Проект «Войной украденное детство…»
проект (5 класс) на тему

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо  Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.

Важно подвести обучающихся к пониманию того, что  источник  Победы нашей страны  в Великой Отечественной войне – любовь к своей Отчизне. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Проведение традиционных мероприятий патриотической направленности не решает в полной мере  проблемы формирования патриотического сознания учащихся. Поэтому важную роль в нравственно-патриотическом воспитании   играют нестандартные, инновационные  формы работы, проводимые различными  творческими объединениями.

Данный проект «Войной украденное детство…»  разработан   для реализации в деятельности творческого объединения учащихся 5 класса «Огонёк»  в преддверии празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx47.34 КБ

Предварительный просмотр:

областное государственное казенное оздоровительное образовательное 
учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении,         «Санаторная школа-интернат»

Проект:

«Войной украденное детство…»

Авторы:

Лунякова Татьяна Сергеевна,

учитель географии и биологии, воспитатель;

Кокарева Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы;

Седой старик один живёт
С тобою рядом по соседству,
И живо всё в глазах его
Войной украденное детство…

Лика Крылатая

Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. Патриотическое воспитание детей и молодежи является духовно-нравственной основой общества, фактором сохранения общественной стабильности, важнейшим компонентом воспитательной работы в образовательных учреждениях.

 

Патриотическое воспитание детей и молодежи должно стать  безусловным приоритетом государственной и региональной политики в области образования, комплексной целенаправленной деятельностью органов власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у молодых граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие, готовности к служению Родине и защите Отечества.

Патриотическое воспитание – это сложная система социально-педагогической деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной личности, способной любить свой край, свой город, свою Родину, постоянно ощущать связь с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его культурные и религиозные ценности. «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину», - отмечал Д.С. Лихачев. 

Как всякое чувство, патриотизм требует глубины переживания, но, поддерживаемый лишь при помощи внешних средств, он принимает ложное направление, становиться поверхностным, обезличивается. Патриотические и национальные чувства, как и все нравственное, прячутся от всякой фальши, неправды и лицемерия, требуют свободы. На них нельзя влиять принудительно, можно только косвенно. По мысли В.А. Сухомлинского «идеи становятся дорогими, святыми правилами, когда они живут в сердце. Поэтому нужно, чтобы юное сердце жило богатой идейной жизнью».

Важно подвести обучающихся к пониманию того, что  источник  Победы нашей страны  в Великой Отечественной войне – любовь к своей Отчизне. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо  Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д.

Проведение традиционных мероприятий патриотической направленности не решает в полной мере  проблемы формирования патриотического сознания учащихся. Поэтому важную роль в нравственно-патриотическом воспитании   играют нестандартные, инновационные  формы работы, проводимые различными  творческими объединениями.

Данный проект «Войной украденное детство…»  разработан   для реализации в деятельности творческого объединения учащихся 5 класса «Огонёк»  в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Пояснительная записка

Система нравственно-патриотического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья охватывает деятельность всей образовательной организации на всех уровнях, начиная со школьного коллектива и заканчивая взаимодействием с органами государственной власти. Данная Программа представляет собой

В настоящее время наиболее остро стоит проблема нравственно-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Она проявляется:

  • недостаточным исследованием темы нравственно-патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • низким образовательным статусом семей детей с ОВЗ, которые зачастую относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных.
  • ростом количества детей с ОВЗ.
  • недостаточной  методической  и практической базой для нравственно-патриотического воспитания детей с ОВЗ.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Закон “Об образовании”,
  • Федеральный государственный образовательный стандарт,
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников,
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010   №795,
  • Программа     патриотического воспитания  в  ОГКООУ  

« Санаторная школа – интернат»  на 2014-2018 годы

Программа  определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и формы  работы с обучающимися.

Программа нравственно-патриотического развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья   направлена на

формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, на саморазвитие и самосовершенствование обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Программа рассчитана на учащихся 5 класса в возрасте 10-12 лет.

Общее количество часов : 19

Количество часов /занятий в неделю: 1час/1– занятие в неделю;

Периодичность занятий: 1 – раз в неделю;

Средства для реализации программы: демонстрационный материал, использование информационно-коммуникативных технологии, учебная и

методологическая литература и т.д.

Цель программы: приобщение пятиклассников к историческому прошлому Родины и воспитание нравственных ценностей на примере старших поколений.

Задачи программы:

- воспитывать любовь к своей семье, родному городу, родной стране, историческим ценностям;

- формировать начала патриотизма и гражданственности на примере старших поколений;

- формировать интерес к фактам истории семьи, города, страны;

- развивать положительную самооценку, уверенность в себе, чувство собственного достоинства и ответственность за свои действия и поступки;

- формировать опыт сотрудничества, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения; творческую активность и любознательность.

Проблема исследования: Что мы знаем о жизни детей в годы Великой Отечественной войны?

Проблемные вопросы

1.Как события Великой Отечественной войны отразились на судьбах детей?

2.Зачем людям нужны памятники?

3.Как стихотворения и рассказы рисуют картины военного детства?

4.Как художники кистью и красками рассказали о детях войны?

Учебные вопросы

1.Могут ли дети быть героями войны?

2.Каких юных героев Великой Отечественной войны ты знаешь?

3.Какие нравственные качества проявляли дети во время войны?

4.Что можно назвать подвигом детей?

5.Можно ли назвать счастливым военное детство?

6.Как дети помогали взрослым в тылу?

7.Как увековечена память о детях войны?

8.Что такое памятник?

9.Какие вы знаете памятники? Кому они установлены?

10.Можно ли стихотворение (рассказ, картину) назвать памятником?

11.Какими средствами выразительности художник (поэт) передал картину военного детства?

12.Какие чувства передал художник (поэт) в своем произведении?

План реализации программы

Этап I. Подготовительный

1.Сбор информации по теме исследования ( Дети на войне )

2.Подбор в библиотеке, медиатеке книг, DVD и CD-дисков  по теме проекта для их использования в проектной деятельности.  

3. Приглашение  для выступления по теме проекта ветеранов Великой Отечественной войны.

4.Подготовка  стартовой  презентации по теме исследования

5. Проведение  анкетирования по теме исследования.

Этап II. Основной

1.Изучение  информации, иллюстративного материала.

2.Проведение встреч с ветеранами.

3.Проведение  исследования по  выбранным темам. 

4.Оформление результатов исследования.

Этап III. Заключительный

1. Анкетирование  

2. Литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный…», посвященная 70-ой  годовщине Великой Победы.

3.Рефлексия.

4.Отражение  результатов реализации программы на школьном сайте и в СМИ

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм. Поэтому данная Программа реализует деятельностный подход к воспитанию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на становление у воспитуемых нравственных ценностей. Этого можно добиться, следуя двум принципам: принципу следования нравственному примеру и принципу персонификации.

Ожидаемые результаты.

личностные

- сформированное чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, за победу в Великой Отечественной войне;

-  осознание ценности человеческой жизни;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

- владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

- планирование своих действий, направленных на достижение конкретной цели.

- решение интеллектуальных и личностных задач (проблем), адекватных возрасту.

- овладение универсальными предпосылками учебной деятельности: работа по правилу и образцу, слушание взрослого и выполнение его инструкции.

предметные

- умение выбирать литературу по теме исследования; пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений литературы и искусства;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Содержание программы

Разработанная программа воспитания нравственно-патриотических ценностей школьников с ОВЗ  реализуется в различных формах деятельности обучающихся.

Формы деятельности по воспитанию нравственно-патриотических ценностей  школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание нравственных ценностей пятиклассника может происходить через ролевые игры, викторины, беседы, диалоги, тренинги, творческие недели, экскурсии, встречи с интересными людьми, уроки мужества, литературные гостиные и т.д.

Формы деятельности

Наименование мероприятий

1

Акции  

  • «Рядом живет ветеран» (посещение ветеранов)
  • «Согрей своим теплом» (трудовые десанты» по оказанию помощи ветеранам)
  • «Вахта памяти: мемориалы»

2

Классные часы

  • «Великая Отечественная война в нашем крае»

3

Конкурсы

  • «Повзрослели они до поры…» (конкурс сочинений  о детях в годы войны)
  • «У нас и детства не было отдельно,
    А были вместе – детство и война» (конкурс на лучшее прочтение стихотворения о военном детстве)
  • Конкурс рисунков «Военное детство»

4

Выставки

  • Виртуальная выставка книг «Детство, опалённое войной»
  • Выставка детских рисунков «Дети и война»
  • Фотовыставка «В жизни всегда есть место подвигу»

5

Читательские конференции

  • Читательская конференция по книге Надежды Марковны Меньковой «Годы военного детства»

6

Анкетирование, анализ результатов анкетирования

Анкета «Что я знаю  о Великой Отечественной войне?»

  1. В начале работы над проектом
  2. На заключительном занятии

7

Беседы, устный журнал

  • Беседа «В одном строю с отцами» ( помощь детей фронту)
  • «Я буду жить коротким словом память»

8

Самостоятельные исследования детей

  • Интервью  «Мой дедушка- ветеран»,    
  • Проекты «О чём рассказали старые фотографии?»  

9

Досуговые мероприятия

  • Просмотр и обсуждение фильма «Это было в разведке» (о подвиге юного разведчика)

10

Экскурсии

  • «А.И. Пугачев – наш земляк – герой ССР»

11

Участие в общешкольных мероприятиях

  • Участие в фестивале исполнителей военно-патриотической песни
  • Участие в конкурсе «Цветы Победы»

12

Учебная деятельность.

  • Урок «Дети и война» (по стихотворению А.Твардовского «Рассказ танкиста»

Оценка результатов деятельности  педагогов по реализации программы

- анкетирование обучающихся;
- определение уровня воспитанности;
- диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;

- описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;

- анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;

 

     В решении задач, поставленных Программой патриотического и гражданского  воспитания обучающихся с ОВЗ, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного отслеживания результатов работы по патриотическому воспитанию и результатов воздействия воспитательного процесса на личность школьника трудно оценить эффективность работы образовательной организации  в данном направлении.

Мониторинг эффективности Программы.

Для определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности. Анализ основывается на определенной методике, включающей в себя следующие моменты:

1.Составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов;

2.Сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий;

3.Обработку данных: группировка результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера;

4.Анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания;

5.Анализ и оценка действенности воспитательной работы с обучающимися (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);

6.Определение выводов о состоянии и его результатах, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению;

7.Графическое представление основных результатов анализа (диаграммы таблицы, схемы);

8.Информирование о данных анализа состояния патриотического воспитания и его результатах.
Дифференциация критериев и показателей по различным уровням может быть представлена в самом общем виде по 4-балльной системе следующим образом:
5 — если данные показатели выражены в полной мере, проявляются постоянно и фиксируются как вполне очевидные, без каких бы то ни было сомнений;
4 — если данные показатели выражены в достаточной мере, проявляются в основном устойчиво и фиксируются как сравнительно очевидные с некоторыми сомнениями;
3 — если данные показатели выражены не в полной мере, проявляются непостоянно и фиксируются как малоочевидные со значительными сомнениями;
2 — если данные показатели выражены очень слабо, проявляются эпизодически или не проявляются совсем, фиксируются с большим трудом или не фиксируются вовсе.
       Для определения результатов патриотического воспитания используются следующие основные методы: наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация, систематизация, шкалирование, моделирование и др.
     Критерием оценки эффективности является понятие патриотически-устойчивая личность. Основными показателями патриотически-устойчивой личности являются: активность, проявляющаяся в нравственной деятельности и поведении, готовность к сознательной актуализации в общении, требований морали, характер потребностно-мотивационной структуры побуждающей к реализации личностно ценных и общественно значимых целей, активность и сознательность.

Диагностика эффективности содержания деятельности

  • наличие плана воспитательной работы по данному направлению;
  • система мониторинга результатов воспитания (использование педагогических диагностик);
  • участие в творческой работе  по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;
  • объективные статистические показатели:
  • участие (результаты) учащихся ОУ в школьных, муниципальных , краевых  конкурсах и проектах по гражданско-патриотическому воспитанию

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе системы объективных критериев, которые определяют духовно-нравственные и количественные параметры.

Духовно-нравственные параметры:

  • сохранение и развитие чувства гордости за свое Отечество и историю родного края;
  • формирование позиций гражданина-патриота России;
  • стремление к физическому совершенству и здоровому образу жизни;
  • готовности к защите Отечества;
  • гуманистическое отношение к окружающему миру.

Количественные параметры:

       

           Наименование мероприятий

Процент участников

( по отношению к общему количеству обучающихся)

1.«Рядом живет ветеран» (посещение ветеранов)

2.«Согрей своим теплом» (трудовые десанты» по оказанию помощи ветеранам)

3. «Вахта памяти: мемориалы»

4.«Великая Отечественная война в нашем крае»

5.«Повзрослели они до поры…» (конкурс сочинений  о детях в годы войны)

6. «У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война» (конкурс на лучшее прочтение стихотворения о военном детстве)

7.Конкурс рисунков «Военное детство»

8.Виртуальная выставка книг «Детство, опалённое войной»

9.Выставка детских рисунков «Дети и война»

10.Фотовыставка «В жизни всегда есть место подвигу»

11.Читательская конференция по книге Надежды Марковны Меньковой «Годы военного детства»

12. Анкета «Что я знаю  о Великой Отечественной войне?»

  • В начале работы над проектом
  • На заключительном занятии

13. Беседа «В одном строю с отцами» ( помощь детей фронту)

14.«Я буду жить коротким словом память»

15.Интервью  «Мой дедушка- ветеран»,    

16.Проекты «О чём рассказали старые фотографии?»  

17.Просмотр и обсуждение фильма «Это было в разведке» (о подвиге юного разведчика)

18.«А.И. Пугачев – наш земляк – герой ССР»

19.Участие в фестивале исполнителей военно-патриотической песни

20.Участие в конкурсе «Цветы Победы»

21.Урок «Дети и война» (по стихотворению А.Твардовского «Рассказ танкиста»

Результативность реализации Программы измеряется стремлением школьников к выполнению патриотического долга во всем многообразии его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело процветания Отечества.

Источники:

  1. http://forum.schoolpress.ru/article/0/1384
  2. http://www.myshared.ru/slide/765364/
  3. http://festival.1september.ru/articles/596649/
  4. http://zmt001.ucoz.ru/index/deti_vo_vremja_vojny/0-7-
  5. http://s9.chel.fcior.edu.ru/war/page1.php
  6. http://festival.1september.ru/articles/621657/
  7. www.papaimama.ruПодробнее:  http://www.papaimama.ru/arts.php?art=knigi-o-vojne-dlja-detej
  8. http://pandia.org/text/77/182/6327.php
  9. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/22/patrioticheskoe-vospitanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami
  10. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/06/12/doklad-nravstvennoe-vospitanie-detey-s-ogranichennymi
  11. http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00046658_0.html
  12. http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/1002-pe
  13. http://sundekor.ru/kursovaya-2/vypuskniku/statia-nravstvennopatrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov/
  14. http://www.kremlin.ru/events/president/news/20638
  15. http://b.slave.festival.1september.ru/articles/641176/

Приложения.

Анкета

1.     Когда была Великая Отечественная война?

2.     Сколько лет прошло со дня Победы над фашистской Германией?

3.     Каковы источники ваших знаний о событиях военных лет?

А) воспоминания родных

Б) встреча с ветеранами Великой Отечественной войны

В) просмотр документальных фильмов о войне

Г) просмотр кинофильмов о войне

Д) чтение художественной литературы

Е) школьные уроки истории, обществознания и т.п.

4. Часто ли вы встречаетесь с ветеранами войны и тружениками тыла?

А) часто      Б) редко      В) по праздникам

5. Кого из ветеранов Великой Отечественной войны     ты знаешь?

8.Нужны ли такие встречи?

А) да

Б) нет

9.Над чем ты размышляешь после встреч в ветеранами:

А) должно быть чувство долга по защите Родины

Б) нужно быть ответственным за судьбу родных и близких

В) судьба каждого тесно связана с судьбой Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

войной украденное детство

Эта презентация об испытаниях, которые выпали на долю детей войны....

Классный час "Украденное детство"

Материал посвящен учителям школы-интерната, чье детсво пришлось на годы ВОВ....

"Войной украденное детство"

Исследовательская работа о школе военного времени нашего поселка...

Войной украденное детство...

Дети войны, вы детства не знали.Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.В страхе вы жили. Не все выживали.Горечь-полынь и сейчас на губах.Светлана Сирена Эта  история не может оставить равнодушным...

Внеклассное мероприятие по истории в 7-ых классах:"Войной украденное детство".

Внеклассное мероприятие "Войной украденное детство"Целью-является создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств через обращение к памяти подвига детей...

Литературно-музыкальная композиция "Войной украденное детство"

Литературно-музыкальная композиция "Войной украденное детство"...

Урок литературы в 5 классе "Войной украденное детство"

На уроке ученики познакомятся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне, поговорят о том, какой необыкновенно трудной, невыносимой была жизнь детей в эти страшные годы...