Программа «Добрые перемены» (Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье)
рабочая программа

Белькова Елена Владимировна

Сопровождение детей, являющихся свидетелями  домашнего насилия и оказание помощи детям,  пострадавшим от жестокого обращения в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_programma.docx88.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Добрые перемены»

(Сопровождение детей, являющихся свидетелями

 домашнего насилия и оказание помощи детям,

 пострадавшим от жестокого обращения в семье)

Авторы – составители:

Белькова Елена Владимировна,

заведующая отделением

 по организационно – методической работе;

Рыбка Светлана Владимировна,

педагог – психолог высшей кв. категории

                                Новосибирск, 2018

Содержание программы

1.

Пояснительная записка:..............................................................

3-8

-актуальность,...............................................................................

3

-аналитическое обоснование реализации программы,............

3

-практическая значимость. Новизна программы;...................

4

-характеристика целевой  группы;...........................................

5

-срок реализации программы;...................................................

6

-нормативно-правовая основа программы;..............................

6

-цель и задачи программы;.........................................................

7

-принципы реализации программы;..........................................

7

-глоссарий программы;...............................................................

8

-ожидаемые результаты...............................................................

8

2

Методическое сопровождение программы...............................

9-13

-описание технологий, используемых при реализации программы;...................................................................................

9

-описание техник, используемых при реализации программы:...................................................................................

10

-описание методик, используемых при реализации программы:...................................................................................

12

-формы реализации программы..................................................

12

3

Материально – техническое обеспечение..................................

13

4

Этапы реализации программы....................................................

15

5

Диагностический инструментарий программы.........................

17

6

 Комплекс мероприятий в целях повышения качества оказания помощи детям, пострадавшим  от жестокого обращения, и формирования безопасной среды  для развития детей..............................................................................

20

7

Характеристика педагогических кадров, задействованных в реализации программы................................................................

29

8

Список использованной литературы..........................................

30

Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Детство – важный  этап в жизни человека, когда  формируется здоровье, закладываются личностные свойства и ценности, определяющие качество его будущей жизни. И, в то же время, -  это период, когда ребенок в силу своего социального статуса находится в зависимости от взрослых, нуждается в их поддержке и защите. К сожалению, в реальной  жизни многие дети переживают насилие в семье, становятся свидетелями и жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых. Причем часто эти злоупотребления исходят от самых близких для ребенка людей – от родителей. 

          По данным сетевой энциклопедии «Википедия», за 9 месяцев 2016 года, из 57 тысяч преступлений, совершенных на бытовой почве: преступлений в семье 14213, из них в отношении женщин (и девочек) составили 9704, в отношении всех несовершеннолетних — 4947.

          По решению круглого стола, проведённого Комитетом Государственной Думы по охране здоровья в 2012 году, насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвёртой российской семье

        Для детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка, препятствует здоровой социализации личности ребенка, а, тем самым, разрушает фундамент безопасности общества, создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.

1.2. Аналитическое обоснование реализации программы

Практика работы ГАУ НСО «ЦСПСД «Семья» (далее – Центр) показывает, что зачастую на реабилитацию в учреждение попадают дети, пострадавшие от жестокого обращения в семье или являющиеся его свидетелями.

 В одном из исследований, проводимых педагогами нашего Центра, было прослежено, как ситуация домашнего насилия отражается на личные качества ребёнка.

Опросом было охвачено 25 воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста (84%  - дети из неполных,   8% – дети  из приёмных, 44% - дети из многодетных семей), проживающих в г. Новосибирске и Новосибирской области.

Результаты анкетирования показали, что 84% детей испытывают на себе физическое насилие родителей:

  • за «плохое» поведение – 52%;
  • за школьную неуспеваемость – 8%;
  • за невыполнение домашних обязанностей – 57%;
  • за долгие отлучки из дома – 62%.

Все опрошенные дети хорошо понимают, как нужно себя вести, чтобы избежать физического наказания. Для этого необходимо (по мнению ребят):

  • получать хорошие оценки – 62%;
  • хорошо себя вести - 95%;
  • «не выпрашивать» - 4,7 %.

         В ситуации работы с детьми, пострадавшими от насилия, ни одна из традиционных моделей психологической помощи не работает по той причине, что все они предполагают добровольное обращение к психологу и наличие хотя бы минимального запроса. При работе с детьми и подростками ситуация принципиально иная: здесь, как правило, отсутствует даже подобие обращения за помощью. Так, 4 ребёнка старшего школьного возраста  на вопросы анкеты ответили, что их дома не наказывают.  

          Психолог оказывается в позиции, когда он вынужден навязывать свою помощь, а это не может привести к позитивному результату. Поэтому возникает потребность поиска особой модели психологической помощи, подходящей именно для этой ситуации.

1.3 Практическая значимость. Новизна программы.

         Инновационные идеи программы - это, во-первых,  установление контакта со всеми членами семьи, пострадавшими от жестокого обращения:

  •  проведение   скрининга детских коллективов  относительно  последствий домашнего  насилия   и  выявление  детей, требующих срочных коррекционных мер.   Объективность оценки состояния каждого ребенка подкрепляется  результатами наблюдений за группой несколькими специалистами: медицинским работником, воспитателем, социальным педагогом, педагогом – психологом:
  •  параллельно  программа предусматривает выявление родителей, нарушающих права своих детей, применяющих к ним физическое или психическое насилие, а также взаимодействие с родителями  - проводится диагностика семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей

 Во-вторых,  программа  наполнена терапевтическими  техниками десенсибилизации, позволяющими оказать эффективную помощь ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие  насилия на психическое и физическое здоровье.  При этом программа предъявляет  определенные требования к специалисту-психологу – это умение  использовать  психогимнастики  и активное слушание,  умение  работать с чувствами детей, знание закономерностей психофизиологии, владение методами  арт-терапии. В рамках программы  проводится сопровождение  и восполнение ресурсов семей, создание новых и восстановление позитивных контактов; разрушение негативных внутрисемейных стереотипов.

В – третьих, программа предусматривает пролонгированную поддержку семей, прошедших курс реабилитации.

           В- четвёртых, сопровождение детей и членов их семей проводится:

  • стационарно;
  • дистанционно (онлайн – консультирование, вебинар – семинары);
  • посредством организаций  выездных семинаров, психологических тренингов на темы, направленных на формирование конструктивных моделей поведения в семейных конфликтах.

 

1.4. Характеристика целевой  группы

Детей, пострадавших от домашнего насилия, можно разделить на три группы:

  1. Дети, сами являющиеся жертвами жестокого обращения со стороны кого-либо из членов своей семьи.
  2. Дети, наблюдающие насилие над другими членами семьи, но сами не подвергающиеся насилию (имеется ввиду физическое или сексуальное насилие над детьми, так как психическое насилие в таких семьях будет присутствовать в любом случае).
  3. Дети, которые и наблюдают насилие над другими членами семьи, и испытывают его на себе. Очевидно, что эта группа детей будет страдать в наибольшей степени.

Учитывая необходимость реализации семейно – ориентированного подхода к оказанию эффективной помощи ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие  насилия на психическое и физическое здоровье, к целевой группе  также отнесены родители и ближайшее окружение детей.

1.5. Срок реализации программы

Срок реализации программы - 2 года: 2019-2020 годы в рамках реализации  Комплекса мер по развитию системы обеспечения безопасного детства в Новосибирской области.

1.6 Нормативно-правовая основа программы

Международные акты:

  • Декларация прав ребенка Организации Объединённых Наций от 20 ноября 1959 года;
  •  Конвенция о правах ребенка одобренная Генеральной Ассамблеей

ООН 20.11.1989 г. и вступившая в силу в СССР 15.09.1990 г.;

  •  Декларация и программа действий ООН «Мир, пригодный для жизни детей» от 10 мая 2002 года.

Российские нормативные правовые акты:

  •  Уголовный кодекс РФ – ст. 125,110, 119, 111, 112, 115, 116, 117,  131, 132, 133, 134, 135, 240, 242.1, 127, 127.1, 127.2, 130, 150, 151, 156;
  •  Семейный кодекс РФ;
  • Федеральный закон от 24.07.1998  г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (24 апреля 2008);
  • Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

Региональные нормативные акты:

  • Закон Новосибирской области от 15.05.2003 № 111-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области»;
  • Постановление правительства Новосибирской области от 31.07.2013 г. № 322 – п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014 – 2020 годы» (абз. 3 подраздела «Информация об участии акционерных обществ с государственным участием общественных, научных и иных организаций, а также целевых небюджетных фондов в реализации государственной программы» Раздела 4 «Система мероприятий государственной программы»);
  • Приказ министра социального развития Новосибирской области от 29.12.2016 г. № 1098 «Об утверждении модельной программы (всемте с «Модельной программой социального сопровождения семей с детьми на территории Новосибирской области»)

1.7 Цель и задачи программы

 Цель: оказание комплексной  помощи детям, являющимся свидетелями домашнего насилия, пострадавшим от жестокого обращения в семье в преодолении эмоциональных, когнитивных и поведенческих последствий травм.

Задачи

1. Формировать поведенческие модели, позволяющие  преодолеть кризисное состояние человека.

2. Создать у ребёнка адекватное и ясное представление о происшедшем.

3.Помочь несовершеннолетнему в управлении своими чувствами  и поведенческими реакциями по преодолению аффекта.

4. Гармонизировать детско – родительские взаимоотношения, сформировать навыки эффективного общения в семье.

5.Мобилизировать потенциал возможностей личности в соответствии с её реальными притязаниями.

6.Раскрыть нравственный потенциал личности путём переноса агрессивных побуждений в социально – приемлемое русло.

7. Создать информационное и методическое руководство для родителей (законных представителей) несовершеннолетних и педагогов, работающих с детьми, видевшими и испытавшими насилие в семье, по профилактике насилия и жестокого обращения.

8.Привлечь общественные и государственные организации, благотворительные фонды и волонтёрское движение к сотрудничеству.

9. Провести профилактическую работу по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.

1.8. Принципы реализации  программы

1.​ Индивидуальный подход к каждому воспитаннику - при схожести проблем, каждый воспитанник - индивидуальность, неповторимая личность. Это является основой для разработки индивидуальной программы реабилитации для каждого ребёнка и его семьи.

2.​ Целостное видение проблемы и комплексный подход к ее решению, обуславливающий последовательное решение связанных между собой проблем, возникающих на разных уровнях.

3. Семейно - центрированный подход - обязательное включение в процесс  оказания помощи ребенку, относительно которого доказано отрицательное воздействие  насилия, родителей и его ближайшего окружения.

 1.9. Глоссарий программы

Насилие над детьми в семье – умышленное действие или бездействие родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б. М. Бим - Бад).

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими. Эти повреждения могут вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья ребенка, отставание в развитии или даже привести к смерти.

Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей или лиц, их заменяющих, на ребенка, приводящие к снижению самооценки, утрате веры в себя, вызывающее формирование патологических черт характера и нарушение социализации.

Десенсибилизация  - постепенном уменьшении чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и фобии 

Пролонгированная поддержка семей– продление сроков наблюдения  за семьёй, прошедших курс реабилитации, включающее диагностику стабилизации взаимоотношений в семье, предупреждение рецедивов семейного неблагополучия.

Скрининг детских коллективов  - метод активного выявления лиц относительно последствий домашнего насилия, основанный на применении специальных диагностических исследований, включающих наблюдение и тестирование.

1.10. Ожидаемые результаты

1. Ежегодно помощь специалистов, реализующих программу «Добрые перемены» Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье» получат 40 семей.

2.Создание банка данных детей, пострадавших от разного вида насилия.

3.Расширение экстренной психологической помощи детям и их родителям в кризисной ситуации.

4.Снижение количества семей, в которых имеются факты жестокого обращения с детьми посредством профилактических мероприятий – 16 выездных семинаров, тренингов на территории Новосибирской области, а также посредством проведения обучающих 2 семинаров и 2 вебинаров  по теме на базе  учреждения.

5.Урегулирование внутрисемейных отношений с целью предотвращения повторных случаев  жестокого обращения и домашнего насилия с детьми, вывод семьи из кризисной ситуации.

6.В случае невозможности изменения ситуации в семье, в которой имеются факты домашнего насилия и жестокого обращения с детьми, с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетних – изъятие детей из семьи и решение вопроса с помощью представителей органов опеки и попечительства о лишении родителей родительских прав.

7.Разработана и внедрена технология «Добрые перемены» Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье».

8. Разработаны, апробированы и внедрены инновационные, методические и информационные рекомендации по сопровождению детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и  пострадавшим от жестокого обращения в семье.

2. Методическое сопровождение программы.

2.1. Описание технологий, используемых при реализации программы

Технология

Описание

Используемые материалы

 и оборудование

Бос-пульс

Современная компьютерная лечебно - оздоровительная технология, которая базируется на принципах адаптивной обратной связи. Посредством специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи (БОС), которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда на экране компьютера.

Комплекс позволяет обучить детей навыкам саморегуляции, стрессоустойчивости, развитию внимания, контроля моторной активности, укреплению эмоционально-чувствительной сферы.

Программно-аппаратный комплекс  «Боспульс».

Элементы технологии сенсорного развития М.Монтессори                                   

Создание развивающей среды для содействия интенсивного развития ребенка,  повышения уверенности в себе, самостоятельности, развития независимости от чьей-либо оценки, мелкой моторики, навыков конструирования, сенсорно-перцептивной сферы, характеристик внимания, памяти.

Специальный комплект дидактического материала Монтессори

2.2. Описание техник, используемых при реализации программы

Техника

Описание

Используемые материалы и оборудование

Арт-терапия

Направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.

Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Любые доступные и безопасные изобразительные материалы: краски, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, световой стол для аква-анимации, LЕD-панели, бумага, цветная бумага,  комплект «Эбру», детский стол прямоугольный регулируемый по высоте, стул детский регулируемый, музыкальный центр.

Песочная терапия

Частный метод арт-терапии, использующий в качестве материала для творчества песок, базируется на аналитическом подходе К.Г. Юнга.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т.е. умение нормально общаться

Деревянный поднос стандартного размера (50 х 70 х 8 см), песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Дно и борта песочниц обычно выкрашены в голубой цвет, что позволяет моделировать воду и небо.

Сказкотерапия

Техника, использующая сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и взаимодействия с окружающим миром.

Практическая значимость этой техники состоит в бессознательном определении и осознании внутриличностных проблем, мотивов поведения, желаний и перспектив, наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление препятствий (тревожности, страхов, низкой самооценки, агрессивного поведения) в развитии и поведении у детей и взрослых.

интерактивный стол SMART; бумага, канцелярия, пластилин, сенсорно-динамический зал с набором специальных инструментов для снятия стресса «Дом Совы», наборы для сказкотерапии: «Что такое грусть», «Что такое любовь», «Что такое радость», «Система воспитания характера сказкой 5 в 1».

Куклотерапия

Техника, использующая в качестве основного приема  психокоррекционное воздействие куклы как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.

Использование куклотерапии – является прекрасным инструментом в коррекции негативных эмоциональных состояний: повышенной тревожности, страхов, проявления агрессии.

Различные куклы,  арт-терапевтическая методика «Позитивная куклотерапия», детский стол «Подкова».

Здоровьесберегающие техники

(аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация  по Джекобсону, элементы кинезиологии)

Комплекс упражнений для активизации защитных функций организма и улучшения психосоматического здоровья

 (растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж), позволяющих активизировать межполушарное воздействие, улучшают крупную и мелкую моторику, координацию движений, снимают мышечные зажимы, снижают психомоторного напряжение, гармонизируют психоэмоциональное состояние.

Набор «Белометрикс», «Бизиборд», массажные кресла, мячи для лечебной физкультуры, массажные валики, мячики, музыкальный центр.

Игровая терапия

Техника, использующая естественную потребность ребенка в игре, а также игровые ситуации в терапевтической обстановке. В такой терапии применяется много различных методик, которые выполняют две функции: диагностическую, при которой поведение ребенка в ситуации игры показывает модели, которые являются характерными для его специфических эмоциональных проблем и трудностей в социальном взаимодействии; лечение, при котором игровая обстановка обеспечивает терапевтический эффект.

Игрушки для игровой терапии:

1. Набор игрушечного оружия для отреагирования и проработки агрессивных побуждений;

2. Транспорт;

3. Дикие и домашние животные;

4. Люди-представители разных профессий;

5. Солдатики;

6. Набор кукол для способствования полоролевой идентификации;

7. Игрушечная посуда и мебель.

Краски, фломастеры, карандаши, мелки, пластилин, бумага.

2.3 Описание методик, используемых при реализации программы

Методика

Используемые материалы

Описание

Проективная методика.

Диагностическая методика О. А. Ореховой

Диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка 
Процедура тестирования напоминает занимательную игру и состоит из трех заданий: ранжирование шести цветов по степени предпочтения каждого цвета, подбор подходящего цвета к эмоциональной категории, подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности. Детям предлагается раскрашивать цветными карандашами домики, «жильцы» которых- эмоции, и с помощью цвета ребенок определяет своё отношение к ним.

Материал: лист ответов, шесть цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Методика "Выбери нужное лицо".

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Исследуется характерная для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим.

Тест состоит из стимульного материала - рисунки для девочек и мальчиков.

 2.4 Формы реализации программы:

Работа с детьми: социально – психологические тренинги, индивидуальных консультаций, занятий по гармонизации психоэмоционального состояния  

Взаимодействие с семьёй: групповые и индивидуальные беседы, лектории,

Консультации и онлайн – консультации, вебинары,  семинары.

Межведомственное взаимодействие: мероприятия программы проводятся в

тесном взаимодействии с учреждениями системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественностью,

учреждениями, организациями, заинтересованными в данном вопросе. При

необходимости ведется обмен информацией.

3. Материально – техническое обеспечение программы

        Кроме вышеперечисленных материалов и оборудования, программа предполагает использование следующего материально – технического обеспечения:

№ п/п

Оборудование

Описание

Применение

1

Сенсорно-динамический зал  «Дом Совы»

Набор специальных инструментов.  В стандартную комплектацию входит:
- Каркас Дома Совы (2,5х2,5х2,5 метра)
- Бревно
- Платформа
- Тоннель (длина - 2.3 м)
- Соволента (качели)
- Соволет Pro
- Маты и защита стоек
- Набор подвесов и карабинов

рекомендован для  снятия стресса,  использования при гиперактивности, тревожности, агрессии, нарушениях навыков общения и обучения, проблемах двигательной системы: неуклюжести, моторной неловкости, ДЦП лёгкой формы, задержки развития, аутистическом расстройстве.

2

Поле «Живые …»

  • Поле размером 90х90 см (напечатано на плотном, прорезиненном, материале), который позволяет протирать поле влажной салфеткой.
  • Прилагается рабочая тетрадь для участника, тубус для хранения поля.

Поле предназначено для индивидуального консультирования и групповой работы

3

Набор «Что такое грусть»

В комплект входит:

книжка со сказкой о крольчонке Робби;

плюшевая фигурка папы-кролика;

игрушка-эмоция в виде грустной слезинки с погремушкой внутри;

буклет с вариантами упражнений для детей разного возраста.

Расширение диапазона эмоций, знакомство с эмоцией «грусть», позволяет ребенку справиться с тяжелыми переживаниями.

4

Набор «Что такое любовь»

В комплект входит:

книжка со сказкой о крольчонке Робби;

плюшевая фигурка мамы кролика;

игрушка-эмоция с погремушкой внутри.

 Развитие эмоционального интеллекта у детей; помогает ребенку понимать и определять эмоции (свои и окружающих).

5

Набор «Что такое радость»

В комплект входит:

книжка со сказкой о крольчонке Робби;

игровые задания;

игрушка-эмоция с погремушкой внутри

игрушка кролика Робби.

Развитие эмоционального интеллекта у детей; помогает ребенку понимать и определять эмоции (свои и окружающих).

6

Комплект «Уроки общения»

В комплект входит:

15 авторских сценариев сказок; двусторонняя картонная ширма; книга с методическими рекомендациями по занятиям; 5 пальчиковых кукол-актёров.

Адаптация ребенка в новом обществе, развитие навыков сотрудничества, коммуникации, уверенного поведения.

7

Программа «Первые эмоции»

В комплект входит: герой комплекта Робби и 5 игрушек-эмоций; книга «Почему ребёнок плачет и смеётся?»; 5 книг о главных эмоциях; набор карточек-историй; книга игр и заданий; онлайн-материалы.

Для развития эмоционального интеллекта и гармонизации психоэмоционального состояния, снятия стресса, тревожности.

8

Комплект с персонализированными сказками «Система воспитания характера сказкой 5 в 1»

Каждый комплект включает в себя набор сказок, книгу с рекомендациями, куклу-рукавичку и CD с аудио-версиями сказок.

  • для формирования у детей дружелюбия, честности, благородства; для избавления от страхов и капризов;
  • для развития любознательности, оригинальности и беглости мышления, логики;
  •  для развития веры в себя, оптимизма, трудолюбия;
  • для развития решительности, смелости и умения поддержать близких.

9

Комплекс «Бизиборд»

Доска, куб или домик с различными предметами, игрушками, инструментами.

Для гармонизации психоэмоционального состояния,  активизации защитных функций организма и улучшения психосоматического здоровья.

10

Набор «Беламетрикс»

Для развития психомоторного благополучия и нормализации поведения ребенка, перенесшего психологическую травму.

4. Этапы реализации программы.

Диагностический этап.

1. С помощью применения психодиагностических методик по оценке   уровня   дезадаптированности   (модифицированный   вариант   теста «Диагностика межличностных отношений в группе», тест «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая Версия», активные рисуночные методики, проективная методика. Диагностическая методика О.А. Ореховой   и пр.) выявлены воспитанники, являющиеся свидетелями  домашнего насилия и пострадавшие от жестокого обращения в семье. Определён уровень  речевого развития ребёнка, перенёсшего жестокое обращение.

2.По результатам анкетирования  и применения опросника Басса-Дарка выявлены родители, нарушающие права своих детей, применяющих к детям   физическое   или психическое   насилие.

3. С помощью методики   измерения   родительских установок и реакций (РАRY) и применением опросника эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия проведена диагностика   особенностей   семейного   воспитания,   особенностей   отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей. 

4. С помощью набора картинного материала для обследования всех компонентов речи выявлены воспитанники, речевая активность которых нарушена вследствие жестокого обращения в семье, либо психологической травмы в результате свидетельства домашнего насилия.

Основной (реабилитационный) этап.

1. Созданы карты индивидуального сопровождения семьи и комплекс мероприятий реабилитационной работы с семьёй: выбраны направления, формы и методы работы с несовершеннолетними и их окружением, составлен план работы с несовершеннолетними и членами их семей.

2.Проведены мероприятия: по сопровождению семей-участниц программы, восполнение ресурсов семей, создание новых и восстановление позитивных контактов в семье; разрушение негативных внутрисемейных стереотипов.

3.Проведены мероприятия: по гармонизации психоэмоционального состояния несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения:

4.Разработан алгоритм межведомственного взаимодействия по профилактике жестокого обращения в семье, включающий ГАУ НСО "ЦСПСД "Семья", специалистов  субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений. образовательные и медицинские учреждения, волонтёрское движение, Новосибирский Епархиальный отдел  по духовному окормлению детей - инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, молодёжные и спортивные организации, включающий основные функции по выявлению и профессиональному вмешательству в ситуацию насилия в семье  и жестокого обращения с несовершеннолетними.

 Аналитико-оценочный этап.

1. Ежегодно помощь  специалистов, реализующих программу,  получили 40 семей.

2. Снизилось количество семей, имеющих факты жестокого обращения с детьми посредством:

- выездных семинаров  на - тренингов в районах Новосибирской области (Колыванский, Искитимский, Доволенский, Маслянинский, Сузунский, Ордынский) :

2019 г – 8 семинаров,

2020 г - 8 семинаров;

- детско – родительских семинаров – тренингов  на базе учреждения:

2019 г - 1 семинар,

2020 г -1 семинар;

- вебинаров, онлайн - консультаций посредством видеосвязи:

2019 г - 1 вебинар,

2020 г - 1 вебинар.

4. У 80% семей - участников программы сформированы конструктивные модели поведения в детско – родительских конфликтах; расширился диапазон представлений об эффективных способах коммуникации в семье; нормализован психологический климат в семье.

5. 80% родителей  получили помощь в разрешении трудных ситуаций. Предприняты  профилактические меры и тем самым предотвращено  жестокое обращение и связанные с ним последствия.

6. Произошла 75% стабилизация психофизического, психоэмоционального состояния  несовершеннолетних, являющихся  свидетелями  домашнего насилия и подвергшиеся жестокому обращению..

7 У 85 %  несовершеннолетних:

- сформирована позитивная «Я»-концепция, способность к самопринятию,

-восстановлено  чувство  собственного достоинства;

- совершенствованы умения, навыки, способности  для установления доверительных отношений;

-проработаны травмирующие воспоминания;

- развиты и совершенствованы социальные качества личности;

- дети обучены навыкам решения конфликтов;

- у несовершеннолетних сформировано чувство ответственности за свою жизнь.

 Профилактический этап

 Осуществлена пролонгированная поддержка ребенка и членов его  семьи, прошедших курс реабилитации.

5. Диагностический инструментарий программы

п/п

Диагностический инструментарий

Описание

Ожидаемые результаты

1

Диагностика родительско-детских отношений. Новая версия.

Методика включает в себя  шкалы: особенности эмоциональных отношений родителя и подростка; особенности общения и взаимодействия:

блок контроля; блок противоречивости/непротиворечивости отношений; доолнительные шкалы (удовлетворение потребностей)

Позволяет увидеть полную и дифференцированную картину детско-родительских отношений глазами подростков

2

Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая

версия (сетевая без ограничений)

          В данном блоке представлены 6 тестов, которые помогут выявить группы риска в подростковой среде.

Определение личностных особенностей воспитанников с целью выбора наиболее эффективной стратегии коррекционной работы и программ психологического сопровождения

3

Тест тревожности Р.Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен

Психодиагностика тревожности выявляет внутреннее отношение данного ребенка к определенным социальным ситуациям, раскрывает характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Исследуется характерная для ребенка тревожность в типичных для него жизненных ситуациях (где соответствующие свойства личности проявляются в наибольшей степени). В процессе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности, один за другим.

Тест состоит из стимульного материала - рисунки для девочек и мальчиков.

4

Карты "Живые чувства"

В наборе представлены карты из 65 чувств. Все карточки ламинированы и пригодны для постоянного использования в работе.

Психодиагностическая методика позволяющая обратиться к чувствам, дифференцировать их и осознать.

5

Книга "Живые чувства"

В книге представлен перечень из 65 чувств с подробным описанием каждого чувства и мини-рассказом о нем. Формат А5, мягкая обложка, 140 страниц.

Инструмент в диагностике и консультировании взрослых и подростков.

6

Карты «Живые роли»

В наборе представлен перечень из 75 ролей с подробным описанием каждой роли и мини-рассказом о нем. Все карточки напечатаны на плотном картоне и пригодны для постоянного использования в работе.

Применяется для исследования паттернов поведения, установок, непродуктивных сценариев. Набор карт позволяет за короткий срок установить взаимосвязь между собственными мыслями, чувствами и удовлетворенностью качеством жизни.

Инструмент в диагностике и консультировании взрослых и подростков, а также для применения в групповой работе.

7

Опросник Басса-Дарки (Buss-Durkey Inventory) разработан А. Басс и А. Дарки.

Опросник состоит из 75 вопросов. Ответы оцениваются по 8 шкалам.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: физическая агрессия, косвенная, раздражение,

негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины. 

8

Набор картинного материала для обследования всех компонентов речи.

В комплект входит набор различных карточек.

     С помощью набора картинного материала для обследования всех компонентов речи выявляются воспитанники, речевая активность которых нарушена вследствие жестокого обращения в семье, либо психологической травмы в результате свидетельства домашнего насилия.

9

Комплект «Позитивная куклотерапия»

В комплектацию входит:

Методическое руководство;

фото-инструкции по изготовлению народной куклы (5 шт);

базовый набор кукол (5 структурных архетипов):

Кукла Доля

Кукла Воля

Кукла Лада

Кукла Род

Кукла «Волшебный помощник»;

Рекламный CD «Иматон»;

Фирменная ручка «Иматон»;

Сертификат качества «Иматон»;

Регистрационный талон;

Гарантийная карта;

Коробка-футляр.

 На диагностическом этапе психотерапии выявляется базовый конфликт в сфере Я: отвержение или чрезмерная идеализация Я-женского; неумение выстраивать гармоничные Ты-отношения; проблемы в семейной жизни.  Методика направлена на восстановление женской целостности, гармонизацию внутреннего мира, разрешение актуальных конфликтов. Народная кукла несет в себе мощный ресурс, связанный с традиционными обрядовыми практиками, естественно поддерживающими человека традиционного общества в переходные и критические периоды жизни. Описанный в методическом руководстве опыт привлечения народной куклы в психотерапевтический процесс можно эффективно использовать для работы с детьми и подростками, при решении проблем в сфере детско-родительских отношений, в поддерживающей работе с кризисными состояниями, травмами и другими психологическими проблемами.

 6. Комплекс мероприятий в целях повышения качества оказания помощи детям, пострадавшим  от жестокого обращения, и формирования безопасной среды  для развития детей

№ п/п

Наименование

мероприятия

Ожидаемые результаты

Исполнители

Сроки исполнения

1. Диагностический этап.

Цель: подготовка методической базы, составление плана работы с несовершеннолетними, членами их семей и постановка задач психологического сопровождения.

1.1

Установление контакта со всеми членами семьи, пострадавшим  от жестокого обращения.

1.Выявление детей «группы риска» (заниженная самооценка, агрессивные, гиперактивные, тревожные, замкнутые, с нарушением поведения)путём наблюдения   за   поведением   детей   во время занятий, игр, на прогулке, а также с помощью применения известных психодиагностических методик по оценке   уровня   дезадаптированности   (модифицированным   вариантом   теста «Диагностика межличностных отношений в группе», тестом «Диагностика личностных отклонений подросткового возраста. Новая

Версия», активными рисуночными методиками,  и пр.).

2.Выявление родителей, нарушающих права своих детей, применяющих к детям   физическое   или   психическое   насилие - по результатам анкетирования  и применения опросника Басса-Дарки.

3.Диагностика   особенностей   семейного   воспитания,   особенностей   отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей с помощью методики   измерения   родительских установок и реакций (РАRY) и применением опросника эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Из общего количества детей выделены те, у кого есть проблемы различного рода в адаптации и социализации.

Выделены те семьи, в которых применяются методы насилия над членами семей, нарушаются права ребенка.

Получен анализ   родительских   установок, реакций,   а   также психологических проблем родителей, которые ведут нарушению прав ребенка в семье. Созданы карты индивидуального сопровождения семьи и комплекс мероприятий реабилитационной работы с семьёй: выбраны направления, формы и методы работы с несовершеннолетними и их окружением, составлен план работы с несовершеннолетними и членами их семей.

Педагоги – психологи

Педагоги – психологи

Педагоги - психологи

10.01.2019 – 31.03.2019 гг., а также по мере необходимости

1.2

Обучение специалистов, сопровождающих детей, видевших и испытавших насилие в семье,    на курсах повышения квалификации

Обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с ростом требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных подходов к сопровождению детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и испытавших на себе жестокое обращение.

Сотрудники отделения по организационно – методической работе

В течение всего периода

2. Основной (реабилитационный) этап.

Цель: проведение мероприятий по гармонизации психоэмоционального состояния несовершеннолетних, пострадавших от жестокого обращения; по сопровождению семей-участниц программы, восполнение ресурсов семей, создание новых и восстановление позитивных контактов в семье; разрушение негативных внутрисемейных стереотипов.

2.1

Проведение тренинга для  детей – свидетелей насилия в семье и пострадавшим от жестокого обращения «Формирование эмоционально-чувственного и поведенческого компонента  личности »

Определена оценка эмоционального состояния и особенностей личности. Реконструированы формы эмоционального реагирования и стереотипов поведения.

Расширился диапазон невербальных поведенческих паттернов и навыков коммуникации. Развита эмоциональная выразительность и осознана эмоциональная особенности речи. Коррекция агрессивных тенденций, тревожности ребенка. Сформирована поведенческая  модель личности, позволяющая преодолеть кризисное состояние.

Педагоги - психологи

 1 квартал  2019г,

1 квартал 2020 г.

2.2

Проведение индивидуальных консультаций, направленных на анализ травмирующего воспоминания  и снижение психоэмоционального напряжения

Ребёнок научился адекватному отреагированию от  страхов, мешающих субъект-субъектным детско-родительским отношениям,

Определил зоны психологического комфорта.

У детей развита толерантность в детско-родительских отношениях. У ребёнка создано адекватное и ясное представление о произошедшем. Стабилизация психофизического, психоэмоционального состояния

несовершеннолетнего

Педагоги - психологи

В течение всего периода

2.3

Проведение индивидуальных коррекционных занятий, психологических тренингов на осознание своего эмоционального состояния и поведения.

Воспитанникам оказана помощь в управлении своими чувствами и поведенческими реакциями по преодолению аффекта Дети:

-расширили диапазон эмоций;

- научились вербализовать свои переживания, чувства;

-осознали свои поведенческие паттерны;

-сформировали позитивную  «Я»-концепцию, способность к самопринятию;

- восстановлено чувство собственного достоинства;

- сформированы навыки целеполагания собственной жизни.

Педагоги – психологи

В течение всего периода

2.4

Проведение индивидуальных коррекционных занятий  по восстановлению  и коррекции речевых нарушений у детей, являющихся свидетелями насилия в семье и подвергшихся жестокому обращению.

Речевая активность ребёнка повысилась, произведена коррекция речевых проблем, вызванным жестоким обращением, либо психологической травмой, полученной в результате свидетельства домашнего насилия

Логопед

В течение всего периода

2.5

Проведение занятий с детьми «Семейные ценности»,  «Мы – будущие родители», «Что значит жить в гармонии с другими»

Мобилизован потенциал возможностей личности в соответствии с её реальными притязаниями:- сформирована позитивная «Я»-концепция, способность к самопринятию,

-восстановление чувства собственного достоинства;

- совершенствованы умения, навыки, способности  для установления доверительных отношений;

-проработаны травмирующие воспоминания;

- развиты и совершенствованы социальные качества личности ребенка;

- дети обучены навыкам решения конфликтов;

- у несовершеннолетних сформировано чувство ответственности за свою жизнь.

Воспитатели

В течение всего периода

2.6

Проведение он- лайн  викторины «О человеке и гражданине» среди воспитанников учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Новосибирской обл.

Дети познакомились  с перечнем прав и обязанностей в семье, их обучили применять эти знания в практической ситуации.

Педагог – организатор, юрист учреждения

Ноябрь 2020 г

2.7

Организация  конкурса – выставки рисунков «Семья моей мечты» между воспитанниками учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Новосибирской обл.

На примере детских работ выявлены ожидания детей от семейных взаимоотношений, произведена корректировка  семейных ценностей.

Педагог - организатор

Май 2019 г

2.8

Проведение познавательной игры «Поезд безопасности»

Дети получили информацию по организации личной безопасности в семье.

Педагог - организатор

Август 2020 г

2.9

Гармонизация детско – родительских взаимоотношений, формирование навыков эффективного общения в семье :

1.Организация выездных семинаров и психологических тренингов, круглых столов на темы,  направленные на  формирование конструктивных моделей поведения в детско – родительских конфликтах:

-«Основы эффективной коммуникации в детско-родительских отношениях»,

-«Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка»

2.Проведение детско – родительских семинаров – тренингов  на базе учреждения:

- «Рефлексия детско-родительских конфликтов в семьях детей, пострадавших от жестокого обращения»;

- «Преодоление псхологических барьеров в детско – родительских отношениях»

3.Проведение вебинаров, онлайн - консультаций посредством видеосвязи  для родителей, живущих на территории Новосибирской области:

-  «Родительский менталитет»

-  «Счастливое родительство»,

4.Индивидуальные беседы с родителями. Поиск выхода из сложных ситуаций

5.Проведение  спортивного соревнования  «Папа, мама, я – здоровая семья».

Сформированы конструктивные модели поведения в детско – родительских конфликтах; расширился диапазон представлений об эффективных способах коммуникации в семье. Нормализация

психологического климата в семье.

Повышение родительской компетенции в вопросах родительской депривации. Родители осознали истинные причины семейных конфликтов;

повысилась ответственность и сензитивность к процессу воспитания;

В семье положено начало развитию  адаптивных стратегий совладания.

Повысилась информированность о психологической сущности и причинах конфликтов; участники тренинга научились снимать страхи в признании права на ошибку; глазами родителей и детей проанализирована семейная воспитательная  ситуация;

участники обучились рефлексии эмоциональных состояний и поведения в                конфликте.

У участников тренинга – родителей и детей - повысилась информированность о характере и причинах психологических барьеров в  общении, типах взаимодействия; участники научились эмоционально реагировать на внутреннее напряжение во взаимодействии   «дети-родители»; изменилось  стереотипное восприятие близкого человека;     сформированы положительные навыки установления контакта «родитель-ребенок».

Родители обрели положительную самоидентификацию в родительской роли; уровень воспитательного потенциала семьи повышен; проанализированы внутриролевые конфликты.

Воспитательный ресурс семьи  повышен.

Расширилась осознанность мотивов воспитания в семье;

Родители осознали  содержание понятия «родительская любовь»; сформировалась система ответственного поведения родителей; актуализировались представления о ценности семьи;

     

Родители получили помощь в разрешении трудных ситуаций. Предприняты  профилактические меры и тем самым предотвращено  жестокое обращение и связанные с ним последствия.

     У детей: понизился уровень депрессии и психо-эмоционального напряжения. У родителей: получена эмоциональная поддержка.

Педагоги – психологи,

Педагоги – психологи,

Педагоги – психологи

Педагоги – психологи

Педагоги – психологи

Педагоги – психологи

Педагоги – психологи, воспитатели

Педагог – организатор, воспитатели

Районы: Ордынский, Искитимский, Колыванский,

Маслянинский - апрель,

районы: Сузунский, Маслянинский,  Доволенский, -  ноябрь 2019 г.

Районы: Ордынский, Искитимский, Колыванский,

Маслянинский - апрель,

районы: Сузунский, Маслянинский,  Доволенский, -  ноябрь 2020 г.

Районы: Колыванский. Искитимский, Ордынский - начало октября

2019 г

Районы: Колыванский. Искитимский, Ордынский - начало октября

2020 г

Районы: Ордынский, Искитимский, Колыванский, Сузунский, Маслянинский,  Доволенский -  февраль – март  2019 г,

Районы: Ордынский, Искитимский, Колыванский, Сузунский, Маслянинский,  Доволенский -  февраль 2020 г,

В  течение всего периода

Районы: Колыванский. Искитимский, Ордынский - июль

2020 г.

2.10

Использование службы «Телефон доверия». Разработка технологий по работе с детьми – жертвами насилия и их  семьями (консультирование, психокоррекция и т. д.)

Оказана непосредственная экстренная психологическая помощь

детям и подросткам, а также их родителям, в кризисных ситуациях,

в том числе при угрозе суицида. Разработаны технологии по работе с детьми – жертвами насилия и их  семьями,

оказана  экстренная  психологическая  помощь детям в кризисных ситуациях; выявление ситуаций социального неблагополучия, случаев жестокого обращения и насилия над детьми.

Педагоги - психологи

Январь 2019 - декабрь 2020 г

2.11

Привлечение общественных и государственных организаций, благотворительных фондов и волонтёрского движения к сотрудничеству:

1.Проведение акции в сотрудничестве  с волонтёрами  «НЕТ насилию в семье!»

2.Проведение диспут – лектория в сотрудничестве с волонтёрами «Я знаю семейный кодекс и свои права»   для подростков 10-12 лет.

3.Проведение прямых линий со специалистами КДН и ПДН по  вопросам эффективности работы по предотвращению насилия в семье.

Проведены  индивидуальные профилактические мероприятия с семьями, информационно-просветительские мероприятия  среди взрослого и детского населения по вопросам предупреждения жестокости и защиты прав детей.

Подростки  познакомились с основными международными документами по правам человека и правам ребёнка, с организациями и учреждениями, уполномоченными защищать права детей и подростков в случаях жестокого обращения в семье

Создано единое  межотраслевое пространство,  предполагающее:

- немедленное  реагирование на различные чрезвычайные ситуации, возникающие  в семье,

-возможность объединить усилия различных специалистов  в области профилактики насилия в семье.

Сотрудники    отделения по организационно – методической работе, волонтёры

Сотрудники    отделения по организационно – методической работе, волонтёры

Педагоги – психологи, сотрудники отделения по организационно – методической работе

Октябрь 2019 г.

Ноябрь 2020 г

Май 2019 г,

 май 2020 г

2.12

Организация книжных выставок, обзоров книг и журналов по теме «Дом без насилия»

Привлечение внимания общественности к вопросам, направленным на практическую реализацию мер по обеспечению благополучия детей.

библиотекарь

В течение всего периода

3Аналитико-оценочный этап.

Цели:

1.Оценка и анализ полученных результатов.

2.Создание информационного и методического руководства для родителей (законных представителей) несовершеннолетних и педагогов, работающих с детьми, видевшими и испытавшими насилие в семье,  по профилактике насилия и жестокого обращения

3.1

Создание единого информационного банка о семьях и детях групп риска, проведение мониторингов, социальных исследований на тему насилия в семье, причин и последствий насилия, изучение путей решения данной проблемы

Создан банк данных  семей группы риска, детей, пострадавших от разного вида насилия.

Педагоги - психологи

В течение всего периода.

3.2

Разработка методических рекомендаций в помощь специалистам, работающим с данной категорией населения «Насилие над детьми: аспекты защиты и профилактика»

Повышена профессиональная компетентность специалистов, работающих с данной категорией детей.

Сотрудники отделения по организационно – методической работе

Октябрь 2020 г

3.3

Разработка  комплекса информационных материалов по проблеме насилия  над  детьми в семье:

-буклетов «Что такое «жестокое обращение с детьми»?»,  «Мифы и факты  жестокого обращения  с детьми», «Семья без насилия»,

-памяток  для родителей «Рекомендации родителям по воспитанию ребёнка без физического насилия», «Как установить контакт с ребёнком, чтобы предотвратить жестокое обращение с ним».

Создано информационное и  методическое руководство для  законных представителей, родителей несовершеннолетних по профилактике насилия и жестокого обращения

Педагоги – психологи, сотрудники отделения по организационно – методической работе

Декабрь 2019 г, декабрь 2020 г.

4. этап: профилактический.

Цель: пролонгированная поддержка ребенка и членов его  семьи, прошедших курс реабилитации.

4.1

Мониторинг семей, прошедших реабилитационные мероприятия.

Диагностика стабилизации взаимоотношений в семье, предупреждение рецидивов семейного неблагополучия.

Сокращение численности детей, изъятых из семьи,  при непосредственной угрозе их  жизни или здоровью.

Педагоги - психологи

1 раз в 6 мес.

4.2

Создание волонтерского движения родителей, прошедших курс реабилитации в Центре

Сопровождение семей, прошедших курс реабилитации совместно органами социальной защиты на местах. Пропаганда отрицательного отношения населения к насилию в семье, проведение различных акций по профилактике жестокого обращения с детьми, информационно – просветительская работа с неблагополучными семьями семьями. Распространение  лучшего опыта семейного воспитания

Педагоги – психологи, сотрудники отделения по организационно – методической работе

2021 и все последующие годы.

5. Характеристика педагогических кадров, задействованных в реализации программы

№ п/п

Педагогические кадры

Содержание работы

1

Координатор

Организационно-методическая работа: организация межведомственного взаимодействия, составление соглашений о сотрудничестве; разработка нормативных документов, регламентирующих работу педагогов по реализации программы; учет детей, пострадавших от насилия в семье и их близких, зачисленных в службу (ведение электронной базы), организация работы с сетью социальных контактов, мониторинг деятельности педагогов по реализации программы, подготовка аналитических отчетов по итогам работы, супервизия (разбор трудных случаев)  

2

Педагог-психолог

Проведение углубленного диагностического обследования детей, пострадавших от насилия в семье, изучение и анализ его проблем и его ближайшего окружения, разработка и участие в реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка, пострадавшего от насилия в семье и его семьи в рамках социально-психологической реабилитации, организация работы в кабинете психологической разгрузки, подготовка аналитического отчета в рамках своей компетенции

3

Воспитатель

Планирование и организация жизнедеятельности детей, пострадавших от насилия в семье и осуществление их реабилитации; заполнение карт педагогического наблюдения и коррекционной работы, индивидуальной реабилитации несовершеннолетних; взаимодействие с родителями воспитанников, или лицами, их заменяющими; вовлечение  детей в различные виды деятельности (игровую, познавательную, трудовую), в частности, проведение занятий по   формированию позитивной «Я» - концепции.

4

Педагог-организатор

Организация смыслосодержащего досуга детей, пострадавших от насилия в семье и их близких, участие в разработке и реализации индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и его семьи в рамках социально-педагогической реабилитации, реализация технологии "Реабилитационный досуг", подготовка аналитического отчета по итогам работы в рамках своей компетенции

5

Медицинский персонал (врач-педиатр, врач – невролог, медицинские сёстры)

Проведение мероприятий по воспитанию санитарно-гигиенических навыков, навыков здорового образа жизни, оказание при необходимости специализированной медицинской помощи несовершеннолетним

6

Ведущий юрисконсульт

Организация консультирования несовершеннолетних и их семей по правовым вопросам, участие в проведении  он- лайн  викторины «О человеке и гражданине»

7

Библиотекарь

Организация книжных выставок, обзоров книг и  журналов по профилактике семейного насилия.

Список использованной литературы

  1. Альтшулер Б. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - ключевое звено профилактики насилия в отношении детей, безнадзорности и правонарушений // Защити меня! - 2008. - N 2. - С. 14-15.
  2. Бессчетнова О. В. Семейная политика России в решении проблем домашнего насилия над детьми // Известия Саратовского университета. Новая серия. - 2007. - С. 47-50.
  3. Бессчетнова О. В. Социальные аспекты образа жизни детей, пострадавших от насилия в семье // Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2007. - N 22. - С. 142-152.
  4. Бондаренко О. А. Права ребенка в Российской Федерации : конституционно-правовой аспект // Юристъ - правоведъ. - 2010. - N 1. - С. 72-76.
  5. Витвар О. И. Формирование эффективной мультидисциплинарной команды в решении проблем семьи и детства : региональный опыт // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - N 3. - С. 65-68.
  6. Гетц О. Конференция "Насилие в семье и криминальная эксплуатация // Социальное обеспечение. – 2003. - N 5. - С. 18-19.
  7. Дурсанова Т. Проблема жестокого обращения с детьми // Социальное обеспечение. – 2005. - N 8. - С. 10-13.
  8. Егорова М. Новый этап работы в интересах российских детей // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - N 21. - С. 15-17.
  9. Кирсанова В. Насилие в семье : помощь и профилактика // Социальная педагогика. - 2010. - N 1. - С. 105-110.
  10. Медведева И. Насилие над детьми // Родительское собрание. – 2006. - N 3. - С. 51-66.
  11. Методические рекомендации по организации системы профилактики жестокого обращения с детьми и оказанию помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения// М, 2011
  12. Муратова С. А. Роль семейного права в предотвращении жестокого обращения с детьми и насилия над ними // Защити меня! - 2010. - N 2. - С. 4-5.
  13. Путь реорганизации системы защиты детства // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - N 17. - С. 18.
  14. Руководство по предупреждению насилия над детьми. - М. : ВЛАДОС , 1997. - 505 с.СОУНБ; ЕФ; Шифр 57.33я73+88.48я73; Авторский знак Р851; Инв. номер 2209062-ЕФ

  1. Сафонова Т. Я. Роль специализированного центра в оказании комплексной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению // Психологическая наука и образование. – 2004. - N 1. - С. 97-101.
  2. Туринский В. О роли и задачах органов и учреждений социальной защиты населения в сфере насилия над детьми // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 11. - С. 6-7
  3. Шахина Н. А. Поддержка детей в трудной жизненной ситуации // Социальная работа. - 2011. - N 1. - С. 26-27.
  4. Сетевая энциклопедия «Википедия», https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное родительское собрание "Жестокое обращение в семье"

Материал к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"...

Буклет-родителям "Профилактика жестокого обращения в семье"

ЕСЛИ РЕБЕНОК СООБЩАЕТ ВАМ О НАСИЛИИ: Отнеситесь к нему серьезно и верьте ему.Успокойте и поддержите ребенка словами. Доведите до его сознания, что он правильно сделал, сообщив Вам об этом, ч...

Беседа на Круглом столе с приемными родителями "Насилие и жестокое обращение в семье: причины, последствия, помощь"

Специалисты во всем мире единодушны: семейная жестокость касается всего общества, последствия издевательств над одним человеком неизбежно задевают всех окружающих....