Народная культура и традиции-основа нравственного воспитания личности
статья

Надежда Васильевна Чуракова

Статья рассказывает о роли творческого развития ребенка,  о становлении творческого начала в душе ребёнка. Русскому человеку были присущи традиции добротворчества, гуманизма, порядочности, чести и совести. Это поистине наше национальное богатство. Формированию народной философии духовности посвящена политика правительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл churakova8_2.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

Чуракова Н.В.

педагог-организатор

МАУ ДО г. Хабаровска

ДДТ «Маленький принц»

Народная культура и традиции – основа нравственного воспитания личности

Говорят о том, что душа – это волшебная тайна Бога и, когда она зажигается Его светом, она становится удивительно прекрасной. А творчество – это великая молитва души, это когда душа отдаёт свой свет людям.

В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Создание условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в деятельности правительства и Президента Российской Федерации. Но зачем в современном обществе нужны знания культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время. Казалось, что на такие вопросы существуют естественные ответы. Культура и традиции - выражают совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, любви к миру, природе. В Советское время воспитание нравственности, патриотизма, любви к Родине воспитывалось на основе исторических примеров из нашего героического прошлого (Дм. Донского, Я. Мудрого, А. Невского). В Великую Отечественную Войну, в разгар сражения с немецко-фашисткими захватчиками в 1942г. Советское правительство учредило орден Александра Невского. Им было награждено 42017 офицеров советской армии. Воспитывалось убеждение, что русский народ никогда не нападал на другие страны. Россия всегда была мирной державой. Но в нужный момент, каждый русский человек готов встать на защиту своей Родины («Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»). Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей. Это не значит, что нужно слепо вернуться к прошлому, и следовать древним традициям и нравственным нормам. Однако для гармоничного развития современной личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа. Нравственное, духовное формирование личности ребенка происходит путем освоения им общественно-исторического опыта человечества. Этот опыт зафиксирован в народных традициях и выступают как образец, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме, обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Народные традиции, в которых аккумулируется коллективное знание этноса, являются хранилищем коллективной памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: устных и письменных произведениях народного творчества, диалектной речи, художественно-прикладном искусстве. По своей природе народные традиции гуманистичны, обращены к человеку. В них сфокусированы потребность в труде, гармония человека с природой, гуманистическое общение, проявление талантов и лучших качеств человека — достоинства, совести, милосердия, терпимости, добротворчества, заботы о сохранении окружающей среды, снисхождения к слабому, отвращения к насилию, — того, что одновременно составляет нравственный ценностный потенциал и всего человечества. Отход от соблюдения норм народных традиций, пренебрежение ценностями и идеалами своего народа всегда осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступают важнейшим средством личностного развития детей. С погружением ребенка в стихию народных традиций закладывается тот фундамент, на котором впоследствии формируются его эстетические и нравственные идеалы. Передача детям социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую сознательную деятельность и через изучение и освоение народной культуры. Народные праздники, легенды, сказки, пословицы, поговорки и другие формы народного творчества, особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной культуры. Сохранение народных традиций – одна из главных задач нравственного воспитания в объединениях системы дополнительного образования. "Программа развития воспитания в системе образования России" начинается со слов: "Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства". Отечественные традиции названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивается роль религии в истории России и признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации,  последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. Семья является основной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования. Семья, являясь частью общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. Семья вместе с Церковью создает условия правильного развития и духовного становления. По мере роста ребенка образовательные учреждения помогают семье осуществлять процесс непрерывного образования в линиях семейного образования. Одной из педагогических задач является организация эффективного взаимодействия творческого объединения «Взгляд» Дворца детского творчества   и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

 повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний .

 расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе родительских комитетов.  совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников,

акций, выставок, конкурсов, вовлечения их в жизнедеятельность детского коллектива. Проведение мастер – классов, посвященных Пасхе и Рождеству (проекты «Русь Пасхальная» и «Свет Рождества»)для детей и родителей,  стало доброй и желанной традицией в творческом объединении «Взгляд». Это позволяет разным поколениям семьи лучше узнать друг друга, научиться взаимодействовать. Кроме того, общение детей со старшими, воспитание их, прививает нормы поведения, учит терпимости и уважению. Взрослые тоже имеют возможность по – новому  взглянуть на своих детей, попробовать их понять, найти общие точки соприкосновения. Родители могут выступать в разных ролях: от активного участника до созерцателя мероприятия. Совместная деятельность способствует положительной атмосфере, как в детском коллективе, так и в семье воспитанников. Основная цель проведения совместных праздников и мастер – классов является приобщение ребёнка к миру народной культуры. Предлагаемая форма работы сочетает не только различные виды практики, но и открывает перед детьми чудесный мир сценической речи, знакомит с историей театрального искусства в целом, переплетая его с русскими  традициями, верованиями, обрядами. Мы живем в стране с великими народными традициями, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. В эпоху глобализации культуры развитие народного искусства особенно актуально, так как это один из способов сохранения национальных традиций. Создателем пословиц, скороговорок, частушек, прибауток, плясок скоморохов в России был народ. Передавая из поколения в поколение свое мастерство, из уст в уста перлы народных устных былин и сказаний он смог донести до наших детей драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народная жизнь не знала деления на материальное и духовное производство и, соответственно, ее духовная культура была неразрывно связана с культурой материальной.

. В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Духовно-нравственное воспитание личности"

Презентация составлена по материалам новых образовательных ствандартов...

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Доклад на тему "Семейные традиции - основа духовно-нравственного воспитания"

Доклад на тему "Воспитание семейных традиций - основа духовно-нравственного воспитания"...