КТП
рабочая программа

Шайхуллина Эльмира Фаузатовна

Внеурочка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_bash.vneur_1-4_kl.docx32.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа деревни Кшлау-Елга

муниципального района Аскинский район Республики Башкортостан

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

                            ________/-------------------./                     

Протокол  № 1  от  « 28 »   августа 2019г.

         

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ Кшлау-Елга

  _______/Глимшина Н. Х./

                           

«28» августа2019г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ СОШ Кшлау-Елга

   _______ /Файзуллин А. Г./

                         

       Приказ  от  «28»августа 2019г.

        № ________

                                   Рабочая программа  

по внеурочной деятельности «Башкирский фольклор»

                  в 1-9  классах  на 2019-2020 учебный год 

 

Учитель : Шайхуллина Э.Ф.

Пояснительная записка

Программа «Башкирский детский фольклор» разработана с целью реализации ФГОС нового поколения. Ее актуальность и значимость подтверждают следующие документы:

1. Концепция духовно-нравственного воспитания;

2. ФГОС нового поколения;

Изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народных традиций, народной педагогики и детского фольклора способствует формированию активной и полноценной личности, воспитанию у обучающихся любви к родному краю, народной культуре. «Не зная прошлого, нет будущего», так говорим сейчас мы. Башкирское устное творчество- богатый материал для воспитания подрастающего поколения. Это богатство нам передавалось от наших предков. Наши предки изначала знали название звезд, свое родословное, значение имен, своим детям рассказывали сказки, легенды, пели колыбельные песни, загадывали загадки, использовали пословицы. 

Занятия по программе способствуют приобщению обучающихся к народной традиции, фольклора, формированию их эстетических и творческих представлений, помогают выявить и развить художественные способности детей в процессе учебно-практической деятельности. Знание устного творчества башкирского народа помогает быть эрудированным, воспитанным, культурным 

Детский фольклор-это самостоятельная область многогранного народного творчества, объединяющая мир детей и мир взрослых, сплав поэтических и музыкально-поэтических жанров народного творчества, созданный детьми или же взрослыми. Он влияет на эстетический вкус детей, умножает их познавательные возможности, имеет воспитательное значение, а также передаёт национальные особенности традиций и культуры народа.

Фольклор как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов башкирского народа активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

 Данная программа «Башкирский детский фольклор» предполагает знакомство учащихся 6-7 классов с народной культурой: фольклором, обрядами и традициями башкирского народа.

Цель программы Формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций и обычай

 Задачи  программы

- Знакомство детей с башкирским фольклором;

- Развитие интереса к башкирскому народному искусству, к народным обрядам;

- Воспитание детей в духе народной педагогики;

- Воспитание у детей любовь к народному творчеству и любовь к родному краю;

- Формирование духовно-нравственных качеств личности;

- Формирование гражданской убеждённости;

- Формирование национального самосознания, самоидентичности;

- Развитие творческих способностей;

- Формирование художественных потребностей и эстетического вкуса через собственную творческую деятельность;

- Формирование морально-нравственных норм на основе традиций своего народа;

- Сообщение и закрепление знаний по традиционной народной культуре, декоративно – прикладному искусству.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-пркладного искусства, традиционных музыкальных форм, развить полученные знания и приобретённые исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность народной культуры, оценивать её значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной деятельности.

Основными понятиями программы являются базовые национальные ценности:

патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине,

социальная солидарность – доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

семья - любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших.

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

У каждого человека с детства формируются различные качества, которые помогают работать, общаться друг с другом. Чтобы добиться успеха в воспитании и развитии школьников, необходимо своевременно начать формировать нравственность, самостоятельность, инициативность творческого отношения в деятельности.

Программа составлена из расчёта 1 часов в неделю, 34 часа в год.

Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию способствует расширению круга интересов детей, что создаёт условия для продуктивной преобразовательной творческой деятельности.

Особенности возрастной группы детей:

Программа рассчитана на учащихся  6-7 классов.

 

Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Отличительные особенности программы
1. Данная программа направлена на изучение традиционной празднично-игровой культуры башкирского народа, как материальной, так и духовной, а также на развитие творческих способностей детей. 

2. Особенностью (новизной) программы является то, что она строится на сочетании разных направлений образовательной деятельности: в процессе занятий обучающиеся знакомятся с народными традициями и праздниками.

3. Кроме того, обучающиеся привлекаются к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной празднично-игровой культуры, участвуют в проведении календарных праздников.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
   
В результате прохождения программы, обучающиеся должны знать:
1.Основные башкирские традиции, календарные праздники и уметь рассказывать о них; 

2.Особенности традиционных календарных праздников;

3.Основные жанры фольклора, в том числе детского;


Уметь:
Играть в народные игры;

Принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации.


Обучающиеся, проявившие повышенный уровень мотивации к изучению народной игровой культуры, привлекаются к исследовательской деятельности, связанной с народной культурой.

Основное содержание программы

Название темы

К-во

часов

Поэзия пестования

6

Игровой фольклор

4

Бытовой фольклор

6

Потешный фольклор

5

Башкирские народные праздники

8

Обряды и традиции башкир

6

Календарно – тематическое планирование 1-3 кл.

Наименование темы

Количество

часов

Дата

По  плану

фактически

Поэзия пестования

6

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б

1

05.09.19

2

Жанры башкирского детского фольклора.

1

12.09

3

Колыбельные песни

1

19.09

4

Пестушки

1

26.09

5

Потешки

1

03.10

6

Прибаутки

1

10.10

Игровой фольклор

4

7

Песенно-плясовые игры.

 

1

17.10

8-9

Разучивание песенно-плясовых игр.

2

24.10

07.11

10

Считалки.

1

14.11

Бытовой фольклор

8

11-12

Детские народные песни

2

21.11

28.11

13

Заклички и приговорки

1

05.12

14

Детская обрядовая поэзия

1

12.12

15

Прозвища и дразнилки

1

19.12

16-17

Детские сказки

2

26.12

16.01

18

Страшилки

1

23.01

Потешный фольклор

8

19-20

Словесные игры

2

30.01

06.02

21

Молчанки и голосянки

1

13.02

22

Скороговорки

1

20.02

23-24

Небылицы-перевертыши

2

27.02

05.03

24-25

Загадки

2

12.03

19.03

Башкирские народные праздники

8

26-27

Ҡарға бутҡаһы

2

02.04

09.04

28-29

Кәкәү сәйе

2

16.04

23.04

30

Сөмбөлә байрамы

1

30.04

31

Нардуған

1

07.05

32

Һабантуй

1

14.05

Обряды и традиции башкир

2

33

Свадебные традиции

1

21.05

34

Родильный обряд .Заключительное занятие

1

28.05

Календарно – тематическое планирование 2-4 кл.

Наименование темы

Количество

часов

Дата

По  плану

фактически

Поэзия пестования

6

1

Вводное занятие. Инструктаж по Т.Б

1

06.09.19

2

Жанры башкирского детского фольклора.

1

13.09

3

Колыбельные песни

1

20.09

4

Пестушки

1

27.09

5

Потешки

1

04.10

6

Прибаутки

1

18.10

Игровой фольклор

4

7

Песенно-плясовые игры.

 

1

25.10

8-9

Разучивание песенно-плясовых игр.

2

08.11

15.11

10

Считалки.

1

22.11

Бытовой фольклор

8

11-12

Детские народные песни

2

29.11

06.12

13

Заклички и приговорки

1

13.12

14

Детская обрядовая поэзия

1

20.12

15

Прозвища и дразнилки

1

27.12

16-17

Детские сказки

2

17.01

24.01

18

Страшилки

1

31.01

Потешный фольклор

8

19-20

Словесные игры

2

07.02

14.02

21

Молчанки и голосянки

1

21.02

22

Скороговорки

1

28.02

23-24

Небылицы-перевертыши

2

06.03

13.03

24-25

Загадки

2

20.03

03.04

Башкирские народные праздники

8

26-27

Ҡарға бутҡаһы

2

10.04

17.04

28-29

Кәкәү сәйе

2

24.04

08.05

30

Сөмбөлә байрамы

1

15.05

31

Нардуған

1

22.05

32

Родильный обряд .Заключительное занятие

1

29.05