групповое занятие в 3-4 классах
план-конспект

Данилова Наталья Егоровна

Внеклассное занятие "Странна порядка" расчитано на учеников 1-4 классов о правах ребёнка и профилактике правонарушений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОВГОРТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ  СРЕДНЕГО  ОБЩЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ»

Внеклассное занятие

«Страна Порядка» в 1-4 классах

о правах ребенка и профилактике правонарушений

Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени (3-4 классы), а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу. 

Задачи:

•        образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения на улице, в школе (дороге - ПДД), о правилах противопожарной безопасности в быту – ППБ, ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан.

•        развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.

•        воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права.  

Оборудование: книжная выставка - нормативно-правовая документация: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс, «Конвенция о правах ребёнка» и т.д., детские книги о нарушении прав на основе героев сказок…

Оформление: на доске по прядку расположены вывески с названиями станций, ватман с кроссвордом (кроссворд может быть нарисован на доске), куда дети будут вписывать слова и энциклопедическая вывеска   с толкованием слов: закон, правонарушение, нарушитель, ответственность, порядок, дисциплина, право, обязанность…

Ход внеклассного мероприятия

I. Организационный этап

Педагог: Добрый день, дорогие ребята. Наше занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу.

Давайте улыбнёмся друг другу, скажем, здравствуй (те) и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наше занятие прошло хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Но приятны ли хмурые лица?

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И в ответ улыбку зажечь.

II. Вводная часть

Педагог: А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд.

1. Этим словом называется отдых, перерыв между занятиями (Перемена)

2. На нём порой бывает тяжело и скучно, и ждёшь, когда же прозвенит звонок. (Урок)

3. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

4. Про него говорят: «…не воробей, вылетит, не поймаешь!» (Слово)

5. Она начинается с улыбки, не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (Дружба)

Педагог: Молодцы, всё вы, ребята, знаете! И какое же слово мы получили по вертикали, давайте прочитаем его вслух.

Дети (читают): Права.

III. Основная часть

Педагог: Сейчас я вам предлагаю игру по станциям.

1. Станция  «Страна правовых знаний»

Педагог: Сегодня мы с вами вместе совершим увлекательное путешествие в необычную страну Порядка. Первая остановка «Страна Правовых знаний». Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах! Ребята, с чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вам знакомы?

Дети: Водительские права, права потребителя, права человека.

Педагог: А ещё существуют права ребёнка. Мы попробуем в ходе путешествия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.  

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» всё было разрешено: хочешь воровать – воруй,  хочешь драться – дерись, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, драться, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, драться, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы?

Дети:  Жители стали жить по законам.

Педагог: Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость и хаос!

Педагог: А как вы думаете, есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

Дети: Да, есть!

Педагог: Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Что такое ЗАКОН?

Толкование слов из энциклопедии 

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное  человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.

ПРАВО совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства. Естественное право (дано от природы человеку при его рождении: право на жизнь, на свободу, право иметь собственность и др., никто не может его отнять)

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  это особое отношение между поступками человека (людей, институтов), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом.

ДИСЦИПЛИНА – поведенческая модель человека, направленная на следование порядку, закону или установленным правилам.

ПОРЯДОК гармоничное, ожидаемое, предсказуемое состояние или расположение чего-либо.

ОБЯЗАННОСТЬ – это значит обязан, то, что подлежит безусловному выполнению кем-либо чего-либо (по общественным требованиям или по внутренним побуждениям). Служба, круг действий, связанных с исполнением какой-либо должности. Обязанность - Круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

Педагог: Где прописаны законы? Законы  записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный  кодекс», «Гражданский  кодекс», «Трудовой  кодекс», «Уголовный кодекс».

Педагог: А как вы думаете, есть ли какие-нибудь права у детей?

Дети: Есть.

Педагог: Да, правильно и они записаны в декларации прав ребёнка. И сейчас я познакомлю вас с основными правами детей.

ФИЗМИНУТКА

Игра на внимание

А теперь проверим, все ли внимательны:

Внимание! Глядит в упор

На вас трехглазый светофор.

Зеленый, желтый, красный глаз –

Он каждому дает указ!

На красный свет похлопали,

Желтый – поморгали,

А на зеленый – тихо на месте побежали.

2. Станция - Основные права ребёнка

Педагог: Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

1.        Право на образование.

2.        Право на охрану здоровья.

3.        Право на отдых и досуг.

4.        Право на личную жизнь.

5.        Право свободно выражать своё мнение.

6.        Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

3. Станция - Викторина «Какие права литературных героев нарушены».

Будьте внимательны.

- В каких сказках  нарушено право неприкосновенность жилища?

 (Варианты: «Петушок – золотой гребешок»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок»).

- Какие персонажи сказок могли бы пожаловаться на нарушение их прав на неприкосновенность жилища?

 (Варианты: Чипполино; зайчик; герои сказки «Теремок»).

- У какой героини нарушено право на отдых и досуг?

(Варианты: Настенька из сказки «Морозко»;  Дюймовочка;  Золушка).

- Назовите сказку, где один из родителей был наказан за плохое отношение с ребенком?

(Варианты: сказка «12 месяцев»; «Сказка о мертвой царевне»; «Золушка»).

Педагог:

- Хотя пока еще вы дети, но знать права свои должны.

  Узнали много здесь, поверьте! И эти знания важны!

4. Станция «Азбука пожарной безопасности» 

Педагог: Мы продолжаем своё путешествие и следующая остановка на станции «Азбука пожарной безопасности»

Игра «Доскажи словечко»

Где с огнем беспечны люди,

Там возникнет дым и жар,

Там всегда грозить нам будет

 Злой, немыслимый…?        (Пожар).

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в ... ?       (Квартире).

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил ... ?       (Утюг).

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками ... ?      (Играл).

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над ... ?      (Газом).

Столб огня чердак объял.

Кто там спички ... ?       (Зажигал).

Побежал пожар во двор.

Это кто там жег ... ?      (Костер).

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег ... ?      (Траву).

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые... ?      (Предметы).

Дым увидел - не зевай.

И пожарных ....   (Вызывай!)

Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнем ...?  (Опасно).

Помни, каждый гражданин,

Пожарный номер ...?      («01»)

IV. Рефлексия

«Сердце доброты»

Педагог: Покажите, где у вас находиться сердце. Приложите руку и почувствуйте (послушайте) как ваше сердце доброты бьётся, как добро проникает в вас и в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.

V. Итог занятия

Педагог: Подведём итог работы нашего занятия. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на занятии.

Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе, на улице, в быту». Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование групповых занятий по алгебре 7 класс

планирование групповых занятий 7 класс...

индивидуально-групповые занятия по математике, 6 класс

рабочая програма для ИГЗ по математике в 6 классе...

Программа групповых занятий по мтематике 5 класс

Программа групповых занятий по математике 5 класс. Рсчитана на 34 учебных часа...

Программа групповых занятий по математике 7 класс

Порграмма групповых занятий по математике 7 класс. Расчитна на 34 учебных часа....

Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс

Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....

Групповое занятие для обучающихся 5 классов "Дружный класс".

Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс - трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация ...