Разработки уроков черчения
план-конспект урока (9 класс)
Вместе с уроками технологии преподаю черчение. В данном разделе представлены уроки черчения для 8-9 класса вместе с презентациями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123.5 КБ |
![]() | 36 КБ |
![]() | 2.03 МБ |
![]() | 844.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок :Черчение
Тема: «Нанесение размеров на чертежах предмета»
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ), продолжительность 40 мин.
Основные цели:
- Сформировать знания о видах размеров, о правилах , приёмах и методах нанесения размеров;
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления познавательных затруднений на основе рефлексивного метода;
- Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать, умения оценивать свою деятельность, коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её, работать в паре, группе.
Материал к занятию:
- Мультимедийная презентация
Раздаточный материал: карточки на повторение, карточки - задания на первичное закрепление.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)
- Ребята, добрый день, начинаем урок черчения. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с правилами оформления конструкторских документов-чертежей Я надеюсь, что наш урок пройдёт с пользой и интересно. Как вы думаете, зачем нам знания по оформлению чертежа? (…)
- А как вы будете учиться? Что каждому из вас предстоит сделать на уроке, чтобы узнать что-то новое? Правильно, мы сначала повторим то, что нам нужно для урока, потом получим задание, в котором будет что-то новое и неизвестное. Нам необходимо понять, что мы не знаем, и самим получить эти знания.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии(7 мин)
- Перед тем, как получить новое задание, напомните, какие темы мы изучали ранее (…).(К этому уроку восьмиклассники уже знакомы с понятием стандартов ЕСКД, назначении и использовании линий чертежа, понятием масштаба, чертёжным шрифтом).
Ученики выполняют задание, затем проверяют его по образцу, меняясь вариантами , и оценивают, используя критерии оценки .
Предмет: «Черчение» Линии чертежа, шрифт, масштаб Вариант1
Ф.И.О ( ) класс( )
Оценка: (один вопрос -1 балл) 10 бал.-«5», 8 бал.-«4», 5 бал.-«3», 4 бал.-«2».
Указание: 1) определите правильный ответ; 2)нужный вариант (цифру) впишите в графу «отв.»
№ | вопросы | 1 вариант ответа | 2 вариант ответа | 3 вариант ответа | 4 вариант ответа | Отв. |
1 | Какая линия применяется для нанесения выносных и размерных линий | Штриховая | Штрихпунктирная | Сплошная тонкая | Волнистая | |
2 | На пересечении каких линий должен находиться центр окружности | Штриховой | Штрих- пунктирной | Сплошной тонкой | Волнистой | |
3 | Какую толщину имеет линия «2» | От 0,5 до 1,4 мм. | От s\3 до s\2мм. | S мм. | От S до 1,5 s мм. | |
4 | Определите неверный размер шрифта | 2,5 | 3, 5 | 5,5 | 14 | |
5 | Стандарт предусматривает начертание букв | С наклоном | вертикально | оба варианта | Как хочет чертёжник | |
6 | Если размер шрифта №10, то чему равна высота строчных букв | 5 | 7 | 10 | 14 | |
7 | Какую длину имеют штрихи штриховой линии | 5…30 мм. | 2…8 мм. | 4…6 мм. | 3..5 мм. | |
8 | Какую длину имеют штрихи штрих-пунктирной тонкой линии | 3..5 мм | 4..6 мм | 5..30мм | 2..8 мм | |
9 | Для изображения оси симметрии детали применяют линию | волнистую | штрихпунктирную | тонкую | Сплошную толстую | |
10 | Какой из масштабов не предусмотрен ГОСТом | 1:3 | 5:1 | 1:2,5 | 2:1 |
Предмет: «Черчение» Линии чертежа, шрифт, масштаб Вариант2
Ф.И.О ( ) класс( )
Оценка: (один вопрос -1 балл) 10 бал.-«5», 8 бал.-«4», 5 бал.-«3», 4 бал.-«2».
Указание: 1) определите правильный ответ; 2)нужный вариант (цифру) впишите в графу «отв.»
№ | вопросы | 1 вариант ответа | 2 вариант ответа | 3 вариант ответа | 4 вариант ответа | Отв. |
1 | Какую длину имеют штрихи штрих-пунктирной тонкой линии | 3..5 мм | 4..6 мм | 5..30мм | 2..8 мм | |
2 | Для изображения оси симметрии детали применяют линию | волнистую | штрихпунктирную | тонкую | Сплошную толстую | |
3 | Какую толщину имеет линия «2» | От 0,5 до 1,4 мм. | От s\3 до s\2мм. | S мм. | От S до 1,5 s мм. | |
4 | На пересечении каких линий должен находиться центр окружности | Штриховой | Штрих- пунктирной | Сплошной тонкой | Волнистой | |
5 | Какая линия применяется для нанесения выносных и размерных линий | Штриховая | Штрихпунктирная | Сплошная тонкая | Волнистая | |
6 | Какую длину имеют штрихи штриховой линии | 5…30 мм. | 2…8 мм. | 4…6 мм. | 3..5 мм. | |
7 | Какой из масштабов не предусмотрен ГОСТом | 1:3 | 5:1 | 1:2,5 | 2:1 | |
8 | Если размер шрифта №10, то чему равна высота строчных букв | 5 | 7 | 10 | 14 | |
9 | Определите неверный размер шрифта | 2,5 | 3, 5 | 5,5 | 14 | |
10 | Стандарт предусматривает начертание букв | С наклоном | вертикально | оба варианта | Как хочет чертёжник |
Вариант 1 Вариант 2
Образец проверки | Образец проверки | |||
1 | 3 | 1 | 3 | |
2 | 2 | 2 | 2 | |
3 | 2 | 3 | 2 | |
4 | 3 | 4 | 2 | |
5 | 3 | 5 | 3 | |
6 | 2 | 6 | 2 | |
7 | 2 | 7 | 1 | |
8 | 3 | 8 | 2 | |
9 | 2 | 9 | 3 | |
10 | 1 | 10 | 3 |
Фиксируются результаты по повторению.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с таким понятием как размер предмета. Для чего чертежи должны содержать размеры? Слушаются варианты ответов.
- Правильно, по размерам можно судить о величине изображённого предмета и его частей. До тех пор пока размеры не определены, чертеж мало понятен и не может быть документом, по которому изготавливается деталь. Процесс нанесения размеров является одним из самых трудоемких при подготовке проектно-конструкторской документации.
Теперь я предложу вам пробное задание. (Слайд №1)
-Сможете ли вы, глядя на чертёж, определить размеры детали?
-Сможете ли самостоятельно проставить размеры? Затрудняетесь?
3. Выявление причин затруднения.
-Значит, что вы не знаете, чтобы выполнить это задание? (Правила нанесения размеров на чертеже)
4. Построение проекта выхода из затруднения (10 мин)
-Значит, какая ваша цель? (Узнать, как правильно нужно наносить размеры детали на чертеже)
-Сформулируйте тему урока.
На доске и в тетради фиксируется уточнённая тема урока.
-Давайте попробуем составить план наших дальнейших действий. С чего начнём?
В процессе обсуждения выявляются основные пункты плана, которые корректируются учителем и фиксируются на доске:
- Виды размеров
- Размерные линии, размерные числа
- Условные обозначения
- Последовательность нанесения размеров
Класс делится на четыре группы. Каждой группе предлагается самостоятельно, работая с учебником подобрать материал по своему пункту плана.
Далее следует выступление групп. У учителя подготовлена презентация по пунктам плана, по которой учащиеся могут комментировать своё выступление.
1группа –комментирует 2-4 слайды
2гуппа- комментирует 5 слайд
3группа- комментирует 6 слайд
4группа- комментирует 7-10 слайды
5.Физкультминутка (2 мин)
6..Первичное закрепление (8 мин)
Фронтальная работа. (Слайд №11-14). Каждой группе предлагается найти ошибки на чертежах.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону(7 мин)
Слайд №15. Учащимися раздаются карточки по вариантам. Нанесите размеры.
Вариант 1 Ф.И. ___________ класс_____ Вариант 2 Ф.И.__________ класс______
-Время вышло, проверьте качество выполнения самостоятельной работы. На экране- эталон для самопроверки. После выполнения работы, учащиеся проверяют работу по эталону для самопроверки, определяют причину ошибки, исправляют их.
6.Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
Подводя итоги урока, учитель обсуждает и анализирует с учащимися содержание осуществлённой учебной деятельности. Далее предлагаются возможные вопросы и темы для обсуждения:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какое затруднение вы испытали на уроке? Что вы сделали, чтоб его преодолеть?
- Какую цель вы перед собой поставили? Удалось ли вам её достичь?
- Оцените свою деятельность на уроке? Как вы оцените деятельность одноклассников на уроке?
- Проанализируйте, вам было легче (удобнее, результативно) работать самостоятельно, в группе?
- Проанализируйте, что на сегодняшнем уроке было для вас самым трудным?
- В чём для вас практическая польза знаний, которые вы «добыли» сегодня на уроке?
Далее рассматривается варианты домашнего задания и способы его выполнения: учебник§ 2.5, стр.29.Графическая работа №2 «Чертёж плоской детали»
Предварительный просмотр:
Черчение. 9 класс
Раздел: Сечения и разрезы.
Тема: Разрезы в аксонометрической проекции.
Цель:
Образовательный аспект:
- научить строить разрезы в аксонометрической проекции
- способствовать получению знаний о построении разреза в аксонометрической проекции
Развивающий аспект:
- способствовать развитию пространственного представления, мышления познавательного интереса, технической грамотности;
Воспитательный аспект:
- способствовать формированию уважительного отношения к товарищам (умение слушать и слышать).
- Познакомить учащихся с понятиями разреза в аксонометрической проекции. Организовать деятельность по формированию навыков построения разреза в аксонометрической проекции. Развить стремление к самостоятельной активности и творческому отношению к решению задач.
- способствовать воспитанию положительного отношения к знаниям и доброжелательного отношения в коллективе
Список используемых источников и литературы
Ботвинников, А.Д. ЧЕРЧЕНИЕ: Учеб. для 8-9-х кл. средних общеобразоват. учреждений. – М,; АСТ: Астрель, 2006г. – 221с.
Цыганов М.В. ЧЕРЧЕНИЕ. 9 кл. ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО УЧЕБНИКУ, Ботвинников, А.Д. - Волгоград; Учитель - АСТ,2004. – 112с.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Межпредметная связь: рисование, геометрия, технология
Наглядности:
Ход урока.
- Организационная часть.
- Повторение пройденного материала:
Ответы учащихся на вопросы:
- Какой линией на чертеже разделяют часть вида и часть разреза?
- В каких случаях можно соединить половину вида и половину разреза? Какой линией их разделяют?
- Нужно ли показывать на половине вида внутреннее очертание предмета? Почему?
- В чем заключается особенность нанесения размеров на половине вида и половине разреза?
(На доске строится чертеж – соединение половина вида и половина разреза)
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
Целеполагание.
Учитель: Применяя разрезы на чертеже, во всех случаях, можно ли представить внутреннее строение детали?
Учащиеся делают вывод: Не всегда применяя разрезы на чертеже, можно представить внутреннее строение детали. Поэтому мы должны научиться выполнять не только разрезы на чертеже, но применять разрезы в аксонометрической проекции, для того чтобы более четко представлять внутреннее строение детали.
Тема урока: «Разрезы в аксонометрической проекции».
Задача. Усвоение новых знаний. Формирование представления о разрезах в аксонометрической проекции и обозначение разрезов в аксонометрической проекции.
Учитель демонстрирует наглядное изображение детали, с помощью которого поясняет принцип построения наглядного изображения детали с вырезом по осям изометрической проекции. Учащееся узнают, что такой вырез необходим для выяснения внутренней формы детали.
ΙΙΙ. Графическая работа
Задача на этап урока. На основе знаний выработать умения построения чертежа.
Учитель на этом этапе урока предлагает провести конкурс на лучшего чертежника класса.
Требование: соблюдение всех правил выполнения чертежа.
Учитель на доске, учащиеся в тетради последовательно строят изометрическую проекцию детали с вырезом, проанализировав внутреннюю и внешнюю форму детали.
IV Закрепление новой темы по вопросам
1. С какой целью мы изучаем построение изометрической проекции детали с вырезом?
2. Назовите правила штриховки фигуры сечения в аксонометрической проекции?
5. Подведение итогов урока.
Подведение конкурса «Лучший чертежник»
Что нового узнали на уроке?
Где пригодятся полученные знания и умения?
Задание на дом: приготовить формат А-4, повторить этапы построения разрезов в аксонометрической проекции.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обозначения и размеры сторон основных форматов
Размеры основных форматов
Основная надпись чертежа
Типы линий Любая линия чертежа выполняется строго по ГОСТ 2.303-68. Стандарт устанавливает девять типов линий различной толщины и начертания. Толщина основной линии обозначается S. Толщина других линий выбирается в зависимости от S. Каждая линия имеет свое назначение и начертание.
Сплошная толстая основная Применяют для изображения видимых контуров предметов, рамки и граф основной надписи. Толщина обводки S - 0,5 до1,5мм
Штриховая линия Применяется для изображения невидимых контуров предмета. Толщина обводки от S /3 до S /2
Штрихпунктирная тонкая осевая Осевая: линия делит изображение на 2 одинаковые части. Центровая: для указания центра дуг окружностей. Толщина обводки от S /3 до S /2
Сплошная тонкая Используется для проведения выносных и размерных линий. Толщина обводки от S /3 до S /2
Штрихпунктирная с двумя точками Нужна для построения развёрток(указывает линии сгиба). Толщина обводки от S /3 до S /2
Сплошная волнистая Используется как линия обрыва в тех случаях, когда изображение дано не полностью. Толщина обводки от S /3 до S /2
Разомкнутая Линия сечения Толщина обводки от S до 1 ½ S А А
Домашнее задание Учебник стр.15-20. Подготовиться к графической работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Изучить понятия о сечениях как изображениях, а также их назначение и применение; Изучить алгоритм построения сечений; Развивать пространственные представления, пространственное мышление
Сечение - это изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета секущей плоскостью.
Назначение сечения Помогает получать более четкое представление о форме предмета; Дает возможность выполнять меньшее количество изображений на чертеже.
Образование сечения 1. Мысленно провести секущую плоскость в том месте детали, где необходимо определить форму внутреннего контура
Образование сечения 2.Мысленно удаляем одну из частей детали
Образование сечения 3.Мысленно представляем фигуру сечения
Образование сечения 4.Представленную фигуру изображаем на чертеже
Запомни! На сечениях показывают только то, что находится непосредственно в секущей плоскости. Сечение – это не действие, а изображение.
Сечения Вынесенные Наложенные
Обозначение сечения
Упражнение 1
Упражнение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/27/picture-270764-1372344693.jpg)
Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их пространственных представлений на уроках черчения».
Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности учащихся и развитие их пространственных представлений на уроках черчения» содержит методические рекомендации по теме "...
Собственная методическая разработка урока по черчению "Сопряжения"
Собственная методическая разработка урока по черчению "Сопряжения". В этом кончпекте вы можете найти поэтапное построение сопряжения....
Собственная методическая разработка урока по черчению «Аксонометрические проекции окружностей"
Собственная методическая разработка урока по черчению «Аксонометрические проекции окружностей". В этой презентации вы можете найти поэтапное построение окружности в аксонометрии.....
Методическая разработка урока "Прямые линии, отрезки, геометрические фигуры" 5 класс черчение
Повторительно-обобщающий урок...
Методическая разработка урока "Чтение архитектурно-строительных чертежей" 11 класс черчение
Повторительно-обощительный урок...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/08/picture-175425-1654675023.jpg)
Методическая разработка урока "Черчение" на тему "Простые разрезы"
Презентация "Простые разрезы" предназначена для уроков "Черчения" в 9 классе. Ее можно показывать как на первоначальном этапе изучения данной темы, так и при закреплении данного ма...