Родительское собрание «Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».
материал по теме

Старикова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

«Жестокое обращение с детьми.

Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей».

Слайд 1

Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических  ценностей. Очень часто дети рассматриваются как тяжелая ноша и бремя, отрицательно влияющие на  семейные и национальные ресурсы.

        Их воспитание и обучение требует от родителей  все больше затрат энергии, физических и духовных сил, материальных средств. В общении с ними необходимы психолого-педагогическая грамотность, терпимость, взаимопонимание.

Вторичная занятость родителей, их чрезмерная загруженность на работе, необходимая для поддержания жизненного уровня семьи, способствуют тому, что дети большую часть времени лишены родительского внимания и контроля. Можно сказать, что российские семьи оказались в кризисном положении, от которого больше всего страдают дети. Из года в год растет количество детей, которые испытывают жестокое обращение, вплоть до сексуального насилия, в собственной семье.

К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия: от физического до экономического, от сексуального до морально-психологического.

За последние годы увеличилось число жертв насилия. По данным статистики ежегодно в России около 15 тыс.женщин погибает от рук супруга, 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений.  Каждый год около двух миллионов детей избиваются родителями, более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них  преступлений. До 10% этих детей побои заканчиваются смертью, и 2 тыс. детей  кончают жизнь самоубийством.

Более 50 тыс.детей в течении года уходят из дома, спасаясь от родителей.

Знаете ли вы, что 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8-10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как?

Следует отметить связь между насилием к ребенку и выраженностью в последующем в структуре его личности черт агрессивности. Установлено, что жесткий характер преступлений характерен для лиц, с которыми в  детстве пренебрегали или с которыми жестоко обращались.

Жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных,  социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Опасными социальными последствиями насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.

Драматический результат насилия родителей над детьми  состоит в том, что насилие порождает  насилие. Доказано, что дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления. Когда такие дети становятся  родителями, то появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных родителей.

Теоретически, злоупотребление генерирует необычно высокую степень враждебности, которая в будущем может вылиться в насилие. Непропорциональное количество убий, грабителей и  тех, кто  издевается над членами семьи, были жертвами домашнего  насилия в своем детстве. Дети-жертвы насилия имеют высокий  риск выйти из-под контроля, который делает их жертвами и иногда это кончается вовлечением в преступную деятельность.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и  психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

К сожалению, в некоторых семьях  физически наказывают детей и считают эти наказания самыми действенными. При этом родители не понимают, что физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим.

Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но унижают детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребенка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижение ребенка грубым словом, наносят ему оскорбления.

В нашем обществе  существует защита детей, подвергающихся  жестокому обращению в семье.

Слайд 2 Статья 63 Семейного кодекса пери регламентации родительских прав определяет, что  родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны  заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на  воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Слайд 3 Современное законодательство (Семейный кодек, Уголовный кодекс, Закон о психиатрической помощи   и гарантах прав  граждан при ее оказании)  предусматривает ряд новых правовых положений позволяющих оказывать помощь детям, оказавшимся в неблагоприятных условиях в семье.

Слайд 4 Статья 65 Семейного кодекса при регламентации родительских прав определяет, что при их осуществлении родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Слайд 5  В соответствии с Семейным кодексом статья 56  ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. При этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет в суд. Должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

В качестве мер защиты детей, подвергающихся жестокому обращению, которые одновременно являются мерами профилактики агрессивных криминальных действий в отношении детей, являются:

  • Слайд 6 отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса. С учетом интересов ребенка суд может принять решение об отобрании ребенка у родителей без лишения их родительских прав;
  • госпитализация родителей (матери или отца) в соответствии с Законом о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании в недобровольном порядке в случаях, когда пребывание с ним представляет для ребенка опасность;
  • Слайд 7 ограничение родительских прав в соответствии со ст. 73 Семейного кодекса;
  • Слайд 8 лишение родительских прав в соответствии со ст. 69 Семейного кодекса.

         А также в случае пренебрежительного, жесткого, грубого, унижающее человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации детей, родители несут  уголовную ответственность в установленном законом порядке.  

Слайд 9 Статья 156 УК РФ  Неисполнение обязанностей по воспитанию  несовершеннолетнего.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по  воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.

По статистическим данным по  Колпашевскому району за жестокое обращение с детьми привлечено к уголовной ответственности по  ст.156 УК РФ в 2006 г.- 4 родителей, в 2007- 5, 2008 -5 родителей.

Памятка родителям.

Внимание! Перед тем,  как взяться за ремень или наносят ему оскорбления:

        Остановитесь и проанализируйте, отчего ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется. Не действуйте сгоряча!

        Подумайте, не требуете ли вы от ребенка слишком многого.

        Подумайте: может быть, поступок ребенка, за который вы его наказываете, - это сигнал тревоги, говорящий, что ребенок попал в трудную ситуацию.

        Помните, что вы можете помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к физическому наказанию.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и  психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.



Подписи к слайдам:

Жестокое обращение с детьми.Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье.Ответственность родителей. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Статья 65 Осуществление родительских прав Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.При их осуществлении родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жесткое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Статья 56 Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей. Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью Статья 73. Ограничение родительских прав Статья 69.Лишение родительских прав Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обя­занности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, —наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо ограничением свободы на срок до трех лет.


Предварительный просмотр:

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ

 «Мы вместе» в рамках ФГОС»

В  связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках  Федерального государственного образовательного стандарта в 2012 - 2013  уч.году   в МБОУ «СОШ №5» возникла  необходимость разработки программы социально-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы вместе».

С 2012 года в школе основой учебно-воспитательного процесса становится учет психофизических особенностей ребенка с ОВЗ.

Целями   программы являются:

  • Организация качественной социально-психологической поддержки ребенка с ОВЗ;
  • Создание особого психологического климата в педагогическом и ученических коллективах, основанного на понимании  проблем детей данной категории для интегративного включения в образовательную среду, в социум;
  • оказание социально-психологической поддержки семей, имеющих   детей с ОВЗ;
  • Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей данной категории, включающей в себя создание оптимальной среды жизнедеятельности  детей в образовательном учреждении, позволяющей реализовать потенциал ребенка.

Определены следующие задачи программы:

  • создать комплексное педагогическое и социально-психологическое сопровождение социальной адаптации детей с ОВЗ;
  • способствовать освоению начального, основного, среднего общего образования детей  с учетом их психофизиологических особенностей.

Программа рассчитана на  5 лет. Реализация  программы  ведется второй год.

Исполнителями программы выступают: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, логопед,  медицинский работник школы (по согласованию).

Ожидаемые результаты программы «Мы вместе»:

  1. Реализация качественной психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ;
  2. Успешное включение учащихся в образовательную среду, социум через повышение личностных компетенций;
  3. Совершенствование системы выявления и учета, системы сопровождения данной категории детей через работу психолого-медико-педагогического консилиума и Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;
  4. Благоприятно – плодотворное  взаимодействие семьи и школы;
  5. Повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.

Помощниками в создании целостной системы поддержки, объединяющих отдельных детей и педагогов, родителей, делающими акцент на возможностях, а не на ограничениях, выступают  педагог-психолог и социальный педагог.

Программой предусматривается реализация основных направлений:

  • Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов;
  • Включение в социум детей с ОВЗ через  организацию комплекса мероприятий;
  • Адаптация учащихся в образовательной среде по средствам снижения рисков дезадаптации;
  • Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей через организованное развитие личностных компетенций;
  • Работа с семьей ребенка, разрушение  стереотипов по оказанию сопровождения и помощи в усвоении учебной программы;
  • Активизация работы педагогов по оказанию помощи детям с ослабленными возможностями здоровья;
  • Взаимодействие с государственными органами, учреждениями, организациями в разработке программ, планов и т.д.

Основные мероприятия программы «Мы вместе»

Строятся с учетом 3-х участников образовательного процесса: ученик, родитель, педагог.

I. Мероприятия, направленные на создание системы

нормативно – информационного обеспечения

п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

2012

2013

2014

2015

2016

Банк  данных детей с ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной адаптации

Социальный педагог

Педагог-психолог

Создание банка данных (октябрь)

Обновление банка данных (сентябрь)

Сбор реабилитационных карт сопровождения и иной документации по детям

Администрация школы, педагог-психолог

Анализ реабилитационных мероприятий, нахождение путей решения проблемы.

Информирование родителей (законных представителей)  о законодательной базе  по организации обучения детей с ОВЗ через  работу информационного стенда и школьного сайта

Администрация школы, социальный педагог

ежегодно

II. Мероприятия, направленные на создание условий  для реабилитации

п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

2012

2013

2014

2015

2016

Создание коррекционно- развивающего пространства в ОУ

Администрация школы, педагогический коллектив

Постоянно

(через использование индивидуального подхода, организацию дополнительных занятий, коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом)

Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма и взаимопомощи через тематические классные часы, курс «Полезные навыки»

Администрация школы, педагогический коллектив

Постоянно

В 2013-2014 уч.году проведены

класные часы на темы:

«Я  среди чужих» - 5 кл.,

«Принимай меня таким, какой я есть» - 4 классы;

«Я и мои друзья» - 3 классы.

Вовлечение детей в мероприятия, проводимые в школе и вне школы. Мотивирование детей на участие в заочных дистанционных викторинах, конкурсах всероссийского уровня,

Педагогический коллектив, педагог-организатор

Постоянно

В школе организуются спортивные мероприятия , акции, конкурсы. Дети посещают волонтерское движение.

Вне школы ребята участвуют в дистанционных конкурсах и викторинах, которые подбираются с учетом особенностей здоровья детей.

Так в 2012-2013 уч.году 1 второклассник и 1 третьеклассница заняли 2  место в конкурсе «Рассударики» номинация «Рисунок».

В 2013-2014 уч. году дети с желанием участвуют в конкурсах, посвященных здоровому образу жизни», так 2 ученицы 8 класса стали победителями викторины «За здоровый образ жизни»; 1 пятиклассник только принял участие. Учащиеся 2 классов попробовали  свои способности в «Русском медвежонке». 

В 2014 году уже принимают участие 9 человек «Доброе здоровье» ТОИПКРО.

Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации

Социальный педагог

Педагог-психолог

Постоянно

В 2012-2013 уч.году соц. педагогом и психологом проведено 27 консультаций

В 2013-2014 уч. году – 39 консультаций

Просматривается динамика востребованности данных консультаций

Проведение и участие в семинарах  для педагогического коллектива  по сопровождению детей с ОВЗ

Администрация школы

2013

«Создание ситуаций успеха на уроке для детей с ОВЗ»

2015

«Развитие универсальных учебных действий детей  с особенностями развития»

Вовлечение родителей в работу по  реабилитации, сопровождению (классные рук-ли организуют классные часы с участием родителей)

Социальный педагог

Педагог-психолог

Педагог-организатор

Классные руководители

Постоянно

III. Мероприятия, направленные на исследование детей с ОВЗ

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

2012

2013

2014

2015

2016

1

Углубленная диагностика детей с ОВЗ с целью получения  объективных сведений  об обучающихся на основании диагностической информации специалистов, создание диагностических  «портретов» детей

Педагог-психолог

Постоянно

Проходит исследование личностных компетенций: мотивации бучения, уровня тревожности, уровня самооценки, социометрического статуса и уровня удовлетворенности учебным процессом.

2

Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника через создание портфолио

Классные руководители

Постоянно

Кл.руководители оказывают максимальную помощь в подготовке «портфолио»

3

Психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с целью отслеживания  позитивной динамики развиваемых параметров

Педагог-психолог

Логопед

Постоянно

В 2012-2013 уч.году позитивная динамика была у 2 школьников (14);

В  2013-2014 уч.году – у 4 чел (30).

 IV. Мероприятия по организации социального партнерства и взаимодействия

№ п/п

Мероприятия

Исполнители

Сроки

2012

2013

2014

2015

2016

1

Вовлечение детей с ОВЗ  и  их семей в общегородские мероприятия

Администрация школы

Классные руководители

Постоянно

Декада инвалидов

Посещение и участие в городских мероприятиях организованных ДЮЦ (в 2012-2013 Масленица)

2

Содействие                 с другими ведомствам, которые  участвуют в реализации программ реабилитации детей

Администрация школы

Классные руководители

Социальный педагог

Педагог-психолог

Постоянно

1. Подготовка характеристик

2. Организация отдыха детей в каникулярное время (13-14 год. – 2 чел. посетили загородный лагерь)

3. Напоминание родителям о своевременном посещении узких специалистов ОГБУЗ «Колпашевская РБ».

 Реализация программы за два последних учебных года позволила:

  1. Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде.
  2. Планомерное развитие системы поддержки детей особой категории.
  3. Реализация комплексного подхода к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличение объема реабилитационных мероприятий для них.
  4. Повысить качество реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями.
  5. Углубить процесс интеграции в  коллектив детей с ОВЗ.
  6. Создать для детей с особыми возможностями равные с другими детьми  условия  участия в жизни школы.

 Мы делаем акцент не на способностях ребенка,  а на его возможностях


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мы вместе» «Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ФГОС» МБОУ «СОШ №5», 30.10.2014 г.

Слайд 2

Цели программы: Организация качественной социально-психологической поддержки ребенка с ОВЗ; Создание особого психологического климата в педагогическом и ученических коллективах, основанного на понимании проблем детей данной категории для интегративного включения в образовательную среду, в социум; оказание социально-психологической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ; Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей данной категории, включающей в себя создание оптимальной среды жизнедеятельности детей в образовательном учреждении, позволяющей реализовать потенциал ребенка.

Слайд 3

Задачи: создать комплексное педагогическое и социально-психологическое сопровождение социальной адаптации детей с ОВЗ; способствовать освоению начального, основного, среднего общего образования детей с учетом их психофизиологических особенностей. Исполнителями программы выступают: администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, логопед, медицинский работник школы (по согласованию).

Слайд 4

Ожидаемые результаты программы «Мы вместе»: Реализация качественной психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ; Успешное включение учащихся в образовательную среду, социум через повышение личностных компетенций; Совершенствование системы выявления и учета, системы сопровождения данной категории детей через работу психолого-медико-педагогического консилиума и Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии; Благоприятно – плодотворное взаимодействие семьи и школы; Повышение качества комплексных реабилитационных мероприятий.

Слайд 5

Основные направления работы: Создание методических и организационных основ реабилитации детей-инвалидов; Включение в социум детей с ОВЗ через организацию комплекса мероприятий; Адаптация учащихся в образовательной среде по средствам снижения рисков дезадаптации; Поддержка и развитие творческого, художественного и интеллектуального потенциала детей через организованное развитие личностных компетенций; Работа с семьей ребенка, разрушение стереотипов по оказанию сопровождения и помощи в усвоении учебной программы; Активизация работы педагогов по оказанию помощи детям с ослабленными возможностями здоровья; Взаимодействие с государственными органами, учреждениями, организациями в разработке программ, планов и т.д.

Слайд 6

I . Мероприятия, направленные на создание системы нормативно – информационного обеспечения № Мероприятия Исполнители сроки 2012 2013 2014 2015 2016 1 Банк данных детей с ОВЗ для разработки и реализации индивидуальных программ социальной адаптации Социальный педагог Педагог-психолог Создание банка данных (октябрь) Обновление банка данных (сентябрь) 2 Сбор реабилитационных карт сопровождения и иной документации по детям Администрация школы, педагог-психолог Анализ реабилитационных мероприятий, нахождение путей решения проблемы. 3 Информирование родителей (законных представителей) о законодательной базе по организации обучения детей с ОВЗ через работу информационного стенда и школьного сайта Администрация школы, социальный педагог ежегодно

Слайд 7

II . Мероприятия, направленные на создание условий для реабилитации № Мероприятия Исполнители сроки 2012 2013 2014 2015 2016 1 Создание коррекционно - развивающего пространства в ОУ Администрация школы, педагогический коллектив Постоянно 2 Формирование установок толерантности, миролюбия, гуманизма и взаимопомощи через тематические классные часы, курс «Полезные навыки» Администрация школы, педагогический коллектив Постоянно 3 Вовлечение детей в мероприятия, проводимые в школе и вне школы. Мотивирование детей на участие в заочных дистанционных викторинах, конкурсах всероссийского уровня, Педагогический коллектив, педагог-организатор Постоянно 4 Консультирование участников образовательного процесса по вопросам сопровождения и реабилитации Социальный педагог Педагог-психолог Постоянно 5 Проведение и участие в семинарах для педагогического коллектива по сопровождению детей с ОВЗ Администрация школы X X 6 Вовлечение родителей в работу по реабилитации, сопровождению Социальный педагог Педагог-психолог Педагог-организатор Классные руководители Постоянно

Слайд 8

III . Мероприятия, направленные на исследование детей с ОВЗ № Мероприятия Исполнители сроки 2012 2013 2014 2015 2016 1 Углубленная диагностика детей с ОВЗ с целью получения объективных сведений об обучающихся на основании диагностической информации специалистов, создание диагностических «портретов» детей Педагог-психолог Постоянно 2 Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника через создание портфолио Классные руководители Постоянно 3 Психологическое и логопедическое сопровождение детей с ОВЗ с целью отслеживания позитивной динамики развиваемых параметров Педагог-психолог Логопед Постоянно

Слайд 9

IV . Мероприятия по организации социального партнерства и взаимодействия № Мероприятия Исполнители сроки 2012 2013 2014 2015 2016 1 Вовлечение детей с ОВЗ и их семей в общегородские мероприятия Администрация школы Классные руководители Постоянно 2 Содействие с другими ведомствам, которые участвуют в реализации программ реабилитации детей Администрация школы Классные руководители Социальный педагог Педагог-психолог Постоянно

Слайд 10

Реализация программы за два последних учебных года позволила: Создать условия для успешной социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде. Планомерное развитие системы поддержки детей особой категории. Реализация комплексного подхода к решению реабилитации детей-инвалидов, увеличение объема реабилитационных мероприятий для них. Повысить качество реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями. Углубить процесс интеграции в коллектив детей с ОВЗ. Создать для детей с особыми возможностями равные с другими детьми условия участия в жизни школы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

«Роль бабушки в социальном развитии современного внука» 

(Исследовательская работа)

г. Колпашево, 2014

Паспорт проекта

Введение…………………………………………..…………………………….…3

Глава 1. Бабушки и внуки, а также их родители

  1. Традиционная роль бабушки……………………………...………..5
  2. Бабушка и современность…………………………………………..6

Глава 2. Исследование отношений бабушки и  современного внука

        2.1. Проведение анкетирования среди младших школьников…………..8

        2.2. Опрос «Какая твоя бабушка»?............................................................11

        2.3. Анализ социально-экономического паспорта школы……………...13

Заключение……………………………………………………………………….15

Литература…………………………….……………………………………...….16

Приложения………………………………………………………………...……17

Введение

Активный ритм современной семьи оставляет совсем немного времени для развития подрастающего поколения. Поэтому трудно представить жизнь современного ребенка без участия бабушки.

Интерес к теме исследования возник в 10 классе, когда я увидела, что многих учеников начальных классов приводят и забирают из школы именно бабушки. Бабушки водят внуков в учреждения дополнительного образования, вместе посещают бассейн, приводят в кинотеатр, покупают вместе одежду. Таким образом, жизнь ребенка максимально наполнена участием бабушки.  

Все ли дети получают участие бабушки в их жизни?

Вопрос, волнующий меня, помог определить тему работы – «Роль бабушки в социальном развитии современного внука»

Актуальность работы связана еще и с тем, что бабушки бывают разные. У одних внуки любимые, а у других не совсем любимые. Бывают ситуации, когда бабушка вообще не поддерживает отношений с внуками. Эта проблема позволила нам выдвинуть гипотезу: от того, как бабушка взаимодействует с ребенком – такую роль она занимает в социальном развитии своего внука.

Цель исследования – определить, какую роль занимает бабушка в развитии и формировании личности младшего школьника.

Задачи:

  1. Узнать традиционную и современную роль бабушки в жизни внука;
  2. Изучить представления младших школьников о бабушке;
  3. Провести опрос для определения места бабушки в жизни младшего школьника;
  4. Выделить положительные и отрицательные стороны, связанные с влиянием на детей бабушек.
  5. Разработать рекомендации для бабушек по улучшению взаимоотношений с внуками.

Объект исследования – представление младшего школьника о бабушке.

Предмет исследования – межличностные отношения, которые существуют между бабушкой и внуком.

Цели и задачи обусловили выбор следующих методов исследования:

  • анализ научно-популярной литературы;
  • опрос;
  • анкетирование;
  • сочинение;
  • индивидуальные беседы;
  • статистические методы обработки исследований и проверки гипотезы;
  • теоретический анализ.

База исследования. МБОУ «СОШ №5» г. Колпашева Томской области. Группа испытуемых – учащиеся 2-4 классов общей численностью – 208 чел.

Научная новизна исследования заключается в определении роли бабушки в процессе воспитания личности младшего школьника путем сопоставления полученных данных с реальной действительностью.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в разработке практических рекомендаций учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов при подготовке к родительским собраниям.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы.

1. Бабушки и внуки, а также их родители.

1.1. Традиционная роль бабушки

В русском быту бабушки и дедушки занимали положение «старших родителей». В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь», - говорит русская пословица.

У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы.

По мере взросления детей на бабушку возлагались обязанности приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.

Бабушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресеньям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.

Отношения бабушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им «не давать много воли», наказывали детей за повинности, бабушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке поверенного своих тайн и утешителей.

1.2. Бабушка и современность

В настоящее время старость больше не воспринимается как период беспомощности, болезней и сидения дома. Вместо того, чтобы вязать, сидя в кресле-качалке, нынешние бабушки ходят в бассейн, а кто-то решает, наконец, выучить иностранный язык. Для кого-то разновидностью хобби становится загородный участок. Все больше женщин после 60-ти ведут активную жизнь. Особенно эта черта характерна для жителей больших городов. Изменились бытовые условия, а вместе с ним и привычки, и понятия о второй половине жизни.

У многих семей появился достаток, выросшие дети все чаще живут отдельно от родителей. А у старшего поколения наконец-то появилась возможность пожить в свое удовольствие.

Но у выросших детей такая позиция нередко вызывает возмущение: их родители не хотят посидеть с внуком или внучкой, в результате у молодой матери не остается времени на себя, и она чувствует себя обделенной. Наверное, это тот редкий случай, когда старшее поколение хочет жить по-новому, а молодые отстаивают традиционный уклад жизни.

Можно отметить, что у современных бабушек выше качество жизни, больше возможностей, они более социально активны — им не до внуков.

Психологи разделяют такую точку зрения: единственные люди, которые должны заниматься ребенком — это его родители (законные представители). Остальные родственники могут помогать, если у них есть такое желание. Конечно, можно попросить их поддержки — но быть готовым к отказу.

Точку зрения молодых родителей тоже можно понять. Им не хватает сил и времени, а некоторые из них еще настолько юны, что без поддержки родителей чувствуют себя покинутыми. Но стоит задуматься о том, что слишком активное участие дедушек и бабушек в воспитании их детей — решение далеко не мудрое, потому, что происходит путаница ролей, ведь человек, постоянно находящийся рядом с ребенком, фактически исполняет родительскую функцию. С высоты авторитета бабушки мама и папа станут восприниматься скорее как старшие брат и сестра.

2. Исследование отношений бабушки и  современного внука

2.1. Проведение анкетирования среди младших школьников

        

В феврале 2014 года на базе МБОУ «СОШ №5» г. Колпашева прошло анкетирование учащихся 2-4 классов с целью изучения межличностных отношений между бабушками и внуками.

        В исследовании приняли участие 200 учеников начальных классов.

        В представленной анкете было предложено ответить на 5 вопросов, раскрывающих роль бабушки в жизни внука (Приложение №1).

        Была получена следующая информация.

        Первый вопрос в анкете звучал так: «У тебя есть бабушка?». Ответ «да» дали 168 человек из 200 опрошенных (84%), «нет» ответили 32 человека (16%).

        

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство школьников в настоящее время имеют бабушек.

        Второй вопрос уточнил количество бабушек, которые есть у ребенка. Ответ на него давали ученики, которые ответили, что у них «есть» бабушка.

«Сколько у тебя бабушек»?. 73 ученика (43%)  из 168 человек, которые утвердительно ответили на первый вопрос, сказали, что у них есть 2 бабушки; 86 человек (51%) имеют 1 бабушку; 9 человек (5%) указали, что в их воспитании участвует 3 бабушки.

Изучив мнение психологов, можно сделать вывод, что дети нормально воспринимают разное количество бабушек. Ребенку важно само осознание, что бабушка у него есть.

Третий вопрос помог определить, чьей мамой является бабушка – отца или матери.

        Так, 92 опрошенных (55%) уточнили, что бабушка является мамой мамы, а 76 человек (45%) бабушка является мамой папы.

        Итак, младшие школьники имеют бабушек не только со стороны матери, но и отца.

        Четвертый вопрос  охарактеризовал организацию занятости ребенка кем-то из родственников: «Кто из близких тебе людей чаще всего проводит с тобой свободное время»?

Были получены следующие ответы:

        Мама – 61 ученик (30%)

        Папа – 19 человек (9%)

        Бабушка –56 младших школьников (28%)

Дедушка – 8 учеников (5%)

Брат/сестра – 44 человека (22%)

Другие родственники – 12 младших школьников (6%)

        

Полученные данные свидетельствуют о том, что больше времени с ребенком проводят мама или бабушка, а также братья или сестры и реже остальные члены семьи. Ответы на данный вопрос подтверждают участие бабушек в воспитании внуков.

        Последний пятый вопрос, отразил отношение внука к своей бабушке и звучал так: «Ты любишь свою бабушку»? На данный вопрос отвечали ребята, которые на первый вопрос ответили, что у них есть бабушка (168 человек).

        Результаты по пятому вопросу помогли сделать вывод, что большинство внуков испытывают к своей бабушке положительные чувства, но есть те школьники (17%), которые по каким-то причинам испытывают к своим бабушкам чувства негативные.

2.2. Опрос «Какая твоя бабушка»?

        Анализируя данные по первой части исследования, можно отметить, что бабушка в жизни младшего школьника занимает доминирующее место. Она проводит с внуком большую часть своего времени, вызывает положительные эмоции.

        Для того, чтобы узнать, как младший школьник воспринимает бабушку, среди младших школьников был проведен опрос, где предлагалось, дать ответ на вопрос: «Какая у тебя бабушка»?

        Полученные данные помогли соотнести информацию с определенным типом бабушки.

        Характеристики младших школьников помогли выделить первый тип бабушки - «бабушка – наседка». Такая бабушка в своем внуке видит весь смысл своей жизни. Она печется о внучке, ни на шаг не отпускает от себя, тщательно следит за питанием и режимом дня, провожает и встречает своего внука со школы, делает с ним уроки, балует. Данный вид бабушки был определен у 85% младших школьников.

        В данном типе бабушки есть свои плюсы и минусы.

        Положительная сторона – ребенок знает и чувствует, что его любят;

        Отрицательная сторона – сильная опека не даст ребенку быть самостоятельным.

        Следующий вид, который описывает бабушку, можно назвать – «строгая бабушка». Такую бабушку имеют 10% обследуемых школьников. Они отмечают, что их бабушка очень строгая, они должны подчиняться ее правилам, бабушка может наказать, покупает любимую игрушку только на день рождения, не дает садиться смотреть мультики, пока домашние уроки не готовы.

        Плюсом данного вида бабушки является то, что ребенок с такой бабушкой не вырастет избалованным.

        Минусом является то, что ребенок не понимает такой вид «любви» бабушки; если не будет бабушкиного контроля, внук будет нарушать правила, что скажется на его поведении.

        И последний, третий тип бабушки, можно назвать «равнодушная бабушка».  Такой вид бабушки можно выделить у 5% младших школьников.  Такая бабушка приходит только на день рождения, может позвонить внуку, но не позвать в гости. Ребенок в такой ситуации знает, что бабушка у него есть, но он с ней никак не взаимодействует.

        В данном типе положительной стороны взаимодействия с ребенком нет. Бабушка может вызывать только отрицательные чувства в виде детской обиды.

        Отрицательной стороной, можно отметить, что если такая бабушка и приходит к внуку в гости, то потом только жалуется родителям на его поведение.

        Анкетирование и опрос младших школьников 2-4 классов позволили нам изучить представления младших школьников о бабушке, определить место, которое занимает бабушка в жизни каждого обследуемого ребенка.

2.3. Анализ социально-экономического паспорта

МБОУ «СОШ №5»2013-2014 уч. год

        В настоящее время в школе обучается 619 учащихся.

Всего семей

584

Из них:

             Полных семей    

403

В них воспитывается 420 детей

             Неполных  семей    

181

в них воспитывается  194  детей

             Многодетных  семей    

49

в них воспитывается  58   детей

             Малообеспеченных семей

186

в них воспитывается  210 детей

Из  них:

              живут с мамой

180

              живут с папой

8

             живут с бабушкой

8

             живут  с опекуном

15

             живут в приемной семье                                  

4

             дети – инвалиды                                                

4

             дети, стоящие на внутришкольном учете

2        

             дети, состоящие на учете в ОДН РОВД

0

             дети, состоящие на учете в КДН и ЗП            

1

            семьи «группы риска»                                      

0

Занятость родителей:

работают оба родителя

293

работает  мама

207

работает  папа

94

не работают оба родителя

40

Образование родителей:

Оба родителя имеют высшее образование    

77 чел.

Один родитель имеет высшее образование    

139  чел.

Жилищно-бытовые условия проживания семей:

Живут в благоустроенной квартире                

356  уч-ся

Живут в полублагоустроенной квартире        

93 чел.

Живут в частном доме                                      

160 чел.

Родитель-инвалид                                              

6 чел.

Воспитывают одного ребенка в семье            

193 семей

        Анализируя динамику структуры семей, представленных на рисунке 1, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неполных семей, а также количество школьников, живущих с мамой и бабушкой.

                                                                       

Рис.1 Структура семей

        В роли опекуна ребенка чаще всего выступают бабушки, которым небезразлична судьба их детей.

        Семейный кодекс гласит, что законными представителями ребенка являются только его родители – мать или отец. В связи с данным законом, бабушке не предоставляется право представительства ребенка.

 

Заключение

Изучение теоретического материала и проведение практического исследования выявило актуальность заявленной темы. Младшие школьники охотно приняли наши условия участия в проекте. Были искренними, заинтересованными в результатах исследования.

        Бабушка играет огромную роль в жизни младшего школьника. Проведенное исследование подтвердило, что большинство школьников имеют бабушку, они любят её, хотят проводить вместе время.

        В работе раскрыты причины, которые способствуют отдалению бабушки от внука. Даны рекомендации по улучшению данных отношений (Приложение 2).

Проанализированы представления учащихся о бабушках.

Поскольку ритм жизни современных родителей высокий, а ребенок требует к себе внимательного отношения со стороны взрослых, которое они не могут ему дать, на помощь приходит бабушка, которая всецело посвящает себя внуку.

Таким образом, поставленные цели и задачи исследования достигнуты через использование различных психологических методов исследования.

Выдвинутая гипотеза подтверждает, что от того, как бабушка взаимодействует с ребенком – такое место она занимает в его социальном развитии. Полученные данные подтверждают благоприятную сторону взаимодействия бабушки и внука.

Литература

  1. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день – М.: Новая школа, 2009г.
  2. Родительские собрания : 9 класс/Авт. – сост. Л.А. Егорова. – М.: ВАКО, 2009. – 224с.
  3. Школьный психолог, выпуск №5 (411) от 15 марта 2008г.
  4. http://www.semya-rastet.ru/razd/tradicionnaja_rol_babushek_i_dedushek/
  5. http://пенсионер-рб.рф/to_heart_talk/13/
  6. http://referat911.ru/Sociologiya/rol-babushki-v-vospitanii-lichnosti/12026-853642-place1.html

                                                                                Приложение 1

Анкета для учеников начальных классов

(2-4 классы)

  1. У тебя есть бабушка?

а) да

б) нет

  1. Сколько у тебя бабушек?

а) одна

б) две

в) три

г) больше четырех

  1. У тебя бабушка мамы или бабушка папы?

а) бабушка мамы

б) бабушка папы

в) другой ответ

  1. Кто из близких тебе людей чаще всего проводит с тобой свободное время?

а) мама

б) папа

в) бабушка

г) дедушка

е) брат/сестра

ж) другие родственники

  1. Ты любишь свою бабушку?

а) да

б) нет

в) не очень

Спасибо, что ты принял участие в нашем анкетировании!

Приложение 2

Рекомендации:

«Как бабушке сохранить хорошие отношения

с современным внуком»

  1. Бабушка, не осуществляй надо мной сильную опеку. Я должен стать самостоятельным!
  2. Не потакай моим капризам, я быстро привыкаю, что ты меня слушаешь. В нужный момент я не справлюсь с собой!
  3. Бабушка, дорогие подарки – это хорошо, но делай их реже, побудь лучше со мной!
  4. Бабушка, я понимаю, что тебе с моими родителями приходится порой не сладко, но проявляй к ним доброту и не говори о них плохо!
  5. Я тебя очень люблю, и хочу ходить к тебе чаще в гости.
  6. Рассказывай истории твоей жизни, и о том, как росли мои родители.
  7. Не будь со мной очень строгой, ты ведь добрая.
  8. Поучаствуй в моей жизни, мне тебя не хватает!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: