«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (А.Макаренко) Классный час в 5,6 классах
классный час (5, 6 класс)

Агеева Ольга Александровна

  Трудно переоценить значение труда. Ведь все создается только благодаря трудовой деятельности. И всем известно, что все лучшее в мире создавалось тогда, когда человек вкладывал в свое дело душу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_trud_byl_vsegda.makarenko.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (А.Макаренко)

                                             Классный час в 5. 6 классах

Цель: - способствовать формированию ответственного отношения к труду;

           - познакомить детей с профессиями, прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству;

            - развивать кругозор, мышление;

            - воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда.    

                                                 Ход занятия

Рассадка группами по 4-5 человек

- Ребята, перед вами на доске ряд слов. Нужно из них составить пословицу. Кто первый догадался? (любишь кататься - люби и саночки возить)

- Как вы думаете, о чем эта пословица?

- Тема нашего классного часа «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (А.Макаренко)

  Трудно переоценить значение труда. Ведь все создается только благодаря трудовой деятельности. И всем известно, что все лучшее в мире создавалось тогда, когда человек вкладывал в свое дело душу.

Не зря на Руси существует выражение «золотых дел мастер». Дело, сделанное тобой, может быть золотым. Правда, на это надо потратить много усилий.

Труд – самый замечательный волшебник. Трудится человек – появляются чудесные машины, прекрасные дома, цветут сады, растут хлеба. Много замечательных вещей создали золотые руки мастеров.

(Ребёнок читает стих)

Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода,

В ссадинах,

В мозолях

Руки эти.

Самые нужные

Руки на свете.

Далее я хочу продолжить  наш разговор небольшим рассказом К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».

 

«Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.»

Беседа

Учитель: - Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа. Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?

Учащиеся: - Потому что он трудился.

Учитель: - Что случилось с плугом, который пролежал без дела?

Учащиеся: - Потемнел и покрылся ржавчиной.

Учитель: - Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?

Учащиеся: - Труженика и лентяя.

Учитель: - Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?

Учащиеся: - Труд красит человека, а безделье его уродует.

- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.

- Без туда человек заржавеет и может заболеть.

Стихотворение «У каждого дела запах особый» (читает ученик)

У каждого дела запах особый:

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской, -

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего пахнет – маслом машинным.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно он пахнет, ребята!

Игра «Окончание пословицы»

Учитель: - Издавна в русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Ваша задача: соединить начало и конец пословицы. На это у вас 3 минуты.   Проверка.

Учитель: Деревья смотри в плодах, Учащиеся: …(а людей смотри в делах)

Учитель: Терпенье и труд, Учащиеся: …(все перетрут)

Учитель: Под лежачий камень, Учащиеся:…(и вода не течет)

Учитель: Маленькое дело, Учащиеся: …(лучше большого безделья).

Учитель: Не везде сила: где уменье, Учащиеся: …(а где и терпенье)

Учитель: Не сиди сложа руки, Учащиеся:…(не будет и скуки)

Учитель: Не спеши языком, Учащиеся:…(спеши делом)

Учитель: Делу время, Учащиеся:…(потехе час

- Мы ежедневно встречаемся с теми, кто нас обслуживает. Надо ценить и уважать труд людей. Все трудящиеся люди тесно связаны друг с другом, и никто  ничего не делает только для себя.

- Послушаем ещё одно стихотворение:

Всё для всех (Ю. Тувим) (читает ученик)

Каменщик строит жилища,

Платье – работа портного.

Но ведь портному работать

Негде без теплого крова.

Каменщик был бы раздетым,

Если б умелые руки

Вовремя не смастерили

Фартук, и куртку, и брюки.

Пекарь сапожнику к сроку

Сшить сапоги поручает.

Ну, а сапожник без хлеба

Много ль нашьет, натачает?

Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем, - нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

- А какую пользу вы можете приносить сейчас, когда у вас ещё нет профессии? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам прочитаю вам еще один рассказ, «Канавка», вы послушайте и ответьте на вопросы.

РАССКАЗ. Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки – влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнётся, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но всё видит.

Вот пожилая женщина прошла рядом с бидоном – чуть не упала.

- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вон сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.

- Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле неё незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошёл в рощу, набрал сухих веток, сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и не важно.

Вопросы для обсуждения:

О чём этот рассказ?

Что сделал Витя?

Правильно ли он поступил?

Как вы понимаете смысл последних слов рассказа?

Важно ли, чтобы ваш труд все видели и знали?

- Ребята, труд для вас сейчас – это учеба. Нехорошо, если из школы выходят ученики белоручками, неумехами. Учиться и трудиться надо в полную силу – только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других. Цена хлеба, цена труда, цена знаний – эти истины каждый должен усвоить с малых лет. Ведь на этом держится вся наша жизнь. Красота земли, красота человека – эти понятия неразрывны.

Чтение стихотворения (песни) учителем:

Каждый город, каждый дом

Создан радостным трудом.

Без работы, без труда

Не построить города.

Слышен грохот под землёй –

Рудокоп пошёл в забой.

Без работы, без труда

Не появится руда.

Экскаватор зашагал –

Будет рыть в степи канал.

Без работы, без труда

Не пойдёт в поля вода.

В корпусах станки стучат –

Человек работе рад.

Поспевая, шепчет рожь:

«Без труда не проживёшь!»

Блиц – интервью «Моя любимая профессия»

Учитель: - А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.

К учителю подходят два репортера.

Репортер 1: - Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.

Репортер 2: - Нас интересует, каким профессиям они отдают симпатии?

Репортер 1: - У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?

Репортер 2: - И чем она вас привлекает?

Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.

Учитель: - Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды, герои кино, сказок. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей (человек 5-6).

Подведение итогов

Учитель: - Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.

Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...

Внеклассное занятие по профильному труду "Мастера всегда нужны, мастера всегда важны"

Актуализация знаний по профильному труду (с\х труд, швейное дело, столярное дело).Способствовие систематизации знаний по направлениям профильного обучения....

Классный час «ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

классный час на тему Ценности человеческой жизни"....

Проблемно - диалогическая беседа на тему"Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"

И эпиграфом нашей беседы станут слова советского педагога и писателя  Антона Семёновича Макаренко «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»...

Презентация "Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"

Презентация "Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"...

Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры!

Классный  час.Цель: 1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда.           2.Показать необходимость труда в жизни человека.Оборудование: до...