Культура правильного питания
классный час (5 класс)

Доценко Екатерина Евгеньена

Я часто задумываюсь о будущем: как же следует правильно вести здоровый образ жизни и ввести в свой повседневный рацион здоровое питание, сохранить здоровье. Особенно это волнует жителей промышленных городов, а это почти все современные крупные и средние города. Неблагоприятная экология, огромное количество промышленных предприятий, автотранспорта с их выхлопами, высокая плотность населения и отсюда снижение качества воздуха и количества кислорода, вредные привычки, фаст-фуды из-за нехватки времени на приготовление здорового питания - все это никак не способствует развитию здорового образа жизни. В своей работе я хочу рассказать как же выжить в нашем мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_pravilnogo_pitaniya.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Культура правильного питания»

Цель: Научить детей правильно питаться, выбирать продукты, полезные для здоровья.

Задачи:

- содействовать  расширению знаний детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу овощей, фруктов и других полезных продуктов;

- познакомить учащихся с основными группами витаминов, их ролью в питании человека,  с продуктами питания, содержащими различные витамины;

- формировать представление младших школьников о рациональном питании как составной части здорового образа жизни;

- развивать креативное мышление и творческий потенциал учащихся;

- воспитывать культуру взаимодействия учащихся в парной и групповой работе.

-расширять кругозор учащихся.

Оборудование:   мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран) , плакат “Здоровое питание”, рисунки фруктов, продукты питания, аудиозапись, таблички с витаминами, костюмы (шапочки) для героев.

                                           Ход мероприятия:

Учитель:  Ребята, а что такое здоровье?(ответы детей)

         Здоровье человека – это главная ценность жизни каждого из нас. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. И что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растете и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, для того чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать. Что значит разнообразие? (ответы детей) Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, яйца, мясо, орехи). А третьи – фрукты и овощи (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы), содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться.  Объясните, как вы понимаете пословицу: «Овощи – кладовая здоровья» (ответы детей). Подумайте, можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас есть только свекла, картофель, фасоль, лук и плоды шиповника. Какие из продуктов вы больше всего любите? (ответы детей)

 Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала»  

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

- Съешь яичко, Юлечка!

- Не хочу, мамулечка!

- Съешь с колбаской бутерброд! -

Прикрывает Юля рот.

- Супик?

- Нет...

- Котлетку?

- Нет... -

Стынет Юлечкин обед.

- Что с тобою, Юлечка?

- Ничего, мамулечка!

- Сделай, девочка, глоточек,

Проглоти еще кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

- Не могу, мамулечка! -

Мама с бабушкой в слезах -

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач -

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

- Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна!

А тебе скажу, девица:

Все едят -

И зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жует овес.

Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают,

Утром завтракает Слон -

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мед.

В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет желуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр швейцарский

Любит Мышь... -

Попрощался с Юлей врач -

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля

- Накорми меня, мамуля!

Беседа по содержанию стихотворения С. Михалкова.

- Что же стало с Юлей, если бы она не послушала доктора и продолжала плохо есть? (ответы детей)

Я часто задумываюсь о будущем: как же следует правильно вести здоровый образ жизни и ввести в свой повседневный рацион здоровое питание, сохранить здоровье. Особенно это волнует жителей промышленных городов, а это почти все современные крупные и средние города. Неблагоприятная экология, огромное количество промышленных предприятий, автотранспорта с их выхлопами, высокая плотность населения и отсюда снижение качества воздуха и количества кислорода, вредные привычки, фаст-фуды из-за нехватки времени на приготовление здорового питания - все это никак не способствует развитию здорового образа жизни. В своей работе я хочу рассказать как же выжить в нашем мире.

Здоровье – неотъемлемая часть культуры человека. Великий Гиппократ считал состояние здоровья человека показателем его гармоничного развития. Еще создатель Афинской демократии знаменитый оратор и полководец Перикл определял здоровье как состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды. Здоровье человека определяется совокупностью причин, куда входят:

- качество условий жизни;

- качество образа жизни;

- качество наследственности человека;

- качество внешней (окружающей) среды;

- качество медицины.

Согласно данным ВОЗ вклад первых двух факторов (условие, образ жизни, включая питание) составляет более 50%. По 20% отводится на генетику и природные условия, в которых существует человек. Вклад непосредственно здравоохранения оценивается в 10 %. Впрочем, как и любое процентное распределение, это также не является постоянным и зависит от множества факторов.Важно рассматривать здоровье не как застывшее состояние, а как непрерывный процесс, процесс сохранения и развития физиологических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной продолжительности активной творческой жизни.  При этом переход от здоровья к болезни характеризуется  постепенным снижением способности организма приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, окружающих условий, что в итоге ведет к снижению общественных, социальных и трудовых функций.  Для сохранения здоровья мы должны вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Придерживаясь здорового образа жизни Вы сможете предотвратить возникновение многих заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых и онкологических.

Здоровый образ жизни - это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно – бытовой, досуговой.

Базовыми элементами ЗОЖ считают:

- окружающую среду (безопасная и благоприятная для обитания);

- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, а также информированность о качестве употребляемых продуктов;

- физически активную жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей;

- гигиену организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

- закаливание;

- отказ от вредных привычек: курения, употребления психоактивных веществ, употребления алкоголя.

Все базовые элементы первостепенны и, что называется, обязательны к исполнению. Например, если человек недостаточно физически активен, то нельзя говорить, что он ведет здоровый образ жизни. Недостаток движения очень плохо сказывается на здоровье: затормаживается обмен веществ, накапливаются лишние килограммы, развиваются болезни сердечно-сосудистой системы, диабет и другие заболевания.  Одним из важных условий, создающих здоровый образ жизни, является гигиена. Гигиена включает в себя регулярные водные процедуры, а также соблюдение правил сна и труда. Еще одно слагаемое, которое поставит вас в один ряд с теми, кто «за» здоровый образ жизни, - это правильное питание. Еда должна отвечать нескольким требованиям: обеспечивать организм достаточным количеством энергии, питательных веществ, витаминов и микроэлементов. Питание не должно быть избыточным, тогда избыток будет откладываться «про запас». Также не должно быть недостатка в еде, иначе ухудшится самочувствие человека, падает скорость мышления, работоспособность, снижается иммунитет. Поэтому важно, соблюдая здоровый образ жизни, соблюдать и правила питания. Что бы полностью понять значения критерий здорового образа жизни, нужно их подробно разобрать.

Общие основы правильного питания
       1. Пища должна быть свежей. При хранении неизбежно ухудшаются диетические качества. Приготовленную еду нельзя оставлять надолго. В ней начинают идти процессы брожения и гниения. Лучше кушать еду сразу после приготовления.
       2. Правильное питание должно быть разнообразным и сбалансированным. Если вы питаетесь на рабочем месте, лучше заказывать доставку готовых обедов в офис. Это позволит вам поддерживать разнообразный и сбалансированный рацион. Чем больше разных продуктов включено в рацион, тем больше биологически активных веществ поступает в организм.
       3. В рационе должны присутствовать сырые овощи и фрукты. В сырых плодах сконцентрирована живительная сила, в них сохраняется значительно больше витаминов и микроэлементов, чем в вареных. Сырые овощи и фрукты повышают скорость обменных процессов. Для людей с избыточным весом, флегматичным, склонным к депрессивным состояниям очень хорошо включать в рацион сырые овощи и фрукты, для повышения скорости обменных процессов. Людям же с повышенной возбудимостью лучше есть овощи и фрукты, приготовленные на пару или в духовке.

       4. Сезонность питания. Весной и летом необходимо увеличивать количество растительной пищи. Зимой, напротив целесообразно добавлять в рацион питания продукты, богатые белками и жирами.
       5. Ограничение в питании. Увеличение веса всегда развивается на фоне энергетического дисбаланса, поэтому для снижения массы тела необходимо ограничивать энергетическую ценность рациона питания. Кроме того, переедание снижает работоспособность, вызывает усталость.
       6. Определенное сочетание продуктов. Нельзя есть несовместимые блюда, и это обязательное правило. При неблагоприятных пищевых сочетаниях в кишечнике, активизируются процессы брожения и гниения пищи, и в организме происходит накопление шлаков и токсинов. Если принять во внимание тот факт, что около 90 процентов людей в возрасте свыше 40-ка лет страдают от вздутия живота, изжоги, горечи во рту, запоров и т.д., то всем им следует подумать об изменении характера питания.
      7. От пищи мы должны получать максимум удовольствия. Прежде всего, надо отказаться от спешки во время еды, от неприятных разговоров и от чтения.
      8. Правильный распорядок приема пищи. Определенные и постоянные часы приема.

      Правильное питание – определенные и постоянные часы приема еды. При этом пища распределяется в течение суток по количеству калорий, набору химических элементов содержащихся в еде. Кроме того, обязательно учитывается набор блюд и их количество. Зрелым и физически здоровым людям специалисты по правильному питанию рекомендуют кушать в течение суток три или четыре раза.

       При некоторых заболеваниях, связанных в основном с пищеварительной системой стоит питаться пять, шесть раз в день. Дневная норма еды распределяется таким образом: легкий завтрак, равный примерно трети всей дневной нормы; плотный обед и ужин, составляющий четверть дневной нормы. Большинство диетологов сходятся во мнении, что 4-х разовое питание – самый правильный выбор. Такая система правильного питания позволяет организму наиболее оптимально усваивать полезные вещества и витамины.

      Распределение продуктов по часам приема очень сильно зависит от состава и энергетического потенциала. Например: продукты с высоким содержанием белка – мясо, рыба, бобовые стоит употреблять на завтрак или обед. Такие продукты повышают активность центральной нервной системы. Перед сном стоит кушать кисломолочные продукты, фрукты и овощи. Они не нагружают пищеварительные органы. Не стоит употреблять на ночь чай, кофе, острые приправы. Так вы можете активизировать нервную систему и нарушить сон. Излишнее количество еды или ее недостаток тоже ухудшают сон. Прием еды лучше всего стоит начинать с салатов или овощей. Так вы активизируете деятельность желудка и увеличите выделение желудочного сока. При этом блюда стоит подавать не горячее 50-ти градусов и не холоднее 10-ти градусов. Для хорошей усвояемости пищи, ее необходимо тщательно пережевывать. Беседы, телевизор, книги сильно отвлекают от правильного приема еды. Такое питание вредно и портит пищеварительную систему.

     Принимайте еду по расписанию и не нарушайте его.

      Правильный и систематический прием пищи способствует профилактике работы желудочно-кишечного тракта. Питайтесь умеренно и пределах разумного, переедание приводит к накоплению жировой массы и вызывает множество разнообразных болезней, снижает активную работу иммунной системы.

       Чего мы достигнем, питаясь правильно?

Скорректировав свой рацион, мы сможем уменьшить проявление хронических болезней, которыми болеем долгие годы. Так, например, снизив количество перца в ваших любимых блюдах, вы с легкостью позабудете об изжоге и гастрите.

       О значении белков, жиров и углеводов

       В основе правильного питания лежит оптимальная пропорция белков, жиров и углеводов. Сколько их должно содержаться в еде для каждого человека, узнать не сложно. Все зависит от того, каким видом деятельности занимается человек. Люди умственного труда мало двигаются, но их мозг поглощает много энергии, поэтому в их рационе должно быть 100-110 грамм белка, 80-90 грамм жиров и 300-350 грамм углеводов в день. У людей, занятых физическим трудом больше энергии затрачивают мышцы, поэтому им необходимо 115-120 грамм белка, 80-90 грамм жиров и 400 грамм углеводов. Кроме этого каждый человек должен ежедневно получать витамины и клетчатку.

        Оптимальным можно назвать рацион, в котором присутствуют мясо, рыба, молочные продукты, овощи и фрукты. Богатая углеводами пища хорошо утоляет голод, но пользы от такой пищи очень мало.

Заключение.
       Таким образом, мы узнали что такое правильное питание, узнали, что продукты питания могут принести как пользу, так и вред организму. Также мы узнали, как правильно составить рацион питания, какие витамины нужны нашему организму! Здоровое питание помогает дольше прожить человеку, а также родить здоровых и сильных детей. С помощью здорового питания и здорового
 образа можно значительно улучшить собственное здоровье, приобрести крепкий иммунитет и даже избавиться от некоторых заболеваний. Осознание необходимости следить за своим питанием и в нашей стране в последние годы приобретает все большую популярность.   Мы стали чаще задумываться о том, какую пищу мы едим, и приносит ли она пользу. Поэтому мы надеемся, что наш проект поможет в вопросах питания, предостережет многих от ошибок, и сделает путь людей к здоровому и полноценному питанию хотя бы на шаг короче.


Список использованных материалов:




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности

В статье обобщен опыт педагога МБОУ СОШ №154 г.Екатеринбурга по формированию культуры правильного питания в учебной и внеучебной деятельности....

«Правильное питание при физических нагрузках у учащихся, занимающихся спортом и физической культурой».

Проект «Правильное питание при физических нагрузках у учащихся, занимающихся спортом и физической культурой»....

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Рациональное, правильное питание современных подростков и культура здоровья

питание в современном мире. Подростки, рациональное питание....

Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»

В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....

Программа кружка "Разговор о правильном питании. Формула правильного питания» (авт. М.М.Безруких и др.) в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе Программ: «Разговор о правильном питании» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А....