Урок литературы в 5 классе "Войной украденное детство"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Бигоидзе Наталья Алексеевна

На уроке ученики познакомятся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне, поговорят о том, какой необыкновенно трудной, невыносимой была жизнь детей в эти страшные годы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse_detstvo_opalyonnoe_voynoy.docx141.22 КБ

Предварительный просмотр:

Войной украденное детство

Урок литературы в 5 классе

Учитель Бигоидзе Н.А.


Войной украденное детство

Урок литературы в 5 классе

Цели урока:

– расширить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомив учащихся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне (К. Симонова и А. Твардовского) и страницами истории войны (подвиг и судьба детей-героев);

– создавать условия для развития чувства патриотизма, творческих способностей, эмоциональной отзывчивости на примере произведений о войне;

– развивать навыки анализа поэтического произведения.

Оборудование:

презентация «Войной украденное детство», портреты пионеров-героев, текст стихотворения В. Радкевича «Баллада о банке варенья», буклеты «Маленькие герои большой войны. Что читать о Великой Отечественной войне».

Эпиграфы:

Была земля жестокой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Р. Рождественский

Разве для смерти

рождаются дети,

Родина!

Разве хотела ты

нашей смерти,

Родина!

Пламя

ударило в небо –

Ты помнишь,

Родина!

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» -

Родина.

Р. Рождественский

Ход урока

1. Слово учителя

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами перенесёмся в события далёких лет, в события военной поры. Вам сейчас 10 или немногим больше, вы родились и растёте на мирной земле, вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. Вы видите, как строят новые города, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, но вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Прошло уже почти 68 лет с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но людская память хранит все события и подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.

2. Определение темы и целей урока

– Как вы думаете, почему война с германским фашизмом, которую вёл Советский Союз в 1941-1945 гг. называется Великой Отечественной войной?

Весь народ поднялся на борьбу с захватчиками, все от мала до велика защищали свою Родину.

– Почему же народ весь поднялся на борьбу с фашизмом? Что нёс фашизм нашей стране?

Фашизм нёс смерть, кровь, разрушения, голод, страх.

– Рассмотрим иллюстрацию картины А.А. Пластова «Фашист пролетел». Что на ней изображено? Что произошло? (Слайд 1)

Русская осень, бредут коровы, воет вслед улетающему самолёту собака, а на переднем плане лежит убитый мальчик-пастушок.

– Что вы почувствовали, глядя на эту картину?

Боль, жалость, сострадание к убитому

– Чем ужасна война, по мнению художника?

Она несёт страдания, гибель, и больше всего страдают самые беззащитные – дети.

– Давайте прочитаем отрывки из лирических произведений Р. Рождественского, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему уроку. Назовите ключевые (главные, самые важные) слова в эпиграфах урока. (Слайд 2)

Дети и война, Родина.

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

О детях войны.

– Вы правы. Тема сегодняшнего урока «Войной украденное детство…». (Слайд 3) Мы познакомимся с лирическими произведениями о подвиге детей в Великой Отечественной войне, поговорим о том, какой необыкновенно трудной, невыносимой была жизнь детей в эти страшные годы. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

3. Беседа о стихотворении К. Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете…»

– Ребята, а какой город первым принял на себя удар врага?

Город Брест.

(Слайд 4) Раннее утро 22 июня 1941 года. Светает. На западном крае постепенно светлеющего неба, за пограничной чертой, неожиданно появились красные и зеленые огоньки. С их появлением донёсся рокот множества моторов. Стремительно пересекли границу сотни самолетов с фашистской свастикой (знаком в виде креста с загнутыми концами). Они летели бомбить еще спавшие города Украины, Белоруссии и Прибалтики.

Брестская крепость. В это раннее утро, как всегда, проходил развод её вооруженной охраны – караулов. Лишь лента воды отделяла крепость от зарослей по ту сторону границы, где находились немецкие войска.

И вот фашисты открыли артиллерийский огонь по крепости, после чего начали переплывать реку на резиновых лодках.

Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости держал оборону. Пограничники дали клятву: «Умрем, но из крепости не уйдем!» В десять раз превосходящие силы противника не смогли сломить сопротивление защитников крепости. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но не один из них не поднял руки и не сдался врагу.

В крепости застигнутыми войной оказались и дети. (Слайд 5)

Ученик читает стихотворение К. Симонова

«Майор привез мальчишку на лафете»

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надёжней места

Отныне в мире для ребёнка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть ещё другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За всё, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

1941

– Что означает выражение: «…Седой мальчишка на лафете спал»?

Поседевший от горя мальчик спал на станке артиллерийского орудия.

– Какая картина поразила рассказчика?

Рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из Бреста. Мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. Раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. Проснувшись, мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины России на фронт.

– «Кто раз увидел этого мальчишку,// Домой прийти не сможет до конца». Что значат эти строки?

Пока не закончена война, пока не освобождена от фашистов вся наша земля, воины не могут чувствовать себя спокойно: они постоянно помнят о том, что в это время кто-то страдает там, где идут бои.

4. Беседа о стихотворении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»

– О юном участнике сражения написал в своём стихотворении «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовский. (Слайд 6)

Ученик читает стихотворение А.Т. Твардовского

«Рассказ танкиста»

Рассказ танкиста

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?.. - А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. - Влезай сюда, дружище! -

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. - Вот здесь. - И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: - Спасибо, хлопец! -

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

– О каком событии идёт речь в стихотворении?

Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.

– Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей.

– Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчике и кому?

Поэту А.Т. Твардовскому на привале.

(Слайд 7) На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображён отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского про страшный бой и храброго мальчишку.

5. Беседа о пионерах-героях

В годы Великой Отечественной войны сотни мальчишек и девчонок рвались на поля сражений, чтобы доказать свою преданность Родине. Их задерживали в эшелонах и на дорогах, ведущих на запад, возвращали домой, но они снова и снова убегали на фронт, чтобы плечом к плечу вместе с братьями, отцами и дедами сражаться против врага.

Многие русские люди знают о подвигах юных героев Великой Отечественной войны, известных всей стране. Их называют пионеры-герои. Послушаем рассказы о нескольких юных героях войны.

Володя Дубинин (Слайд 8)

Володя Дубинин – отважный партизанский разведчик.

Детство Володя провел в Керчи. Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Вместе со взрослыми он ушел в Старокарантинские каменоломни. Со своими товарищами Ваней Гриценко и Толей Ковалевым Володя Дубинин часто ходил в разведку. Юные разведчики приносили в отряд ценные сведения о расположении вражеских частей, о количестве гитлеровских войск. Опираясь на эти данные, партизаны планировали свои боевые операции. Именно разведка помогла отряду в декабре 1941 г. дать достойный отпор карателям. Во время боя в штольнях Володя Дубинин подносил партизанам боеприпасы, а потом и сам встал на место тяжелораненого бойца.

Мальчик хорошо знал планировку подземных галерей, расположение всех выходов на поверхность. И когда в январе 1942 г., после освобождения Керчи частями Красной Армии саперы принялись разминировать территорию вокруг каменоломен, он вызвался помогать им.

2 января юный герой погиб, подорвавшись на мине. Приказом командующего Крымским фронтом посмертно он был награжден орденом Красного Знамени.

Валя Котик (Слайд 9)

Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Наступил день, когда Валя совершил свой подвиг.

Рев моторов становился громче - машины приближались. Уже хорошо были видны лица солдат. Со лбов, полузакрытых зелеными касками, стекал пот. Некоторые солдаты беспечно сняли каски.

Передняя машина поравнялась с кустами, за которыми спрятались мальчики. Валя привстал, отсчитывая про себя секунды. Машина проехала, против него уже броневик. Тогда он поднялся во весь рост и с криком «Огонь!» одну за другой швырнул две гранаты... Одновременно прозвучали взрывы слева и справа. Обе машины остановились, передняя загорелась. Солдаты стремительно спрыгивали на землю, бросались в кювет и оттуда открывали беспорядочный огонь из автоматов.

Валя не видел этой картины. Хорошо знакомой тропкой он уже бежал в глубину леса. Погони не было, немцы боялись партизан. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Просмотр видеоролика «Валя Котик» (03:33) (Слайд 10)

Леня Голиков (Слайд 11)

Леня Голиков родился в 1926 году в деревне Лукино Полавского района Ленинградской области. Когда началась война, Леня не раз бродил по лесу в поисках партизан, мечтая попасть в отряд. Узнав от своего учителя по о формировании партизанской бригады, Леня обратился к командованию с просьбой зачислить его в отряд. Ему отказали, но паренёк был настойчив.

Вместе со сверстниками Лёня подобрал однажды на месте боя несколько винтовок, похитил у фашистов два ящика гранат. Все это они потом передали партизанам.

В январе 1943 года, преследуемые по пятам карателями, партизаны отступили к железной дороге Дно – Новосокольники. Там за железной дорогой начинался сожженный, но не покоренный Партизанский край. Оставалось сделать один последний рывок, но произошло непредвиденное. Утром 24 января штаб бригады остановился в деревне Острая Лука Дедовичского района, чтобы похоронить медсестру Тоню Богданову. Чтобы не привлекать внимания, дозоров решили не выставлять, просто поочередно дежурили в сарае. Деревенский староста оказался предателем и послал своего сына за карателями. Ночью партизаны были окружены гитлеровцами. Отстреливаясь, они стали  отходить к лесу. Раненый начальник штаба 4-ой бригады Т.П. Петров прикрывал отход товарищей. На глазах у Лени Голикова был смертельно ранен комбриг С.М. Глебов. Едва Леня принял из его рук мешок с документами, как сам был сражен автоматной очередью. Так оборвалась жизнь юного патриота. Похоронили его вместе с Глебовым С.М., Петровым Т.П. и другими партизанами в деревне Острая Лука Дедовичского района Псковской области.

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Просмотр видеоролика «Лёня Голиков» (03:47) (Слайд 12)

Марат Казей (Слайд 13)

Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске…

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

В мае 1944 года при выполнении очередного разведывательного задания был окружен гитлеровцами, отстреливался до последнего патрона и, не желая сдаваться в плен, взорвал гранатой себя и окружавших его врагов.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей 8 мая 1965 года был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.

Просмотр видеоролика «Марат Казей» (02:11) (Слайд 14)

Зина Портнова (Слайд 15)

Ленинградская школьница, Зина Портнова в июне 1941 года приехала с младшей сестрой Галей на летние каникулы к бабушке в деревню Зуи, близ станции Оболь (Шумилинский район Витебщины). Ей было пятнадцать...

С августа 1943 она стала разведчицей партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова бригады им. В. И. Ленина. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Сначала она устроилась подсобной рабочей в столовой для немецких офицеров. И вскоре вместе с подругой осуществила дерзкую операцию - отравила более ста гитлеровцев. Ее могли схватить сразу, но стали следить. Чтобы избежать провала, Зину переправили в партизанский отряд.

Возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», Зина была арестована в деревне Мостище и опознана предателем. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. На одном из допросов, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена.

Потом ее уже не допрашивали, а методично мучили, издевались. Выкололи глаза, отрезали уши. Загоняли под ногти иголки, выкручивали руки и ноги...  Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. 13 января 1944 года Зину Портнову расстреляли.

В июле 1958 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР. За подвиги и мужество, проявленные во время Великой Отечественной войны, Зина Портнова была удостоена звания Героя Советского Союза.

Просмотр видеоролика «Зина Портнова» (04:18) (Слайд 16)

– 10 апреля 1954 года решением ЦК ВЛКСМ была учреждена Книга Почёта Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. В неё занесено 108 имён пионеров, бесстрашно боровшихся с врагами Родины и совершивших героические поступки в борьбе с фашистами, проявивших лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, принципиальность, бдительность и находчивость. (Слайд 17)

6. Беседа о детях в тылу

– Война была везде: и на огненных фронтах, и в глубоком тылу. В суровые годы рядом со взрослыми встали дети. Не счесть примеров их трудового героизма. Совсем еще мальчики и девочки становились к станкам, садились за штурвалы комбайнов и тракторов, работали на полях, заменяя родных, ушедших на фронт. Они готовы были работать сутками, выполняя срочные заказы фронта. Ребята понимали, что их труд жизненно необходим Родине. (Слайд 19)

Как война испытывала нас,

Грохоча за нашими дверьми,

Шуток мы не знали и проказ,

Воинами были – не детьми!

Малолеткой я вступила в строй.

Тяжкий заступ – чем не автомат?

ковырялась я в земле сухой,

Воевала с нею, как солдат.

Как солдат, сменяла я посты,

Носом от усталости клюя,

И за прялкою до темноты

Пряла, точно бабушка моя…

– Ребята, давайте подумаем, а чем ещё могли помочь дети во время войны?

Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сено косили, и дрова заготавливали.

В деревнях и селах подростки помогали взрослым растить хлеб, овощи и кормить фронт и тыл. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и писали письма. Помогая взрослым, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом. Поэтому эти дети, маленькие и незащищённые, сумели выстоять наравне со взрослыми. Не просто выжить, но и вынести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.

Многие подростки работали на заводах. По 12-14 часов. Многие были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.

Выразительное чтение стихотворения (Слайд 19)

БАЛЛАДА О БАНКЕ ВАРЕНЬЯ

Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла –

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию – банку варенья –

Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшем,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как-будто бы не было больше на свете войны.

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,

Но будут ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

Владимир Радкевич

– Каким настроением проникнуто это стихотворение?

В этом стихотворении сочетаются грусть, жалость к детям, чувство ненависти к тем, кто отнял у детей детство.

7. Беседа о детях Ленинграда

– Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Это верно, потому, что те, кто попали на войну, должны были расстаться с детством. И они не щадя ни времени, ни сил сделали невозможное за ограниченные сроки. Ярким доказательством тому является самое трагическое воспоминание тех лет – блокада Ленинграда.     (Слайд 20)

Зима 1941-1942 гг. была на редкость суровой. Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму, голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся, хотя из продуктов уже не выдавали ничего, кроме хлеба. В осаждённом городе люди тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и вставали…

Блокадный паёк – 125 граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Я к ним подойду. Одеялом укрою,

О чём-то скажу, но они не услышат…

Спрошу, не ответят…

А в комнате трое,

Нас в комнате трое,

Нас в комнате трое, но двое не дышат.

Я знаю, не встанут, Я все понимаю.

Зачем же я хлеб на три части ломаю?

Ю. Воронов

(кладет на стол рядом со свечой кусочек чёрного хлеба)

– Ребята, как вы думаете, почему у людей, переживших блокаду, было особое отношение к хлебу?

Хлеб поддерживал в людях еле тлевшую жизнь. Он не утолял голод,

– Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мёрзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...

В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула.

А оказалось, умерла...

Её из школы на носилках

Домой

Ребята принесли.

В ресницах у подруг

Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил,

Что снова уроки –

После похорон.

Ю. Воронов

Имя ещё одной ленинградской девочки – Тани Савичевой стало бессмертным. Таня Савичева не стреляла в фашистов, не была разведчицей у партизан. Она просто жила в родном городе в очень трудное время. Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жила Таня Савичева, и жило много других девчонок и мальчишек, которые так и остались навсегда в своём времени. (Слайд 21)

Когда началась война, Таня училась в третьем классе. Вела дневник в тоненькой ученической тетради. Когда умерла мама, Таня достала заветную тетрадь, сделала в ней последнюю запись. Затем она взяла самую дорогую вещь, картонную коробку с маминой подвенечной фатой, положила в неё несколько фотографий, писем и вышла из дома. Тонкая былиночка, которую шатал ветер, суровое окаменелое лицо, огромные сухие глаза.

Танин дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискаревского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру. Девять страничек из ее дневника, с трудом выведенных обессиленной рукой, стали документом потрясающей силы.

– Умирающую Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

8. Беседа о детях в концлагерях

– Война в жестокой своей слепоте соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.

Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли не только хлеб, дом, материнскую ласку, у них отнимали Родину, свободу, а иногда и жизнь. (Слайд 22)

9. Минута молчания

(Слайд 23) Дети войны. Её маленькие участники. Её безвинные жертвы. Никто, наверное, не считал, сколько родившихся накануне и во время Великой Отечественной остались навсегда дошколятами или октябрятами, но коротенькие их жизни – среди 27 миллионов, положенных на алтарь Победы.

Они гибли в городах, стёртых с лица земли. В сожжённых деревнях. На беженских дорогах. В концлагерях, гетто, у расстрельных ям. Их убивали болезни, голод, холод. Их убивали нелюди, потому что боялись, что они вырастут, что потом родимся мы. Такого не забыть, не простить. Вечная память безвинным, беззащитным, ставшим ангелами...

Просмотр видеоклипа песни «Дети войны»

в исполнении Т. Гвердцители (03:15) (Слайд 24)

– По человеческому долгу мы обязаны вспомнить о тех юных героях, которые не увидели Победу, но сделали для нее всё, что смогли. Почтим память погибших минутой молчания. (Слайд 25)

Минута молчания

10. Возложение цветов к памятнику

– Сегодня мы с вами испытали чувство прикосновения к Подвигу, свершённому вашими сверстниками – мальчишками и девчонками сороковых годов. А тогда им было столько лет, сколько сегодня нам! И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» – и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Чтобы почтить память всех детей, чьи первые годы жизни пришлись на войну, давайте возложим цветы к нашему памятнику Детям военных лет.

11. Итог урока

– В чём причина постоянного внимания современных писателей к событиям Великой Отечественной войны? Почему нужно помнить героический подвиг взрослых и детей?

Чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, жесточайшие её факты. Но никогда мы не должны перестать волноваться, узнавая о них. Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем на современном этапе. Но поэзия, проза возвращается к событиям войны, и не только для того, чтобы показать трудный путь нашего народа, но и для того чтобы не случилось более страшного, чтобы люди помнили, что человек способен на многое, и никогда не теряли бы веру в себя.

12. Домашнее задание

Мини-сочинение «Почему жизнь детей в годы Великой Отечественной войны можно назвать подвигом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

войной украденное детство

Эта презентация об испытаниях, которые выпали на долю детей войны....

Классный час "Украденное детство"

Материал посвящен учителям школы-интерната, чье детсво пришлось на годы ВОВ....

Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО.

На  уроке очень детально анализируются оба произведения поочерёдно (можно параллельно), после чего проводится сопоставление образов главных героев. Такая работа даёт возможность лучше представить...

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Детство А.С.Пушкина"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Детство А.С.Пушкина"...

Материалы к урокам литературы по теме "Повесть "Детство" Горького"

Карточки с заданиями для работы в группах....

Интегрированный урок по теме "Украденное детство"

Интегрированный урок, (история + изо) посвященный детям блокадного Ленинграда....