Процесс защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения в семье: социально-педагогическое сопровождение
статья ( класс) на тему

Чумаченко Любовь Евгеньевна

работа социального педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_10_shkola.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

городского округа город Стерлитамак Республика Башкортостан

доклад на тему

«Процесс защиты ребенка, пострадавшего от жестокого обращения в семье: социально-педагогическое сопровождение»

        

                                                   

                                                    Подготовила:

                                                    социальный педагог МБОУ «СОШ № 10»

                                                    Чумаченко Л.Е.

                                             Стерлитамак 2011 г.        


        Социальный педагог в школе, работая с родителями, своевременно может решать отдельные проблемы, выступая в роли консультанта-информатора (разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствия, давая психолого-педагогические рекомендации, адреса специалистов и т. д.).

        Одна из ситуаций – жестокое обращение с ребенком.

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое  обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В перечень оснований для лишения родительских прав было включено жестокое обращение с детьми.  На сегодняшний день в Статье 69 Семейного кодекса РФ говорится еще об осуществлении физического или психического насилия над ребенком, покушении на его половую неприкосновенность, злоупотреблении своими родительскими правами.

В конвенции о правах ребенка (статья 19) говорится о том, что Государство принимает все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. В статье 37 говорится, что Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие - умышленное нанесение ребенку телесных повреждений, а также любое иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, принуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), в результате чего причиняется вред его физическому или психическому здоровью, нарушается нормальное развитие или создается реальный риск для жизни.

     Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Возможные признаки физического насилия:

  • Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки ремня, сигаретный ожог, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов) и различную давность (свежие и заживающие),
  • Задержка физического развития,
  • Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь),
  • Пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения  и травм,
  • Боязнь идти домой после школы,
  • Одиночество, отсутствие друзей,
  • Болезненное отношение к замечаниям, критике, агрессивность,
  • Лживость, воровство,
  • Побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков,
  • Жестокое обращение с животными…

Особенности поведения родителей (законных представителей), позволяющие заподозрить жестокое обращение по отношению к ребенку:

  • Противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения по этому поводу,
  • Позднее обращение за медицинской помощью (инициатива может исходить от постороннего лица),
  • Перекладывание ответственности за травму на самого ребенка,
  • Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка,
  • Невнимание к ребенку, лишение его ласки, эмоциональной поддержки,
  • Признаки психических расстройств (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.),
  • Воспоминание о пережитых в детстве наказаниях,
  • Высказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка

Сексуальное насилие или извращение - осознаваемое или не осознаваемое вовлечение ребенка (с его согласия или без его согласия) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К этому виду насилия относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте составляет не менее 3-4 лет. Согласие на такой контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.

Возможные признаки сексуального насилия:

  • Характерные особенности внешнего вида ребенка,
  • Заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта. .,
  • Резкие изменения веса (потеря или прибавка),
  • Замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками,
  • Изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, общении) либо агрессивное поведение (характерно для более младшего возраста),
  • Несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение,
  • Стремление полностью закрыть тело одеждой,
  • Ночные кошмары,
  • Жалобы на боли в животе,
  • Беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания.

Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие  его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Признаки психического (эмоционального) насилия:

  • Задержка физического или умственного развития,
  • Наличие различных самотических заболеваний (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии),
  • Нервные тики, энурез, нарушение аппетита,
  • Беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительное сохраняющееся подавленное состояние,
  • Склонность к уединению, неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых, низкая самооценка,
  • Агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение,
  • Плохая успеваемость

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:

  •  Оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка,
  • Отказ от утешения, когда он испуган или подавлен,
  • Постоянное сверхкритичное отношение к ребенку,
  • Негативная характеристика ребенка,
  • Сравнение ребенка с нелюбимым или ненавистным родственником,
  • Перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи,
  • Открытое признание в нелюбви  или ненависти к ребенку

Пренебрежение основными нуждами ребенка  (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей (законных представителей) элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать:  отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п. Недостаток заботы о ребенке может не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Возможные признаки моральной жестокости:

  • Низкий рост или отставание в физическом развитии,
  • Низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном питании (например, во время пребывания в больнице),
  • Задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке,
  • Повторяющиеся случаи травматизма или отравлений,
  • Частая заболеваемость вялотекущими хроническими и инфекционными заболеваниями,
  • Санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез,
  • Утомленный, сонный вид, опухшие веки,
  • Постоянный голод и / или жажда пищи, кража пищи,
  • Стремление любыми путями (самоповреждение) привлечь к себе внимание взрослых, требование ласки и внимания,
  • Подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка, агрессивное поведение,
  • Плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить, неразборчивое дружелюбие,
  • Трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний и т. д.

     При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 признаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия.

Выявление и распознавание форм насилия представляет непростую задачу, потому что ребенок может скрывать происходящее, не доверяя взрослым, боясь наказаний со стороны родителей, которые отрицают факт применения силы, опасаясь последствий и осуждения.

Если же возникает стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, социальному педагогу школы необходимо проанализировать ситуацию, сообщить руководителю ОУ, обратиться за содействием к психологу школы, медицинскому работнику (производится диагностика состояния ребенка). В случае необходимости оказывается экстренная медицинская помощь. Производится письменное обращение в ОДН УВД города, к специалистам Органов опеки и попечительства и КДН и ЗП.  Крайней формой  является обращение в суд.

На этом этапе работы социальный педагог с психологом школы проводят беседу с ребенком. Далее составляют характер стрессовой ситуации, в которой оказался ребенок, дают прогноз о возможных изменениях как в самом ребенке, так и  в его семье. Необходимо посещение семьи на дому, составление первичного акта ЖБУ. Далее вырабатываются решения, которые содержат конкретные предложения и действия (т. е. создается программа реабилитации). Координатором действий становится социальный педагог школы.

        В дальнейшем начинается этап реализации программы (т. е. вмешательство в ситуацию). Здесь подразумевается, прежде всего, смягчение стрессового воздействия на ребенка, снятие эмоциональных напряжений, направленные действия на преодоление проблем и кризисов ребенком (конкретная работа психолога школы).

Здесь может решаться вопрос о дальнейшем проживании ребенка в семье, все будет зависеть от формы и проявления жестокого обращения (т. е. решается вопрос о помещении ребенка в реабилитационный центр города для несовершеннолетних «Данко»).

На этом этапе работы социальный педагог на семью и ребенка заводит личное дело (накопительную папку). В деле фиксируются проведенные мероприятия, формы и виды оказанной помощи, кем оказана помощь, даты и сроки мероприятий, даты посещений на дому (акты ЖБУ), описываются изменения в ребенке и семье. Здесь идет оказание специализированной помощи ребенку (психологической, юридической, педагогической, социальной и др.). Далее идет установление природы, причин семейного насилия, факторов обуславливающих его. Социальный педагог мотивирует родителей, ребенка на сотрудничество со специалистами, устанавливает социальный патронаж (т.е. посещение семьи на дому), в котором могут быть задействованы классный руководитель ребенка, педагог-психолог школы, инспектор ОДН УВД города, родительский комитет класса. Т. е. образовательное учреждение всеми своими действиями предотвращает повторное насилие.

В своей школе после поступления сигнала о насильственных (жестоких) формах поведения в семье мы придерживаемся следующего алгоритма работы:

Алгоритм работы социального педагога школы:

  1. выявление случая (факта) семейного насилия;
  2. диагностика степени и тяжести перенесенного ребенком насилия;
  3. оказание экстренной медицинской, психологической помощи ребенку;
  4. разработка плана мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ребенка, предотвращение повторного насилия;
  5. оказание специализированной помощи ребенку-жертве насилия (психологической, юридической, педагогической, социальной и др.);
  6. Установление природы, причин семейного насилия, факторов его обуславливающих;
  7. Определение степени вмешательства в семью со стороны специалистов разных ведомств и служб;
  8. Формирование мотивации семьи на сотрудничество со специалистами;
  9. Социальный патронаж семьи;
  10.  Предотвращение повторного насилия (привлечение правоохранительных органов, юридическая и педагогическая консультации);
  11.  Социальный контроль.

В своих действиях ОУ, органы опеки и попечительства, управления внутренних дел и другие государственные органы и организации, занимающиеся защитой прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

- Конвенция о правах ребенка

- Приказ Министерства образования РБ от 08.05.2007г. №270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите»

- Приказ Министерства образования РФ от 14.12.1999г. №743 «Об утверждении  Положения об органах охраны детства»

- Семейный кодекс РФ

- Уголовный кодекс РФ

- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

- Закон РФ «О правах ребенка»

- Закон РФ «Об образовании»

- Федеральный закон от 24.07.98 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

- Федеральный закон от 21.12.96 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной  поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

- Федеральный закон от 16.04.01 №44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

- Федеральный закон от 02.05.06 №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

- Указ Президента РФ от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»

- Распоряжение Правительства РФ от 24.09.01 № 1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года»

- Постановление Правительства РФ от 17.07.96 №829 «О приемной семье»

- Постановление Правительства РФ от 19.03.01 №195 «О детском доме семейного типа»

- Постановление Правительства РФ от 14.05.01 №374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

- Постановление Правительства РФ от 04.04.02 №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»

- 120-ФЗ «О профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушениях несовершеннолетних»

- 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»

- Приказ Министерства образования РБ от 08.05.2007г. №270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите»

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем исполнении родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства по месту жительства, а при достижении 14 лет – в суд.

Должностные лица организаций или иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического пребывания ребенка. Орган опеки и попечительства примет все необходимые меры по защите прав и интересов несовершеннолетнего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Ознакомление педагогов с правовыми документами по вопросам защиты прав детей, профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними, насилия в отношении детей

Определение термина «Жестокое обращение с детьми» – достаточно сложная задача, так как конкретное его содержание зависит от исторических, религиозных, этнокультурных, социальных особ...

Программа «Добрые перемены» (Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье)

Сопровождение детей, являющихся свидетелями  домашнего насилия и оказание помощи детям,  пострадавшим от жестокого обращения в семье...

«Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения»

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений по выявлению случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения....