Внеклассное мероприятие по истории в 7-ых классах:"Войной украденное детство".
классный час по истории (7 класс)

Быстрякова Ольга Николаевна

Внеклассное мероприятие "Войной украденное детство"
Целью-является создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств через обращение к памяти подвига детей Великой Отечественной войны, как на фронте, так и в тылу. 
Задачи:

  • Формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
  • Воспитание в духе патриотизма;
  • Развитие навыков работы с первоисточниками, воспоминаниями.

Во внеурочном занятии главное было осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма детей в период Великой отечественной войны.
Подготовка выступлений о пионерах-героях; Подготовка докладов о своих прабабушках и прадедушках. При подготовке к занятию ученики получили исследовательские задания, результатом которой будет подготовка собрания воспоминаний «Книга памяти: Дети войны / Из воспоминаний».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "Войной украденное детство"
Целью-является создание педагогических условий для формирования гражданских и патриотических чувств через обращение к памяти о героических поступках детей в период Великой Отечественной войны, как на фронте, так и в тылу. (слайд1)
Задачи:

  • Формирование интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;
  • Воспитание в духе патриотизма;
  • Развитие навыков работы с первоисточниками, воспоминаниями.

Во внеурочном занятии главное было осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма детей в период Великой отечественной войны.
Подготовка выступлений о пионерах-героях; Подготовка докладов о своих прабабушках и прадедушках. При подготовке к занятию ученики получили исследовательские задания, результатом которой будет подготовка собрания воспоминаний «Книга памяти: Дети войны / Из воспоминаний».
Материалы: презентация «Войной украденное детство»; записи военных песен, Фонограмма «Сообщение Левитана о начале войны»
Ход занятия: (слайд 2)

-Ребята, сегодня пройдёт необычное мероприятие. Мы отправимся в историю нашей Родины, в историю мужества, памяти, напоминания и воспоминаний. Главными героями будут ваши сверстники, только сверстники из прошлого. Мы будем говорить о детях в военное время.

«На войне детей не бывает». Они должны были расстаться с детством (слайд 3)
-Лето. Июнь. Суббота. Люди занимались обычными для себя делами: дети играли на улице, старшеклассники возвращались с выпускных вечеров. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнёт одно страшное слово – война
.

Читает ученик:

-Июнь, клонился к вечеру закат

И белой ночи развевалось море,

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.//

-Июнь…Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-м, в мае.//

-Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то 5 минут осталось.// (слайд 4)

Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро» голос Левитана- Юрий Борисович Левитан (1 запись)
-Война, начавшаяся 22 июня, перечеркнула всё: взрослые уходили на фронт, фашистские самолеты бомбили мирные сёла и города, дети в советском тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, а также участвовали в гражданской обороне
(слайд 5). В те годы дети быстро взрослели, уже в 10-14 лет старались ни в чём не уступать взрослым. 
-Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слёз, которые заставила пролить эта страшная война.
(слайд 6)
Война прошлась по детским судьбам грозно, 
Всем было трудно, трудно для страны, 
Но детство изувечено серьёзно: 
Страдали тяжко дети от войны…
1.Труд детей и подростков в годы Великой Отечественной войны.

- Жизнь детей и подростков в годы войны была тяжёлой. От голода и болезней умерло  тысячи ребят. (слайд 7)

-В колхозах дети работали на полевых работах, собирали вместе с взрослыми посылки на фронт для бойцов. (слайд 8)

-В заводских цехах работало много подростков. Ребята делали снаряды, детали к военной технике, ящики для снарядов, мины, патроны. (слайд 9). Эти ребята все свои силы отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. (слайд 10).

-Дети помогали  раненым в госпиталях, организовывали концертные бригады для выступлений перед ранеными.

Дети войны-И веет холодом,
Дети войны-И пахнет голодом.
Дети войны-И дыбом волосы-
На челках детских - Седые полосы.
 (слайд 11).

2. Дети-герои (пионеры) в годы Великой Отечественной войны.

-За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями. А высоким званием Героя Советского Союза были награждены: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Боря Цариков, Саша Чекалин. (слайд 12).

-Все - посмертно, оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками.

Этих героев знали поименно все советские школьники.

Выступления учеников: (слайд 13)

Голиков Леонид Александрович (Лёня Голиков) - юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда  оккупированной Новгородской и Псковской областей.

Родился 17 июня 1926 года(на начало войны почти 15 лет). Окончил 5 классов. Когда началась война, и фашисты заняли родное село, он не захотел трудиться на гитлеровцев.

Юный партизан неоднократно проникал в фашистские гарнизоны, собирая данные о противнике. Участвовал в 27 боевых операциях... Истребил 78 немецких солдат и офицеров, взорвал 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, подорвал 9 автомашин с боеприпасами...

В январе 43-го года, преследуемые по пятам карателями, партизаны были окружены. Лёня был сражён автоматной очередью. Так оборвалась его жизнь. Ему было 16 лет.

От 2 апреля 1944 года за образцовое выполнение заданий, мужество и героизм Голикову Леониду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Герою установлены памятники в Великом Новгороде, в Москве.

(слайд 14) 

Казей Марат Иванович (Марат Казей) - юный партизан на оккупированной территории Белоруссии.

Родился 29 октября 1929 года(на начало войны 12 лет). Пионер. Окончил 4 класса сельской школы. За связь с партизанами была схвачена его мама, Анна Александровна (прятала у себя раненых партизан), и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Вместе с сестрой, комсомолкой Ариадной, он ушёл к партизанам.

В первом же бою 9 января 43-го года проявил мужество и отвагу. Будучи раненным в руку, он несколько раз ходил в атаку. Позднее десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.

11 мая 44-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев, Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, патроны закончились, тогда он взял в руки свое последнее оружие - две гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Ему было 15 лет.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей 8 мая 1965 года был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске на средства, собранные пионерами, поставлен памятник юному герою.

(слайд 15)

Котик Валентин Александрович (Валя Котик) - юный партизан-разведчик оккупированной Украины; самый младший по возрасту Герой Советского Союза.

 Родился 11 февраля 1930 года(на начало войны 10 лет). Окончил 5 классов. Валя Котик вёл работу по сбору оружия и боеприпасов, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. С 42-го года он выполнял поручения по разведке, участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада.

 16 февраля 44-го года в бою Валя Котик был смертельно ранен и на следующий день скончался.

Юный партизан погиб через несколько дней после исполнения 14 лет.

За проявленный героизм 27 июня 1958 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

(слайд 16)

Зинаи́да Марты́новна Портнова(Зи́на Портнова) -пионер-герой, партизанка, подпольщица организации «Юные мстители»; разведчица на оккупированной территории Белоруссии.

Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде(на начало войны 14 лет).  Окончила 7 классов.

В начале июня 41-го года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи. После вторжения гитлеровцев оказалась на оккупированной территории.

Участвовала в распространении листовок среди населения. В декабре 43-го года, возвращаясь с задания, была схвачена. На одном из допросов, схватив со стола пистолет, застрелила трёх гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. Больше месяца зверски пытали её немцы, они хотели, что бы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала её. Утром 10 января 44-го года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Ей было 17 лет.

Зина Портнова Герой Советского Союза (посмертно).

(слайд 17)

Борис Андреевич Цариков (Боря Цариков), 31 октября 1925 года рождения(на начало войны 16 лет), пионер-герой, разведчик. Младший сержант. Герой Советского Союза. Образование среднее. В Красной Армии с 41-го года. Красноармеец Борис Цариков с группой минёров в боях 43-го года первым переправился через реку Днепр, водрузив на правом берегу Красное знамя, 17-летний воин несколько раз возвращался на левый берег с боевыми донесениями в штаб. Указом от 30 октября 43-го года За образцовое выполнение боевых заданий и героизм  Царикову Борису присвоено звание Героя Советского Союза. Через две недели 18-ти летний Борис погиб в бою 13 ноября 43-го года.

Алекса́ндр Па́влович Чека́лин (Саша Чекалин), 25 марта 1925года рождения, юный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (на начало войны 16 лет). В 1941 году окончил 8 классов средней школы. Товарищи прозвали его неугомонным, а в семье — Сашей-непоседой. С началом войны вступил добровольцем в истребительный отряд, а когда территория была оккупирована, стал разведчиком в партизанском отряде «Передовой». В начале ноября 1941 года был захвачен, подвергнут пыткам и 6 ноября повешен на городской площади родного города  Ли́хвин (ныне город Чека́лин) Тульской области.  Ему было 16 лет. 

4 февраля 42-го года Александру Чекалину было посмертно присвоено звания Героя Советского Союза (посмертно).

(слайд 18)

3.Участники военный действий.

-Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков. Подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей, в партизанских отрядах. (слайд 19).  

-И всё же они оставались детьми. Горькую чашу пришлось испить в годы войны детям. Они гибли при бомбёжках и умирали от голода, сражались рядом со взрослыми, становились настоящими героями.

Выступление ученика: (слайд 20, 21)

Надя Богданова - самый юный пионер-герой.  Надежда Александровна Богданова (Кравцова в замужестве) — 28 декабря 1931-го года рождения (в 8 лет попала в детский дом, долгое время была беспризорницей). В годы войны стала участницей партизанского движения в Белоруссии. Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили. Среди партизан из-за голубых глаз имела прозвище «Лазурчик». В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценные сведения. Первый раз её схватили, когда 7 ноября 41-го года развешивала красные флаги на оккупированной территории. Били, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Надю партизаны нашли во рву живой...Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы бросили её тело в сугроб, когда отступали. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны академик Филатов вернул Наде зрение.Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, самый юный пионер-герой. За боевые подвиги награждена орденом Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени и медалями. Надежда Александровна после войны перенесла три инфаркта. Умерла 21 августа 1991 года, в возрасте 59 лет. Похоронена на родной земле, в Витебске, Белоруссия.

-Это пример мужества и отваги, стойкости детей-героев, которые помогали одержать победу.

-При слове «война» нам представляются смерть и разрушения. Мы много знаем про страшные бои, про героизм наших воинов, среди которых были дети. Многое написано и о тружениках тыла (слайд 22).  

-В настоящее время поднят вопрос о детях войны, кому в те страшные годы было совсем ещё немного лет. Они не могли стоять у станков, растить хлеб. Они были просто маленькими детьми.

4.Дети войны.

-Дети войны – это дети, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. (слайд 23).  

-У целого поколения, рождённого в этот период, украли детство.

“Дети войны” — так называют сегодняшних, начиная с 76-летнего возраста людей. Их память хранит воспоминания. Наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, они многие живы и  могут передать нам свои воспоминания. А это очень важно: успеть спросить, услышать, запомнить, чтобы все мы помнили.

Дети войны достойны уважения, душевного внимания и тепла.

-Мною, перед ребятами 7-ых, 8-ых и 10-ым классами была поставлена задача: узнать были ли или есть, и живы, среди родных дети войны, записать их воспоминания в годы войны. Активность ребят меня порадовала и помощь родителей. Воспоминания прабабушек и прадедушек разные по объёму информации: у одних короткие, у других подробные. Во многих семьях хранятся воспоминания тех, кого уже нет в живых, а их дети помнят, что они рассказывали.

5.Рассказы ребят (7-ые классы)

Выступления уч-ся. (слайд 24,25,26).  

6. Подведение итогов.

-Сегодня мы с вами, ребята, узнали о детях и подростках, совершивших героические подвиги в годы Великой Отечественной войны во имя будущего нашей Родины, во имя нас с вами. Все они совершили ВЕЛИКИЙ ПОДВИГ.

Наш долг знать и помнить об этом.

Спасибо за участие, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия по истории для 5-6 классов"Черный ящик"

Внеклассное мероприятие по истории "Черный ящик" для учащихся 5-6 классов. Разработка +презентация....

Внеклассное мероприятие по истории Средних веков, 6 класс

Разработка внеклассного мероприятия по истории Средних веков по окончании изучения данного курса в 6 классе....

Сценарий внеклассного мероприятия по истории для 5-9 классов "Занимательная история»

В первом туре разыгрываются вопросы, совершенно не связанные между собой, своего рода "всякая всячина". Основными критериями их отбора являются правдоподобность и информативность. Последнее озна...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории «Клип-конкурс «Песни Великой войны» »

Цель: воспитание   чувства патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей на примерах  песен военных лет.Задачи:• расширение  представления  обучающихся   об...

Конспект внеклассного мероприятия по истории Отечества 9,11 классы. Великая Отечественная война в фактах и цифрах.

Цели и задачи·        проверить знания учащихся о Великой Отечественной войне;·        повторить и обобщить, закрепить учебный мат...

Урок литературы в 5 классе "Войной украденное детство"

На уроке ученики познакомятся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне, поговорят о том, какой необыкновенно трудной, невыносимой была жизнь детей в эти страшные годы...