«На старте профессий» (личностно-профессиональное сопровождение воспитанников)
проект (9, 10, 11 класс)

Кофанова Яна Юрьевна

Учитывая возрастные особенности подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «На старте профессий», который предлагается воспитанникам, проживающим в ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС», учащимся 9-11  классов.

Проект «На старте профессий» предполагает разработку индивидуально-профессиональных маршрутов, что является  его главным достоинством.

 Таким образом, необходимо выделить ключевые условия для формирования индивидуально-образовательного маршрута выпускника:

  • соблюдение  основных подходов и принципов профориентационной поддержки;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей;
  • оказание  своевременной помощи и поддержки;
  • применение активных форм и методов профориентирования на практике;
  • учет вариативности направлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa.docx17.14 КБ
Файл proekt.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Какую профессию ты собираешься избрать?

Где можно получить  эту профессию?

 В чем заключается работа?

Продолжительность рабочего дня и времени работы?

Оплата труда?

Где еще можно работать, имея такую профессию?

(каковы возможности данной профессии)

Какова потребность на рынке труда?

Какими качествами характера нужно обладать для успешной реализации себя в

труде?

Возможен ли профессиональный рост и дальнейшее повышение квалификации?

Где готовят специалистов этой профессии.

ФИО участника ______________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ,

ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5

Тел: (41145)   329-52.

Факс:  (41145)329-52

E-mail: aldan_detdom@mail.ru

Личностно-профессиональное сопровождение воспитанников в рамках

проекта «На старте профессий»

Проект подготовили

педагоги высшей категории:

Кофанова Я.Ю.,

Никаненкова О.М.,

Алдан 2021 г.

Актуальность проекта  

«Кем быть?» - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Не растеряться, правильно сориентироваться, понять себя,  найти своё место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь найти своё место в жизни – это главная задача работы в  профессиональном ориентировании.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом для которого характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

Учитывая возрастные особенности подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «На старте профессий», который предлагается воспитанникам, проживающим в ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС», учащимся 9-11  классов.

Проект «На старте профессий» предполагает разработку индивидуально-профессиональных маршрутов, что является  его главным достоинством.

 Таким образом, необходимо выделить ключевые условия для формирования индивидуально-образовательного маршрута выпускника:

  • соблюдение  основных подходов и принципов профориентационной поддержки;
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей;
  • оказание  своевременной помощи и поддержки;
  • применение активных форм и методов профориентирования на практике;
  • учет вариативности направлений.  

Вышеуказанные условия  дают основание утверждать о формирование профориентационной компетентности  обучающихся, которая  выражается в грамотно выстроенном  индивидуально-профессиональном  маршруте.

Цель: формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере, формирование адекватного представления воспитанников о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда.

Задачи:

  1. Изучение психологических особенностей путем самодиагностики;
  2. Разработка индивидуально- профессиональных  маршрутов и их реализация;
  3. Участие в Бизнес-встречи   «На старте профессий».

Этапы проекта:

  1. Организационный: создание нормативно-правовой базы, выявление интересов воспитанников,  тестирование-анкетирование.
  2. Подготовительный: налаживание связей с наставниками по профессиональной деятельности, составление индивидуальных маршрутов, графиков выездов, встреч, планирование работы.
  3. Практический: работа по индивидуальным маршрутам.

  1. Аналитический: подведение итогов (рефлексия, осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении).

Ресурсы проекта

Нормативно-правовую основу профессионально ориентационной работы в ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС» составляют следующие документы:

Конвенция ООН «О правах ребенка»;

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481

"О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";

Устав ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС».

Медиаресурсы: интернет – как источник необходимой информации; Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования, оформления, систематизации информации.

Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и оборудование.

Кадровые: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования учреждения, педагог-психолог.

Партнёры

Бизнес-инкубатор, привлеченные специалисты-наставники, индивидуальные предприниматели.

Целевая аудитория

Воспитанники учащиеся в 9-11 классов, проживающие в ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС».

Ожидаемые результаты:

- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;

- психологическая готовность к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности воспитанника.

Перспективы

Данный проект направлен на разработку системы профессионально ориентационной работы с воспитанниками-выпускниками, так как именно в этом они особо нуждаются.

Особенностью данного проекта является личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику (индивидуально-профессиональный маршрут),  вовлечения педагогов дополнительного образования и успешных предпринимателей города в   профессионально ориентационную деятельность.

Перспективой данного проекта является – создание центра профессионально ориентационной работы на базе учреждения, привлечение еще большего количества воспитанников, результативное участия воспитанников в мероприятиях различного уровня.

Данный педагогический опыт опубликован на сайтах: http://www.

В настоящее время нами отправлен материал «…..» для публикации в научно - методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание». Планируется издание материалов эффективного опыта профессионально ориентационной работы.

Список литературы

1. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М. 2002.

-педагогические исследования. Барнаул. 1997. С. 56–58.

2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара. 1998. 672 с.

3. Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред.

А.Д. Сазонова. М.: Просвещение. 1988. 223 с.

4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. М. 2002. 400 с.

5. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность / Н.С. Пряжников // Школьный психолог. 2003. №4. С. 12–13.

6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.

7. Климова дописать…