«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (А.Макаренко) Классный час в 5,6 классах
классный час (5, 6 класс)
Трудно переоценить значение труда. Ведь все создается только благодаря трудовой деятельности. И всем известно, что все лучшее в мире создавалось тогда, когда человек вкладывал в свое дело душу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (А.Макаренко)
Классный час в 5. 6 классах
Цель: - способствовать формированию ответственного отношения к труду;
- познакомить детей с профессиями, прививать любовь к труду, стремление вырасти полезными своему государству;
- развивать кругозор, мышление;
- воспитывать интерес к различным профессиям, уважение к людям труда.
Ход занятия
Рассадка группами по 4-5 человек
- Ребята, перед вами на доске ряд слов. Нужно из них составить пословицу. Кто первый догадался? (любишь кататься - люби и саночки возить)
- Как вы думаете, о чем эта пословица?
- Тема нашего классного часа «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (А.Макаренко)
Трудно переоценить значение труда. Ведь все создается только благодаря трудовой деятельности. И всем известно, что все лучшее в мире создавалось тогда, когда человек вкладывал в свое дело душу.
Не зря на Руси существует выражение «золотых дел мастер». Дело, сделанное тобой, может быть золотым. Правда, на это надо потратить много усилий.
Труд – самый замечательный волшебник. Трудится человек – появляются чудесные машины, прекрасные дома, цветут сады, растут хлеба. Много замечательных вещей создали золотые руки мастеров.
(Ребёнок читает стих)
Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода,
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти.
Самые нужные
Руки на свете.
Далее я хочу продолжить наш разговор небольшим рассказом К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».
«Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
-Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?- спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
-От труда, мой милый,- отвечал тот.- А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.»
Беседа
Учитель: - Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего классного часа. Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?
Учащиеся: - Потому что он трудился.
Учитель: - Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
Учащиеся: - Потемнел и покрылся ржавчиной.
Учитель: - Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?
Учащиеся: - Труженика и лентяя.
Учитель: - Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Учащиеся: - Труд красит человека, а безделье его уродует.
- Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
- Без туда человек заржавеет и может заболеть.
Стихотворение «У каждого дела запах особый» (читает ученик)
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской, -
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего пахнет – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
Сколько ни душится лодырь богатый,
Очень неважно он пахнет, ребята!
Игра «Окончание пословицы»
Учитель: - Издавна в русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Ваша задача: соединить начало и конец пословицы. На это у вас 3 минуты. Проверка.
Учитель: Деревья смотри в плодах, Учащиеся: …(а людей смотри в делах)
Учитель: Терпенье и труд, Учащиеся: …(все перетрут)
Учитель: Под лежачий камень, Учащиеся:…(и вода не течет)
Учитель: Маленькое дело, Учащиеся: …(лучше большого безделья).
Учитель: Не везде сила: где уменье, Учащиеся: …(а где и терпенье)
Учитель: Не сиди сложа руки, Учащиеся:…(не будет и скуки)
Учитель: Не спеши языком, Учащиеся:…(спеши делом)
Учитель: Делу время, Учащиеся:…(потехе час
- Мы ежедневно встречаемся с теми, кто нас обслуживает. Надо ценить и уважать труд людей. Все трудящиеся люди тесно связаны друг с другом, и никто ничего не делает только для себя.
- Послушаем ещё одно стихотворение:
Всё для всех (Ю. Тувим) (читает ученик)
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
- А какую пользу вы можете приносить сейчас, когда у вас ещё нет профессии? Чтобы ответить на этот вопрос, я вам прочитаю вам еще один рассказ, «Канавка», вы послушайте и ответьте на вопросы.
РАССКАЗ. Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки – влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнётся, за ветки орешника схватится и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч, но всё видит.
Вот пожилая женщина прошла рядом с бидоном – чуть не упала.
- А чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вон сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
- Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из неё птицы воду пьют. Возле неё незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошёл в рощу, набрал сухих веток, сделал переход.
Теперь можно было переходить спокойно.
Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.
И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и не важно.
Вопросы для обсуждения:
О чём этот рассказ?
Что сделал Витя?
Правильно ли он поступил?
Как вы понимаете смысл последних слов рассказа?
Важно ли, чтобы ваш труд все видели и знали?
- Ребята, труд для вас сейчас – это учеба. Нехорошо, если из школы выходят ученики белоручками, неумехами. Учиться и трудиться надо в полную силу – только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других. Цена хлеба, цена труда, цена знаний – эти истины каждый должен усвоить с малых лет. Ведь на этом держится вся наша жизнь. Красота земли, красота человека – эти понятия неразрывны.
Чтение стихотворения (песни) учителем:
Каждый город, каждый дом
Создан радостным трудом.
Без работы, без труда
Не построить города.
Слышен грохот под землёй –
Рудокоп пошёл в забой.
Без работы, без труда
Не появится руда.
Экскаватор зашагал –
Будет рыть в степи канал.
Без работы, без труда
Не пойдёт в поля вода.
В корпусах станки стучат –
Человек работе рад.
Поспевая, шепчет рожь:
«Без труда не проживёшь!»
Блиц – интервью «Моя любимая профессия»
Учитель: - А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда.
К учителю подходят два репортера.
Репортер 1: - Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.
Репортер 2: - Нас интересует, каким профессиям они отдают симпатии?
Репортер 1: - У нас ко всем вам два вопроса. Какая профессия вам больше всего нравится?
Репортер 2: - И чем она вас привлекает?
Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если дети забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.
Учитель: - Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды, герои кино, сказок. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей (человек 5-6).
Подведение итогов
Учитель: - Наша беседа подошла к концу. Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/11/picture-66104.jpg)
Методическая разработка урока литературы и обществознания (или отдельно по каждому из указанных предметов)Тема: «Загадка человека» Цели и ценности человеческой жизни. Цель урока: раскрыть на конкретном примере цели человеческой жизни.
Урок по рассказу !Ф.М.Достоевского "Мужик Марей" учите оценивать людей не по социальной принадлежности, не по внешнему виду, а по умению совершать добрые поступки. Урок проверяет уровень сформированно...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-620465-1428935728.jpg)
Внеклассное занятие по профильному труду "Мастера всегда нужны, мастера всегда важны"
Актуализация знаний по профильному труду (с\х труд, швейное дело, столярное дело).Способствовие систематизации знаний по направлениям профильного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/18/picture-1372510-1639830164.jpg)
«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (Антон Сергеевич Макаренко).
Материал для беседы с детьми о труде....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008004-1517978311.jpg)
Проблемно - диалогическая беседа на тему"Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"
И эпиграфом нашей беседы станут слова советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/07/picture-1008004-1517978311.jpg)
Презентация "Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"
Презентация "Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/18/picture-879875-1484764340.jpg)
Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры!
Классный час.Цель: 1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда. 2.Показать необходимость труда в жизни человека.Оборудование: до...