СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурс стихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова». Ход мероприятия.
план-конспект

СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурс

стихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова».

Ход мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ общешкольного мероприятия : «Конкурс

 стихотворений ,посвящённый 205- летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова».

Ход мероприятия.

I.Вступительное слово.(Ответственный :Солуня А.В.)

15 октября 2019 года исполнилось 205 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова (1814 – 1841) – гениального поэта и писателя, рано погибшего, бессмертного и навсегда молодого! Его жизнь стала ярко вспыхнувшей на небосклоне звездой. Его творчество - одна из самых великих вершин русской и мировой литературы. Он, по словам Л.Н. Толстого, успел подхватить знамя русской поэзии,  выпавшее из рук Пушкина, и стал его достойным преемником.

Творческий путь Лермонтова – короткий, но очень яркий, чрезвычайно продуктивный. Вся его литературная деятельность от юношеских проб пера до романа «Герой нашего времени» продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа.

Его творчество, основные мотивы которого связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, о поиске гармонии в отношениях с миром, безусловно, интересно и молодым людям 21 века.

II.Презентация «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова». (Ответственный: Солуня А.В).

III.Конкурс стихотворений М.Ю.Лермонтова.(Ответственный :Солуня А.В.)

(На фоне стихотворений звучит мелодия М.Лермонтова «Грустная песня»( №1)

1.Слово учителя (Кобаидзе Г.В.-учитель литературы)

2.Слово учителя о теме стихотворения «Родина».

Чувство родины, горячая любовь к ней пронизывает всю лермонтовскую лирику. И свойственные поэту мысли о величии России нашли своеобразное лирическое выражение в стихотворении «Родина». Данное стихотворение было написано в 1841 году, незадолго до смерти М.Ю. Лермонтова. «Родина» - одно из значительнейших произведений русской лирики 19 века. 

3.Чтение стихотворения «Родина» наизусть –Егоров Д.-ученик 10 кл.

4.Слово учителя о теме стихотворения «Осень».

Стихотворение написано М.Ю.Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. В то время юный поэт периодически обращался к теме родной природы. Вдохновение к нему приходило, когда он бывал в родовом имении под Москвой, в перерывах между учебой в пансионе. Поэт в ту пору испытывал глубокие переживания из-за невозможности общаться с отцом, и его душевное состояние влияло на восприятие мира: его часто посещало чувство раздражения, разочарования в людях, бессмысленности жизни. И все это отражалось в его творчестве.

Стихотворение «Осень» отражает душевный настрой Лермонтова.

5.Чтение стихотворения «Осень» наизусть-Рыжков И.-ученик 7 кл.

6.Прослушивания романса в исполнении А.Герман «Выхожу один я на дорогу»(№2)

7.Слово учителя о стихотворении «Смерть поэта».

Михаил Лермонтов очень рано осознал, что его жизнь будет связана с литературой, хотя никогда не считал себя выдающимся поэтом. Тем не менее, в 1832 году, незадолго до своего 18-летия, он написал стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой…», в котором предопределил свой жизненный и творческий путь.

Творчеством английского поэта Джорджа Гордона Байрона Михаил Лермонтов увлекался с раннего детства. Ему была прекрасно известна судьба этого угрюмого и очень обидчивого человека, который так и не был понят своими современниками. 

Проводя аналогию с жизнью своего английского  кумира Джорджа Гордона Байрона , Лермонтов понимает, что он также будет обречен на одиночество.

(На фоне стихотворений звучит мелодия Вольфганга Амадея Моцарта(№3)

8.Чтение стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…»- Артюхов М.-уч-ся к/к.

9.Слово учителя о стихотворении «Крест на скале».

10.Чтение стихотворения наизусть «Крест на скале»-Каменомостский   И-уч-ся 8 кл.

11.Прослушивание романса: музыка  М.Таривердиева ,слова М.Лермонтова.(№3)

12.Слово учителя о теме одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова

 Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Утес». «Тучи», «На севере диком» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:

На фоне стихотворений звучит мелодия Александра Шевцова «Вариации» (№4)

13.Чтение наизусть стихотворения «Тучи»-Холодов А.-уч-ся 8 кл.

14.Слово учителя о стихотворении «Парус».

 М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. 
     Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями. 

15.Чтение наизусть стихотворения «Парус»-Запорожцев А.-уч-ся 7 кл.

16.Слово учителя о стихотворении «Утёс».

Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Библиографы поэта убеждены, что он предчувствовал свою смерть и, более того, искал ее, умышленно затевая ссоры с сослуживцами и провоцируя дуэли. Тем не менее, в стихотворении «Утес» нет ни одного намека на то, что Лермонтов знает о том, что его земной путь подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и одухотворенностью, которыми автор нередко наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно уже разучились испытывать высокие и благородные чувства.

17.Чтение наизусть стихотворения «Утёс»-Холодов уч-ся

18.Прослушивание романса «И скучно и грустно…» в исполнении Ефрема Флакса.(№5)

19.Прослушивание романса в  современной аранжировке в исполнении Хмелевской(№6)

20.Слово учителя о стихотворении «Нищий»

Стихотворение «Нищий» было написано в 1830 году. Здесь поднимается тема одиночества, неверия в возможность взаимопонимания между людьми и тема любви.

Стихотворение было написано М.Ю. Лермонтовым в 1830 году. В основе этого стихотворения лежит реальное событие, замеченное поэтом: он увидел, как молодежь бросала слепому нищему камушки вместо подаяния. Бессердечие этого поступка глубоко поразило Лермонтова. Барышня, в которую он был влюблен (Е. Сушкова), не отвечала ему взаимностью, была холодна, в определенном смысле жестока, и в душе его рождались горькие чувства. Так родилось стихотворение «Нищий».

На фоне стихотворений звучит мелодия Людвига ван Бетховена «Тишина» (№6)

21.Чтение наизусть стихотворения «Нищий»-Кобаидзе Г.В.-учитель  литературы.

22.Слово учителя о стихотворении «Ангел».


Лермонтову шел всего лишь семнадцатый год, когда из- под его пера вышло это удивительное произведение, в котором нет юношеского бунтарства, так свойственного лирике поэта, но в каждом слове — путь к смирению, покою и согласию.

Считается, что стихотворение было навеяно воспоминаниями о рано ушедшей из жизни матери. Будучи совсем маленьким, Лермонтов слышал от Марии Михайловны колыбельную. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал»,- писал он. Смутные, далекие воспоминания о материнской нежности вызвали у мальчика ассоциации с ангелом.

23.Чтение наизусть стихотворения «Ангел».

24.Слово учителя о стихотворении «И скучно ,и грустно…».

Осенью 1840 года Лермонтов написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

25.Чтение наизусть стихотворения «И скучно,и грустно…»-Каменомостский И.-уч-ся 8 кл.

26.Слово учителя о теме стихотворения «Бородино».

А закончить наш конкурс хотелось бы одним из самых ярких патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага-стихотворением «Бородино».

1837 год – юбилей, 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года. Событие это отмечалось в России на государственном уровне. В церквях прошли молебны в память о погибших, а в августе состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя в Москве в честь победы над французами.

Михаил Юрьевич Лермонтов откликнулся на знаменательную дату стихотворением «Бородино».

27.Чтение уч-ся стихотворения «Бородино»-Запорожцев А.-уч-ся 7 кл.

                                                                           -Погожев М.-учся 7 кл.

                                                                             Бабанко Л.-уч-ся 9 кл.

                                                                             Руденко Р.-уч-ся 8 кл.

IV.Викторина по произведениям М.Ю.Лермонтова.(Ответственный:Кобаидзе Г.В.)

V.Просмотр кинофильма «Лермонтов» (1986 год).(№8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова "Страницы мятежной жизни"

Литературно-музыкальная композиция посвящена 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова...

сценарий проведения конкурса чтецов для 5-11 классов, посвящённый 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова

Конкурс чтецов для 5-11 классов, посвящённый поэтическому творчеству М.Ю.Лермонтова и приуроченный 200-летию со дня его рождения....

"Поэт трагической судьбы". Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова.

Поэт трагической судьбыЛитературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова....

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвящённой 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Данный сценарий можно использовать как на уроках, так и для проведения  внеклассных мероприятий в форме литературного вечера, музыкальной гостиной....

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова "Поэт трагической судьбы"

Литературно – музыкальная композиция, посвящённая 200-летию со дня рождения М. Ю.Лермонтова. Цель: раскрыть перед слушателями многогранный и неоднозначный образ великого поэта  человека гру...

Презентация к проведению музыкально-литературной композиции , посвящённой 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

Этой презентацией сорповождался вечер " Вечно молод и живой", посвящённый 205-летию со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, который состоялся в литературной гостиной школы № 3 г .Красно...

Сценарий музыкально-литературной композиции, посвящённой 205-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

О семейных преданиях и детстве в родных Тарханах, о студенческих годах и военной службе на Кавказе, о многогранном творчестве поэта и трагической гибели проникновенно и образно рассказывают ведущие ве...