Программа дополнительного образования "Историческое краеведение"
рабочая программа

Файзрахманова Нурия Сунгатулловна

Программа «Юный краевед» разработана на основе программы по краеведению «Дзержинск – наш дом», С.М.Шальнов, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной категории, г.Дзержинск. Которая ориентирует педагогов целиком на изучение истории родного края – Черноречья – г. Дзержиснка и его окрестностей.

Направленность изучаемого курса – туристко-краеведческая.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_yunyy_kraeved_istoricheskiy.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная  общеобразовательная школа № 25»

     Рекомендована                                                                                    Утверждена

педагогическим советом                                                  приказом директора МОУ «ООШ № 25»
МОУ «ООШ №25»                                                           г.Дзержинска Нижегородской области

г.Дзержинска Нижегородской области                          от

 протокол №     2019г.

Программа

дополнительного образования детей

объединение «Юный краевед»

(историческое направление)

Руководитель объединения

Файзрахманова Н. С.

Дзержинск

2019 г

Пояснительная записка

Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой только и может осуществляться духовный рост всего общества. Краеведение – это и школа знания, и школа воспитания культурой. Основа культуры – память, поэтому можно говорить о воспитании историей (Д.Лихачев).

Особенно ценно и важно знакомство детей с краеведными знаниями в юном возрасте. Они способствуют осуществлению связи обучения с жизнью, воспитанию нравственных качеств личности ребенка, активизация его познавательной деятельности, проф. ориентационной подготовке. Благодарные цели изучения родного края – верные и надежные попутчики педагога в развитии личности ребенка в условиях национально-религиозных традиций Нижегородского края в воспитании чувства личной сопричастности к историческому прошлому своей «малой» родины, приобщения к духовным ценностям, накопленным поколениями. Прошлое и настоящее всегда рядом. Изучение исторического прошлого своей «малой» родины во все времена служит воспитанию патриота, гражданина. При том программа следует совету великого педагога: сначала знакомить детей с положительным содержанием жизни, с тем, что лежит в основе её гармонии и единства, что дорого каждому человеку (К.Д.Ушинский).

Программа «Юный краевед» разработана на основе программы по краеведению «Дзержинск – наш дом», С.М.Шальнов, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной категории, г.Дзержинск. Которая ориентирует педагогов целиком на изучение истории родного края – Черноречья – г. Дзержиснка и его окрестностей.

Направленность изучаемого курса – туристко-краеведческая.

Программа предназначена для 7 класса.  

В основу программа «Юный краевед»  положены ряд педагогических идей, составляющих педагогическую целесообразность изучаемого курса:

- идея сотрудничества педагога и ученика на основе взаимного уважения и доверия;

- идея «погружения» в мир изучаемого эпохи посредством экскурсионных занятий;

- идея гуманизма;

- идея гармонизации;

- идея создания ситуации успеха;

- идея социализации;

- идея коллективности;

  • идея преемственности.

Цель курса

Воспитание гражданственности, духовности и патриотизма, развитие творческих способностей личности на основе историко-культурного наследия своего родного края – Черноречья – г.Дзержинска.

Задачи курса:

- накопление и формирование у детей познавательного, интеллектуального, эмоционального опыта на основе комплексного, систематизированного изучения историко-культурного населения родного города Дзержинска;

- накопление и развитие навыков учебно-исследовательской деятельности: методике сбора, отработке краеведческой информации, подготовки проектов, в т.ч. исследовательских и их защите, навыкам исследовательской работы, умением и навыкам начальной туристической подготовке, способствовать оздоровлению детей;

- развитие творческих способностей детей, их духовного мира, овладение коммуникативными качествами;

  • воспитание у детей потребности учебного интереса к историческому прошлому; к современной жизни города, воспитание стремления в настоящем и будущем к всемирной помощи в улучшении жизни города, бережного отношения к памяти о прошлом Дзержинска.    

Содержание программы  «Старое Черноречье и современный Дзержинск».

Тема 1.Вводная беседа.

Вызвать интерес детей к занятиям в объединение. Познакомить с программой и режимом занятий. Знакомство детей с историей деятельности объединения с 1984 г. События в кружке за время его существования. Перечень практических дел 6 походы, экспедиции. Программа работы объединения. Режим работы. Распределение обязанностей среди членов кружка. Правила поведения. Девиз, эмблема, групповая песня. Конкурс на лучший эскиз, эмблемы, девиз объединения. Требование техники безопасности: правила дорожного движения, правила поведения на льду, на воде и т.д.

Тема 2.Туристко-краеведческие возможности города Дзержинска и близлежащей территории.

Познакомить детей с богатыми экскурсионными возможностями города, его окрестностями. Обзор достопримечательных мест города, его окрестностей. Рассказ о примечательных местах в городе, его окрестностях: археологические, архитектурные, исторические, культуры, науки, природы.

Практическая работа. Составление плана-схемы экскурсионных объектов маршрута.

Тема 3.Археологические часы.

Познакомить детей с археологическим прошлым края. Усвоить правила безопасности проведения путешествия. Понятие об археологии

Характеристика археологических культур, открытых в нашей местности. Характерные особенности культур племен древних людей, населявших край. Обзор мест стоянок. Знакомство с историей археологических исследований, проводимых ранее. Местный археолог «первооткрыватель» Б.А.Сафонов.

Практическая работа. Зарисовка орнаментов керамики, характерной для данной местности. Фотографирование. Сбор материала для оформления паспорта археологического объекта. Практикум в отделе археологии краеведческого музея. Овладение первоначальными навыками жизнедеятельности в походных условиях. Установка палатки. Розжиг костра.

Тема 4.Волжский щит земли русской.

Дать представление о развитии Черноречья в далёком прошлом, неотъемлемой как части Нижегородского края. Краткая характеристика исторического развития края в XIII-XIV вв. Основание Н. Новгорода. Жизнь и деяния основателя города князя Юрия Всеволодовича. Коренное население края – угро-финские племена. Постепенно заселение междуречья Оки и Волги славянскими племенами.

Тема 5.История и легенды Дудина Амвросиева монастыря.

Изучение исторического прошлого древнейшего памятника истории края. Понятие о монашестве. Легенды о Дудине Амвросиеве монастыре. Их соответствие исторической действительности. Полное название монастыря и его разъяснение. Возведение первых каменных сооружений в монастыре. Деятельность монастыря и его роль в жизни и развитии Черноречья. Границы земельных владений монастыря. Экономическая деятельность. Закрытие обители в 1764 году. Дальнейшая судьба монастыря.

Тема 6.Черноречье в XVI-XVII вв. Жизнь чернореченцев в монастырской вотчин.

Познакомить детей с жизнью и бытом чернореченцев в монастырской вотчине. Старинные селения Черноречья, история их названий (легенды). Занятия чернорецких крестьян в монастырских вотчинах. Отношения чернореченцев с наместниками монастырей-вотчинников.

Тема 7.Монастырь Флорищева Успенская пустынь. История и современность.

Познакомить с историей основания флорищевой пустыни во второй половине 17 века.

История основания монастыря в глухих владимирских лесах, во второй половине 17 века. Становления обители. Жизненный подвиг настоятеля монастыря Иллариона. Подвижническая жизнь монахов. Строительство Успенского храма. Приезд в обитель царя Федора Алексеевича. Иконы Симона Ушакова. Монастырь – крупное хозяйство. Экономическая деятельность. Флорищева обитель – уникальный ансамбль 17-18 веков. Роль монастыря в жизни края. Влияние на развитие культуры, посвящения. Духовные и культурные ценности монастыря. Закрытие монастыря в 1918 году и его дальнейшая судьба.

Тема 8.Наш край в 18 веке. Развитие судостроения.

Развитие в крае судостроения. Закрытие Дудина монастыря, передача земель и крестьян Черноречья государству. Развитие отхожих промыслов. Основание в Черноречье судоверфей по строительству судов, предназначенных для «государева дела». Распространение в связи с этим новых кустарных промыслов: гвоздарного, производства канатов, веревок и т.д. Характеристика парусного грузового судна – расшивы. Расшива на Святом озере (легенда и реальность).

Тема 9.Жизнь и быт Черноречья в 19 веке.

Легенды и предания старого Черноречья. Жизнь и быт чернореченцев. Занятия и хозяйство, промыслы. Окские волгари. Культура и образование. Храмы Черноречья. Люди, прославившие край. Начало промышленных производств в Черноречье, Чернореченское купечество. Черноречье – «Нижегородская Ялта». Именитые дачники Черноречья. Тестирование. Конкурс знатоков прошлого Черноречья.

Тема 10.Рождение города Дзержинска.

Изучение материала о предпосылках строительства города, о начале его возведения. Предпосылки возведения города: Строительство в Черноречье в начале XX века химических завод. Экономические причины. Расширение производств в 20-е годы XX века. Появление множества рабочих посёлков, состоявших из бараков. Жизнь и быт рабочих. Объединение посёлков в Растяпинский район. Переименование посёлка Растяпино в п. Дзержинск. В 1930-й год – рождение города. Краткие биографические данные о Ф.Э. Дзержинском. Имена людей, стоявших у историков основания города.

Тема 11. Наш город в 30-е годы XX века.

Показать трудные годы рождения города. Трудности в возведении города. Быт рабочих. Индустриализация края. Строительство заводов: им. Свердлова, ЧХЗ. Выпуск новой химической продукции. «Белые» пятна в истории города: репрессии 37-ого года. Энтузиазм жителей молодого города. Культура города 30-х годов. Первые клубы, учреждения и т.д.

Тема 12.В грозные годы войны (1941-1945 гг.)

Показать трудовые и ратные подвиги дзержинцев в годы Великой Отечественной войны. Жизнь города в годы войны. Переход уклада жизни на военное положение. Выпуск военной продукции на заводах. Быт дзержинцев. Подвиги дзержинцев на фронте. Дзержинцы-Герои Советского Союза. Госпитали в городе. Мемориал на пл. Героев.

Тема 13. Организация и проведение однодневного похода.

Проверка знаний, умений, навыков, полученных учащимися в процессе обучения. Сбор краеведческого материала. Организация похода, расчет и закупка продуктов питания. Проверка и ремонт снаряжения. Распределение обязанностей в походе. Разработка маршрута. Оформление походных документов. Проведение родительского собрания. Правила

безопасности в походе. Прохождение маршрута. Практическое применение учащимися умений и навыков жизни в полевых условиях. Сбор краеведческого материала. По завершению похода – сдача снаряжения.

Тема 14. Оформление и защита проектов.

Проверка полученных учащимися знаний, навыка и умения. Оформление в графическом виде разработанных маршрутах краеведческих экскурсий по одному краю. Устная защита разработанных экскурсий. Проведение учащимися учебной экскурсии для детей. Разработка и текстовое оформление краеведческих викторин, конкурсов. Устная защита проектов. Оформление записей устной истории края для передачи записей в краеведческий музей.

Оформление альбома «Старое Черноречье».

Оформление фотовыставки «Наше Черноречье в далёком прошлом».

Оформление записей воспоминаний старожилов с целью передачи их краеведческий музей. Выставка новых поступлений – экспонатов в краеведческий музей.

Учебно – тематический план второго года обучения

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводная беседа. Организо-ванные вопросы. Программа. Режим занятий. Правила техники безопасности.

1

1

2

Туристско-краеведческие возможности родного края.

1

1

0

3

Археологические часы.

2

1

1

4

Волжский щит земли русской. Основание Н.Новгорода.

2

2

0

5

История и легенды Дудина Амвросиева монастыря.

2

1

1

6

Наш край в XVI-XVII вв. Жизнь в монастырской вотчине.

1

1

-

7

Фролище монастырь. Быль и легенды.

1

1

-

8

Наш край в XVIII веке. Развитие судостроения.

3

1

2

9

Черноречье в XIX веке.

4

2

2

10

Топонимика наших поселков.

1

1

0

11

Рождение города: от Растяпино до Дзержинска.

2

1

1

12

Рождение города: от Растяпино до Дзержинска.

1

1

0

13

В грозные годы войны (1941-1945 гг.)

2

1

1

14

Дзержинск до 1990 – х годов

2

1

1

15

Современный Дзержинск

2

2

0

16

Население города Дзержин-ска и близлежащей территории

2

1

1

17

Дзержинск – город химиков.

2

1

1

18

Оформление и защита творческих проектов.

2

2

19

Организация и проведение однодневного похода.

1

-

1

Итого:

34

Примерная тематика экскурсий и походов

Название

Место

1

Археологическое путешествие в каменный век.

Краеведческий музей

г. Дзержинск.

2

Волжская крепость

Нижний Новгород

3

Чудесное превращение на озере Святом

П. Бабушкино

4

По следам легенд и преданий старого Жёлнина

П. Желнино

5

Тайна исчезнувшего села

Бывшее село Чёрное

п. Дачный

6

Здесь наш дом, здесь его начало

Пос.Бабино, Колодкино, Петряевка

7

Однодневные туристский поход.

Методическое обеспечение дополнительной программы

Раздел, тема

Форма занятий

Приемы и методы

Методический материал

Техническое осна-щение

Форма подведения итогов

1

Вводная беседа

Учебное занятие

Беседа, рассказ, экскурсия

Фотографии, альбом

Диспут

2

Туристско-краеведческие воз-можности родного края.

Учебное занятие, практи-кум

Беседа, рассказ, демонстрац-ия

Фотографии, альбом, рисунки, слайды

компьютер

Викторина

3

Археоло-гические часы

Учебное занятие, практи-кум

Беседа, рассказ, демонстрац-ия

Фотографии, иллюстрации книг

Бумага, карандаш

Оформление паспо-ртаэкскур-сионногообъекта

4

Волжский щит земли русской. Основание Н.Новго-рода

Учебное занятие

Беседа, рассказ, показ

Работа с книгами, автобусная экскурсия

Оформление альбома

5

История и легенды Дудина Амвросии-евамонас-тыря

Учебное занятие

Беседа, рассказ

Работа с книгами

Слайды, видео-фильм

Оформле-ние пас-порта экс-курсионно-го объекта

6

Наш край в 16-17веках. Жизнь мо-настырской вотчине.

Учебное занятие, экскурсия

Беседа, рассказ

Иллюстрационный материал из книг

Фотокамера

Викторина

7

Флорищев монастырь. Быль и легенды.

Учебное занятие, экскурсия

Беседа, рассказ

Видео-фильм

Видео-проектор

Оформле-ниепаспо-рта экскур-сионного объекта

8

Наш край в 18 веке. Развитие судострое-ния

Учебное занятие, экскурсия

Беседа, рассказ

Иллюстрации книг, экспонатов краеведческого музея

Конкурс на лучшего знатока истории

9

Черноречье в 19 веке.

Учебное занятие

Беседа, рассказ

Фотогра-фии, видео-сюжеты, экспонаты из музея

Видеопроектор

Тестирование, реферат

10

Топонимика наших поселков.

Учебное занятие

Беседа, рассказ,

Фотогра-фии, видео-сюжеты,

Видеока-мера,фотокамера

11

Рождение города: от Растяпино до Дзержинска.

Учебное занятие, виртуальная экскурсии

Беседа, рассказ

Компьютер

Защита реферата

12

Наш город в 30-е года XX века

Учебное занятие

Беседа, рассказ

Фотогра-фии, книги

13

В грозные годы войны (1941-1945 гг.)

Учебное занятие,

Беседа, рассказ

Фотогра-фии, видео-сюжеты

Компьютер

Защита реферата

14

Дзержинск до 1990 – х годов

Учебное занятие

Беседа, рассказ

Фотогра-фии

15

Современ-ныйДзер-жинск

Учебное занятие, экскурсия

Беседа, рассказ, показ

Фотогра-фии, видео-сюжеты

Компьютер

Защита реферата

16

Население города Дзержин-ска и близ-лежащей территории

Учебное занятие

Беседа, рассказ

Статистич. материал

17

Дзержинск – город химиков.

Учебное занятие, экскурсия

Беседа, рассказ

Статистич. Материал, журналы

Защита презентации

18

Оформление и защита реферата

Учебное занятие

Беседа, рассказ

Фотографии

Бумага, альбомы, карандаши

Защита реферата

19

Организация и прове-дениеднев-ногопуте-шествия

Экскурсия

Поход

Ожидаемый  результаты после прохождения курса « Юный краевед»:

учащиеся должны знать:

  • историческое прошлое старого Черноречья;
  • историю строительства города;
  • становление в нём культуры, образования;
  • технологию поисковой работы;
  • правила поведения и организации жизнедеятельности в походных условиях;
  • основные географические понятия и термины;
  • особенности географического положения, природы, населения родного края;
  • природные  и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные  территории своего края;
  • объекты историко-культурного наследия областного и районного уровня;

учащиеся должны уметь:

- владеть технологией краеведческого поиска;

- работать со справочной и краеведческой литературой, архивными и музейными материалами;

- использовать опыт публичных выступлений;

- разрабатывать и проводить экскурсии по краеведческим объектам;

- организовать жизнедеятельность в подходных условиях;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения курса;

- приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию своего  района;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации, форм ее представления, собственных наблюдений;

Основные критерии оценки.

- отзывы о воспитании родителей педагогов;

- наличие качественно разработанного творческого проекта (реферат, разработанная и проведённая учеником экскурсия, отчёт о походе);

- результаты наблюдения за поведением учащихся в походах и экскурсиях;

- степень активности и выполнение обязанностей в период изучения курса;

- результативность участия в общественно-полезном труде по сохранению историко-культурного наследия города;

- интерес к жизни города, интерес к чтению краеведческой литературы;

- наличие оформленного краеведческого материала;

- сохранность контингента учащихся в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Литературное краеведене. Сказочный мир Лапландии""

Программа способствует воспитанию чувства патриотизма, учитывает региональный компонент. Основу составляет творческая деятельность обучающихся....

Программа дополнительного образования кружка "Краеведение" для 6- 10 классов

Пояснительная записка Стандартизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья потребовала разработки и внедрения в базисные учебные планы национально-регионального компонент...

ПРОГРАММА дополнительного образования детей по краеведению «История нашего города»

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто утратил её или вернулся на родину после долгого отсутствия» Ф. Гансберг...

Программа дополнительного образования "Краеведение" "ЗУБР"

Программа дополнительного образования "Краеведение "ЗУБР" (туристско-краеведческое направление). Срок реализации 3 года. Да так, то урагану не сломать!Сегодня время каждому пришлоО жизни предков ...

Программа дополнительного образования "Краеведение"

Программа дополнитльного образования реализуется на основе метода проектно-исследовательской деятельности учащихся и может быть использована условиях ФГОС во внеурочке....

Программа дополнительного образования «Краеведение ЯНАО»

Программа построена с учётом интеграции содержания физической, экономической и социальной географии.Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведче...

Программа дополнительного образования Краеведение.

Программа ориентирована на средний возраст детей с учетом их психологического и физического развития. Группы комплектуются с учетом возрастных особенностей детей.Методика работы с детьми младшего возр...