РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Мастерица Севера» 5-7 классы
рабочая программа

Еприна Людмила Прокопьевна

Программа “Мастерица Севера ” имеет художественно- эстетическое, краеведческое направление, использует  межпредметные связи:  технологии,  изобразительного искусства, культуры народов Ямала, предметов регионального цикла; предназначена для обучающихся  11-13 лет (5-7 классы).

Цель программы:

Формирование художественно-эстетического вкуса детей посредствам ознакомления с декоративно-прикладным творчеством народов Ямала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

школьного методического

объединения.

Протокол №____

от «___» _________2018г.

Руководитель ШМО

_____/___________/

Принято на заседании  педагогического совета

Протокол №___

от «___»________2018 г.

Утверждена

Приказом №

от «___» _________2018г.

Директор   школы               _______/В.В. Харитонова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Мастерица Севера»

5-7 классы

Составитель: учитель Еприна Л.П., 1 категории

с. Горки, 2018-19уч.г.

Пояснительная записка

Программа “Мастерица Севера ” имеет художественно- эстетическое, краеведческое направление, использует  межпредметные связи:  технологии,  изобразительного искусства, культуры народов Ямала, предметов регионального цикла; предназначена для обучающихся  11-13 лет (5-7 классы).

Цель программы:

Формирование художественно-эстетического вкуса детей посредствам ознакомления с декоративно-прикладным творчеством народов Ямала.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить воспитанников с историей возникновения северного орнамента, историей возникновения бисера и  бисероплетения на Севере; дать понятие о северном орнаменте, познакомить детей с терминами и понятиями по искусству и технологии различных ремесел.

Обучить технике изготовления изделий из различных материалов: бисера, ткани, сукна, кожи и меха, с применением северного орнамента.

Научить умению выполнения техники бисероплетения, аппликации, вышивки, работы с тканью, сукном, мехом.

Научить технике составления схем для плетения, вышивки, дать основы технологической грамотности.

Научить расширять активный словарный запас слов на ханты языке: развивать диалогическую и монологическую речь, создавая максимум условий для развития желания детей общаться между собой на родном языке;

Учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении.

Развивающие:

Учить чувствовать красоту природы родного края, видеть национальное своеобразие в предметах быта, в окружающей жизни;

Развивать творческие способности воспитанников посредством применения исследовательского метода и метода проектов в технологии.

Пробуждать фантазию, способствовать самостоятельности обучающихся.

Развивать умения изготавливать национальную одежду в уменьшенном виде.

Формировать зрительскую культуру воспитанников через восприятие произведений искусства.

Воспитательные:

Воспитывать художественный вкус, культуру поведения, интерес к искусству разных народов, любовь к родной культуре.

Сформировать детский коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества.

Формировать навыки здорового образа жизни, создать условия для развития личности ребенка, научить применять полученные знания, для адаптации в будущей жизни.

Программа реализуется в течение 3 лет, ежегодно в период с 01.09. по 31.05., что составляет 35 недель. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 занятия, что составляет 1,5 часа в день по 40 минут (согласно Сан ПиН 2.42.11.78 – 2 [II]) с перерывами на отдых по 10 минут.

На занятиях объединения дополнительного образования детей «Мастерица  Севера » применяются следующие методы и формы обучения:

- объяснительно-иллюстративный

- практический

- творческого задания

- поисковый

- исследовательский

- метод проектов

- анкетирования

- интервьюрирования

- беседа, рассказ

- видеосъемка

активные формы обучения:

- игры и соревнования;

- конкурсы и выставки;

- праздники и утренники;

- экскурсии и походы;

- кроссворды и викторины,

- инсценировки и индивидуально-групповые занятия.

Содержание курса  внеурочной деятельности «Мастерица Севера»

  1. Работа по бисеру -14

Вводный инструктаж по охране труда и технике безопасности. Знакомство с кружковцами. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование учащихся.

1.Из истории бисера

2.Виды плетения:

а) современный  вид плетения, бисер,  леска;

б) плетение подвесок с параллельными кромками, кошельки;

3. Старинный вид плетения:

а) плетение из 4-х жил;

б) плетение на 8 жилах

4. вышивание на ткани бисером

         2.  Орнаментальное искусство - 14

 1. Искусство маленького народа.

2. Творческая работа учащихся

3. Применение орнаментов в одежде.

4. Зарисовать орнаменты в тетрадь в клетку.

5. Оформить альбом с орнаментами

  1.  Работа по бересте - 14

а)Время и место снятия бересты. Экскурсия в лес

Посуда из бересты:

а) орнаментальное оформление  берестяных изделий, подготовка к работе

б) пошив лукошки-сун

4.  Работа по меху и замше - 14

Сушка шкур (соболь, заяц, лиса, песец, белка, ондатра)

Выделка для шкур. Растворы для выделки.

Выделка камуса, зайца,белки…

Пошив изделий из меха (игольница). Окаймление игольницы мехом

  1. Работа по ткани и сукну - 14

1.Изделия, изготовленные из ткани, сукна:

а) платье, платок, ягушка летн.

б) основной шов

2. Пошив куклы акань из ткани

3. Пошив игольницы из сукна

Планируемые результаты освоения курса  внеурочной деятельности «Мастерица Севера»

учащиеся должны знать:

- историю возникновения северных орнаментов, использование орнаментов в одежде народов Ямала;

- игрушки народов Ямала, способы их изготовления;

- историю возникновения бисера и  бисероплетения;

- меховую одежду народов Ямала, свойства меха;

- инструменты и материалы, для изготовления изделий из меха;

- одежду народов Ямала, сшитую из ткани;

- виды декоративно-прикладного искусства народов Ямала;

- культуру поведения в семье, основы семейного уклада коренных жителей;

- семейные традиции, праздники, игры.

учащиеся должны уметь:

- уметь работать с сукном, раскраивать несложные изделия: куклу, игольницу;

- обрабатывать изделия косыми стежками;

- рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения;

- осваивать технологию плетения из бисера;

- выполнять аппликацию из полосок меха, коллаж;

- определять лицевую и изнаночную сторону ткани;

- раскраивать и шить национальную одежду из ткани (в уменьшенном виде);

- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, нитки и ткань;

Тематическое планирование 5 класс, 2 ч. в неделю, 70 часов в год

Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты

Вид деятельности

Форма занятий

Работа по бисеру

14

Знать историю возникновения северных орнаментов, использование орнаментов в одежде народов Ямала;

- историю возникновения бисера и  бисероплетения;

- осваивать технологию плетения из бисера;

Индивидуальная работа, групповая

Теоретическое;

Практическое

Беседа

Орнаментальное искусство

14

-рисовать северные орнаменты и составлять схему плетения;

Знать виды декоративно-прикладного искусства народов Ямала;

- культуру поведения в семье, основы семейного уклада коренных жителей;

Индивидуальная работа, групповая

Теоретическое;

Практическое

Беседа

Оформление альбома орнаментами в цвете

Работа по бересте

14

Знать технологию обработки бересты, умение наносить орнамент на готовое изделие

Индивидуальная работа, групповая

Теоретическое;

Практическое

Беседа

Экскурсия в лес

Работа по меху и замше

14

меховую одежду народов Ямала, свойства меха;

- инструменты и материалы, для изготовления изделий из меха;

- выполнять аппликацию из полосок меха, коллаж;

Индивидуальная работа, групповая

Теоретическое;

Практическое

Беседа

Работа по ткани и сукну

14

- определять лицевую и изнаночную сторону ткани;

- раскраивать и шить национальную одежду из ткани (в уменьшенном виде);

- переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, нитки и ткань;

- уметь работать с сукном, раскраивать несложные изделия: куклу, игольницу;

- обрабатывать изделия косыми стежками;

Индивидуальная работа, групповая

Теоретическое;

Практическое

Беседа

Изготовление наглядных изделий (орнаменты, берестяная посуда, игольницы) Выставка работ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Внеурочная деятельность по математике 8-9 класс

Программа  разработана для организации  внеурочной деятельности  с учащимися 8-9 классов.Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворен...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Юный художник"

Данная программа содержит пояснительную записку, содержание программы, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1, 2, 3 классов "Подвижные игры"

Данная программа включает пояснительную записку, развёрнутый календарно - тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» 5-6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»5-6 кл разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования,она напр...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия 5-6 класс"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного стандарта основного общего образования, на основе Основной...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса

Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» 5 класс

5 классРабочая программа внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, н...