Патриотическое воспитание школьников с ОВЗ в специальной коррекционной школе I - II вида.
методическая разработка

Патриотическое воспитание школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_m.o.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №27» г. Пятигорска

Патриотическое воспитание

школьников  с ОВЗ

в специальной коррекционной школе I – II вида.

Воспитатель: Балабанова Т.В.

Пятигорск 2020 г.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина».

Патриотическое воспитание сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Это воздействие на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний.

Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Особенностью проявления патриотизма является то, что нравственный опыт ограничен рамками той практической деятельности, в которую они включаются (общение с детьми и взрослыми, труд). В процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. У учащихся педагоги формируют представления о человеке, как о главной ценности общества, дают им начальные сведения о Конституции, правах человека и ребенка.

Важную роль играет и формирование понятия о своей малой родине (город, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения. У учащихся младшего школьного возраста складываются базовые представления о «большом» и «малом» социумах, своем месте в них.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего «Я» как гражданина, патриота, Человека.

Патриотическое воспитание осуществляется как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности. Этот процесс предполагает включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

Патриотизм как общечеловеческая ценность для каждого конкретного школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.

Сегодня общество особенно волнует проблема воспитания молодежи в духе патриотизма, и наличие данной проблемы привело к интенсивному поиску пути ее решения.

Свидетельство тому, является то, что государство уделяет серьезное внимание формированию патриотизма у школьников; что нашло отражение в ряде норм и законодательных систем.

В школе ведется работа, которая включает в себя следующие компоненты:

- гражданско-патриотический;

- героико-патриотический;

- военно-патриотический.

Как правило, план патриотического воспитания разрабатывается на весь учебный год.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

- изучение основных положений Конституции на фоне исторического развития промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры;

- знакомство с вопросами государственной и общественной жизни страны.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан страны.

Во внеурочной проводятся информационные часы, тематические линейки, разнообразные проекты, акции , участие в экскурсиях по историческим местам и т. п.

Одним из наиболее убедительных приемов воспитания гражданских чувств является ознакомление учащихся с бесценными документами - письмами, дневниками, воспоминаниями участников тех или иных событий. Эти свидетельства передают сокровенные мысли людей, их чувства, переживания, надежды, они оказывают действенное влияние на современную молодежь. Поэтому при проведении воспитательного мероприятия можно использовать краеведческий материал - письма с фронта, из партизанских отрядов, написанные в годы Великой Отечественной войны.

Героико-патриотическое воспитание - это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Можно использовать  разнообразные формы:

- организация походов и экскурсий;

- проведение тематических выставок;

- встречи с ветеранами войны и труда, выпускниками, сотрудниками МЧС .

Военно-патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества.

Патриотизм применительно к школьнику определяется,  как потребность участвовать во всех делах на благо школы, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности ребенка, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, также через различные виды детской деятельности – сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, творческие рассказы, оформление выставок рисунков и плакатов, бесед, игр-драматизаций.

Конечно, в одном мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно.

        Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. В результате педагогической работы, ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.

Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от себя зависящее, для развития России.

И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

"Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

Данный проект предусматривает   развитие связей с социумом  в целях создания  условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников   специальной (коррекционной) школы 8 в...

Формирование патриотического воспитания у младших школьников с ОВЗ в специальной коррекционной школе VIII вида.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Формирование читательского интереса у младших школьников в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями д...