«На старте профессий» (личностно-профессиональное сопровождение воспитанников)
проект (9, 10, 11 класс)
Учитывая возрастные особенности подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «На старте профессий», который предлагается воспитанникам, проживающим в ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС», учащимся 9-11 классов.
Проект «На старте профессий» предполагает разработку индивидуально-профессиональных маршрутов, что является его главным достоинством.
Таким образом, необходимо выделить ключевые условия для формирования индивидуально-образовательного маршрута выпускника:
- соблюдение основных подходов и принципов профориентационной поддержки;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- оказание своевременной помощи и поддержки;
- применение активных форм и методов профориентирования на практике;
- учет вариативности направлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa.docx | 17.14 КБ |
proekt.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Какую профессию ты собираешься избрать? | |
Где можно получить эту профессию? | |
В чем заключается работа? | |
Продолжительность рабочего дня и времени работы? | |
Оплата труда? | |
Где еще можно работать, имея такую профессию? (каковы возможности данной профессии) | |
Какова потребность на рынке труда? | |
Какими качествами характера нужно обладать для успешной реализации себя в труде? | |
Возможен ли профессиональный рост и дальнейшее повышение квалификации? | |
Где готовят специалистов этой профессии. |
ФИО участника ______________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ И ДЕТЯМ,
ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
678900, РС (Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5
Тел: (41145) 329-52.
Факс: (41145)329-52
E-mail: aldan_detdom@mail.ru
Личностно-профессиональное сопровождение воспитанников в рамках
проекта «На старте профессий»
Проект подготовили
педагоги высшей категории:
Кофанова Я.Ю.,
Никаненкова О.М.,
Алдан 2021 г.
Актуальность проекта
«Кем быть?» - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Не растеряться, правильно сориентироваться, понять себя, найти своё место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь найти своё место в жизни – это главная задача работы в профессиональном ориентировании.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом для которого характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.
Учитывая возрастные особенности подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «На старте профессий», который предлагается воспитанникам, проживающим в ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС», учащимся 9-11 классов.
Проект «На старте профессий» предполагает разработку индивидуально-профессиональных маршрутов, что является его главным достоинством.
Таким образом, необходимо выделить ключевые условия для формирования индивидуально-образовательного маршрута выпускника:
- соблюдение основных подходов и принципов профориентационной поддержки;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- оказание своевременной помощи и поддержки;
- применение активных форм и методов профориентирования на практике;
- учет вариативности направлений.
Вышеуказанные условия дают основание утверждать о формирование профориентационной компетентности обучающихся, которая выражается в грамотно выстроенном индивидуально-профессиональном маршруте.
Цель: формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере, формирование адекватного представления воспитанников о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда.
Задачи:
- Изучение психологических особенностей путем самодиагностики;
- Разработка индивидуально- профессиональных маршрутов и их реализация;
- Участие в Бизнес-встречи «На старте профессий».
Этапы проекта:
- Организационный: создание нормативно-правовой базы, выявление интересов воспитанников, тестирование-анкетирование.
- Подготовительный: налаживание связей с наставниками по профессиональной деятельности, составление индивидуальных маршрутов, графиков выездов, встреч, планирование работы.
- Практический: работа по индивидуальным маршрутам.
- Аналитический: подведение итогов (рефлексия, осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении).
Ресурсы проекта
Нормативно-правовую основу профессионально ориентационной работы в ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС» составляют следующие документы:
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481
"О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей";
Устав ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС».
Медиаресурсы: интернет – как источник необходимой информации; Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования, оформления, систематизации информации.
Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и оборудование.
Кадровые: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования учреждения, педагог-психолог.
Партнёры
Бизнес-инкубатор, привлеченные специалисты-наставники, индивидуальные предприниматели.
Целевая аудитория
Воспитанники учащиеся в 9-11 классов, проживающие в ГКУ РС (Я) «Алданский ЦПДС».
Ожидаемые результаты:
- формирование мотивов осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии;
- психологическая готовность к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности воспитанника.
Перспективы
Данный проект направлен на разработку системы профессионально ориентационной работы с воспитанниками-выпускниками, так как именно в этом они особо нуждаются.
Особенностью данного проекта является личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику (индивидуально-профессиональный маршрут), вовлечения педагогов дополнительного образования и успешных предпринимателей города в профессионально ориентационную деятельность.
Перспективой данного проекта является – создание центра профессионально ориентационной работы на базе учреждения, привлечение еще большего количества воспитанников, результативное участия воспитанников в мероприятиях различного уровня.
Данный педагогический опыт опубликован на сайтах: http://www.
В настоящее время нами отправлен материал «…..» для публикации в научно - методическом журнале «Дополнительное образование и воспитание». Планируется издание материалов эффективного опыта профессионально ориентационной работы.
Список литературы
1. Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. М. 2002.
-педагогические исследования. Барнаул. 1997. С. 56–58.
2. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара. 1998. 672 с.
3. Профессиональная ориентация учащейся молодежи / Под ред.
А.Д. Сазонова. М.: Просвещение. 1988. 223 с.
4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. М. 2002. 400 с.
5. Пряжников Н.С. Школьная профориентация: мечты и реальность / Н.С. Пряжников // Школьный психолог. 2003. №4. С. 12–13.
6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.
7. Климова дописать…