Открытое мероприятие .Ролевой диалог на тему: «Самооценка и реальные способности учащихся»
материал

Халилева Эльвира Халиуллаевна

Ролевой диалог: «Самооценка и реальные способности учащихся»

«Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле»

Публий Сир

 

Цели: дать учащимся представление о понятии самооценки личности, научить работать над формированием адекватной самооценки; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств.

Задачи:

  • уяснить сущность понятия «самооценка»;
  • моделировать действия по осуществлению реальной самооценки;
  • создать условий для правильной оценки собственной личности, а также одноклассников;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся.

Форма проведения: ролевой диалог.

Оформление:

  • написать тему, эпиграфы;
  • для групповой работы начертить на доске таблицу "Самооценка". В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Самооценка

Завышенная

Заниженная

Объективная

Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность

Трусливость

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ролевой диалог33.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Лозовская специальная школа-интернат»

Ролевой диалог

на тему: 

«Самооценка и реальные способности учащихся»

Воспитатель,

Халилева Э.Х.

с. Ферсманово, 2021г.

 


 Ролевой диалог: «Самооценка и реальные способности учащихся»

«Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле»

Публий Сир

Цели: дать учащимся представление о понятии самооценки личности; научить работать над формированием адекватной самооценки; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств.

Задачи:

  • уяснить сущность понятия «самооценка»;
  • моделировать действия по осуществлению реальной самооценки;
  • создать условий для правильной оценки собственной личности, а также одноклассников;
  • развивать коммуникативную компетенцию учащихся.

Форма проведения: ролевой диалог.

Оформление: написать тему, эпиграфы, для групповой работы начертить на доске таблицу "Самооценка".

В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария.

Самооценка

Завышенная

Заниженная

Объективная

Уверенность в себе Вспыльчивость Скромность

Трусливость

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного достоинства

Пассивность Уравновешенность Самоуверенность Внушаемость

Используемые современные технологии: здоровьесберегающие и информационные технологии, развивающая технология по коррекции речи, ИКТ - технологии.

Ход мероприятия

Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

В начале мероприятия учащиеся заходят в кабинет и выбирают на парте один из разноцветных листьев. Одноклассники, выбравшие одного вида листочки занимают парты с соответствующим цветом листка, так формируются группы для работы.

Воспитатель: Добрый день дорогие дети, гости! Наше мероприятие посвящено теме: «Самооценка и реальные способности учащихся!».  Слова «Познай самого себя» принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался: кто он, какой у него характер, что он любит, чего не любит, каковы его цели в жизни, как к нему относятся другие люди? Этот процесс называется самопознанием.

Интерактивная беседа «Нужно ли знать себя?»

- Как вы считаете, в наше время человек должен стремиться познать себя?

- Что лучше: переоценить или недооценить себя?

- Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ».

- Как вы думаете, знаете ли вы себя?

Возможные ответы:

  1. Познать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он может развить свои таланты, исправить свои недостатки.
  2. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека.
  3. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым.

Воспитатель. Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самонаблюдение, самоанализ, самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. Будем проводить самонаблюдение, самоанализ и самооценку. Познакомимся с понятием Я, которое многогранное. Оно включает: 

  • Ролевое
  • Внешнее, внутреннее
  • Сознательное, несознательное
  • Поведенческое
  • Прошлое, настоящее, будущее
  • Фантастическое

С некоторыми элементами Я познакомимся сегодня. С некоторыми нам предстоит познакомиться в будущем.

 Воспитатель. А сейчас проведем дискуссию «Какого человека можно назвать уникальным?»

Дискуссия «Какого человека можно назвать уникальным?»

 Включается тихая музыка. Дети, разделившиеся на группы, обсуждают ответ.

Возможные ответы:

  1. Это яркий, талантливый, незаурядный человек.
  2. Отличается от других людей.
  3. Это необычный, странный человек, чудак.
  4. Это любой человек, даже самый обыкновенный.
  5.  Он отличается от других людей даже отпечатками своих пальцев.

Воспитатель. Каждый человек в мире уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный», «неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам нарисовать портрет своей группы на альбомном листе (на заранее подготовленных листах изображены контуры лица, на котором надо дорисовать черты, соответствующие состоянию группы)

У вас получились уникальные портреты. А теперь мы подпишем портреты. Для этого поиграем в игру «Кто я?», «Какой я?»

Игра в группах «Кто я?». «Какой я?»

 Условия игры: Напишите слева в столбик десять раз букву «я», а рядом с каждой буквой напишем ответ на вопрос «Кто я?», «Какой я?» Это может быть суждение о себе, о своей внешности, характере, внутреннем мире, о своих увлечениях, переживаниях, о том, за что вы себя уважаете.

Включается тихая музыка. Дети работают 3-5 минут. Затем представитель от группы рассказывает о своих результатах.

Мини – лекция «Что такое самооценка?

Воспитатель: Знать себя недостаточно, нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной. Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенные в себе.

Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам и не доводят её до конца.

И только люди с правильной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, не боятся общения, они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку сохранять своё достоинство и жить в ладу со всеми и с самим с собой.

 Школьный психолог проведет тест на определение самооценки.

Психолог. Настало время с ними познакомиться.

 Тест определения самооценки: нарисовать на листе 8 кружочков в один ряд, написать букву «я» в любом кружочке. Чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше самооценка. Те, кто поставил букву «я» посередине, имеют правильную самооценку.

Результат, который вы получили необязательно открывать всем. Этот результат должен дать вам пищу для размышлений, для дальнейших наблюдений над собой. Ведь только узнав свои слабости, мы сможем исправить их и стать сильнее. От этого зависит, насколько успешной будет ваша жизнь.

Воспитатель. Когда вы окончите школу, и вам придется выбирать свой дальнейший путь: работа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Десятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие?

Игра «Прогнозируем поступок».

Инструкция: приглашаются два человек, которые хотят поработать со своей самооценкой (выходят из класса).

Учащимся в классе предлагаются ситуации:

- «Как вы думаете, как бы поступили в данных ситуациях эти люди?» (относительно двух вышедших людей).

Вопросы:

1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…

А) заступился,

Б) не заступился.

2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…

А) уехал,

Б) не уехал

3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг).

А) оказал бы помощь,

Б) не помог.

4. В отношениях эти люди ценят больше что?

А) внешние данные,

Б) ум, черты характера,

В) длительность и качество отношений.

5. Вы считаете этого человека:

А) умным,

Б) красивым.

Ученики входят в класс, и эти же вопросы задаются им.

Затем выборочно берутся тетради и зачитываются ответы учащихся.

Вопрос  учащимся. Что вы чувствовали :

-  Когда отвечали на вопросы?

-  Когда вас оценивал класс?

Ведущий: Ребята, видите, все-таки нам не безразлично как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену.

Интерактивная беседа по теме "Зачем нужна самооценка?"

Воспитатель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

  - Можете ли вы считать себя умными людьми?

  -  Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

  1. Свои физические возможности, состояние здоровья.
  2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).
  3. Свой характер, темперамент, волю.
  4. Свои вкусы, привычки.
  5. Свои сильные и слабые стороны.

Воспитатель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности.

- А что это даст?

- Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

  1. Узнать призвание, выбрать профессию.
  2. Избежать ошибок и разочарований.
  3. Правильно вести себя с окружающими.
  4. Не браться за невыполнимые дела.
  5. Правильно определить цель в жизни.

Воспитатель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

Воспитатель. Предлагаю вам ситуативную игру. Вы через 3 минуты представляете короткий сюжет (в виде сценки, монолога или диалога) на предложенную мною тему или выберите её сами. Например: ученик получил «2» по предмету и беседует с родителями; разбил стекло и вызван к директору; подрался с одноклассником и объясняется с завучем и другие.

Вам нужно постараться представить, какие признаки в поведении, внешнем облике выдают человека с той или иной самооценкой (для каждой группы - один вариант: с заниженной, завышенной или реально соответствующей ситуации). Представление сюжетов сопровождается обменом мнений.

Комментарий воспитателя.

 Как мы видим, людей с заниженной самооценкой обычно выдаёт беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, свалить вину на кого-то другого, неуверенность, растерянность, а то и паника при любых неожиданностях. С такими людьми трудно, они ненадёжны, их обычно недолюбливают в коллективе.

«Непризнанные гении» (с завышенной самооценкой) тоже утомляют, так как они всегда недовольны и ищут причины неудач в других, часто ссорятся с окружающими по любому поводу, отстаивают только свою точку зрения. А теперь давайте вместе сформулируем реальное, правильное поведение для каждой ситуации. (уч-ся высказывают своё мнение, воспитатель или психолог его корректирует).

Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

Воспитатель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой.

Первая группа - с завышенной;

вторая - с заниженной;

третья - с объективной самооценкой.

Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы прокомментировать. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор.

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Воспитатель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить "нет" и т. п.)

- Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Воспитатель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной старшеклассницы Маши (читает). Бабушка и мама считают, что Маша - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Маша считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Маше, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Машин дружок Сергей, с которым она поругалась. Маша теперь с ними со всеми не разговаривает. Маша считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске – «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Маша? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

1.  Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

2.   Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

3.  Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.          

4. Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

5.. Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

6.  Поругалась с друзьями, которые говорили о ее недостатках.

7.  Ставила себе нереальные цели,  путь к себе.

Составление самохарактеристики

Воспитатель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель и воспитатель. Я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Воспитатель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

Игра «Маска, я тебя знаю!»

Воспитатель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

Заключительное слово

Воспитатель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце окончания школы удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

Только успех!

Не пищать!

Я лучший и у меня всё получится!

Чтобы не случилось, мечта сбудется!

Рефлексия

Воспитатель. Что дал вам сегодняшний диалог?

 Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Подведение итогов

Воспитатель. Что бы мы вели себя культурно, надо разобраться в себе, обратить внимание на окружающих, быть с ними вежливыми, относиться к ним с уважением!

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Урок - игра.Тема урока: «Развитие двигательных способностей учащихся».

Цель:  развитие двигательных способностей:  силы, гибкости,  ловкости, прыгучести.Задачи: 1. Закрепить прыжок в длину с места...

Внеклассное мероприятие Ролевая Игра по теме «Музыка» для учащихся 9 класса (нестандартный урок)

Внеклассное мероприятие Ролевая Игра по теме «Музыка» для учащихся 9 класса (нестандартный урок)...

Открытый урок (ролевая игра) по теме: «Нефть».

« В настоящее время из недр земли и донных отложений в морях ежегодно добывают 3 млрд. тонн нефти. Основная часть перерабатывается в различные виды топлива и смазочные материалы»...

Доклад по теме "Выявление и развитие способностей учащихся по математике"

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Передо мной стоит задача -способствовать развитию каждой личности....