Программа дополнительного образования "Историческое краеведение"
рабочая программа
Программа «Юный краевед» разработана на основе программы по краеведению «Дзержинск – наш дом», С.М.Шальнов, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной категории, г.Дзержинск. Которая ориентирует педагогов целиком на изучение истории родного края – Черноречья – г. Дзержиснка и его окрестностей.
Направленность изучаемого курса – туристко-краеведческая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 25»
Рекомендована Утверждена
педагогическим советом приказом директора МОУ «ООШ № 25»
МОУ «ООШ №25» г.Дзержинска Нижегородской области
г.Дзержинска Нижегородской области от
протокол № 2019г.
Программа
дополнительного образования детей
объединение «Юный краевед»
(историческое направление)
Руководитель объединения
Файзрахманова Н. С.
Дзержинск
2019 г
Пояснительная записка
Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой только и может осуществляться духовный рост всего общества. Краеведение – это и школа знания, и школа воспитания культурой. Основа культуры – память, поэтому можно говорить о воспитании историей (Д.Лихачев).
Особенно ценно и важно знакомство детей с краеведными знаниями в юном возрасте. Они способствуют осуществлению связи обучения с жизнью, воспитанию нравственных качеств личности ребенка, активизация его познавательной деятельности, проф. ориентационной подготовке. Благодарные цели изучения родного края – верные и надежные попутчики педагога в развитии личности ребенка в условиях национально-религиозных традиций Нижегородского края в воспитании чувства личной сопричастности к историческому прошлому своей «малой» родины, приобщения к духовным ценностям, накопленным поколениями. Прошлое и настоящее всегда рядом. Изучение исторического прошлого своей «малой» родины во все времена служит воспитанию патриота, гражданина. При том программа следует совету великого педагога: сначала знакомить детей с положительным содержанием жизни, с тем, что лежит в основе её гармонии и единства, что дорого каждому человеку (К.Д.Ушинский).
Программа «Юный краевед» разработана на основе программы по краеведению «Дзержинск – наш дом», С.М.Шальнов, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной категории, г.Дзержинск. Которая ориентирует педагогов целиком на изучение истории родного края – Черноречья – г. Дзержиснка и его окрестностей.
Направленность изучаемого курса – туристко-краеведческая.
Программа предназначена для 7 класса.
В основу программа «Юный краевед» положены ряд педагогических идей, составляющих педагогическую целесообразность изучаемого курса:
- идея сотрудничества педагога и ученика на основе взаимного уважения и доверия;
- идея «погружения» в мир изучаемого эпохи посредством экскурсионных занятий;
- идея гуманизма;
- идея гармонизации;
- идея создания ситуации успеха;
- идея социализации;
- идея коллективности;
- идея преемственности.
Цель курса
Воспитание гражданственности, духовности и патриотизма, развитие творческих способностей личности на основе историко-культурного наследия своего родного края – Черноречья – г.Дзержинска.
Задачи курса:
- накопление и формирование у детей познавательного, интеллектуального, эмоционального опыта на основе комплексного, систематизированного изучения историко-культурного населения родного города Дзержинска;
- накопление и развитие навыков учебно-исследовательской деятельности: методике сбора, отработке краеведческой информации, подготовки проектов, в т.ч. исследовательских и их защите, навыкам исследовательской работы, умением и навыкам начальной туристической подготовке, способствовать оздоровлению детей;
- развитие творческих способностей детей, их духовного мира, овладение коммуникативными качествами;
- воспитание у детей потребности учебного интереса к историческому прошлому; к современной жизни города, воспитание стремления в настоящем и будущем к всемирной помощи в улучшении жизни города, бережного отношения к памяти о прошлом Дзержинска.
Содержание программы «Старое Черноречье и современный Дзержинск».
Тема 1.Вводная беседа.
Вызвать интерес детей к занятиям в объединение. Познакомить с программой и режимом занятий. Знакомство детей с историей деятельности объединения с 1984 г. События в кружке за время его существования. Перечень практических дел 6 походы, экспедиции. Программа работы объединения. Режим работы. Распределение обязанностей среди членов кружка. Правила поведения. Девиз, эмблема, групповая песня. Конкурс на лучший эскиз, эмблемы, девиз объединения. Требование техники безопасности: правила дорожного движения, правила поведения на льду, на воде и т.д.
Тема 2.Туристко-краеведческие возможности города Дзержинска и близлежащей территории.
Познакомить детей с богатыми экскурсионными возможностями города, его окрестностями. Обзор достопримечательных мест города, его окрестностей. Рассказ о примечательных местах в городе, его окрестностях: археологические, архитектурные, исторические, культуры, науки, природы.
Практическая работа. Составление плана-схемы экскурсионных объектов маршрута.
Тема 3.Археологические часы.
Познакомить детей с археологическим прошлым края. Усвоить правила безопасности проведения путешествия. Понятие об археологии
Характеристика археологических культур, открытых в нашей местности. Характерные особенности культур племен древних людей, населявших край. Обзор мест стоянок. Знакомство с историей археологических исследований, проводимых ранее. Местный археолог «первооткрыватель» Б.А.Сафонов.
Практическая работа. Зарисовка орнаментов керамики, характерной для данной местности. Фотографирование. Сбор материала для оформления паспорта археологического объекта. Практикум в отделе археологии краеведческого музея. Овладение первоначальными навыками жизнедеятельности в походных условиях. Установка палатки. Розжиг костра.
Тема 4.Волжский щит земли русской.
Дать представление о развитии Черноречья в далёком прошлом, неотъемлемой как части Нижегородского края. Краткая характеристика исторического развития края в XIII-XIV вв. Основание Н. Новгорода. Жизнь и деяния основателя города князя Юрия Всеволодовича. Коренное население края – угро-финские племена. Постепенно заселение междуречья Оки и Волги славянскими племенами.
Тема 5.История и легенды Дудина Амвросиева монастыря.
Изучение исторического прошлого древнейшего памятника истории края. Понятие о монашестве. Легенды о Дудине Амвросиеве монастыре. Их соответствие исторической действительности. Полное название монастыря и его разъяснение. Возведение первых каменных сооружений в монастыре. Деятельность монастыря и его роль в жизни и развитии Черноречья. Границы земельных владений монастыря. Экономическая деятельность. Закрытие обители в 1764 году. Дальнейшая судьба монастыря.
Тема 6.Черноречье в XVI-XVII вв. Жизнь чернореченцев в монастырской вотчин.
Познакомить детей с жизнью и бытом чернореченцев в монастырской вотчине. Старинные селения Черноречья, история их названий (легенды). Занятия чернорецких крестьян в монастырских вотчинах. Отношения чернореченцев с наместниками монастырей-вотчинников.
Тема 7.Монастырь Флорищева Успенская пустынь. История и современность.
Познакомить с историей основания флорищевой пустыни во второй половине 17 века.
История основания монастыря в глухих владимирских лесах, во второй половине 17 века. Становления обители. Жизненный подвиг настоятеля монастыря Иллариона. Подвижническая жизнь монахов. Строительство Успенского храма. Приезд в обитель царя Федора Алексеевича. Иконы Симона Ушакова. Монастырь – крупное хозяйство. Экономическая деятельность. Флорищева обитель – уникальный ансамбль 17-18 веков. Роль монастыря в жизни края. Влияние на развитие культуры, посвящения. Духовные и культурные ценности монастыря. Закрытие монастыря в 1918 году и его дальнейшая судьба.
Тема 8.Наш край в 18 веке. Развитие судостроения.
Развитие в крае судостроения. Закрытие Дудина монастыря, передача земель и крестьян Черноречья государству. Развитие отхожих промыслов. Основание в Черноречье судоверфей по строительству судов, предназначенных для «государева дела». Распространение в связи с этим новых кустарных промыслов: гвоздарного, производства канатов, веревок и т.д. Характеристика парусного грузового судна – расшивы. Расшива на Святом озере (легенда и реальность).
Тема 9.Жизнь и быт Черноречья в 19 веке.
Легенды и предания старого Черноречья. Жизнь и быт чернореченцев. Занятия и хозяйство, промыслы. Окские волгари. Культура и образование. Храмы Черноречья. Люди, прославившие край. Начало промышленных производств в Черноречье, Чернореченское купечество. Черноречье – «Нижегородская Ялта». Именитые дачники Черноречья. Тестирование. Конкурс знатоков прошлого Черноречья.
Тема 10.Рождение города Дзержинска.
Изучение материала о предпосылках строительства города, о начале его возведения. Предпосылки возведения города: Строительство в Черноречье в начале XX века химических завод. Экономические причины. Расширение производств в 20-е годы XX века. Появление множества рабочих посёлков, состоявших из бараков. Жизнь и быт рабочих. Объединение посёлков в Растяпинский район. Переименование посёлка Растяпино в п. Дзержинск. В 1930-й год – рождение города. Краткие биографические данные о Ф.Э. Дзержинском. Имена людей, стоявших у историков основания города.
Тема 11. Наш город в 30-е годы XX века.
Показать трудные годы рождения города. Трудности в возведении города. Быт рабочих. Индустриализация края. Строительство заводов: им. Свердлова, ЧХЗ. Выпуск новой химической продукции. «Белые» пятна в истории города: репрессии 37-ого года. Энтузиазм жителей молодого города. Культура города 30-х годов. Первые клубы, учреждения и т.д.
Тема 12.В грозные годы войны (1941-1945 гг.)
Показать трудовые и ратные подвиги дзержинцев в годы Великой Отечественной войны. Жизнь города в годы войны. Переход уклада жизни на военное положение. Выпуск военной продукции на заводах. Быт дзержинцев. Подвиги дзержинцев на фронте. Дзержинцы-Герои Советского Союза. Госпитали в городе. Мемориал на пл. Героев.
Тема 13. Организация и проведение однодневного похода.
Проверка знаний, умений, навыков, полученных учащимися в процессе обучения. Сбор краеведческого материала. Организация похода, расчет и закупка продуктов питания. Проверка и ремонт снаряжения. Распределение обязанностей в походе. Разработка маршрута. Оформление походных документов. Проведение родительского собрания. Правила
безопасности в походе. Прохождение маршрута. Практическое применение учащимися умений и навыков жизни в полевых условиях. Сбор краеведческого материала. По завершению похода – сдача снаряжения.
Тема 14. Оформление и защита проектов.
Проверка полученных учащимися знаний, навыка и умения. Оформление в графическом виде разработанных маршрутах краеведческих экскурсий по одному краю. Устная защита разработанных экскурсий. Проведение учащимися учебной экскурсии для детей. Разработка и текстовое оформление краеведческих викторин, конкурсов. Устная защита проектов. Оформление записей устной истории края для передачи записей в краеведческий музей.
Оформление альбома «Старое Черноречье».
Оформление фотовыставки «Наше Черноречье в далёком прошлом».
Оформление записей воспоминаний старожилов с целью передачи их краеведческий музей. Выставка новых поступлений – экспонатов в краеведческий музей.
Учебно – тематический план второго года обучения
№ | Название разделов, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводная беседа. Организо-ванные вопросы. Программа. Режим занятий. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | |
2 | Туристско-краеведческие возможности родного края. | 1 | 1 | 0 |
3 | Археологические часы. | 2 | 1 | 1 |
4 | Волжский щит земли русской. Основание Н.Новгорода. | 2 | 2 | 0 |
5 | История и легенды Дудина Амвросиева монастыря. | 2 | 1 | 1 |
6 | Наш край в XVI-XVII вв. Жизнь в монастырской вотчине. | 1 | 1 | - |
7 | Фролище монастырь. Быль и легенды. | 1 | 1 | - |
8 | Наш край в XVIII веке. Развитие судостроения. | 3 | 1 | 2 |
9 | Черноречье в XIX веке. | 4 | 2 | 2 |
10 | Топонимика наших поселков. | 1 | 1 | 0 |
11 | Рождение города: от Растяпино до Дзержинска. | 2 | 1 | 1 |
12 | Рождение города: от Растяпино до Дзержинска. | 1 | 1 | 0 |
13 | В грозные годы войны (1941-1945 гг.) | 2 | 1 | 1 |
14 | Дзержинск до 1990 – х годов | 2 | 1 | 1 |
15 | Современный Дзержинск | 2 | 2 | 0 |
16 | Население города Дзержин-ска и близлежащей территории | 2 | 1 | 1 |
17 | Дзержинск – город химиков. | 2 | 1 | 1 |
18 | Оформление и защита творческих проектов. | 2 | 2 | |
19 | Организация и проведение однодневного похода. | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 |
Примерная тематика экскурсий и походов
№ | Название | Место |
1 | Археологическое путешествие в каменный век. | Краеведческий музей г. Дзержинск. |
2 | Волжская крепость | Нижний Новгород |
3 | Чудесное превращение на озере Святом | П. Бабушкино |
4 | По следам легенд и преданий старого Жёлнина | П. Желнино |
5 | Тайна исчезнувшего села | Бывшее село Чёрное п. Дачный |
6 | Здесь наш дом, здесь его начало | Пос.Бабино, Колодкино, Петряевка |
7 | Однодневные туристский поход. |
Методическое обеспечение дополнительной программы
№ | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы | Методический материал | Техническое осна-щение | Форма подведения итогов |
1 | Вводная беседа | Учебное занятие | Беседа, рассказ, экскурсия | Фотографии, альбом | Диспут | |
2 | Туристско-краеведческие воз-можности родного края. | Учебное занятие, практи-кум | Беседа, рассказ, демонстрац-ия | Фотографии, альбом, рисунки, слайды | компьютер | Викторина |
3 | Археоло-гические часы | Учебное занятие, практи-кум | Беседа, рассказ, демонстрац-ия | Фотографии, иллюстрации книг | Бумага, карандаш | Оформление паспо-ртаэкскур-сионногообъекта |
4 | Волжский щит земли русской. Основание Н.Новго-рода | Учебное занятие | Беседа, рассказ, показ | Работа с книгами, автобусная экскурсия | Оформление альбома | |
5 | История и легенды Дудина Амвросии-евамонас-тыря | Учебное занятие | Беседа, рассказ | Работа с книгами | Слайды, видео-фильм | Оформле-ние пас-порта экс-курсионно-го объекта |
6 | Наш край в 16-17веках. Жизнь мо-настырской вотчине. | Учебное занятие, экскурсия | Беседа, рассказ | Иллюстрационный материал из книг | Фотокамера | Викторина |
7 | Флорищев монастырь. Быль и легенды. | Учебное занятие, экскурсия | Беседа, рассказ | Видео-фильм | Видео-проектор | Оформле-ниепаспо-рта экскур-сионного объекта |
8 | Наш край в 18 веке. Развитие судострое-ния | Учебное занятие, экскурсия | Беседа, рассказ | Иллюстрации книг, экспонатов краеведческого музея | Конкурс на лучшего знатока истории | |
9 | Черноречье в 19 веке. | Учебное занятие | Беседа, рассказ | Фотогра-фии, видео-сюжеты, экспонаты из музея | Видеопроектор | Тестирование, реферат |
10 | Топонимика наших поселков. | Учебное занятие | Беседа, рассказ, | Фотогра-фии, видео-сюжеты, | Видеока-мера,фотокамера | |
11 | Рождение города: от Растяпино до Дзержинска. | Учебное занятие, виртуальная экскурсии | Беседа, рассказ | Компьютер | Защита реферата | |
12 | Наш город в 30-е года XX века | Учебное занятие | Беседа, рассказ | Фотогра-фии, книги | ||
13 | В грозные годы войны (1941-1945 гг.) | Учебное занятие, | Беседа, рассказ | Фотогра-фии, видео-сюжеты | Компьютер | Защита реферата |
14 | Дзержинск до 1990 – х годов | Учебное занятие | Беседа, рассказ | Фотогра-фии | ||
15 | Современ-ныйДзер-жинск | Учебное занятие, экскурсия | Беседа, рассказ, показ | Фотогра-фии, видео-сюжеты | Компьютер | Защита реферата |
16 | Население города Дзержин-ска и близ-лежащей территории | Учебное занятие | Беседа, рассказ | Статистич. материал | ||
17 | Дзержинск – город химиков. | Учебное занятие, экскурсия | Беседа, рассказ | Статистич. Материал, журналы | Защита презентации | |
18 | Оформление и защита реферата | Учебное занятие | Беседа, рассказ | Фотографии | Бумага, альбомы, карандаши | Защита реферата |
19 | Организация и прове-дениеднев-ногопуте-шествия | Экскурсия | Поход |
Ожидаемый результаты после прохождения курса « Юный краевед»:
учащиеся должны знать:
- историческое прошлое старого Черноречья;
- историю строительства города;
- становление в нём культуры, образования;
- технологию поисковой работы;
- правила поведения и организации жизнедеятельности в походных условиях;
- основные географические понятия и термины;
- особенности географического положения, природы, населения родного края;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своего края;
- объекты историко-культурного наследия областного и районного уровня;
учащиеся должны уметь:
- владеть технологией краеведческого поиска;
- работать со справочной и краеведческой литературой, архивными и музейными материалами;
- использовать опыт публичных выступлений;
- разрабатывать и проводить экскурсии по краеведческим объектам;
- организовать жизнедеятельность в подходных условиях;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения курса;
- приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию своего района;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации, форм ее представления, собственных наблюдений;
Основные критерии оценки.
- отзывы о воспитании родителей педагогов;
- наличие качественно разработанного творческого проекта (реферат, разработанная и проведённая учеником экскурсия, отчёт о походе);
- результаты наблюдения за поведением учащихся в походах и экскурсиях;
- степень активности и выполнение обязанностей в период изучения курса;
- результативность участия в общественно-полезном труде по сохранению историко-культурного наследия города;
- интерес к жизни города, интерес к чтению краеведческой литературы;
- наличие оформленного краеведческого материала;
- сохранность контингента учащихся в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-73436-1547191283.jpg)
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""
Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/09/picture-99246.jpg)
Программа дополнительного образования кружка "Краеведение" для 6- 10 классов
Пояснительная записка Стандартизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонент...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/20/picture-184026-1358696041.jpg)
ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»
«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-185498-1360508339.jpg)
Программа дополнительного образования "Краеведение" "ЗУБР"
Программа дополнительного образования "Краеведение "ЗУБР" (туристско-краеведческое направление). Срок реализации 3 года. Да так, то урагану не сломать!Сегодня время каждому пришлоО жизни предков ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-543117-1418055445.jpg)
Программа дополнительного образования "Краеведение"
Программа дополнитльного образования реализуется на основе метода проектно-исследовательской деятельности учащихся и может быть использована условиях ФГОС во внеурочке....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/04/picture-754241-1662296117.jpg)
Программа дополнительного образования «Краеведение ЯНАО»
Программа построена с учётом интеграции содержания физической, экономической и социальной географии.Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-508592-1430076274.jpg)
Программа дополнительного образования Краеведение.
Программа ориентирована на средний возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей.Методика работы с детьми младшего возр...