Главные вкладки

    «Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения (из опыта практической работы).
    материал по психологии

    Нпомнящих Татьяна Анатольевна

    Данный метод является частью востановительной медиации которая лежит в основе работы  "Школьной Службы Примирения" и помогает легко и быстро разрешать конфликты в которых участвует большое количество участников. Классные руководители могут проводить класные и родительские собрания  с помощью метода групповой  работы - «Круги сообществ».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения.

    (СЛАЙД 1) Придя в школу работать педагогом – психологом я сразу столкнулась с многообразием школьной жизни.

    Школа это целый мир, Мир в котором собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени.

    Последствия конфликтов травмируют душу и психику, как обидчика, так и жертвы. К тому же никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота, ну или просто испытывает обиду.

    В любой школе есть стандартные способы реагирования на конфликты, которые как правила сводятся к административно - наказательной форме решения конфликта, с привлечением родителей. Данная форма решения конфликтов имеет значительные недостатки, главным из которых является то, что, решение о способе выхода из конфликта принимают не сами участники ситуации, а кто-то другой,  используя при этом: власть (администрация школы) и психологическое давление (родители, учителя). При этом, поскольку выход из конфликта находят взрослые, дети, не участвуя в резрешении конфликтов, не несут ответственности за них. И как результат конфликт, решенный в административно - наказательной форме в некоторых случаях, на уровне детей остается.

    Да таких конфликтных ситуаций не много, в моей практике количество таких случаев не превышает 15% от общего количества конфликтов разбираемых в школе; однако именно они могут принести наибольший вред учащимся, так как ситуация остается нерешенной и переходит в скрытную от взрослых форму, приобретая затяжной характер. В поисках методов, где в разрешение конфликтов активное участие принимали сами участники конфликтной ситуации, причем не только в принятие решений по разрешению конфликта, но и принятия на себя ответственности за все последствия, проистекающие из этого решения; я познакомилась с медиацией.  

     (СЛАЙД 2) Принципы медиации начали применятся для разрешения конфликтных ситуации в образовательных организациях России с 2000–х годов, так уже в декабре 2001 года в Москве в 464 школе была проведена первая программа примирения школьниками-медиаторами (конфликт между учителем и учеником). По информации МИНОБРНАУКИ в России к 2015 году было создано 7729 школьных служб примирения, однако число действующих служб примирения (то есть проводящих медиацию хотя бы раз в полугодие) на основании региональных отчетов не превышало 700.

     (СЛАЙД 3) В настоящее время почти в каждой школе существует Школьная Служба Примирения,  которая в рамках своей работы проводит медиации и другие восстановительные программы.

    (СЛАЙД 4) В работе ШСП принимают активное участие члены инициативной группы, состоящей из старщеклассники нашей школы, при этом ученики 9-х и 11-х классов для участия в ШСП не приглашаются из-за сильной занятости в рамках подготовки к сдаче итоговых государственных экзаменов.

    С начала работы ШСП в нашей школе в инициативную группу мы набирали наиболее социально активных учащихся, проявивщих свое желания помогать окружающим в разрешении возникающих  конфликтов; участие в ШСП только добровольное.

    Стоит отметить, что  не все признанные лидеры классов или социально активные подростки подходят на роль участников иннициативной группы, ведь помимо авторитета у сверстников, ребенок должен обладать навыками эмпатии, умением слушать и слышать, не стоит выпускать из виду и уровень сформированнасти у подростка этического  поведения, т.е. понимания плохого и хорошего. Так же  не надо привлекать к работе с конфликтами и ярко выраженных лидеров с отрицательной направленностью, ведь они могу спровацировать обострение конфликта, а не помочь в его решение.  

    Члены инициативной группы, школьники из  7-8 и 10 классов изначально набранные в наше школе для участия в работе ШСП не имели даже минимальных познаниях о медиации, они обучались постепенно, в процессе работы ШСП: сначало они учлись формулировать проблематику разбираемого конфликта и задавать корректные вопросы, далее они учились предлагать необходимые мероприятия для разрешения конфликта и наконец пришли к возможности самостоятельно обнаруживать конфликтные ситуации и предлагать идеи для их разрешения,  с вовлекчением взрослых в разработку решения и его исполнение.

    (СЛАЙД 5)  С 2018-2019уч.г. в нашей школе в рамках внеурочной деятельности происходит обучение медиаторов – школьников начиная с 5-х классов; занятия проходят 1 раз в неделю, и ведет их педагог – психолог. И я уверенна, что многие из них в следующим учебном году пополнят инициативную группу нашей ШСП.

    На занятиях, для обучения медиаторов используются методы  психологической терапии (арт-терапии, телесно арентированной терапии, драм-терапии, метод ростоновки),  различные трененговые элементы, психологические упражнения и многое другое.

    В прошлом году мы с учащимися 5-х классов познакомились с такими понятиями как, общение, рассмотрели виды общения и разобрали их особенности, изучили проблемы межличностного взаимодействия, разобрали и уяснили сложность понятий «дружбы», «обида» и т.д.

    В этом году ребята, уже 6-классники перейдут к отработке восстановительной медиации сначала на примерах и друг друге, во втором полугодии учащиеся – медиаторы под  контролем руководителя начнут работу над примирительной программой реального обращения разрешения конфликта (Программу по внеурочной деятельности для подготовки медиаторов Вы можете посмотреть и скачать в папке с  Раздаточным материалом).

    Итогом внеурочной деятельности является воспитание учащихся – медиаторов, которые будут не только уметь решать и предатворощать конфликты между сверстниками, но прежде всего, будут  иметь активную гражданскую позицию, опыт равноправного сотрудничества, желания и возможности включаться в решение проблем, затрагивающих их жизненные интересы.

    С начала 2018-19 уч.г. я являюсь куратором Школьной Службы Примирения (далее ШСП), которая работает в нашей школе с  2014 г.; наша ШСП направлена на  урегулирования конфликтов и спорных ситуаций.

    За 2018-2019 учебного года в рамках ШСП было проведено 2 медиации, за 1 четверть 2019-20 уч.г. проведена 1 медиация, с подписанием примирительного договора. Каждый из рассмотренных в медиации случаев не нес финансового фактора, однако имел затяжной характер, с периодически возникающими обострениями, вплоть до драк. После прохождения медиации конфликты были разрешены, их участники подписали примирительный договор и самое важное, договора подписанные в прошлом году выполняются и в этом.

    (СЛАЙД 6) Я не буду останавливаться на подробном разборе применения метода востонавительной медиации, схематично он должен отображаться сейчас у вас на слайде. Скажу только о некоторых проблемах, с которыми я столкнулась при его использовании:

    1. Длительность осуществления – от начала медиации до ее завершения может пройти более месяца, а контроль за выполнением сторонами конфликта подписанного договора осуществляется на протяжении всего учебного года.

    Первая проводимая мною медиации продлилась около 3 месяцев, так как в конфликт были вовлечены и родители учащихся, из-за чего назначенные встречи переносились, а зачастую и откладывались (из-за неявки родителя) до нового обострения ситуации между детьми.  

    С другой стороны на момент подписания договора, конфликтная ситуация была полностью проработана и конфликтов между детьми больше не наблюдалось.

    2. Серьезность процедуры – не каждый ребенок готов вырабатывать меры для разрешения конфликта и его дальнейшей профилактике.

    При общение с участниками конфликта, уже на уровне разговора о составление договора (даже без слов о его подписание и дальнейшем соблюдение) учащиеся отказываются от медиации. В таком случае от медиации мы переходим к другим примирительным технологиям.

    При этом многие конфликты решаются по горячим следам, когда для снятия конфликта достаточно разобраться в его причинах и помочь детям услышать друг друга, т.е. провести  небольшую импровизированную конференцию.

    (СЛАЙД 7) Так в 2018-19 уч.г. в рамках работы ШСП было разобрано и урегулировано 8 конфликтных ситуации, за 1 четверть 2019-20 уч.г. урегулировано 2 конфликтные ситуации с использованием различных программ. 

     Все выше перечисленные программы относятся к индивидуальным формам работы, я же хочу более подробно остановиться на групповой форме работы для разрешение конфликтных ситуаций, на «Круги сообществ»

    (СЛАЙД 8) «Круги сообществ (примирения или доверия)»

    Принято считать, что Круги сообществ основаны на традициях североамериканских индейцев: индейский обряд завершения войны, когда враждующие вожди и представители племен садились рядом и пускали по кругу «трубку мира». Однако этот способ регулирования конфликтов, когда члены определенного сообщества сами, в своем кругу обсуждают и разрешают спорные или просто насущные вопросы сообщества, используется не одно столетие у многих народов: это и копы (суды Белорусии) и романо сэндо (цыганские суды), и казачьи сходы (войсковые советы) и т.д. Названий много, но суть одна. Если говорить проше, то Круг общения  - это пространство равных, где каждый может высказать свое мнение и услышать мнение другого.

    Смысл этого понятия для школы заключается в следующем. В конфликт может быть вовлечено большое количество людей. Например, группа учеников или целый школьный класс, группа учеников и группа учителей, группа учителей и группа родителей и т.п. (варианты могут быть разнообразные). В этом случае работать по привычной или классической схеме медиации, когда число спорящих сторон не превышает от 2 до 4, становится проблематично. Помочь урегулированию конфликтов с участием большого числа участников и призваны Круги сообществ. Круги сообществ незаменимы при разрешении таких проблемных вопросов, как школьный буллинг, проблема «изгоев», иных ситуаций группового конфликта. Как и в восстановительной медиации, цель Кругов сообществ заключается главным образом в восстановлении коммуникаций и потерянных связей, реабилитации постконфликтного состояния.        

    Так же Кругов сообществ можно использовать для проведения классных часов и родительских собраний; так классные часы, проведенные в виде круга общения не только позволят лучше понять информацию предложенной преподавателем, но и помогут в сплочение коллектива.  

    Как я уже ранее говорила школа – это целый мир, где  каждый день встречаются сотни людей – детей и взрослых. У каждого школьника свое мировоззрение, воспитание и способности, что влияет не только на обучение, но и на поведение ребенка. При этом огромную роль играют эмоции, сейчас ученик в хорошем настроение, он готов учится и общаться,  а через минуту что-то случилось и к нему лучше не подходить. Неудивительно, что в таком коктеле, при совместной деятельности  постоянно возникает множество конфликтных ситуаций. И не все из этих ситуаций видны взрослым, восновном до нас доходят конфликты уже перетекающие  в острую фазу – драку. И отсюда вытекает еще одно направление в рамках которого можно использовать Круг общения  – профилактическая.

    Например. Вам нужно провести профилактика работу по предотвращению злаупотребления подростками горячительных напитков (алкоголя).

    Есть классический вариант – Вы как лектор рассказываете про вред алкоголя, возможно с привлечением наглядных материалов, той же призентации. Вот только внимание детей хватает не более, чем на 5 минут, ведь тема как говорится «заезженная»: о вреде алкоголя они знают из телевизора и интернета, об этом им не раз рассказывали дома и в школе. В результате профилактику Вы вроде как и провели, только отклик от детей получили минимальный, или вообще не получается…

    А теперь используем Круг общения – где каждый подросток выскажит свое мнение об употреблене алкоголя, выразит свое эмоциональное отношение к данной прблеме и услышит мнение других однаклассников. А Вы подведете итоги всему услышанному и точно будете знать, что тема усвоина и профилактика проведена.

    Однака всю эффективность метода медиации «Круг общения» я оценила в процессе работы при разрешение конфликтов, в которых так или иначе был замешен весь класс – «новенький пришедший в 5-й класс не смог влиться в коллектив, ребята из класса его провоцироали, девочки – обижали (словесно), атмосфера в классе сложилась неблагоприятная,  постоянно вспыхивали скандалы (ругань) и драки».

    Для использования круга общения необходимо соблюдать некоторые правил:

    1. должен быть ведущий, тот, кто контролирует выполнение правил в круге и показывает пример. Изначально это можете быть ВЫ (куратор), в дальнейшем в виде ведущего может выступать один из членов инициативной группы, лучше из старших классов.

    2. должен быть «Тотем», в виде небольшой игрушки (желательно мягкой или с контрастной поверхностью) или значимой вещи (тогда нужно обьяснить в чем эта значимость состоит)  

    В помещение достаточно просторном, для комфортного размещения всех участников конфликта (класса) стулья раставляются кругом и таким оброзом, что бы дети рассевшись на них беспрепятственно видели друг друга, т.е. в самом круге из стульев не должно находится ничего постороннего (парты, сумки и т.д.)  

    3. Первое что МЫ делаем в круге – это все вместе устанавливаем правил круга общения (правила дольнейшей работы) – ведущий подводит итог, озвучивая принятые правила (не более 5)

    4. первый круг - эмоциональный настрой детей на работу. Ведущий, держа в руках тотемку озвучивает проблему, т.е. с какой  целью был собран круг общения и говорит о тех чуствах которые он испытывает на данный момент в связи с этим… Далее он передает тотемку рядом седящему ребенку и просит его высказаться о том, что он знает по данной теме и что испытывает… и так по кругу. Когда тотемка снова приходит к вам в руки, т.е. она совершила полный круг Вы - ведущий подводите итоги услышеному. Это будет окончание 1 круга.

    Таких кругов может быть несколько. Но начинаем мы всегда с эмоцианальной настройки на работу, а заканчиваем выработкой общего решения по рассматриваеваему вопросу.    

    Из основных плюсов: данный метод позволяет достаточно сильно уменьшить временные затраты при разрешение конфликтной ситуации; позволяет участникам конфликта высказаться и обьяснить свою точку зрения, услышать и понять противоположное мнение.

    Из минусов – для проведения круга общения требуется предварительная подготовка. Предварительная работа с ребенком, которого не принимают в классе из – за чего возникаю постоянные конфликты, с классным руководителем (администрацией при необходимости) для выяснения ситуации и с родителями ребенка, для выяснения их точки зрения на возникшую ситуацию, желательно взять их согласие на проведение круга общения; так же необходим свободный класс, а это проблема для многих школ.

    Так же стоит учитывать и возраст участников которых Вы собираетесь ввести в Круг, лучше всего он работает для среднего звена 5-х – 8-х классов, в начальной школе использование круга общения неэффективно, так как не все дети даже в 4-ом классе способны высказать и обосновать свое мнение. С другой стороны учащиеся старших классов, зачастую не готовы говорить о своих проблемах в круг; к тому же учащиеся 9-х и 11-х классов заняты подготовкой к экзаменам и не имеют ни времени ни сил на серьезные конфликты.

    Мои представления о медиации и о моём месте в ней постоянно изменяются.

    Педагог – психолог:  Непомнящих Т.А.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Круги сообществ» - одна из групповых форм работы, для разрешения конфликтных ситуаций, в рамках Школьной Службы Примирения. Непомнящих Татьяна Анатольевна, педагог - психолог «РАБОТАЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»

    Слайд 2

    Медиация - это встреча людей за СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, где они смогут сами: понять друг друга; обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций; найти устраивающее всех решения; обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем; принять ответственность за исправление причиненного вреда.

    Слайд 4

    Инициативная группа Состоит из 5-10 человек возрастом 13-16 лет, обычно это ученики 7-10 классов. Участие детей в работе ШСП является обязательным условием ее нормального функционирования. Участие детей не привилегия, а право. Участие детей не только возможно, но и необходимо. Обязательство обеспечить условия для участия детей целиком и полностью лежит на взрослых .

    Слайд 5

    Цель воспитание м едиаторов . Через формирование социально – психологической компетенции учащихся, воспитание уважения достоинства личности, содействие созданию условий для конструктивного разрешения конфликтов, обеспечения психолого- педагогической помощи...

    Слайд 7

    Программа примирения Программа заглаживания вреда Профилактические восстановительные программы Круг сообщества Школьная конференция Семейная конференция (в территориальных службах примирения). Программы проводимые в Школьной службе примирения

    Слайд 8

    Круг сообщества это пространство, где каждый являясь равным, может высказать свое мнение и услышать мнение окружающих .

    Слайд 9

    Спасибо за внимание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

    Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма пред...

    Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

    Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

    Методические рекомендации по внедрению практики восстановительного подхода в разрешении конфликтных ситуаций и организации деятельности Служб примирения в образовательных учреждениях.

    Скажите в ваших ОУ есть  ученики, прогуливающие уроки?Прибегают ли некоторые дети к асоциальным способам поведения  для поддержания своего статуса в коллективе?А бывает, что учащиеся или род...

    Школьная служба примирения как новая форма работы в направлении профилактики правонарушений в среде несовершеннолетних

    Выступление педагога-психолога Захаровой Г.Ю.на окружном «Совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Северо-Западного округа «О реализации комплекса меро...

    Программа «Обучающий семинар-практикум для педагогов по конструктивному разрешению конфликтов в рамках поддержки школьной службы примирения»

    Цель данного семинара – в активном режиме познакомить педагогов с восстановительным подходом через ролевое проигрывание восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) для создания и дальнейшей...

    Из опыта работы по созданию Школьных служб примирения в Северном и Южном Бутово

    Программа-направлена на внедрение в школьную практику альтернативных способов разрешения конфликтных и напряженных ситуаций;-способствует снижению уровня социальной дезадаптации школьников;-развивает ...