Повышение профессионального уровня воспитателя посредством применения новых образовательных и воспитательных технологий
методическая разработка

Необходимость формирования ИКТ - компетентности воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_urovnya.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №27»

Повышение профессионального уровня воспитателя посредством применения новых образовательных и воспитательных технологий

Воспитатель Балабанова Т.В.

Современные реалии диктуют необходимость внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, что влечет за собой необходимость формирования ИКТ-компетентности воспитателя, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. С внедрением новых ИКТ, современный воспитатель: получает мощный стимул для собственного профессионального, творческого развития; повышает качество образования.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обладают сегодня колоссальными возможностями по использованию их в образовательном процессе. Со всеми своими ресурсами ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения. Во второй половине 20 века, активно развивающиеся цифровые технологии предложили новый способ доступа и получения информации, новые виды коммуникации – электронную почту, чаты, конференции.

ИКТ-компетентность  воспитателя  на современном этапе, понимается, как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. Обладая ИКТ-компетентностью, воспитатель не только стремится к использованию ИКТ в своей работе, но и моделирует и конструирует свою информационно-образовательную деятельность.

На сегодняшний день у любого воспитателя имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения  в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактизированный материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники и др.), форумы для общения и многое другое.

Благодаря этому актуализируется содержание обучения и воспитания, возможен интенсивный обмен информацией извне, процесс обучения принимает динамический характер. При этом педагог не только образовывает, воспитывает и развивает ученика, но с внедрением новых ИКТ он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Владея ИКТ, внедряя их в учебный процесс, воспитатель повышает качество воспитания, умножая при этом и свое профессиональное мастерство.

Развитие информационной культуры педагога, повышение его квалификации в области ИКТ, развитие информационно-образовательной среды являются приоритетными в деятельности ОУ.

Для эффективного использования возможностей информационной образовательной среды воспитатель должен соответствовать следующим требованиям:

  • владеть основами работы на компьютере, в том числе уметь использовать информационно-образовательную среду;
  • владеть мультимедийными информационными ресурсами, их программным обеспечением;
  • владеть основами работы в Интернет.

Исследование информационной образовательной среды как средства обучения позволяет раскрыть совершенно неожиданные стороны новой структуры. И главным образом здесь необходимо отметить полифункциональный характер новообразования: обучающий, развивающий, вариативный, коммуникативный, диагностический, общекультурный, рефлексивный и др.

Нынешнее развитие информационных технологий позволяют педагогу использовать в процессе обучения не только печатные издания – книги, журналы, но и – мультимедиа ресурсы: аудио- и видеокассеты, электронные учебники и энциклопедии, записанные на CD-дисках или хранящиеся на образовательных серверах в Интернете.

Хочется отметить, что эффективность освоения и последующего использования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием педагогом того факта, что эти технологии являются средством развития обучаемых и его собственного профессионального развития. При этом важно, что развитие информационной культуры педагогов может осуществляться средствами современных технологий личностно-ориентированного образования. Использование данных технологий позволяет педагогам как осваивать современные стратегии и приемы организации работы с образовательной информацией, так и развивать собственную информационную культуру.

В современном ОУ применение ИКТ является основным методом, повышающим у учащихся мотивацию обучения. Информационные компьютерные технологии позволяют развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать знания, работать с различными источниками информации. При использовании новых информационных технологий улучшается качество знаний, повышается интерес к предмету. Учащийся становится активным участником образовательного процесса. При использовании мультимедиа технологий структура занятия не меняется. В нём сохраняются все основные этапы, но увеличивается мотивация и познавательная активность. Их можно использовать для объявления темы, сопровождать объяснение, осуществлять контроль знаний.

Применение компьютера позволяет организовать активную работу учащихся, так как занятия становятся более наглядными и интересными. При использовании компьютера в учебном процессе у педагога накапливается разнообразный дидактический материал. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении учащихся учебными пособиями. Занятия с икт делают общения педагог– учащийся более продуктивными, содержательными, индивидуальными.

Мультимедийная презентация является эффективной формой представления материала. Каждый слайд соответствует различным этапам занятия. Их может создать любой воспитатель , имеющий доступ к компьютеру. Педагогу предоставляется возможность проявить индивидуальность, творчество.

На этапе объяснения, иллюстрации с дикторским сопровождением, придают эмоциональность, наглядность. Анимации короткие и сюжетные, показывающие динамику процесса, могут содержать подписи отдельных частей. У учащихся улучшается восприятие за счёт использования неподвижных и подвижных иллюстраций, звукового сопровождения, анимации, видеофрагментов. Презентации используются для представления ученических проектов, выступлениях на конференциях, применяются для оформления результатов работ.

В современном мире, где количество информации стремительно увеличивается, необходимо быстро находить нужную информацию. Неоценимую помощь в этом оказывает Интернет. В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование, увеличивается число информационных ресурсов. Велико значение интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к занятиям. Для учащихся интернет позволяет систематизировать информацию, выделять главное, предоставляет возможность дистанционного обучения, принять участие в дистанционных олимпиадах, конкурсных мероприятиях, углубить знания по интересующему  предмету.

У учащихся активизируется познавательная деятельность, развивается активность, творческое мышление.

 Программные системы контроля знаний – тесты – быстрая, удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Компьютерное тестирование, дает возможность за короткий срок анализировать результат работы.

Электронные энциклопедии - это аналоги справочно-информационных изданий, словарей, справочников, энциклопедий. Но они обладают дополнительными свойствами и возможностями: удобная система поиска по ключевым словам и понятиям; удобная система навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты. Работа с электронными энциклопедиями позволяет быстро найти нужную информацию.

Открываются большие возможности использования цифровых и компьютерных технологий при проведении исследовательских работ. Качественные цифровые фотографии, иллюстрирующие результаты исследований, сводные таблицы, возможность постоянного пополнения материала делает работу увлекательней и интересней.

Использование ИКТ в педагогической деятельности помогает сделать учебно-воспитательный процесс соответствующим передовым требованиям педагогической науки и объединить все лучшее классической педагогики с инновациями, отчего, в конечном счете, только выиграет ученик.

Таким образом, активное внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению качества образования, повышению профессионального мастерствавоспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар на тему "Применение ИКТ в современном образовательном процессе для повышения профессионального уровня педагогических работников"

"Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно..." К.Д. Ушинский...

Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя второй младшей группы

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач ...

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя

Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2013-2018 годы учителя технологии Ганиевой Танзили Ильдусовны

Стратегические направления развития образования зафиксированы в концепции модернизации образования на период до 2020 года. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, п...

План индивидуальный работы по повышению профессионального уровня воспитателя Заляевой Т.А.

Индивидуальная тема: Эстетическое воспитание детей посредством коммуникативных игр»...

Внедрение новых образовательных и воспитательных технологий в коррекционной школе в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания   детей с ограниченными...