Литературно-музыкальная композиция "Войной украденное детство"
план-конспект занятия (6 класс)

 Хафизова Гульназ Нафисовна

Литературно-музыкальная композиция "Войной украденное детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voynoy_ukradennoe_detstvo.docx32.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Автор: учитель русского языка и литературы Хафизова Гульназ Нафисовна

ОУ: МБОУ СОШ с.Николо-Березовка

Село Николо-Березовка

Литературно-музыкальное мероприятие

«Войной украденное детство»

Цель:

-расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Задачи: 

- способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о

жизни детей во время войны, о детях - героях войны на примерах краеведческого характера;

- развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

- воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;

Материалы:
- видеопроектор;
- мультимедийная презентация «Дети войны»;

Ход мероприятия

Учитель. Ребята, в этом 2023 г. наша страна будет отмечать 78-летие Победы в Великой Отечественной войне. Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками, но Великая Отечественная война 1941- 1945гг., навязанная германским фашизмом, стала для нашей страны небывалым по своей жестокости испытанием.   Дети, родившиеся после войны, уже стали взрослыми, и у них родились свои дети… И война постепенно уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней?

Посмотрите, пожалуйста,  на экран.

Фильм «Великая Отечественная война»

Учитель. Это страшные цифры. Всмотритесь в них и вдумайтесь…

27 миллионов погибших… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, стр0ана будет молчать …43 года!

27 миллионов за 1418 дней – это значит погибало 13 человек каждую минуту.

Вот что такое 27 миллионов!

А сколько среди этих 27 миллионов ваших сверстников? Детей, которые так и не стали взрослыми.

Война и дети… Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети родятся для жизни, а не для смерти, а смерть эту жизнь отнимает…

Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги «Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой страшный свой след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей, след, который не сотрет время.

Перелистывая страницы и слушая рассказы, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

Песня «О той весне»

На фоне музыки дети читают:

-Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил…

-Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей…

-Тем, кто на века канул в фашистском плену…

-Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается…

За кадром. Представьте себе замечательный летний день, воскресенье.

У детей – каникулы, у их родителей – отпуск, у всех – выходной…

ИНСЦЕНИРОВКА

Звучит довоенная музыка. На сцену выходят девочка, ее мама. Накрывают на стол.

Девочка. Мама, мама! Мне сегодня исполняется 10 лет! Я уже совсем взрослая. Посмотри, клубника поспела. А гости скоро придут?

Мать. Конечно, доченька. Вот уже и стол почти накрыт. Какая ты у меня взрослая стала!

Внезапно музыка обрывается. Звучит запись голоса Юрия Левитана об объявлении войны.

Мать. Как война? Горе-то какое! Война!

Девочка. Шло детство, поспела клубника…

            Нам день обещал тишину.

            И было нелепо и дико,

            Что вдруг объявили войну.

            Мы ждали гостей.

            И мама, начав хлопотать у стола,

            Смотрела так пристально прямо

            И слёз удержать не могла.

            И болью огромного роста

            Набат поднимался, как крик

            И было нам, детям, непросто

            Понять этой скорби язык.

            Война надвигалась столико.

            Родной закручинился кров…

            На блюде забытом клубника

            Сочилась, как алая кровь. (Уходят)

Ведущий 2. Дети войны - мальчики и девочки – их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения.

Ведущий 1. 22 июня 1941 года – этот день не забыть ни взрослым, ни детям. В едином порыве все встали на защиту своей Родины. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

Ведущий 2. В те страшные горестные годы Великой отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ведущий 1. Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.

Ведущий 2. Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы, засыпали чердаки... Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.

Ведущий 1. Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению.

Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

Ведущий 2. Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!

Ведущий 1. Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим...

Это нужно - не мертвым,

Это надо - живым!

Слайд.

Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал моты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

Чтец.

Бесстрашное имя – награда герою

Он вашим ровесником был

Споёмте о том, как любимец отряда

Бесстрашно в разведку ходил.

Споемте о том, как летали с пути эшелоны,

Которые он подрывал.

Всем сердцем в победу грядущую верил,

В бою он отчаянным был.

Недаром однажды фашистcкого зверя

В чинах генеральских подбил.

Вернулся в отряд он с бесценным пакетом.

Уснул у костра на земле

Не снилось ему, что о подвиге этом

На утро узнают в Кремле.

Что будет герою Звезда золотая -

Награда за воинский труд.

Что люди, о подвиге славном мечтая,

На Лёньку равненье возьмут.

Слайд.

Валя Котик.Валя Котик жил в маленькомукраинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец .

Мы вспоминаем о боях недавних,

В них совершен был подвиг не один.

Вошел в семью героев наших славных

Отважный мальчик – Котик Валентин

Слайд 40.  

Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом ее перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье.

Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец

Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу

Пионеры и тысячи их

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь

То сними свою шляпу, товарищ!

Слайд 41.

Марат Казей. Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».

В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.

Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец .

Навстречу им в своё бессмертье

Он сделал несколько шагов…

И грохнул взрыв, и грозным смерчем

Смело озлобленных врагов.

Слайд 42.

Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел. Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Звучит песня о пионерах – героях.

Чтецы

1. Шумела гроза над землею,

Мужали мальчишки в бою…

Знает народ: пионеры – герои

Навечно остались в строю

2. Шли они сквозь бурю,

Шли они сквозь ветер,

И ветер песню, песню их сберег:

“У нас один, один лишь путь – к победе!

И нет других дорог!”

3. Мы в жизни, мой друг и ровесник,

Дорогой героев пойдем.

Подвиги их мы запомним, как песню

И сами ее допоем! 

Ведущий 1. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности!

Ведущий 2. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Некоторые из ребят попадали в армию в возрасте 9 – 11 лет, и остались до конца войны. К своему 14 или 16-летию большинство из них возвращались домой с медалями чести.

ИНСЦЕНИРОВКА

Школа. Зима. Звук ветра. Выходят учительница и ученики. Дети садятся за стол.

Учительница. Холодный декабрь выдался в этом году. Ребята, приготовьтесь к уроку.

Ученица. Клавдия Ивановна, а скоро фашисты уйдут из Сталинграда?

Учительница. Конечно! Газета «Правда» сообщает: «10 декабря в районе Сталинграда уничтожено 400 немецких солдат и офицеров, 2 танка, 42 пулемета, 16 автомашин, сбито 2 немецких самолета».

Ученик 1: А у меня папка на фронте фрицев бьет!

Ученик 2: А мой папка пишет, что война скоро кончится, и он домой вернется.

Учительница. Конечно, ребята, наша армия победит врага. Но давайте займемся уроком.

Ученица.

В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.

Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».


Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».

Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?

Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

Учительница. Алеша, а что ты там пишешь?

Ученик 3. А я пишу письмо папе на фронт.

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился -
До чего ты прежний был во сне!
Папа! Ты вернёшься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдёт?
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро наступает Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю-прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!

Ведущий 1. Война – это голод и холод. В годы войны дети не доедали и погибали от голода. В городах вводились карточки, по которым люди получали минимум продуктов. Дети замерзали в землянках, умирали от болезней.

Ведущий 2. Война – это боль и страдания. Во время бомбежек дети теряли родителей, получали ранения, становились инвалидами. Много физических и душевных мучений пережили малыши и взрослые в те тяжелые дни.

Выступление Шаймардановой Элины (Рита Гуенко «Дети войны»)

Учитель. Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами, И ни на миг не дрогнули юные сердца. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это было бы трудно поверить. Но это было! Было в судьбах ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок. Итак, маленькие герои большой войны были повсюду: воевали в небе, на море, в партизанских отрядах, на передовой линии фронта и в тылу. Сегодня мы учимся у них беззаветной преданности и любви к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них те, кому было столько же лет , сколько и вам, ребята, сегодня.

Все дети выходят на сцену с шариками, исполняется песня.

Песня «Мир детям»

Мир в детских руках

Как солнечный луч

И вроде пока

Нет сумрачных туч

Мир хрупкий как лёд

И чистый как снег

Пусть громко звенит

Наш детский смех

Припев: Мир - детям

Пусть светит

На всей планете

Солнце для всех

Мир - счастливым людям

Пусть всё так и будет

Пусть хватает солнца

На всех

И где-то в этот час

Вдруг слёзы льют из глаз

И слышен детский стон

С разных сторон

Ты, знаешь, человек,

Ты, взрослый человек,

Как короток век,

Наш короток век

Речитатив: Каждый ребёнок имеет право

На счастливое детство,

На звонкий смех,

На добрую сказку, рассказанную на ночь

И помните, что мы хотим быть добрыми и весёлыми

И жить в мире.

Припев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

войной украденное детство

Эта презентация об испытаниях, которые выпали на долю детей войны....

Классный час "Украденное детство"

Материал посвящен учителям школы-интерната, чье детсво пришлось на годы ВОВ....

"Войной украденное детство"

Исследовательская работа о школе военного времени нашего поселка...

Украденное детство

Презентация  о судьбахдетей во время войны. Это самые уязвимые во время войны....

Литературно-музыкальная композиция «Уходили из детства ребята…»

Внеклассное мероприятие,посвящённое Великой Отечественнной войне.Целевая аудитроия-8-11 классы...