«Волонтёрская деятельность как средство социализации обучающихся с ОВЗ».
статья

Эккерт Ирина Валентиновна

О создании волонтерского движения в школе-интернате  как социальном институте, который должен готовить детей с ОВЗ к жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат с. Малый Толкай

СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД

«Волонтёрская деятельность как средство социализации обучающихся с ОВЗ».

Воспитатель высшей

квалификационной категории

 Эккерт И.В.

   

2020

Актуальность.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в школе-интернате  как социальном институте, который должен готовить детей с ОВЗ к жизни.

   Практика.

Цель:  развитие  социальной самореализации обучающихся путем ознакомления с различными видами социальной активности.

Задачи:

-формировать  идею добровольческого труда на благо общества;

-воспитывать у школьников  активную гражданскую позицию,  нравственно-этические качества, чувства патриотизма;

-привлекать обучающихся к участию в добровольной безвозмездной помощи на базе школы.

    В нашем классе создан волонтёрский отряд два года назад, когда  2018 год был объявлен  годом добровольца. Ребята взяли на себя обязательство оказывать посильную помощь пенсионерам-ветеранам педагогического труда и младшим школьникам, участвовать в социально значимых акциях и проектах, что в свою очередь поспособствует развитию и реализации  организаторского и творческого потенциала, положительно повлияет на дальнейшую социализацию наших обучающихся.

     ДЕВИЗ нашей работы: «Делай добро и это принесет тебе счастье».
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств,  является их желание помочь, проявить милосердие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Инновация этой работы состоит в том, что организация благотворительной и добровольческой деятельности предполагается в условиях школы - интерната, целью которой является объединение активных, творческих и заинтересованных детей нашего класса для участия в добровольческих мероприятиях, а на их примере  вовлечение в это движение и пассивных ребят.  

     Наше внимание и забота были адресованы В.Л.Астрахановой, А.П.Галяшкиной, М.И.Верховцевой. Мы регулярно проводим операцию «Обелиск»  по благоустройству памятника погибшим в годы гражданской войны, ежегодно убираем мусор по улице Советской, участвуем в «Вахте памяти» у памятника в центре села,  наш волонтёрский отряд принял активное участие в концерте «От всей души» для  пенсионеров, в подготовке юбилея нашей школы в октябре этого года. Ребят очень увлекает волонтёрство. Прямым доказательством этому служит то, что Саша И., являясь «трудным» подростком, не только не отказался от участия ни в одном мероприятии, но ещё и по собственной инициативе постоянно помогает воспитателям проводить баню с мальчиками 1-2 классов! Все проведенные нами дела и мероприятия можно определить одним девизом: «В чем суть жизни? Служить другим и делать добро». Все проведённые за время существования нашего отряда дела стали уже традиционными. В этом году наши десятиклассники заканчивают  школу, но я уверена, что наработанный опыт будет полезен другим ребятам и волонтёрское движение продолжит свою работу!

     Ожидаемые результаты волонтерской деятельности как средства

социализации обучающихся с ОВЗ :

  • создание традиций доброго и уважительного отношения к окружающим людям;
  • приобретение  знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • формирование коммуникативных навыков и активной жизненной позиции;
  • рост числа инициатив и начинаний детей  в оказании необходимой помощи людям на основе бескорыстия.

    Волонтёрство позволяет создать условия для формирования в детях с интеллектуальной недостаточностью нравственных качеств, которые признаются значимыми в обществе. В своей деятельности волонтёры, в первую очередь, выходят на такую ценность как «милосердие». В словаре Ожегова милосердие – это готовность помочь кому-нибудь  или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. На мой взгляд, милосердие является источником нравственности, как таковой. Если ребёнок чувствует в себе бескорыстное желание помогать, то сформировать в нём социальную солидарность  будет не такой уж непосильной  задачей.

 На уроках можно много и интересно рассказывать о том, что такое добро, милосердие, любовь, сотрудничество. Но пока ребёнок не прочувствует, что означают эти понятия в действии, они так и останутся словами. Волонтёрская деятельность способна стать важным видом воспитательной деятельности в школе-интернате и дать ответ на вопрос, как воспитать нравственные ценности у обучающихся с ОВЗ.

       Чтобы решить данную проблему, я  привлекла обучающихся к волонтерской деятельности, которая, я уверена, повлияет на нравственное становление ребят моего класса, обеспечит реализацию их потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; поспособствует познавательному и эмоциональному развитию таких сторон личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Волонтерство сформирует готовность обучающихся с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельному принятию решений, разовьёт восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества, на мой взгляд, способствуют более успешной социализации подростков с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьная газета как средство социализации обучающихся

Выступление на школьной конференции...

Социальное партнерство как средство социализации обучающихся сельской школы

Дипломная работа по социализации и социальному партнерству.В современном обществе возникает необходимость формирования образованной, предприимчивой личности, самостоятельно принимающей ответственные р...

Социально-бытовая ориентировка средство социализации обучающихся с ОВЗ

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний  и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и уве...

Мастер- класс «Сотрудничество школы и библиотеки как средство социализации обучающихся».

Мастер- класс: «Сотрудничество школы и библиотеки как средство   социализации обучающихся»....

Проект «Деловое письмо как одно из средств социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями»

Проект, направленный на социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассчитан на 7,8,9 классы коррекционной школы....

Волонтерская деятельность как средство социализации обучающихся

В данном материале рассказывается об опыте работы с волонтерским отрядом. С помощью разного вида коллективно-творческих дел обучающиеся вовлекаются в шефскую работу, волонтерскую деятельность и др., т...