Войною прерванное детство
план-конспект

Внеклассное мероприятие "Войною прерванное детство". Общешкольное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voynoyu_prervannoe_detstvo.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Вступительное слово учителя. (Слайд 1-2)

 

Ведущий 1.  (Слайд 3.) 

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка - их кров.

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм , и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей.

Ведущий 2. - Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины

Ведущий 3.- И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война.

Ведущий 4. - Эта война, самая народная и поистине священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.

Ведущий 1. - Еще живут на свете люди, которые преподали этот рок всему человечеству.

Ведущий 2. - Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые бесхитростные рассказы о тех временах…

Ведущий 3. - Тем, чье детство опалено огнем Великой Отечественной Войны посвящается…

Звучит песня «Дети войны».

Мальчик . (Слайд 4.)

           Его я узнал не из книжки –

                      Жестокое слово – война!

                      Прожекторов яростной вспышкой

                      К нам в детство ворвалась она.

                              Смертельными тоннами стали,

                              Сиреной тревоги ночной.                                

                              В те дни мы войну не играли –

                              Мы просто дышали войной.

Девочка.       

   А мы не стали памяти перечить.

                       И, вспомнив, дни далекие, когда

                       Упала нам на слабенькие плечи

                       Огромная не детская беда.

                               Была беда и жесткой и метельной,

                               Была судьба у всех людей одна,

                               У нас и детства не было отдельно,

                               А были вместе детство и война.

Мальчик.     (Слайд 5.)

    И нас большая Родина хранила,

                         И нам Отчизна матерью была.  

                         Она детей от смерти заслонила,

                         Своих детей от смерти сберегла.

                                 Года пройдут, но эти дни и ночи

                                 Придут не раз во сне тебе и мне.

                                 И пусть мы были маленькими очень,

                                 Мы тоже победили в той войне.    

Ведущий 4.  (слайд 6.)

 Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает».  Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей,  и  голодом, и страхом, и безотцовщиной.

Ведущий 1.   (Слайд 7.)

Конечно, историки могут скурпулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином  сражении, число сожженных деревень,  разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный  ботинок, глядя на трупы своих родных.

Ведущий 2.  (Слайд 8.)

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли  понять,  увидеть, запомнить дети войны?» Много. Об этом смогут рассказать они сами.

             --------------------------------------------------------------------------------          

  Сценка:          (выходят мальчик и девочка)

Девочка.  Осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба...

Мальчик. Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите, сына уведите,  чтоб не смотрел…

Девочка.   Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза: «Ира, мне надо тебе рассказать…»

                   – Мама, я не хочу…– мне казалось, что, если она мне скажет то, что хочет, она  умрет…

Мальчик.  Не прячьте мою маму в яму, она проснется, и мы с ней пойдем домой…

Девочка. Отца вытолкнули на улицу, я бежала за ним по снегу босиком и кричала:   «Папочка, папочка…» А бабушка причитала дома: «Где же Бог, куда он   прячется?»  Бабушка не смогла пережить такое горе, плакала все тише и тише и  через две недели умерла на печке, а рядом спала я и обнимала ее, мертвую. В доме больше никого не осталось.

Мальчик.    Мы – маленькие очевидцы,

                      Последние из могикан,

                      Нам до си пор тревога снится,

                      И до сих пор отбой не дан.

                      Из теплой, полной снов постели,

                      Из комнат, где цвели цветы,

                      В бомбоубежища и щели

                      Мы ночью с бабушками шли.

  Девочка.   Мы слез тогда уже не лили,

                      Мы знали вкус полынь-травы.

                      И с вами всю беду делили,

                      Как с нами хлеб делили вы.

                      Но что же, мы зато узнали,

                      Что значит выжить в трудный год,

                      Что значит – .Родина за нами

                      И что такое наш народ.

--------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 3.  (Слайд 9)

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных  городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

1 чтец.    (Слайд 10.)

Четыре года было мне

                 В тот страшный день и час,

                 Когда в июньской тишине

                Он шел убить всех нас.

                Он шел, сжигая города,

                Осатаневший зверь.

                И трудно виделось тогда

                Далекое теперь.

                Года немыслимых атак

                Еще пройти суметь!

                Так далеко стоял рейхстаг…

                И очень близко смерть…

Ведущий 4. (Слайд 11) (на фоне музыки)

Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей.

Мальчик.  

В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпиталь. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

Девочка.  (Слайд 12.)

И вдруг война, страшная война. А мне – 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших, за слезы матерей, детей. Я испытала и страх и ужас, в плену прошла моя юность.

Мальчик.  

Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было 9 с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й Армии…

4 чтец.   (Слайд 13.)

                Память, стой, замри – это надо!

                 То из жизни моей, не из книжки!

                 Из блокадного Ленинграда

                 Привезли седого мальчишку…

                      Я смотрела на чуб с перламутром

                      И в глаза его очень взрослые!

                      Среди нас он был самым мудрым,

                      Поседевший от горя, мальчишка-подросток.

Ведущий 1.  Дети блокадного Ленинграда…  Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза.

Ведущий 2.  «Ленинградские дети»…  Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали.

Девочка. (Слайд 14.)     (за кадром)

Я к ним подойду. Одеялом укрою,

                     О чем-то скажу, но они не услышат.

                     Спрошу, не ответят…

                     А в комнате трое,

                     Нас в комнате трое, но двое не дышат.

                    Я знаю не встанут. Я все понимаю…

                     Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Ведущий 3.  Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Мальчик.  Девчонка руку протянула

                   И головой упала на край стола.

                    Сначала думали: уснула,                                

                    А оказалось, умерла.

              Никто не обронил ни слова,

              Лишь хрипло сквозь метельный стон

              Учитель выдавил,

              Что снова занятья после похорон.

                     Под шелестом   опущенных знамен

                     Лежат бок о бок дети и солдаты.

                     На пискаревских плитах  нет имен,

                     На пискаревских плитах только даты.

              Год сорок первый…

              Год сорок второй…

              Полгорода лежит в земле сырой.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Сценка 2.  (Девочка, закутанная в шарфы, платки, выходит на передний план, собирает дрова.) (Слайд 15)

Девочка. Закончились у нас дрова, и я ходила  по дворам и потихоньку собирала щепки, досточки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричал. Ну, иногда где-то щепку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревочку – носила я веревочку с собой – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…

Во время слов девочки вперед выходит бабушка, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу.

Бабушка. Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтоб фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодные умрем.

Бабушка гладит девочку по голове и осторожно разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него. Девочка прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям.

Девочка.  И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой рукой и прижимая их к груди)

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 4.  (Слайд 16.)

Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

   (Слайд 17.)

Из воспоминаний очевидцев. В Саласписском лагере военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым небом. Когда мороз сковал землю, люди стали прятаться в вырытых в земле ямах , тесно прижимаясь друг к другу. Многие умирали от голода… На территории концлагеря были построены стационарные виселицы, которые находились недалеко от здания комендатуры, из которой можно было смотреть «спектакль», что и делали не только представители «высшей расы» в блестящих кожаных сапогах, но и дамы в шляпах и белых перчатках. Последнее судорожное содрогание тел, раскачивание трупов на ветру – варвары наблюдали за всем этим, словно за выступлением гимнастов в цирке.

     (Слайд 18.) Маленьких зачастую убивали просто палкой, чтобы зря не расходовать патроны. Часть детей, отнятых у матерей, умерли от дифтерии. Случалось, дети умирали от кислоты, которой травили блох в бараках.

Звучит фрагмент песни «Саласпилс».                    

Ведущий 1.  (Слайд 19.) Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую толику того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации.

Девочка.  (Слайд 20.)  Мы жались к матерям. Они не всех убивали: не всю деревню. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили: детей – отдельно, и родителей – отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы… Я просилась и кричала. Как-то  меня к ней пропустили. Она увидела и кричит: «Это не моя дочь! Это не моя…» Куда-то меня оттащили. И я видела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума. Как рассказать, что я пережила?

Мальчик.  (Слайд 21.) Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.

Девочка. Я видела, как у матерей штыками выбивали детей из рук и бросали в огонь.

Мальчик. Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белым, а она вся была черная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

Чтение стихотворения Муса Джалиля «Варварство» (Слайд 22.) (Слайд 23.)

Они с детьми погнали матерей

     И яму рыть заставили, а сами

     Они стояли, кучка дикарей,

     И хриплыми смеялись голосами.

     У края бездны выстроили в ряд

     Бессильных женщин, худеньких ребят.

     Пришел хмельной майор и медными глазами

     Окинул обреченных... Мутный дождь

     Гудел в листве соседних рощ

     И на полях, одетых мглою,

     И тучи опустились над землею,

     Друг друга с бешенством гоня...

     Нет, этого я не забуду дня,

     Я не забуду никогда, вовеки!

     Я видел: плакали, как дети, реки,

     И в ярости рыдала мать-земля.

     Своими видел я глазами,

     Как солнце скорбное, омытое слезами,

     Сквозь тучу вышло на поля,

     В последний раз детей поцеловало,

     В последний раз...

     Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

     Он обезумел. Гневно бушевала

     Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

     Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

     Он падал, издавая вздох тяжелый.

     Детей внезапно охватил испуг,--

     Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

     И выстрела раздался резкий звук,

     Прервав проклятье,

     Что вырвалось у женщины одной.

     Ребенок, мальчуган больной,

     Головку спрятал в складках платья

     Еще не старой женщины. Она

     Смотрела, ужаса полна.

     Как не лишиться ей рассудка!

     Все понял, понял все малютка.

     -- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

     Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

     Дитя, что ей всего дороже,

     Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

     Прижала к сердцу, против дула прямо...

     -- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

     Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

     И хочет вырваться из рук ребенок,

     И страшен плач, и голос тонок,

     И в сердце он вонзается, как нож.

     -- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

     вольно.

     Закрой глаза, но голову не прячь,

     Чтобы тебя живым не закопал палач.

     Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

     И он закрыл глаза. И заалела кровь,

     По шее лентой красной извиваясь.

     Две жизни наземь падают, сливаясь,

     Две жизни и одна любовь!

     Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

     Заплакала земля в тоске глухой,

     О, сколько слез, горячих и горючих!

     Земля моя, скажи мне, что с тобой?

     Ты часто горе видела людское,

     Ты миллионы лет цвела для нас,

     Но испытала ль ты хотя бы раз

     Такой позор и варварство такое?

     Страна моя, враги тебе грозят,

     Но выше подними великой правды знамя,

     Омой его земли кровавыми слезами,

     И пусть его лучи пронзят,

     Пусть уничтожат беспощадно

     Тех варваров, тех дикарей,

     Что кровь детей глотают жадно,

     Кровь наших матерей...

2 чтец.  (Слайды 24-25.) Сыны полка… Голодных и промерзших, их привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлебкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Чаще всего мальчишки молчали. Их все-таки отправляли. Но через неделю-другую они снова появлялись в соседнем подразделении. Многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции.

3 чтец.  (Слайд 26 -27)

                 Горнили к бою трубы полковые.

                Военный гром катился над страной.

                Вставали в строй мальчишки боевые                                      

                На левый фланг, в солдатский строй.

           Великоваты были им шинели,

           Во всем полку сапог не подобрать,

           Но все равно в бою они умели

           Не отступать и побеждать.

                Жила в сердцах их взрослая отвага,

                В 12 лет по-взрослому сильны,

                Они дошли с победой до рейхстага –

                Сыны полков своей страны.

Звучит песня «Помните» (на экране мелькают слайды 28-47)

 

Объявляется минута молчания. (слайды 48-49)

1 чтец.  (Слайд 50.)

              Пусть дети повсюду встречают рассвет

                Улыбкою ясной, спокойной.

                Давайте же скажем все вместе – нет!

                Нет, нет, нет!

                Нет – грабительским войнам.

2 чтец. (Слайд 51)

                 Чтоб снова на земной планете

               Не повторилось той зимы,

               Нам нужно, чтобы наши дети

               Об этом помнили, как мы!

                       Я не напрасно беспокоюсь, –

                       Чтоб не забылась та война:

                       Ведь эта память – наша совесть.

                       Она, как сила, нам нужна…

Выходят дети с плакатами.

  – Я нарисую яркое солнце!

  – Я нарисую синее небо!

  – Я нарисую свет в оконце!

  – Я нарисую колосья хлеба!

  – Мы нарисуем осенние листья,

     Школу, ручей, друзей беспокойных.

     И зачеркнем нашей общей кистью

     Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

2 Ведущий. Поднимите рисунки выше,

                  Чтоб все их видеть могли,

                  Чтобы всем был сегодня слышен

                  Голос юных граждан Земли.  

Исполняется песня «Не отнимайте солнце у детей»

Дети войны...
Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны...
В сердце маленьком горе бездонное.

В сердце, словно отчаянный гром,
Неумолчный гремит метроном.
Неумолчный гремит метроном.

Дети войны
Набивались в теплушки открытые.
Дети войны
Хоронили игрушки убитые.

Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.

Вихрем огненным, черным вороном
Налетела нежданно беда,
Разбросала нас во все стороны,
С детством нас разлучив навсегда.
Застилала глаза ночь кромешная,
Падал пепел опять и опять,
Но спасением и надеждою
Нам всегда была Родина-мать.

Дети войны –
В городках, в деревеньках бревенчатых...
Дети войны,
Нас баюкали добрые женщины...

Буду помнить я тысячи дней
Руки близких чужих матерей.
Руки близких чужих матерей.

Дети войны,
Стали собственной памяти старше мы.
Наши сыны,
Этой страшной войны не видавшие,
Пусть счастливыми будут людьми!
Мир их дому!
Да сбудется мир!!

Мой старый дед говорил мне - помни

Что были в жизни людей годы

Когда в атаку бежали такие, как я

Восемнадцать годков войны!

Их души были прочней стали

Они в боях за Россию пали

Их память вечно хранит

Обелисков гранит

Сколько лет прошло с той весны,

Когда не стало войны

В моей огромной стране.

Сколько лет промчалось с тех пор

И только вечный костер мне говорит о войне

О войне.

Мой старый дед говорил мне - помни!

С небес на землю летели бомбы.

И разрывая сердца, звенели капли свинца.

Мой старый дед говорил мне - память!

Порою больно людей ранит.

Но помни не забывай

Тот самый радостный май

Сколько лет прошло с той весны,

Когда не стало войны

В моей огромной стране.

Сколько лет промчалось с тех пор

И только вечный костер мне говорит о войне

О войне.

Сколько лет прошло с той весны,

Когда не стало войны

В моей огромной стране.

Сколько лет промчалось с тех пор

И только вечный костер мне говорит о войне

Сколько лет прошло с той весны,

Когда не стало войны

В моей огромной стране.

Сколько лет промчалось с тех пор

И только вечный костер мне говорит о войне

О войне.

1. Один рассвет для всех

Горстями дарит солнце.

Наш звонкий детский смех

О души взрослых бьется.

Луч солнца из окна,

Что утром мирно светит,

Ты защити, страна,

Чтоб улыбались дети.

Припев:

Не отнимайте солнце у детей!

И жизнь Земли вовеки не прервется!

Чтоб над Землей звучало каждый день:

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет солнце!

2. Мы вырастем и все

Поможем вам исправить.

И крест ваш понесем,

И не порушим память.

Луч солнца из окна,

Что утром мирно светит,

Ты защити, страна,

Чтоб жили твои дети.

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий "Война опалившая детство"

70- летию победы  под  Москвой, посвящается...

войной украденное детство

Эта презентация об испытаниях, которые выпали на долю детей войны....

первая мировая война. Прерваный полёт

слайдовая презентация о российской авиации и авиаторах в годы первой мировой войны...

Классный час на тему "Зачем, ты, война, наше детство украла?"

Рассказать обучающимся - подросткам о детях войны, их сверстниках, о подвигах совершенных ими во время Великой Отечественной войны....

"Войной украденное детство"

Исследовательская работа о школе военного времени нашего поселка...

Классный час Война и детство несовместимы

Классный час Война и детство несовместимы...

Проект «Войной украденное детство…»

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников...