Школьная служба примирения как способ решения конфликтных ситуаций в образовательном учреждении
статья

Хазова Олеся Григорьевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная служба примирения как способ решения конфликтов

в учебном заведении

      Школа - это не только учебный процесс, но и групповое взаимодействие совершенно разных людей, объединенных в одном пространстве и участвующих в различных видах деятельности. Это: учебная деятельность, процесс воспитания, управление школьным коллективом, выстраивание статусов, общение, создание норм поведения и т.д. Неудивительно, что ходе этого взаимодействия возникает большое число конфликтных (а порой даже и криминальных  ситуаций, которые школа стремится разными путями разрешать.

       Не всегда реакция правонарушителей на оказываемую им помошь, соответствует  нашим ожиданиям.  Подростки  не исправляются, не испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений, а иногда   относятся к ним отчужденно или даже враждебно. К сожалению, и школа с трудом устанавливает партнерские отношения с такими детьми и их семьями. В результате конфликтные ситуации либо замалчиваются, либо происходит развитие конфликта до такой степени, что разрешить его можно только силовыми методам. И как следствие, рвутся социальные связи подростка с классом, семьей, учителями   и с каждым новым конфликтом этот разрыв увеличивается. На подростка вешают ярлык хулигана и у него включаются психологические механизмы оправдания собственных негативных поступков.

       Целью деятельности Школьной Службы Примирения (ШСП) является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

   Задачами деятельности службы примирения являются:

  проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера, обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

Школьная Служба Примирения  дает возможность привлечь лидеров подростковых групп в деятельность по  изменению культурных норм школьной среды.

  Участие школьников  в деятельности службы в качестве модераторов также  является  способом позитивной самореализации подростков, учит  выстраивать  отношения со сверстниками.

Конфликт – это противостояние двух позиций. При этом школа с одной стороны стремится не выносить эти ситуации извне, поскольку не хочет портить собственную репутацию и дальнейшую жизнь подростку, а  с другой – не всегда находит эффективные пути  работы с конфликтами.

         Школьная служба примирения (ШСП) – это команда школьников и взрослых, которая, пройдя специальную подготовку, выполняет в школе общественную работу по мирному (ненасильственному) урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами  взаимопонимание, примирение и заглаживание вреда.

Программы примирения проводится при добровольном согласии сторон, при условии, что правонарушитель признает свою ответственность за случившееся и хочет исправить ситуацию. Восстановительные программы не ориентированы на безнаказанность или защиту правонарушителя от уголовного наказания, не ориентированы на смягчение позиции потерпевшего, они ориентированы на реализацию принципа деятельной ответственности. В этом их принципиальное отличие восстановительных программ  от позиции защиты.

             Итак,основными принципами восстановительного правосудия являются:

1. Добровольность.

Программы проводятся только добровольно. Перед программой проводятся предварительные встречи, на которых выясняются нужды и потребности сторон; выясняется, как программа может помочь каждому участнику ситуации; ведущие получают согласие сторон на участие в программе.

2.Исцеление жертвы.

Большое внимание уделяется чувствам сторон. Основную роль играют чувства пострадавшего (жертвы) и  разрешение ее проблем, возникших в результате  конфликта или приведших к нему.

3.Возмещение  ущерба  самим нарушителем.  

Активное участие  самого нарушителя в   возмещении причиненного ущерба (и  поддержке других нужд жертвы). Ситуация должна быть разрешена самими участниками в ходе их диалога. Таким образом поощряется активность самих сторон в разрешении ситуации.  

4.Активное   участие общества в разрешении ситуации.

Для разрешения ситуации активно привлекается местное сообщество, учителя, социальные педагоги, родители, друзья и т.д. В современном обществе у людей отняли возможность разрешать конфликты и они разучились это делать. Люди  в состоянии сами в состоянии разрешить большинство конфликтов, по которым они обращаются в милицию и прокуратуру, но не умеют этого. Нам важно, чтобы участники программы могли  получить собственный опыт разрешения своих конфликтов.    Кроме того, если сами участники приняли решение, маловероятно, что они его не исполнят. Гораздо труднее не навязать им свое мнение, не давать советов,  поскольку тогда это будет уже не их решение и вероятность его выполнения снижается. Ведущий программы только поддерживает активность сторон, а не  решает ситуацию.

           Разрешением конфликта, на наш взгляд, является ситуация, в  которой:  а) не осталось негативных чувств между сторонами  

б) стороны сами нашли путь к  исправлению ситуации. Такие встречи называются программой примирения. И если стороны в  спокойной обстановке сами нашли  путь исправления,  и приняли на себя ответственность за его реализацию, то скорее всего решение будет выполнено, а ситуация в  будущем не повториться.  Подчеркнем, что в нашем понимании ответственностью называется не вынесение наказания со стороны администрации школы, а договоренность и реализация шагов по исправлению последствий конфликтной ситуации самими участниками. Это называется  восстановительным подходом к конфликтной (криминальной –  если есть обидчик  и жертва) ситуации.

Осознание подростками собственной ответственности за свои действия (как положительные, так и отрицательные) -  важный шаг  к социализации и взрослению.

          Практика показывает, что использование  примирительных программ способствовало снижению уровня конфликтности и устранению причин противоправного поведения школьников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Способы решения конфликтных ситуаций"

Цель: обсудить проблемы воспитания детей и способы решения конфликтных ситуаций, выработать правила предотвращения конфликтных ситуаций....

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ

Родительское собрание СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИИ В СЕМЬЕ...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

«Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).

Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы  "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует боль...

Родительское собрание - Способы решения конфликтных ситуаций в семье

laquo;Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить же...

Способы решения конфликтных ситуаций

Классный сас "Способы решения конфликтных ситуаций"....

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...