь объяснить, что он не прав

Ж) другое (что именно)

2.Часто ли в стрессовом состоянии вы можете «разрядиться» на ребенке

А) Да, часто

Б) иногда

В) Трудно сказать

Г) никогда

Д) другое (что именно)

З. Укажите причину, когда вам приходится кричать, угрожать, бить ребенка:

А) стремление воспитать

Б) «разрядка» стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка

В) ссора с супругой (супругом)

Г) когда он чего-нибудь требует, просит

Д) когда огорчает

Е) избиение ради избиения

Ж) желание убедить в своей точке зрения

З) не могу объяснить

И) другое (что именно)

4.Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной  комнате (подчеркните)

А) да

Б) нет

В) иногда

Г) трудно сказать

Д) другое (что именно)

5.Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?

6. Укажите, пожалуйста

Сколько вам лет

Сколько детей в семье

Укажите их возраст

7. Когда вы были ребенком и не слушались родителей, они чаще

А) кричали

Б) пытались убедить, уговорить

В) молчали

Г) использовали подзатыльники

Ж) пугали избиением

Ж) другое

8. Опишите ситуацию радости, праздника в доме

 Спасибо!

Опросник эмоциональной стороны детско-родительского

взаимодействия.

Инструкция: Уважаемые мамы! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы

ли для Вас следующие утверждения:

5 - абсолютно верно.

4 - скорее всего, это так.

3 - в некоторых случаях верно.

2 - не совсем верно.

1 - абсолютно неверно.

1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.

2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять, по какой причине.

3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль.

5. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.

6. Чтобы не сделал мой ребенок, я буду любить его.

7. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.

7. Я редко повышаю голос.

8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно испортить его характер.

9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

10. Плохое настроение ребенка не может быть оправданием его непослушания.

11. Я легко могу успокоить своего ребенка.

12. Чувства моего ребенка для меня загадка.

13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду

14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.

15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь нежность, даже если он

плохо ведет себя.

16. Я многое хотела бы изменить в своем ребенке.

17. Мне нравится быть матерью.

18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.

19. Я часто глажу моего ребенка по голове.

20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться само самостоятельно.

21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.

22. Если мой ребенок разбаловался, то я уже не могу его остановить.

23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.

24. Я часто не могу понять, почему плачет мой ребенок.

25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

26. Мой ребенок часто мне досаждает.

27. Ничто не мешает мне любить моего ребенка.

28. Я чувствую, что процесс воспитания слишком сложен для меня

29. Мне приятно проводить время вместе с ребенком.

30. Я раздражаюсь, когда ребенок "липнет" ко мне.

31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения.

32. Даже когда ребенок устал, он должен довести начатое дело, до конца.

33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.

34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.

35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.

36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.

37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.

38. Меня огорчает, что мой ребенок растет не таким, как мне хотелось бы.

39. Я верю, что могу справиться с большинством проблем в воспитании моего ребенка.

40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство друг другом.

41. Мне часто хочется взять моего ребенка на руки.

42. Я не поощряю мелкие успехи ребенка, так как это может избаловать ею.

43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.

44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.

45. Мне достаточно только взглянуть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.

46. Часто радость ребенка кажется мне беспричинной.

47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.

48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.

49. Я многое прощаю своему ребенку из-за любви к нему.

50. Я нахожу, что гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем я

ожидала.

51. У меня спокойные, теплые отношения с ребенком.

52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53. Я часто хвалю своего ребенка.

54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.

56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.

59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, как он есть.

61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.

62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.

63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.

 64. Я часто бываю строгой с ребенком.

65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок не в духе.

 66. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Ключи к опроснику детско-родительского взаимодействия.

1 . Способность воспринимать состояние ребенка- 1, 23, 45, 12 56 (норма -3,7)

2. Понимание причин состояния - 13, 35, 57, 2, 24, 46 (норма — 3).

3. Способность к сопереживанию - 3, 25, 47, 14, 36, 58 (норма-2,8)

4. Чувства в ситуации взаимодействия - 15, 37, 59, 4, 26, 48 (норма-3,3)

5. Безусловное принятие — 5, 27, 49, 16, 38, 60 (норма - 3,2)

6. Отношение к себе как к родителю - 17, 39, 61,6, 28, 50 (норма-3,1)

7. Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия - 7, 29, 5 ' 18, 40, 62 (норма -3,0)

8. Стремление к телесному контакту - 19, 41, 63, 8, 30, 52 (норм 3,3)

9. Оказание эмоциональной поддержки - 9, 3 1, 53, 20, 42, 64 (норма-2,8)

10. Ориентация на состояние ребенка - 2 1 , 43, 65, 10, 32, 54 (норма 2,3)

11. Умение воздействовать на состояние ребенка- 11, 33, 55, 22, 44, 66 (норма - 3,2)

Обработка результатов.

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых

носят положительный характер (первые указанные в скобках), т.е. согласие с данным

утверждением свидетельствует о высокой степени выраженности качества, и три –

отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках), т.е. согласие с данным

утверждением означает низкую степень выраженное качества. Таким образом, заполняющийопросник родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями,касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений,имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяет выявитьпротиворечивые суждения родителей и повысить достоверность полученных оценок.

Для получения стандартных баллов необходимо перевести «сырые» баллы по формуле:

(а+Ь+с-d-e-f+1)/5, где а, Ь, с - оценки положительных утверждений, d, е, f- оценки

отрицательных утверждений. Знак «минус» перед утверждениями означает, что для них

используется инвертированная шкала оценок: если за ответ «абсолютно верно» для

положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ «абсолютно верно» для

отрицательного утверждения дается 1 балл. Таким образом, степень выраженности каждойхарактеристики может измеряться в интервале от 1 до 5 баллов.

Анкета для родителя на выявление типичных способов воспитательного

воздействия на ребенка.

Инструкция:

Оцените, насколько часто Вы используете следующие методы воздействия на ребенка.

Для оценки используйте следующую шкалу:

5 баллов - всегда.

4 балла - достаточно часто.

3 балла - иногда.

2 балла - в исключительных случаях.

I балл - никогда.

Приказ, команда 1 2 3 4 5

Уговоры 1 2 3 4 5

Угрозы 1 2 3 4 5

Предупреждения 1 2 3 4 5

Советы, готовые решения 1 2 3 4 5

Нотации, поучения 1 2 3 4 5

Критика 1 2 3 4 5

Похвала 1 2 3 4 5

Анализ поведения 1 2 3 4 5

Обращение в шутку 1 2 3 4 5

Утешение 1 2 3 4 5

Обзывание, насмешка 1 2 3 4 5

Обида на ребенка 1 2 3 4 5

Наказания 1 2 3 4 5

Физические наказания 1 2 3 4 5

Подарки 1 2 3 4 5

Методика

Отношение к детям (тест родительского отношения)

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств и поступков взрослых

людей по отношению к детям. С психологической точки зрения родительское отношение - это

педагогическая социальная установка по отношению к детям, включающая в себя

рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все они в той или иной степени

оцениваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики.

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выдающих собой те или иные аспекты

родительского отношения:

1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально

положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к

ребенку.

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком,

проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, что- бы выяснить, стремится ли

взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой

психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка,

насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся

к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

В заключение, после описания методики, мы вернемся к анализу и интерпретации ее

результатов

____________________________________________________________________________

 Авторами методики являются Я.А. Варга, В.В. Столин. Нами кое-что изменено в данной

методике, и эти изменения отчасти касаются терминологии, отчасти процедуры обработки и

интерпретации результатов.

Текст опросника

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен, выразить свое согласие или

несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его

травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит

недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет

хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный

и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и

разумнее, чем мой ребенок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда

он был еще совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно

отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему,

относиться к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства, но отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника,

ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом.

Принятие — отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16,18,20,23,24,26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47;49,51,52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет»

— 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных выше

видов родительских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Если говорить конкретно, то оценка и интерпретация полученных данных производятся

следующим образом.

Высокие баллы по шкале «принятие — отвержение» — от 24 до 33 — говорят о том,

что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку.

Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает егоиндивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточномного времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает

по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость,

досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в егобудущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка.

Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7-8 баллов — являются признаком того, что

взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает

способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, старается быть с нимна равных.

Низкие баллы по данной шкале — 1-2 балла — говорят о том, что взрослый по

отношению к ребенку ведет себя противоположным образом и не может претендовать на рольхорошего педагога.

Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6 — 7 баллов — достаточны для того, чтобы

сделать вывод о том, что данный взрослый человек не устанавливает психологическую

дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять егоосновные разумные потребности, оградить от неприятностей.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — являются при- знаком того, что

взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и  ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и  воспитателем для ребенка. Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов — говорят о том, что взрослый   человек ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него   безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает    ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть   полезным, как воспитатель, для детей.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — напротив, свидетельствуют о том, что

контроль за действиями ребенка со стороны взрослого человека практически отсутствует. Это   может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки  педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3   до 5 баллов.

 Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка»— 7-8 баллов — являются

признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к  нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся  взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать   хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале — 1 — 2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что

неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет: неплохим учителем и воспитателем.

Родительское собрание

«Как предупредить насилие в семье»

(активная форма)

Введение. Приветствие, благодарность, приподнимание.

«Я благодарю вас».

1 этап. Присоединение к аудитории. Метод трех «ДА»

 Мы действительно любим своих детей?

 Мы можем действовать так, чтобы они были хорошими?

 Мы желаем счастья своим детям?

«Эта тема непроста. Тема «насилие». Аудитория полная, я могу надеяться, что мы получим

пользу».

2 этап. Проблемный вопрос.

 Скажите, мы же не желаем зла своим детям, почему мы иногда поднимаем на них руку?

 Почему, если другие обижают наших детей, мы бросаемся на помощь, а сами…?

 Отчего такая двойственность?3 этап. Родительский миф.

 Что вы чувствовали, когда вас били?

 Ощущали ли боль, бессилие?

«Раз вы считаете воспитание серьезным, значит к нему нужен серьезный подход. Как же

воспитывать без розог?»

Если у родителей нет альтернативы насилию, и нет другой возможности повлиять на их

мнение, психолог произносит следующее: «Всем кажется в тот момент, что нет альтернативы

насилию, но пройдет один час – найдется множество вариантов. Я вам говорю это как

психолог».

Если родители проговаривают, что «сама рука поднимается», психологу необходимо выяснить,

в какой ситуации. Насилие определяется через связь с агрессией.

4 этап. Вкратце о ситуации.

 «Результаты социологического опроса:

 У нас считается нужным в определенной ситуации использовать насилие – 96,4%;

 хоть раз применяли насилие – 99,8%;

 побои в системе (ремень на стене) – 54%;

 знают о последствиях физического наказания – 8%.

 В таком случае необходимо об этих последствиях говорить».

5 этап. Следственно – причинные отношения.

 (Очень сильная вещь, цеплять!)

 Результат насилия:

 Бессрочная инфантильность.

 Ребенок видит способ излить накопившийся гнев.

 «Я – дерьмо, поэтому меня действительно нужно избивать».

 У ребенка вырабатывается иммунитет к избиению.

 Ребенку трудно осознать, что он подвергается наказанию из – за своего поведения и он

перестает верить в положительное воздействие родителей.

«По исследованиям организации «Женщины против насилия» в 70% семей бьют детей, если в

детстве подвергался насилию отец. В 100% семей, если подвергалась насилию мать. Ваши

внуки будут биты!».

6 этап. Конструктивный.

 Дисциплина ребенку необходима.

 Скажите: зачем, для чего? (набрасываем на плакате, доске).

«Действительно, дисциплина остро необходима для воспитания самодостаточной личности,

которая в социуме спокойна и свободна».

 Какие способы установления дисциплины существуют? (набрасываем на плакате, доске).

Поднимаем активность родителей в творчестве. «Это талантливая аудитория».

7 этап. Заключительный.

 «Мы можем сдержать себя и вспомнить, когда мы в порядке. Только кувшин, который

наполнен, может напоить другого. Дети пьют из нас, мы должны напоить детей.

Что нам может повысить настроение? (шоколад, глажение котенка, друзья, массаж, вязание,

вождение автомобиля, каждые 3 часа что – нибудь вкусное и т.д.)».

Если родители называют алкоголь, то психолог объясняет: «Алкоголь имеет обратное

действие. Хорошо использовать что – то, что не имеет обратной стороны».

Счастья вам, родители, и тогда будут счастливы ваши дети.

Лекция на тему: "Влияние домашнего насилия на психику ребенка"

Рассмотрим условия, определяющие возрастное своеобразие психогенных расстройств.

Психическое развитие у детей происходит неравномерно, но в определенные периоды

становится еще и дисгармоническим - одни функции формируются быстрее других.

Особое значение имеют так называемые возрастные кризы - периоды наибольшей

подверженности нервным и психически расстройствам. Если учесть, что возрастные кризы

охватывают 10 лет из 18 (1-й криз - 3-4 года, 2-й - 5-7 лет, 3-й - 12-18 лет), то становится

очевидным, что в целом детский и подростковый возраст - весьма подходящее время для

развития неврозов.

На первом году жизни ребенок сосредоточен на уменьшении психофизического напряжения, связанного с первичными потребностями. Каждая из этих потребностей имеет  абсолютно витальное, жизненное значение и не может быть не удовлетворена.

Неудовлетворение какой-либо из этих потребностей (депривация) может стать психогенным  поводом для возникновения реакции, и чем больше нарушение, тем тяжелее депривация.

На третьем месяце отмечается психомоторное оживление и узнавание матери или

нескольких лиц. При этом потребность в эмоциональных и социальных контактах быстро

возрастает. Чем успешнее проходит этот период, тем лучше прогноз в плане дальнейшего

познания мира.

В последующее время, до 3 лет, развитие (при благоприятных условиях) протекает

спокойно. Этот возраст характеризуется полной зависимостью от родителей. Поэтому

родители должны способствовать постепенной редукции этой зависимости. Если же это

делается родителями грубо, резко, по типу попыток оборвать зависимость сразу, возникаетфрустрация (препятствие к удовлетворению потребностей), которая только усиливает  зависимость.

Если до 2 лет преобладает моторное развитие, то последующий период

характеризуется быстрым когнитивным развитием и совершенствованием речи. Только в 2-2,5  года ребенок начинает применять к себе местоимение «я». Если мать способствует

сохранению чрезмерной связи с ребенком, она способствует его инфантилизации и тормозит  развитие.

Возраст с 3 до 4 лет - один из важнейших периодов развития, протекающих критически

(первый возрастной криз). В этом возрасте, как и в последующие критические периоды,

ребенок становится капризным, ранимым, непослушным, повышенно утомляемым,

раздражительным, упрямым, протестующим против власти взрослых, подверженным

психогенным срывам. Отмечаются также внутренняя дискомфортность, напряженность,

большая чувствительность к депривации, вызывающей фрустрацию. В это время особенно

опасно подавлять растущую активность ребенка, способствовать дефициту общения и

эмоциональному (замкнутость), речевым расстройствам (задержка развитая речи, отказы от  общения, речевого контакта). Подчеркивается значение складывающейся к этому возрасту «я-системы» («я сам!») - самосознание, самооценка, желание одобрения своей деятельности.

Если эти стремления не поддерживаются взрослыми, игнорируются или подавляются, могут возникать внутренние конфликты (между стремлением, желанием и невозможностью  удовлетворения потребностей при выборе между «хочу» и «надо»). Возникают  противоречивые переживания, растет эмоциональная напряженность, нарушается поведение, появляется склонность к невротическим реакциям. Если крик сопровождается перечисленными  особенностями, его уже можно обозначить как преневротическое состояние.

Следующий возрастной кризис (5-7 лет) отличается большим участием в его

возникновении, наряду с биологическими факторами, социально-психологических причин.Подготовка к поступлению в школу сама по себе в определенной степени травмирует ребенка.Многие ученые особенно выделяют ряд особенностей психического развития в начале этогокризиса. Подчеркивается, что к этому времени формируется фундамент личности. «Упустить ввоспитании годы детства - это значит развить фундамент всего будущего». В. Гарбузов и Л.

Божович выявили важную закономерность: трудностей у ребенка больше, если поступил в

школу позже 7 лет. Возможно, это связано с появлением чувства «должен быть как все»,

стремлением к самоутверждению, с рассуждениями - «значит я хуже». Депривация в этом

отношении может СОпровождаться внутренним конфликтом и появлением комплекса,

сопряженного с неуверенностью в себе. Это очень важная психологическая особенность,

поскольку она часто оказывается основой невротических расстройств.

Все большую роль играет воспитание. Школьные занятия только тогда становятся

причиной невроза, когда предъявляемые к ребенку требования не соответствуют его

возможностям. Неуспеваемость является наиболее частой причиной психогенных реакций и

неврозов.

Третий возрастной кризис является самым длительным (12-18 лет), самым

выраженным, сложным и имеющим наибольшее значение для понимания возрастной

специфики психических расстройств. Его называют «переходным» от детства к взрослому

состоянию, подростковым возрастом.

Значение биохимических гормональных изменений в развитии психических отклонений

изучалось многими исследователями, но наиболее стройную теорию разработал известный канадский ученый X. Селье (Н, Selye, 1936). В основу этой теории легло понятие стресса (впереводе - напряжение, давление обстоятельств). В качестве стрессора, по Селье, могутвыступать как физиологические (чрезвычайная нагрузка, температура, боль, соматическое заболевание), так и психические (угроза благополучию, страх и пр.) факторы. В результате воздействия стрессоров возникает стресс как реакция защиты организма, попытка  восстановить гомеостатическое равновесие.

Стресс проявляется как адаптационный синдром в виде 3 фаз: 1) реакция тревоги,

мобилизации; 2) стадия истощения, когда исчерпаны адаптационные возможности. Ведущая роль в развертывании стресса принадлежит гормонам (адреналин, норадреналин). Первые две фазы - это еще не болезнь, а естественная борьба организма с вредностью. Стресс может быть физиологическим и психологическим (информационный и эмоциональный). На первых двух стадиях он может выступать как мобилизующая сила и в случае успешного преодоления вредности на этом и заканчивается. При продолжающемся действии стрессора или повторяющихся состояниях стресса наступает 3-я фаза - аффективного и гормонального истощения. Эту фазу Селье рассматривал как патологическую и обозначил ее как «дистресс». В это время преобладают тревога, чувство безысходности, тоска, которым клинически соответствует картина невроза, психореактивных состояний, «депрессии истощения» (по P. Kielholz, 1980) и начало психогенного развития личности. После стресса достаточно бывает незначительного психического перенапряжения, чтобы возобновилась ситуация дистресса.

Особенности адаптационного синдрома Селье на психологическом уровне могут

соотноситься с теорией фрустрации Розенцвейга (S. Ro-zenzweig, 1945). Фрустрация, по

автору, это столкновение какой-либо жизненной потребности индивидуума с непереносимым психологическим препятствием (например, морально-этическая установка), с внутренним запретом. При этом развивается стрессовое состояние и в зависимости от длительности неразрешенного внутреннего конфликта может возникать невроз. Теория фрустрации  дополняет учение Селье и не касается биохимических изменений, происходящих при этом.

Самым распространенным в зарубежной литературе оказалось учение Фрейда. Именно

психоанализ впервые прикоснулся к тем сторонам патогенеза неврозов (особенно у детей), которые раньше не раскрывались. Речь идет о психологическом подходе к проблеме неврозов, точнее - психоаналитическом. Фрейд сформулировал ряд положений о становлении сексуальности в раннем детстве («оральная», «анальная», «генитальная» стадии).Неудовлетворенная или подавленная (например, воспитанием) сексуальность ребенка либо «сублимируется» (переходит в социально приемлемые нормы деятельности), либо становится  источником невротических расстройств, если «вытесняется» в подсознание и принимает участие в образовании внутренних конфликтов.

Психотравмирующий фактор действует на такую личность, у которой до этого

сформировались так называемые внутренние невротические конфликты. Внутренний конфликт

- это противостояние осознаваемых притязаний, желаний и неосознаваемой самооценки.

Ребенок, как правило, стремится к самоутверждению среди приятелей, но, будучи тревожным и  неуверенным, находит неверные пути или отказывается от этой затеи. Однако для него это не происходит безболезненно. Появляется чувство собственной несостоятельности, враждебности к окружающим, отрицательной оценки не только себя, но и других. Если эти переживания застревают в сознании, а это при готовности к психогенным реакциям становится все более отчетливым, начинаются поиски разных путей разрешения внутреннего конфликта вплоть до тяжелой агрессии в рамках протестных реакций. Подавление сильных эмоций всегда вызывает кристаллизацию страхов, тревоги и злобы. Очень важное значение имеют ценностные ориентации. Подросток склонен к подражанию и поиску абсолютного кумира. Все дело в том, кому он будет подражать, за кем пойдет, чего будет добиваться в жизни. По Л.С. Выготскому, понимание подросткового возраста невозможно без знания основных внутренних

движущих сил и многочисленных противоречий психики. Легко передается ребенку и отношение его родителей к окружающим, особенно если то сильные эмоции. Стиль поведения, моральные принципы, система ценностей формируются в детстве и, как правило, внушены взрослыми (повышенная внушаемость детей, абсолютный авторитет родителей).

Все это определяет формирование так называемых установок. Внутренними

установками становятся и собственное поведение, и отношение к другим, особенно если они продиктованы такими эмоциями, как страх, паника, ожидание нападения и пр.

Зафиксированные в детстве установки могут приобретать характер обязательных правил,

поведенческих штампов. Ребенка пугали, истязали, оставляли в эмоциональной изоляции - и в результате возникает стойкая неуверенность в себе. Ребенка превозносили, и он становится самоуверенным эгоистом.

Начиная с Гомбургера (Н. Homburger, 1926), резко выраженные психологические

особенности подростков стали обозначать как «подростковый комплекс». В это понятие

включают следующие особенности:

- беспокойство, тревогу, склонность к резким колебаниям настроения, меланхолии,

импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность

- сензитивность - чувствительность к оценке другими своей внешности, силы, способностей,

умений - в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерной критичностью,

пренебрежением к суждению взрослых (A. Gessel, 1956; А.Е. Личко, 1958);

- сочетание чувствительности с поразительной черствостью, жажды признания - с

бравированием, независимостью, отказа от общепринятых правил - с обожествлением

случайных кумиров, чувственного фантазирования - с сухим мудрствованием (Т.Е. Сухарева,1974; А.Е. Личко, 1958);

- стремление к философским обобщением, внутреннюю противоречивость психики,

неопределенность уровня притязаний, склонность к крайним позициям, эгоцентризм

юношеского мышления, тяготение к теоретизированию, диффузное расплывчатое «я»,

ролевую личностную неопределенность, расстройство временной перспективы, «кризис

идентичности», стремление к освобождению от детской зависимости, оппозиционную

готовность, максимализм в оценках, немотивированные колебания настроения.

В ходе отношений, складывающихся со взрослыми, важную роль могут играть два

аномальных механизма: фиксация уровня морали родителей, фиксация устойчивого

негативного отношения к ним (Д.Н. Оудсхоорн). Нарушения «морального» развития чаще

происходит с семьях, которые не могут дать ни благополучия, ни примеров социально

приемлемого поведения.

Значение отрицательных социально-психологических воздействий в детстве для

возникновения психических расстройств стало осмысливаться и признаваться особенно

отчетливо к середине текущего столетия. Если отношение родителей к детям в младенческом возрасте имеет исключительное значение для становления эмоциональности, то в возрасте 15-16 лет - не меньшее для формирования волевых, личностных и социально психологических функций. Если это время упущено, указанные психические функции окажутся если не утраченными, то искаженными. Вопрос о нарушениях отношений между родителями и детьми непосредственно касается не только проблемы неврозов, но и всех пограничных состояний и в детском, и в подростковом возрасте. Эти нарушенные отношения нередко связаны с наличием у родителей невротической и личностной патологии.

Большинство матерей детей, страдающих неврозами, сами больны ими, и значительно

чаще, чем отцы: матери - в 62% случаев, отцы - в 24%. Обнаружено, что 61% матерей и 36% отцов в детстве имели выраженные признаки нервности; неврозы наиболее выражены у женщин, чьи дети страдают неврозом страха, меньше - у матерей детей с неврастенией и неврозом навязчивых состояний и еще меньше - у женщин, дети которых больны истерическим неврозом. Соматическая отягощенность больше всего выражена у родителей детей с неврастенией. Выявлены склонность этих родителей к авторитарным установкам, стремление к независимости, гипертрофированное чувство «я». Отмечено, что родители этих детей, какправило, имеют комплекс очерченных личностных расстройств: у них педантично -ригористические установки, сочетающиеся с яростью и паранойяльными проявлениями(эмоциональная холодность, жестокость, сверхценные комплексы). У родителей этих двух типов нередко обнаруживается также запойное пьянство, склонность к тяжелым конфликтам иантисоциальному поведению.

Для детей с обеими формами психогений наиболее травмирующими являются

переживания психологической непонятности, обиды, равнодушия, но при психореактивных  расстройствах особенно травмирующими становятся сверхсильные воздействия (тяжелое  личное горе, издевательства, угрозы, истязания).

Подчеркивается значение личностных характеристик родителей детей-невротиков.

Выделяют 6 психологических портретов матерей таких детей (А.И. Захаров, 11988): «Царевна-несмеяна», «Снежная королева», «Спящая красавица», «Суматошная мать», «Наседка»,«Вечный ребенок».

Неправильное воспитание (дефекты воспитания) следует рассматривать как важное

условие для возникновения психогенных расстройств, как фактор, подготавливающий

«психологическую почву».

В клинической практике относительно редко приходится наблюдать изолированное

действие неправильного воспитания. Значительно чаще речь идет о тесном взаимодействии с  другими средовыми факторами. Само воспитание не является статическим образованием, оно  меняется в одной и той же семье, по отношению к одному и тому же ребенку, в зависимости от  многих условий, связанных с меняющейся характеристикой, как самих родителей, так и детей.

К числу отдельных ведущих признаков неправильного воспитания, сопряженных с

развитием у детей неврозов, относят также инверсию воспитательных ролей (бабушка

исполняет роль матери), конфликтный характер воспитания, преобладание рационального

аспекта, отношение к детям как к «почти взрослым», недостаточное внимание к половым

аспектам в формировании личности детей, шаблонность, схематизм, недостаток

индивидуализации, разрыв между словом и делом, дефицит душевной щедрости,

несоответствие повышенных ожиданий и требований родителей реальным психофизическим  возможностям ребенка, негибкость, несогласованность.

Заслуживает внимания описание воспитания по типу «неприятия» (А. Захаров, 1998; В..

Гарбузов, 1990). Очевидно, что этот тип воспитания близок к типу «Золушка». Авторы придаютему очень большое значение. Обозначает оно «отсутствие любви к ребенку». Неприятиепорождает прежде всего страх. При неприятии в ребенке все раздражает, все вызывает   досаду: «ест не так», «много плачет», «рохля» и т.д. Ребенка все время наказывают, ничего ему не прощают. Воспитание заменяется жестким контролем, подвергают суровыми наказаниям; у ребенка возникает комплекс неполноценности, стpax, что от него хотят избавиться - это самый драматический тип неправильного воспитания.

Сходный тип воспитания описан под названием воспитания по типу "ежовых рукавиц"

(В.Д. Гурьева, 1971). Крайним выражением этого варианта является «воспитание» по жестокой агрессивности («изуверской жестокости»). В этих случаях не просто отсутствует любовь к ребенку, но имеет место стойкая ненависть и садистское отношение с ухищренными издевательствами, с физическими «пытками», отказом в еде и питье по нескольку дней, с переламыванием костей, «вывешиванием» ребенка на стене. Финалом этих чудовищных издевательств является в «легких» случаях психогенное развитие личности и убийство подростком лица, являющегося источником такой травматизации, а в самых тяжелых случаях «забивание ребенка до смерти» или попытка самоубийства у ребенка (подростка).

Влияние физического наказания на психическое развитие ребенка хорошо описано

известным детским психиатром Алисой Миллер. Отрицательное влияние родителей на детей может играть определенную роль в патогенезе неврозов и психореактивных расстройств, которые в свою очередь приведут к новому поколению родителей, воспитывающих детей по «архетипичной» схеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет-родителям "Профилактика жестокого обращения в семье"

ЕСЛИ РЕБЕНОК СООБЩАЕТ ВАМ О НАСИЛИИ: Отнеситесь к нему серьезно и верьте ему.Успокойте и поддержите ребенка словами. Доведите до его сознания, что он правильно сделал, сообщив Вам об этом, ч...

Презентация к родительскому собранию "Профилактика жестокого обращения в семье"

Собрание "Профилактика жестокого обращения в семье" знакомит родителей с формами насилия над детьми, показывает как распознать по поведению ребенка, подвергался ли он насилию...

Рекомендации родителям по профилактике жестокого обращения в семье

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. К сожалению, большинство таких случаев происходит в семье, с...