Должен знать каждый Всеобщей декларации прав человека
план-конспект

Лобачева Евгения Геннадьевна

Дата 10 декабря была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights) – эпохального документа, в котором были провозглашены неотъемлемые права, присущие каждому человеку вне зависимости от его расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_10_dekabrya.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

Тема :

Занятие "10 декабря - День прав человека" 

Подготовила : воспитатель Лобачева Е.Г.

Дата проведения: 10.12.2020

Цель: Формирование первоначальных правовых знаний, знакомство  с основным документом «Всеобщей Декларацией прав человека.

Задачи: 1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. 

2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека. 

3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения. 

4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности. 

5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе. 

6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор. 

Оформление:  

Оборудование: проектор, экран, наборы букв, карточки с заданиями. 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Беседа.

На доске каточки с буквами в разнобой ПРАВО

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

-Что могут делать люди и что не могут? 

-Что они обязаны делать и чего не обязаны?

-На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху!

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

Ведь и вы после каждой драки пытаетесь выяснить, кто же был прав. Не так ли?

 ( СЛАЙД 1)

В конце - концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась 10 декабря 1948 года

Всеобщая декларация прав человека.

Она закрепила гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права, Которые принадлежат каждому человеку.

10 декабря была принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. Содержит 30 статей

СЛАЙД 2

Какие основные права записаны в Декларации прав человека?

Право на жизнь;

Право на жилище;

Право на образование;

Свобода совести и вероисповедания;

Право на неприкосновенность жилища.

– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?

Знать, что хорошо, а что плохо.

Знать о том, как вести себя.

Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.

– Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер. Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?

Мы – дети своих мам и пап;

Мы – ученики;

На улице мы – пешеходы;

В театре – зрители;

А еще все мы имеем права.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека. 

(Слайд 5)

Права человека – защита справедливости и человеческого достоинства.

Права человека естественны, они неприкосновенны, принадлежат человеку от рождения только потому. Что он – человек. 

В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека — право на жизнь. Маленький человек — ребенок - тоже имеет право жить. 

Но так думали не всегда. 

Например, Древняя Спарта славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным — бросали его вниз со скалы.

Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. 

Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. 

Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком, но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

А сейчас вашему вниманию предлагаем отрывок из сказки.

У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.

Вспомнили название сказки? 

«Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях»

- Кто автор сказки? 

А.С.Пушкин

- Какое право царевны было нарушено?

(право на жизнь)

-Чем закончилась сказка? 

-Погибла царевна? 

Статья 13. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Вспомним эпизод из мультфильма " Сказка о царе Салтане".

-Каким правом воспользовался князь Гвидон, герой " Сказки о царе Салтане", превратившись в комара?

(Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину)

Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом; и не

может быть лишен своего имущества.

Вспомним эпизод из мультфильма " Возвращение блудного попугая", где попугай угнал и утопил в реке трактор Василия.

-Какое право Василия было нарушено?

(право на личное имущество)

Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Вспомним эпизод из мультфильмов " Шрэк, "Мадагаскар".

- Каким правом воспользовались герои?

(правом на отдых)

Статья 26. Каждый человек имеет право на образование.

Вспомним эпизод из мультфильма «Буратино», где Буратино идет в школу.

-Каким правом воспользовался Буратино? 

(Правом на образование)

У вас у всех есть право учиться, и с этим правом возникают обязанности хорошо учиться!

Ваши родители вправе выбрать вам лучшую школу, чтобы вы получили хорошее образование, а Вы при этом обязаны оправдать их надежды и взять все то хорошее, что вам дает школа.

«Но все права связаны с обязанностями».

Назовите, пожалуйста, обязанности, которые вы имеете.

Все мы с вами увидели, что у нас много прав, но вместе с тем немало и обязанностей. 

Все ли обязанности мы выполняем безукоризненно? 

А что мешает исполнять обязанности? Правильно, наши недостатки. 

То есть нам надо упорно работать по искоренению плохих привычек, качеств, черт личности.

Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у человека есть не только права, но и обязанности

. – Обязанности это объективно необходимое, должное поведение человека.

«Нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав». Есть обязанности и у вас, школьников. -Какие обязанности есть у каждого школьника? (ответы детей) - Дорогие ребята, учеба в школе - одна из главных обязанностей для вас сейчас. -А знаете ли вы правила поведения в школе? Давайте проверим! Поиграем в игру «Доскажи словечко»

-На уроке будь старательным, Будь спокойным и... (внимательным). 

-Все пиши, не отставая, Слушай... (не перебивая). 

-Говорите четко, внятно, Чтобы было все... (понятно). 

-Если хочешь отвечать, Надо руку... (поднимать). 

-На математике считают, На перемене... (отдыхают). 

-Будь прилежен на уроке. Не болтай: ты не... (сорока). 

-Если друг стал отвечать, Его не смей... (перебивать). 

-А помочь захочешь другу — Подними спокойно... (руку).

-Знай: закончился урок, Коль услышал ты... (звонок). 

-Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда... (готовым). 

-Чтоб не тревожились врачи. На переменах не... (кричи) 

Ролевая ИГРА «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ»
 
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы можем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы и хорошо знаете права. И к вам за советом обращаются литературные герои. Подумайте, какие права нарушены и разъясните нашим героям их права. 
М а у г л и. Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями. Не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. И вот я попал в общество людей. Люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным! Имеют ли они на это право? Имею ли я такие же права, как и все люди?
17:Конечно, вы имеете те же права, что и все люди. Вы имеете право на медицинское обслуживание, образование, развитие своих способностей. И никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство, подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблениям. 
Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?
18:Конечно, нарушает. Каждый имеет право на личную жизнь, на тайну переписки, на уважение его достоинства.
Зайчик. Жил я, заяц, рядом с лисой. У лисы была избушка ледяная, а у меня- лубяная. Пришла весна-красна! У лисы избушка растаяла, а моя осталась стоять по-старому. Вот лиса и попросилась у меня переночевать, да из избушки то и выгнала. Имела ли лиса на это право?

19:Нет, лиса не имела такого права. Ведь, каждый имеет право на неприкосновенность жилища.

Лягушка – путешественница. Жила-была я себе спокойненько. Сидела в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век прожила бы благополучно. Но решила я попутешествовать. Предложила лягушкам взять в свои клювы прутик, а я прицепилась за него посередине. Утки летели, а я ехала. Но случилась одна неприятность, и я приземлилась в чужое болото. А утки за мной не возвращаются. Имею ли я право на возвращение домой или на новое место жительства ?

20:Конечно, ведь каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину. 

Буратино. Говорящий Сверчок велел мне ходить в школу. Иначе, сказал он, меня ждут ужасные опасности и страшные приключения. Я хочу быть умненьким-благоразумненьким. Но я ведь деревянненький, - мальчишки в школе меня засмеют. Что же мне делать?

21:Конечно Вам надо идти в школу. Каждый человек имеет право на образование и право на уважение человеческого достоинства.

22: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор. Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность. А взрослые обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. 

Игра  «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна? – Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!

– Защищён ли человек законом? – Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!

– Может ли человек владеть имуществом? – Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

7. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам ...

Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам ...

Всеобщая Декларация прав человека

В презентации рассматриваются вопросы: международное гуманитарное право, ООН и защита прав человека, Европейская система защиты прав человека.Презентация содержит классификацию по группам ...

Всеобщая декларация прав человека (Презентация к уроку)

Каждый человек наделён правами. Но не все люди знают, какими правами они обладают. Большинство людей знает, что они имеют право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Но ведь кроме этих прав су...

Всеобщая декларация прав человека (конспект урока)

В настоящее время наблюдается низкий уровень правовой культуры современного российского общества. Зачастую многие не только не умеют пользоваться своими правами и отстаивать их, но и даже не зна...

Урок правовых знаний "Всеобщая декларация прав человека"

Конспект мероприятия для учащихся  специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Всеобщая декларация прав человека" разработан учителем ГБОУ СКОШИ VIII вида №7 г. Москвы Филиппов...

Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)

Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...