Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")
классный час (6 класс) на тему

Молостова Наталия Валерьевна

Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsikly_klassnyh_chasov.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф,

ул. Центральная, д. 2

 

Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии».

(Цикл классных часов)

 

Классный руководитель 6 «В»:

Молостова Н.В.,

 

г. Балахна

2018 год

 

Тема цикла: 2017 год- «Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии».

Цель:

формирование ответственного отношения к природе, развитие экологического мышления. 

Задачи: 

-познакомить с историей создания всероссийского праздника Дня заповедников и национальных парков, а так же познакомиться с особыми охраняемыми природными территориями, расположенными в Нижегородской области;

-воспитывать бережное отношение к природе;

-развивать познавательный интерес ребят.

 

Темы цикла:

Темы 1. Классный час «100-летие заповедной системы России»

Тема 2.Экскурсии по природным объектам Нижегородской области:    1.Экскурсия в Керженский заповедник.

2.Экскурсия к памятнику природы - озеро Светлояр.

3.«Путешествие по экологической тропе родников дер. Рылово».

Тема 3. Классный час – подведение итогов о путешествиях по природным объектам Нижегородской области презентация «Тропой путешествий…..»

Актуальность:

29 декабря 1916 года (или 11 января 1917 по новому стилю) Царствующий Сенат Российской Империи принял Указ об учреждении первого в стране государственного заповедника - Баргузинского. Таким образом, в 2017 году исполняется 100 лет с даты, от которой началась история формирования государственной системы заповедных территорий нашей страны. Именно этому событию приурочено проведение в 2017 году Года особо охраняемых природных территорий и Года экологии.

В России сегодня природное и культурное наследие сохраняет сеть федеральных особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ или заповедные территории), в которую входят 103 государственных природных заповедника, 50 национальных парков, 59 заказников и 17 памятников природы, расположенных в разных природных зонах нашей страны. Кроме того, правительствами областей, республик и краев Российской Федерации формируются сети особо охраняемых природных территорий регионального значения. Есть ООПТ и местного значения, образованных в районах, при отдельных поселениях. На более чем 11% всей территории России, в наиболее значимых для сохранения природного разнообразия страны местах учреждаются особо охраняемые природные территории. Все ООПТ охраняют природу и культурное наследие, неразрывно связанное с природным окружением.

 Тема 1.    Классный час посвященный «100-летию заповедной системы России»

Цель: формирование нравственно- ценностного отношения к природе, привитие экологического мышления, воспитание любви и уважения к своей малой Родине.

Задачи: -познакомить с историей создания всероссийского праздника- Дня заповедников и национальных парков;

-познакомить с особыми охраняемыми природными территориями, расположенными в Нижегородской области;

-показать значимость природы в нашей жизни;

-привлечь внимание учащихся к проблемам экологии;

Оборудование: презентации, сообщения, фильмы посвященные заповедникам, физическая карта России, карта Нижегородской области, атлас -физическая география России 8 класс, атлас Нижегородской области.

 

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

(презентация прилагается)

Учитель:

- Что такое заповедник? (Участок территории, на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс).

- Для чего создаются заповедники? (Заповедники- это  острова для спасения растений и животных. В этом храме природы живут и работают ученые-биологи, лесники, лаборанты и многие другие специалисты. Они следят за жизнью природы, познают ее тайны, изучают ее законы и стараются помочь ей уцелеть)

-Какие еще охраняемые территории вы знаете? В особо охраняемые природные территории России включены: Заповедные лесные участки. Заказники. Заповедники. Национальные парки. Курортные и оздоровительные зоны. Ботанические сады. Дендрологические парки

- Как выдумаете, чем заповедник отличается от национального парка? ( Заповедники являются научно-исследовательскими, природоохранными и эколого-просветительскими учреждениями. Доступ в них посетителям строго ограничен. Иногда прокладываются экологические тропы, по которым работники заповедника проводят экскурсии, но туризм запрещен. Национальные парки создаются для того, чтобы показывать людям сохраненные участки природы, позволять им отдыхать, наблюдать за дикими животными. Поэтому большая часть территории парков открыта для посещения и для отдыха туристов создаются условия: прокладываются маршруты по самым живописным местам, строятся кемпинги, дороги, туристические базы).

- Обратимся к истории:

Термин «памятник природы» ввѐл в употребление 170 лет назад выдающийся немецкий естествоиспытатель и путешественник Александр Гумбольдт. Он назвал так старое диковинное дерево, которое встретил во время странствий по Венесуэле. С легкой руки Гумбольдта этот термин вошел в оборот и сейчас его применяют для определения природных объектов, имеющих большую естественно-историческую ценность, а потому требующих особой охраны. К ним относятся водопады, озѐра, родники, пещеры, болота, места обитания редких растений и животных, ландшафты, а также рукотворные раритеты – парки, аллеи, рощи, водоѐмы.

-Из истории заповедной системы России:

 29 ноября считается днем рождения Всероссийского общества охраны природы. В 1924 году в этот день был утвержден устав организации, а с 1960 года Общество входит в Международный союз охраны природы.

- Почему тогда днём заповедников и национальных парков названо 11 января?

- Именно в этот календарный день 1917-го года, в тогда еще Царской России, был открыт первый российский заповедник под названием «Баргузинский».

Ранее на Руси охраняли только угодья для барской и царской охоты. Но Баргузинский заповедник, открытый 11 января 1917 г., имел государевы привилегии. Цель заповедника — охрана и увеличение численности баргузинского соболя, и иной живности на Байкале. До 1940 года численность соболя была полностью восстановлена..

Наша страна насчитывает 110 заповедников, 49 национальных парков. Все вышеперечисленные охраняемые государством зоны помогают сохранить порядка 80% богатств нашей страны в животном и растительном исчислении.

Самым крупным заповедником в России является «Большой Арктический», который находится в Красноярском крае.

В «Кавказском государственном биосферном заповеднике» больше всего видов охраняемых животных и растений.

  «Галичья гора» является самым маленьким заповедником в мире, он из-за этого даже внесён в Книгу рекордов Гиннесса.  

Какие охраняемые природные территории в Нижегородской области вам известны?

В Нижегородской области создано около 400 памятников природы. Мы расскажем только о некоторых из них:    

Керженский заповедник - старейшая охраняемая природная территория в Нижегородской области (существует с 1936 г как Керженский заказник, в 1993 г. переведен в статус заповедника). Заповедник расположен на левом берегу Керженца, на стыке Борского, Семеновского, Воскресенского и Лысковского районов. В заповеднике охраняется более 140 видов растений, лишайников, грибов и животных, внесенных в списки редких и охраняемых.

В 2002 г. Керженский заповедник включен в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО под названием «Нижегородское Заволжье».

Пустынский заказник - старейший охотничий заказник, организованный в 1934 г.; расположен на севере Арзамасского района около с. Старая Пустынь. Заказник включает эталонные участки хвойно-широколиственных лесов, сосновых боров, пойменных дубрав, систему уникальных проточных карстовых озер, болот, сформировавшихся в карстовых провалах. Служит местом обитания занесенных в красную книгу животных и растений.

Государственные природные памятники. В Нижегородской области под охраной находятся 37 лесных участков, среди них Ичалковский бор с реликтовой растительностью позднего ледникового времени. Под охрану взяты почти все городские и пригородные леса, в том числе Щелоковский хутор, Марьина роща, Копосовская дубрава, Зеленый город.

Памятниками природы Нижегородской области являются 6 степных участков, 4 участка речных пойм, 36 болот различного типа, 48 водных объектов - озер, прудов, родников, 54 парка и дендрария (среди них ботанический сад университета), и даже отдельные деревья, имеющие научное и эстетическое значение – их 15. Борнуковская пещера обнажения гипсов (Бутурлинский район), известная еще с 18 века.

Озеро Светлояр – один из памятников природы. Озеро расположено в Воскресенском районе, взято под охрану в 1995 г., сейчас входит в состав биосферного резервата «Нижегородское Заволжье». Это очень живописное озеро необычного происхождения, с которым связана легенда о затонувшем граде Китеже. Озеро Светлояр является местом произрастания редких растений.

Как вы думаете, есть ли в Балахнинском районе ООПТ? Если есть – назовите их.

Да, есть; болото по рекам Черной и Пройма, болото Семиречье, озеро Боровское. Планируется создание Балахнинского орнитологического заказника, для сохранения орнитологических территорий всемирного значения для водоплавающих и околоводных птиц.

Заключительный этап: (викторина по презентации)

 Тема 2: « Тропой путешествий…..»

  1. Экскурсия в Керженский заповедник.
  2. Экскурсия к памятнику природы - озеро Светлояр.
  3. «Путешествие по экологической тропе родников дер. Рылово».

   Цель: 

формирование у детей познавательный интерес, экологической культуру через бережное отношение к природе.

 Задачи: 

 -сформировать представления  об  ООПТ Нижегородской области  с помощью экскурсий в Керженский заповедник, к памятнику природы –Озеро Светлояр, к значимым  объектам природы Балахнинского района   - развивать у учеников познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.  

( Организация экскурсий к ООПТ)

Тема 3. Классный час – подведение итогов о путешествиях по природным объектам Нижегородской области презентация «Тропой путешествий…..»

Цель: воспитание любви к родному краю,   расширение кругозора о совей малой родине
Задачи:

-формировать представления об уникальности своего родного края, о его достопримечательностях;

-развивать патриотических качеств личности учащихся;

 -развивать умения добывать и обрабатывать информацию о родном крае.

 -развивать умения работать в группах, слушать своих одноклассников.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация.

Ход мероприятия:

1.Организационный момент.

Вступительное слово классного руководителя:

-Мы познакомились с историей возникновения заповедной системы России.

Побывали на экскурсии в заповеднике «Керженский», увидели памятник природы- легендарное озеро Светлояр, совершили туристический поход по  экологической тропе Балахнинского района «Родники д. Рылово»

-Вами подготовлены отчеты о наших путешествиях в виде презентации. Вам слово.

2.Основная часть:

(коллективная работа над презентацией, подготовка сообщений)

Экскурсия в Керженский заповедник.

1 ученик.

Сейчас мы погрузимся в удивительное царство Керженских лесов, издревле славящихся своей первозданностью. П.И. Мельников-Печѐрский называл Керженец кордоном старообрядческого мира, а В.Г. Короленко пространства по нижнему течению реки – зелѐной пустыней. Заповедник располагается в очень живописных местах. Считается, что именно отсюда и начинается тайга.

2 ученик.

Государственный природный заповедник «Керженский» основан 23 апреля 1993 года. Он расположен в 70 километрах северо-восточнее Нижнего Новгорода, в Заволжской низине на территории Семеновского, Борского и Воскресенского районов. Между реками Керженец, Вишня и Чѐрная. В пределах заповедника в Керженец впадает целый ряд притоков: речки Макариха, Рустайчик, Вишня, Пугай и другие. В 2002 году заповедник включен в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО с названием «Нижегородское Заволжье».

Заповедник является особо охраняемой природной территорией с самым строгим режимом охраны – нахождение на его территории разрешается только при наличии специальных пропусков, выданных администрацией заповедника!

3 ученик.

Более половины территории заповедника занимают сосновые леса. Помимо них распространены березняки, частично ельники. По долинам лесных речек и ручьев, на заболоченных участках растут ольховые леса. Ступенчатость водоразделов, их обширность, а также затрудненность поверхностного стока способствуют развитию многочисленных больших сфагновых болот, богатых торфом и клюквой. Территория заповедника включает болотные комплексы, отнесенные согласно Рамсарской конвенции к водно-болотным угодьям международного значения. В естественном состоянии сохранилось около 40 торфяных болот. Наиболее крупные из них - Вишенское и Масловское.

В заповеднике охраняются более 140 видов растений, лишайников, грибов и животных, внесенных в Красные книги Нижегородской области, России и Международного союза охраны природы. Из Красной книги России в заповеднике встречаются птицы: чѐрный аист, скопа, беркут, орлан-белохвост, змееяд, кулик-сорока, большой кроншнеп, филин, серый сорокопут. Из животных постоянно обитают бурый медведь, лесная куница, лесной хорь, горностай, волк, бобр. Наблюдать за живностью, конечно, сложно, поскольку животные видят и слышат людей гораздо раньше. Но иногда любопытная белка, подобравшись поближе, даст о себе знать. На лесных речках можно увидеть бобровые плотины и «кормовые столики» ондатры, а если быть предельно осторожным и незаметным, удастся понаблюдать и за самими животными.

4 ученик.

 В заповеднике охраняются более 140 видов растений, лишайников, грибов и животных, внесенных в Красные книги Нижегородской области, России и Международного союза охраны природы. Из Красной книги России в заповеднике встречаются птицы: чѐрный аист, скопа, беркут, орлан-белохвост, змееяд, кулик-сорока, большой кроншнеп, филин, серый сорокопут. Из животных постоянно обитают бурый медведь, лесная куница, лесной хорь, горностай, волк, бобр. Наблюдать за живностью, конечно, сложно, поскольку животные видят и слышат людей гораздо раньше. Но иногда любопытная белка, подобравшись поближе, даст о себе знать. На лесных речках можно увидеть бобровые плотины и «кормовые столики» ондатры, а если быть предельно осторожным и незаметным, удастся понаблюдать и за самими животными.

Ежегодно на базе заповедника различные образовательные учреждения организуют экологические лагеря. В их мероприятия включены экскурсии по разным экологическим маршрутам, экологические интерактивные игры, творческие занятия, показ экологических видео- и слайд-фильмов. Ведется активное сотрудничество с экоцентром «Дронт». В рамках эколого- просветительской деятельности на территории резервата организовано 6 экологических центров. Здесь можно получить исчерпывающую информацию о природе и деятельности резервата.

Экскурсия на озеро Светлояр

5 ученик

 Территория биосферного резервата «Нижегородское Заволжье» включает в себя федеральный памятник природы озеро Светлояр. Озеро расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне реки Люнды (приток Ветлуги), примерно в 130 километрах от Нижнего Новгорода. Площадь водного зеркала озера около 12 гектаров, длина – 410 метров, ширина – 315 метров, наибольшая глубина – 36 метров (это самое глубокое озеро области). Необычайна вода озера – она может много лет храниться в сосуде, не теряя исключительной чистоты, прозрачности и вкусовых качеств.

6 ученик.

Из истории родников

Родник «Студёный ключ» расположен в 18 км от г. Балахны, возле д.Рылово под «Рыловской горой».

 Старожилы рассказывали, что на этом месте в годы ВОВ добывали строительный песок для срочного строительства военного аэродрома в д. Истомино. И неожиданно из- под земли забила струя воды. Вода оказалась очень холодной и хрустально чистой. Так как родник не имел названия,  решили на основании этой легенды дать название ему «Студёный ключ»  (2009 год)

Далее по дороге через Волчью гору, мимо 300-летнего вяза к источнику Святому Тихона Амафунтского нам встречались различные типы лестных сообществ – луг, болото, естественный смешанный лес, а также сосновые посадки.
Долгий путь к роднику у Яснево утомил, но чистая целебная вода быстро восстановила силы.

Многим жителям Балахны и Балахниского района известен этот источник. Некоторые люди слышали о нем от знакомых, но не бывали там. Другие балахнинцы, кто знает дорогу, посещают источник регулярно и набирают святую водицу. Одно объединяет всех – знание об источнике. А вот о самом святителе Тихоне Амафунтском у многих балахнинцев неполное представление.

7 ученик.

В дореволюционное время около источника стоял храм во имя свт. Тихона Амафунтского. В озере, близ источника, разрешалось купаться только два раза в год: на Крещение и 29 июня – в день памяти святителя Тихона, то есть на престольный праздник. Кстати, это поверье и сейчас живо: чтобы исцелиться, нужно набрать водичку именно в эти два дня, в остальное время вода просто чистая, родниковая. 
Наступил 1917 год. Храм святителя Тихона в 1930-е годы местными властями был разрушен, чтобы пресечь паломничество к святому месту. Однако богоборцы своего не добились, не заросла дорога к этому источнику и люди продолжали приходить к нему и набирать водицу. 
Шло время. Богоборческая власть канула в лету. Наступила эпоха возрождения. В 2006 году на месте уничтоженного храма была построена деревянная часовня во имя святителя Тихона Амафунтского – деревянный сруб с куполом и иконой. Сейчас эту часовню-купель могут видеть все, приходящие к источнику. А что же мы знаем о самом святителе…

8 ученик.

 Святитель Тихон родился в середине IV века в городе Амафунте на острове Кипр. Родители воспитали сына в христианском благочестии, обучили чтению Священных книг. Сохранились известия, что дар чудотворения проявился у святого Тихона еще в юношеском возрасте. Его отец был владельцем хлебопекарни и посылал сына продавать хлебы. Святой отрок беднякам раздавал хлебы даром. Узнав об этом, отец разгневался, но сын ответил, что читал в святых книгах, что "дающий Богу сторицею приимет". "Я же, - говорил юноша, - даю Богу хлебы взаймы" и предложил отцу пойти туда, где хранились запасы зерна. Отец с изумлением увидел, что хранилище, бывшее пустым, переполнено пшеницей. С тех пор отец не препятствовал отроку раздавать нищим хлеб.
Благочестивого юношу приняли в церковный клир, поставили чтецом, а затем епископ Амафунтский Мемнон посвятил его в сан диакона. После смерти епископа Мемнона святой Тихон по общему желанию был избран во епископа Амафунтского. 
В сане епископа святитель Тихон усердно трудился над искоренением остатков язычества на Кипре, уничтожал идольские капища и насаждал христианскую веру. Святитель был милостив, двери его дома были открыты для всех, он с любовью выслушивал и исполнял просьбы каждого, кто приходил к нему. Не боясь угроз и мучений, он твердо и бесстрашно исповедовал свою веру перед язычниками. Заранее предвидев свою смерть, в 425 году святитель Тихон скончался. Имя святого Тихона Амафунтского пользовалось глубоким почитанием в России. В честь святителя строились храмы в Москве, Нижнем Новгороде, Казани и других городах. Но особенно почитался святитель в Воронежской епархии

Вот и наша Балахнинская земля тоже почитает имя святителя Тихона. Святой источник напоминает нам о подвижнических трудах и праведной жизни Тихона Амафунтского.  

3.Заключительная часть классного часа. Подведение итогов.

Все в нашем мире всё взаимосвязано, природа хрупка и ранима. На островках естественной природы – в заповедниках – удается ослабить разрушающее воздействие человека и спасти многие виды животного и растительного мира от неминуемой гибели. В наше трудное время заповедникам жить непросто, но они живут, охраняют и берегут природные богатства Родины.

Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни! В. Берестов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Классный руководитель 2015 год. "Самый классный классный".

Научная исследовательская работа классного руководителя 6Б класса Гатауллиной А.М., представленное на районный конкурс "Самый классный классный"....

Классный руководитель 2015 год. "Самый классный классный".

Портфолио классного руководителя 6Б класса Гатауллиной А.М., представленное на районный конкурс "Самый классный классный"....

X республиканский конкурс на лучшего классного руководителя 2015 года «Самый классный классный»

В 2015 году участие в X республиканском конкурсе на лучшего классного руководителя «Самый классный классный»...

Портфолио классного руководителя для конкурса "Самый классный классный"

Портфолио охватывает все стороны деятельности классного руководителя....