Викторина "Это мой Ямал""
материал

Сэротэтто Алла Алексеевна

познавательное мероприятие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_eto_moy_yamal.docx703.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

Викторина

«Это мой Ямал»

Подготовила-провела: Сэротэтто А.А.

воспитатель  школы-интерната

F:\мо 2012-2013 1\неделя 2012-2013\Орнаменты\узор5.jpg

с. Панаевск, 2018г.

Цель: Способствовать формированию  любви к родному краю.

Задачи:

1. Формировать у воспитанников навыков общения.

2. Развивать познавательных интересов.

3.Расширять представлений о полуострове Ямал.

Ход  викторины

(Музыкальное сопровождение  песня в исполнении Игоря Корнилова “Северный край”)

Воспитатель:Ребята, вы, конечно, любите путешествовать и сегодня мы отправимся с вами в необычайно интересное путешествие в заснеженный край, на просторы Ямала, на берега самой большой реки Западной Сибири – Обь. Все что вам встретится на пути, вы должны хорошо запомнить, чтобы, вернувшись из нашего путешествия вы смогли нарисовать нашу красавицу – реку заснеженном крае, о просторах Ямала

В переводе с ненецкого языка на русский слово “Ямал” означает “край земли”. В старину называли эти места “краем крещеного света”. Ямал – заповедный уголок земли – является хранителем удивительно самобытной и уникальной культуры.

10 декабря мы день рождения образования Ямало-Ненецкого автономного округа. За 75 лет наш округ прошёл огромный путь промышленного гражданского строительства. Быстрыми темпами идёт развитие индустриального строительства, растут города и посёлки, идёт прокладка магистральных газопроводов, железных и автомобильных дорог, развивается ямальская авиация.

На Ямале живёт полмиллиона людей, для которых округ стал родным домом на многие годы.

 Чтец: узор7

Есть на карте место
Он мне очень дорог.
Там метут метели,
И лежат снега.
В тундре есть морошка,
И растёт брусника.
Это мой Ямал!

Воспитатель:Сегодня мы поиграем в одну очень интересную викторину, совершим путешествие со мной по моим  родным просторам. В процессе игры вы узнаете много нового и интересного о жизни и  загадки ненецкого народа.

Из зала выходят желающие поиграть
Конкурс – разминка.

Воспитатель: Я называю вопросы  и команды по очереди дают ответы.

1.Ребята, как называется наша родная земля, место, где мы родились и живем? (Ямал)

2.Как называют людей, которые живут на Севере, на Ямале (северянами)

 3.Как переводится название нашего края - Ямал? (край земли)

4.Назовите столицу нашего округа. (Салехард)

5.Назовите Ф.И.О. губернатора нашего края? (Кобылкин  Д.)

6.Что изображено на гербе нашего округа?

7.Назовите коренных жителей севера (ханты, ненцы, селькупы, манси, коми.)

8.Какими промыслами занимаются народы Севера? (охота, звероводство, оленеводство, рыболовство.)

9.Жители севера строят себе жилище в форме конуса, как называется такое жилище? (чум.)

10.При помощи чего коренные жители передвигаются по тундре? (оленьих упряжек)

11.При езде оленей погоняют шестом. Как называется такой шест? (хорей.)

12Женщины северных народностей сами шьют себе, мужчинам и детям верхнюю одежду из шкур оленей. Как называется зимняя мужская одежда с капюшоном и рукавицами из оленьих шкур? (малица)

13. Как называется женская верхняя зимняя одежда? (ягушка)

14. Что называют узорной письменностью народов Ямала? (орнамент)

15.Какие ягоды растут у нас в тундре? (черника, голубика, брусника, красная смородина, морошка, можжевельник)

16. Что едят олени? (ягель, мох)узор7

1.Тема  Загадки(Слайд)

1.Пять остяков в одном чуме живут. (Рукавицы)
2.Прежде чем выйти на улицу, другу за пазуху залезет. (Меховые чулки)
3.У старухи нос курносый, у старика - широкий. (Женские и мужские кисы)
4.У старика нос плоский, у старухи нос острый. (Узоры на мужских и женских пимах)
5.Сухое озеро с травянистыми берегами. (Глаз)
6.Двух братьев разделяет один хребет, и за всю жизнь они не встретятся. (Глаза)
7.Два белогрудых оленя тянут грузовую нарту. (Глаза и нос)
8.Речку тальником перегородил. (Ресницы)
9.Двух остяков разделяет одно бревно, и за всю жизнь они не встретятся. (Нос, глаза)
10.меховой кочки семь дырок. (Голова)
11.В безбрежном море дощечка плавает. (Язык)
12.В круглом чуме без костей извилинами свернут. (Мозг)
13.На склоне шерстяного холма опрокинуты две нарты. (Уши)
14.Косточки, рубите, жирок, дальше толкай! (Рот, зубы, язык)
15.Между двумя один бескостный смят. (Стелька пимов)
15Два человека в одно место смотрят, оба одинаковы. (Зеркало)
16.Пять братьев одному кланяются. (Пальцы рук)

2. ТемаЯ всё тебе расскажу (Слайд)

Вопрос: Как в ненецкой семье отмечают дни рождения?

 Ответы детей(День рождения, по ненецким обычаям, отмечается один раз в жизни)

Чтец 1: Родился младенец, отпала у него пуповина, – милости просим в чум родителей на угощение. Родившие мальчика – продолжателя рода и будущего хозяина – обязаны забить молодого олененка и выставить на стол все, что есть в чуме вкусного. У новорожденной – девочки таких привилегий нет, празднование проходит символически, без излишеств.

3.Тема  Жилище(Слайд)

Вопрос:Расскажите о жилище ненцев. Чем отличается летний чум от зимнего?Как он устроен?

Ответы детей: (Летний чум  покрывают брезентом  а зимний сшит из оленей шкуры)

 Чтец 2: Основным типом старого ненецкого жилища является чум (мя). Чум сооружается из 30 – 50 шестов, покрывается двумя слоямипокрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью.Старину  летом чум покрывается покрышками, сшитыми из вывареннойберестыузор7

Физминутка:   ( Мешок с подарками)  Каждый из участников выбирает из мешка предмет  и называет его

4. Тема Наша одежда (Слайд)

Вопрос: Расскажи о женской, мужской и женской ненецкой одежде.

 Ответы детей: (Женская одежда ягушка, мужская малица)

 Чтец 1:  Мужская верхняя одежда у всех групп ненцев – это малица– глухая одежда с пришитым капюшоном. Шьют её из шкур молодых оленей. Малицу делают из двух шкур мехом внутрь. Она представляет собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую «полосу» пришитую по подолу делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивают камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одеваются через голову. Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи.

 Чтец2:Женская шуба паны имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополняется меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикрепляются многочисленные металлические украшения, по ненецким представлениям, отпугивающие своим звоном злых духов, они удерживают шапку на голове при порывах ветра. Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.

5. ТемаСредство передвижение (Слайд)

Вопрос: Внимательно рассмотрите иллюстрации. Для чего они предназначены?

Ответы детей:(Нарта -хан)

Чтец 2:Основным средством передвижения ненцев является оленья упряжка. Нарта (хан) изготовляется из ели или березы. Нарты состоят из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2 – 3 пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, креплена рама из реек, передние концы которой входят в головки полозьев. У легковой нарты есть дощатый настил для сидения, спинка и более высокие, чем  грузовые, копылья. Различаются нарты мужские и женские. Женская нарта была большего размера, т.к. мать ездила вместе с маленькими детьми, и имела большее количество копыльев (5-6 пар), более высоких (до 1 м.) Мужская нарта была короче (до 2 м.) и легче женской.узор7

6. Тема   Я играю  (Слайд игры)

Вопрос:Какие ненецкие игры вы знаете?        

Ответы детей:  (Нгын, вывко, нухукова”)

Воспитатель: Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры и для детей, и для взрослых, для женщин и для мужчин. Ни один праздник не обходится без игр. Для коренных жителей Крайнего Севера состязания  и   физические   игры  воспитывают детей  быть мужественными,  приспособленными   к  суровым условиям обитания. Игра  готовит  ребёнка   ко взрослой  жизни,  способствует  приобретению знаний, трудовых навыков,  является неотъемлемой частью духовной культуры. Подвижная  игра – естественный  спутник  жизни  ребёнка,   источник радости.

Итоги викторины: Награждение победителей.

Список используемой  литературы:

  1. Попов Ю.И., Цымбаленко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: Учеб. Пособие для ст.кл. обще образ.учережд. – СПб.: филиал изд-ва “Просвещение”, 2004.-222с.: ил.
  2. Омельчук А. К. Её величество Обь: По сибирской реке – в пространстве и во времени.- Свердловск: Сред.-Урал.кн.изд-во, 1991. – 208с.
  3. Мухачёв А. Ненцы: психология аборигена, традиции и современность. //Ямальский меридиан. - 2002.- №11.- С.34-35

узор7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Экологические беды Ямала"

Внеклассное мероприятие "Экологические беды Ямала"...

Интегрированное внеклассное мероприятие «Мой Ямал, олений край!»

Тема: «Мой Ямал, олений край!» Форма: путешествие-состязание. Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на воспитание чувства патриотизма и соответствует возрастным особеннос...

Презентация к интегрированному мероприятию "Мой Ямал, олений край!"

При налаживании контакта между детьми, используются различные виды взаимоотношений (взаимной заинтересованности, взаимопомощи), делается опора на активность и самостоятельность учащихся. Используются ...

Интегрированное внеклассное мероприятие - оленьи гонки "И это всё о тебе, Ямал!"

Тема: Тема: «И это все о тебе, Ямал!» Форма: состязание. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, в число которых входят дети «группы риска». Форма выбрана не случайно: дети «группы р...

Исследовательский проект "Сокровища Ямала"

Данный проект реализуется в школе-интернате в рамках школьного краеведческого кружка "Исток"....

Драгоценная оправа газонефтяной чаши Ямала

Цель урока: сформировать знания о минеральных богатствах Ямала, их промышленном значении для России; познакомить с перспективами развития нефтегазоносного и горнодобывающего комплекса на Ямале....

Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии.

Священные животные Ямала. Проект по Культуре народов Ямала и биологии....