Конспект классного часа «Становление пожарного дела»
классный час (8 класс)

Материалы по пожарной безопасности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozharnoe_delo.docx283.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа «Становление пожарного дела»

Цель:

Организация образовательного пространства, направленного на формирование знаний истории и развития пожарного дела в России.

Задачи:

- развивать умение правильно оценивать различные ситуации;

- совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

- познакомить учащихся с историей и развитием пожарного дела в России;

-совершенствовать умение предвидеть возможные экстремальные ситуации,

- осуществлять безопасное поведение в природе, дома; действовать в случае возникновения угрозы здоровью и жизни;

- воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: своё и окружающих, воспитывать культуру поведения. 

Оформление:

 

Плакаты:

От искры пожар рождается.

Пожар легче предупредить, чем затушить.

 Рисунки детей

Памятка по пожарной безопасности

Ход мероприятия.

1. Сообщение темы.

- Ребята, чтобы узнать тему нашего мероприятия, внимательно посмотрите на рисунок. Как вы думаете, к какой службе или профессии относится эта эмблема?

(Противопожарная служба России, профессия – пожарный.)

Ученик

Мы расскажем Вам о тех,
Кто людей спасает,
И по зову на пожар
Первым приезжает.
Пламя злое затушить –
Это их забота.
Жар бесстрашно погасить –
Вот у них работа.

2. Актуализация знаний учащихся

Воспитатель: В любом государстве существуют службы, которые очень помогают людям. Назовите их.

(Дети называют службы "Скорая помощь", коммунальные службы, пожарная охрана, полиция и т.д.)

Воспитатель: Вы абсолютно правы.  Сегодня наш рассказ будет посвящен истории и развитию одной из этой служб.

Сообщения подготовленных учащихся:

- Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.
- Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
- Каждый третий погибший - ребенок.

3. История пожарного дела в России

Пожарная охрана России имеет богатую историю, уходящую вглубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки

Слайд 1

Еще в сборнике законов «Русская правда», вышедшем в XI веке упоминалось об ответственности за умышленный поджог. Виновные в таковом подлежали обращению в рабство вместе со всеми членами семьи и конфискацией имущества. А вот в судебнике 1497 года Ивана III наказание для поджигателей ужесточается. «Зажигальщику животе не давать, казнити его смертной казни» (статья 9).

Слайд 2

1550 году был учрежден стрелецкий приказ, и почти сразу же после этого возникла и практика отправлять стрельцов на тушение пожаров. Результаты этого не замедлили сказаться. Все необходимые средства пожаротушения были у стрельцов всегда в готовности. Именно Россия стала первым государством, где на борьбу с огнем отправляли воинские подразделения. В дальнейшем ее примеру последовали и другие страны мира.

Слайд 3

В 1603 году царь Борис Годунов впервые разделил Москву на 11 пожарных округов и назначил в каждом из них ответственным за «береженье от огня» одного из членов Боярской Думы. В его указе в частности были и такие слова:

«А поелику, кто огненной беде затвора не составит и пожар учинит, то быть тому примерно и всенародно наказану».

Слайд 4

30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович Романов издал « Наказ о гражданском благочинии»,  который  устанавливал строгий порядок тушения пожаров в Москве, и  заложил основы профессиональной пожарной охраны.

Слайд 5

В годы правления Петра 1 создаётся одна из первых профессиональных пожарных команд;

При Адмиралтействе построено первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брансбойтами

Слайд 6,7, 8

Оснащение пожарных команд

Слайд 9

В середине 19 века при Николае 1 начинается планомерная организация пожарных команд и повсеместное строительство пожарных депо.

Слайд 10

Пожарная каланча становится одной из достопримечательностей русских городов

Слайд 11

В 1892 году создано добровольное Российское пожарное общество(с1907г –Императорское)

4. Физ. Минутка

Выполняем упражненье

Выполняем упражненье,

Быстро делаем движенья.

Надо плечи нам размять,

Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

5. Игры

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Ситуация»  

Вызываются 2 человека, раздаются карточки. Необходимо дать правильный ответ

Если у вас мелкое возгорание…

…надо спрятаться под кровать.

…надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом)

…надо убегать из дома.

Если в помещении много дыма…

…необходимо быстро убегать.

…необходимо двигаться ползком.

Если невозможно потушить возгорание…

…надо покинуть помещение.

…надо спрятаться в другое помещение.

Если загорелась одежда…

…бегать в горящей одежде, чтобы погасить пламя.

…падать на пол и кататься.

Пожарных вызвать по телефону…

…03

…02

…01

Пожарным необходимо сообщить…

…фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.

…фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.

Спасибо за ответы. А теперь выступления наших чтецов.

1ученик

 Когда беда пришла нежданно:

Горит огонь, клубится дым –

Звони в пожарную охрану

По телефону 01.

2 ученик

Правильно, четко и громко

Адрес скажите ваш:

Улица, дом, квартира,

Затем - подъезд и этаж

3 ученик

Если вдруг пожар произойдёт,

Злой огонь везде тебя найдёт.

Не пытайся поиграть с ним в прятки,

А беги из дома без оглядки.

4 ученик

Если вдруг пожар произойдёт,

Злой огонь везде тебя найдёт.

Не пытайся поиграть с ним в прятки,

А беги из дома без оглядки.

5 ученик

Если вдруг пожар произойдёт,

Злой огонь везде тебя найдёт.

Не пытайся поиграть с ним в прятки,

А беги из дома без оглядки.

6 ученик

 В ожидание пожарных

В безопасном месте стой.

Встречай спасателей отважных,

Маши им издали рукой.


6. Современный этап развития

Слайд12

После революции 1917 года новая власть придавала вопросу создания новой государственной пожарной охраны большое значение. Уже 17 апреля 1918 года был издан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», подписанный Лениным. С этого дня ведет свою историю советская пожарная служба, ставшая преемником российской пожарной охраны.

Слайд 13

После окончания гражданской войны началось оснащение пожарной службы новой техникой. В 1922 году в Москве было уже 30 пожарных автомобилей, правда, большинство из них было без насоса. Но уже в 1926 году в городе было 85 пожарных автомобиля, из которых 32 имели пожарные насосы, а 12 были оборудованы механическими лестницами

Слайд 14,15 ,16

Новое оснащение пожарных команд

Слайд 17

В 1924 году в Ленинграде открылся первый пожарный техникум. В 1936 году создается Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория. В 1937 году лаборатория была реорганизована в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, который уже в довоенные годы провел большую работу по конструированию новых видов пожарной техники, разработке средств и способов тушения пожаров.

Слайд 18

К этому же времени на вооружение пожарных начали поступать и спецмашины, химического и углекислотного пожаротушения, прожекторные и т.п. Пожарная служба страны с честью выдержала испытания в период Великой Отечественной войны, сохранив огромное количество объектов военного и гражданского назначения.

Слайд 19

В марте 1999г. Министр внутренних дел РФ издал приказ считать профессиональным праздником работников пожарной охраны 30 апреля, в ознаменовании 350 летия « Наказа о городском благочинии»

Слайд 20

 В 2001году согласно Указу Президента РФ Государственная противопожарная служба перешла в подчинение Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Слайд 21

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) – это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы.

Слайд 22-30

 Образцы современной техники и обмундирования

7. Рефлексия

Воспитатель: Сегодня вы узнали много новой информации о возникновении, становлении и развитии пожарного дела в России. Какие открытия вы сделали для себя? Какой вывод можно сделать? Я надеюсь, что вы будете следовать всем правилам противопожарной безопасности.

8 Кроссворд

Заполните кроссворд на основе полученных знаний.

  1. Вывод людей в безопасное место. (эвакуация)
  2. Беспламенное горение материала. (тление)
  3. Переносное устройство для тушения пожара. (огнетушитель)
  4. Устройство для откачивания воды. (насос)
  5. Как называется пожарный шланг? (рукав)
  6. Как называется пожарная вышка? (каланча)
  7. Загорелся если дом,

             Как беду ту назовем? (пожар)

  1. Емкость, что содержит газ

             Назовет мне кто из вас? (баллон)

  1. Когда бензин горит отменно

            Его легко затушит ...? (пена)

  1. С острием железным,

                      С загнутым крюком,

                      Инвентарь пожарный.

                      Вам он не знаком? (багор)

  1. Пожарного часто в огне защищала

                      Такая "фуражка" - она из металла. (каска)

  1. Победит огонь коварный,

                      Тот, кого зовут ... ? (пожарный)

Воспитатель: На этом наша встреча закончена. Спасибо за сотрудничество!

9. Используемая литература

1. http://www.mchs.gov.ru/dop/Istorija_pozharnoj_ohrani - История пожарной охраны

2. http://www.vampodarok.com/calend/152/ - Праздник "День пожарной охраны России"

3. http://kgbuppo.ru/about/history/istorpol/ - Хронология истории пожарной охраны России

4. Минеева Р. А. Викторина по пожарной безопасности. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/viktorina-po-pozharnoi-bezopasnosti

5. Михайленко А. М. Урок-викторина по теме "Пожарная безопасность" http://festival.1september.ru/articles/601961/

6. Викторина для начальной школы «Правила безопасного поведения» http://prezentacya.ru/publ/viktoriny/viktorina_dlja_nachalnoj_shkoly_quot_azbuka_bezopasnogo_povedenija_quot/6-1-0-6

Анализ воспитательного мероприятия

Тема, название

Становление пожарного дела»

Цели мероприятия

Образовательная:

- организация образовательного пространства, направленного на формирование знаний истории и развития пожарного дела в России.

Воспитательная:

- развивать умение правильно оценивать различные ситуации;

- познакомить учащихся с историей и развитием пожарного дела в России;

-совершенствовать умение предвидеть возможные экстремальные ситуации,

- осуществлять безопасное поведение в природе, дома; действовать в случае возникновения угрозы здоровью и жизни;

- воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: своё и окружающих, воспитывать культуру поведения. 

Коррекционная:

- совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности.

 - создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

- создать условия для развития памяти, внимания, воображения.

Место проведения

Классная комната

Участники

Учащиеся 6 «А» и 6 «Б»

Кто проводит

Воспитатель.

Форма

Классный час

Тип

Комбинированный.

Методы

Наглядный, словесный, исследования, наблюдения,  ТСО (использование интерактивной доски).

Качество подготовки и проведения:

  • Наличие плана, тезисов, сценария.

Конспект мероприятия, мультимедийная презентация, кроссворд

  • Использование дидактического и раздаточного материала, пособий.
  • Рисунки учащихся, плакаты, памятка по пожарной безопасности.  
  • Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  • В ходе мероприятия дети участвовали в прочтении стихотворений. Для того чтобы снять усталость в середине мероприятия была проведена физминутка, после которой активность детей повысилась.
  • Творческие педагогические находки.

Творческой находкой стало разгадывание кроссворда с использованием ЭОР. (http://learningapps.org/ )

  • Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  • Отмечена высокая активность участников, правильные ответы на вопросы.
  • Соответствие содержания, информативности и объема материала образовательно-воспитательной программе, возрасту, уровню подготовленности участников.
  • Мероприятие составлено как  научно-познавательная работа  в соответствии с циклограммой воспитательной работы, согласно возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Оборудование, технические средства.

Стенд, интерактивная доска, фотоаппарат, компьютер.

Итоги.

Учащиеся познакомились с историей развития возникновения  и становления пожарного дела в России, закрепили ранее полученные знания разгадыванием кроссворда. В конце мероприятия воспитанники получили памятку пожарной безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Становление характеров"

Классный час гражданско - патриотической направленности, можно использовать как с учащимися суворовских училищ, так и с учениками общеобразовательных школ...

презентация к классному часу по пожарной безопасности

использовала как помощь при проведении классного часа...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Тема "Безопасный интернет" конспект классного часа(урока,воспитательного часа,занятия) для 7-8-9 классов

Полный конспект урока(занятия,классного или воспитательного часа) на тему "Безопасный интернет",направленный на профилактику безопасного поведения в глобальной сети интернет для 7-8-9 классо...

Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")

Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов)....

Конкурс "Самый классный классный" ПЛАН-КОНСПЕКТ классного часа "Гордость - Родине служить", ПРИЛОЖЕНИЕ, ВИДЕОМОНТАЖ, ВИДЕООТЧЕТ

Ссылка на видеоотчет  классного часа  "Гордость - Родине служить"  https://www.youtube.com/watch?v=Wc8JrSSTUXY#action=shareСсылка на видеомонтаж для классного часа "Гордо...

Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела", 6 класс

Методическая разработка классного часа "Творите добрые дела" посвящена движению волонтеров в России....