"Беспокойство не забирает завтрашние тревоги, оно забирает сегодняшнее спокойствие"
план-конспект урока (9 класс)

Мероприятие проводится с целью познакомить с понятием стресса и его проявлениями, научить осознавать собственное состояние в стрессовых ситуациях, уметь использовать психотехники для ослабления переживаний. Можно использовать для обучающихся 9 и 11 классов в период подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_bespokoystvo_.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая дискуссия: "Беспокойство не забирает завтрашние тревоги, оно забирает сегодняшнее спокойствие"

Место проведения: класс взвода

Методическая цель: создание благоприятной психологической атмосферы и личного комфорта посредством реализации технологии педагогики сотрудничества согласно требованиям ФГОС ООО

Задачи: познакомить с понятием стресса и его проявлением; учить осознанию собственного состояния в стрессовых ситуациях; умение использовать психотехники видоизменения, ослабления стрессовых переживаний

Инновационные приемы и методы: интерактивное обучение с имитационным методом в группах

Планируемые результаты: научить справляться с состоянием стресса

УДД:

Личностные: развивать познавательные интересы, построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи и поддержки;

Регулятивные: осуществлять целеполагание, планировать и определять наиболее рациональный алгоритм действий по индивидуальному или коллективному выполнению задачи; прогнозировать.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, перерабатывать информацию, выделять главное и второстепенное, структурировать, формулировать предположения по решению проблемы.

Коммуникативные: уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога, обсуждениях; уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументированно ее представлять и защищать.

Форма мероприятия: беседа с элементами дискуссии

Оборудование: компьютер, ММ презентация (слайды), листы для записей, ручки

Этап и содержание занятия

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Элементы педагогических технологий

Формируемые компетенции

I.Организационный этап

проверка личного состава

рапорт, приветствие

групповые технологии

информационная

II.Актуализация темы. Целеполагание

вступительное слово воспитателя, подведение к цели классного часа

определяют тему, цели и задачи классного часа

педагогика сотрудничества

познавательная

III. Основная часть

1. Погружение в тему

2. Комплекс упражнений для снятия стресса:

1) «Волевое дыхание»
2) «Дыхательная гимнастика»

3) «Аутотренинг»

4) « Даосская гимнастика»

5) «Акупрессура»

6) «Колпак»

3.Дискуссия «Беспокойствие…»

воспитатель знакомит с понятиями стресс, корректирует действия воспитанников, следит за дисциплиной, проводит дискуссию, обучает использованию психотехники видоизменения суворовцев

выступают с докладами, аргументируют, суворовцы участвуют в обсуждении

развивающего обучения

познавательная, ценностно - смысловая

IV. Просмотр презентации «Беспокойствие или спокойствие»

следит за демонстрацией презентации, реакцией ребят

делают выводы, высказывают свое мнение, сморят презентацию

информационно-коммуникационные

учебно-познавательная

V. Рефлексия деятельности

выясняет, что запомнилось, понравилось, что нового узнали, корректирует вывод

проявляют свою осведомленность, отвечают на вопросы

развивающего обучения

ценностно - смысловая

  1. Организационный этап

Проверка личного состава. Рапорт, приветствие.

II.         Актуализация темы. Целеполагание.

Вступительное слово воспитателя.

  1. Погружение в тему.
    Вся наша жизнь - это периодические стрессовые напряжения и разрядки. Стрессовых ситуаций много, и все они разнообразны. Впервые поднял вопрос о стрессе канадский физиолог Ганс Селье. Стресс - это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем. Стресс может быть не опасным и полезным. А в некоторых случаях стресс даже защищает нас.

Представьте себе, что вы переходите улицу и вдруг. Из-за поворота вылетает огромный самосвал. Вы дернулись и замерли как вкопанный. И прекрасно. Самосвал пролетел мимо вас. А если бы у вас не возникло стресса? Вы вполне могли бы оказаться под колесами. Благодарите стресс, он спас вам жизнь и здоровье.

Небольшой уровень стресса делает нас собранным на экзамене, позволяет спортсмену на соревнованиях выступить лучше, чем на тренировках. В такие моменты ощущаешь подъем, внутреннюю мобилизацию, многое получается лучше, чем обычно. Такое состояние называют эустресс.
Другое дело, когда напряжение становится слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает или заторможенность, или чрезмерная суетливость. На пользу делу и здоровью это не идет. Такой чрезмерный разрушительный, дезорганизующий, демобилизующий стресс называют
дистресс. Именно он опасен. Сильнейшим стрессом является неуспех, неудача, позор, обида. Все это очень неприятно. К сожалению, мы нередко склонны переоценивать отрицательные результаты наших действий, сгущать краски, преувеличивать свои неудачи. Отсюда слишком сильные, слишком резкие слова – «крах», «трагедия», «провал», «кошмар», «ужас».

Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу” - тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становиться выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного её разрушения. Следовательно, жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллектуальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия. Может наступить депрессия, безразличие, ощущение скуки и тоски. Однако, перешагнув индивидуальный порог, по силе воздействия стресс становится губительным. Имеет значение и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы «встряхивает» его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени вас будет разрушать стресс.

      «Вопреки расхожему мнению, мы не должны - да и не в состоянии - избегать стресса. - писал Г.Селье. - Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни».

Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу, то есть знать, до какого уровня силы человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже ее повышая, и какие по силе воздействия факторы губительны, выводят из нормального состояния настолько, что человек не может сосредоточиться, не может ничего делать.
2. Комплекс упражнений для снятия стресса.

Слова ведущего: «Сейчас мы познакомимся и попытаемся овладеть некоторыми приемами снятия стресса.

  1. Упражнение «Волевое дыхание»
    Цель
    : для появления уверенности в своих силах и готовности действовать.

   Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимайте руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.

   После этого сделайте глубокий спокойный вдох и медленный выдох с медленным одновременным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягайте мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Представьте себе, как руками вы прессуете воздух и направляете его вниз, в землю.

   По окончании выдоха напряжение мышц прекращается
2) Упражнение «Дыхательная гимнастика».
Цель: уменьшает волнение, внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память.

Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза, Чтобы дыхание было ровным, нужно считать «про себя»: на три счета - вдох, на пять-шесть - выдох. Выдох должен в два раза длиннее вдоха.
3) Упражнение «Аутотренинг»

Цель: снятие негативного эмоционального напряжения, позитивный настрой.

Нужно сесть поудобнее, закрыть глаза, дыхание должно быть ровным. Спокойным ровным голосом повторять про себя: Я смогу, у меня все получиться, я все знаю, Я решал задачи посложнее, решу и эту! И т.д. Фразы должны быть короткими и четкими, темп голоса нарастающий механически до приказа.  

4) Упражнение « Даосская гимнастика»

Цель: снятие негативного эмоционального напряжения.

В положении стоя руки поднять вверх - вдох, резко опустить, произнося звук «ха» - выдох животом.
5) Упражнение «Акупрессура»

Цель: стимуляция познавательных способностей путем нажатия на определенные точки

 - Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторять пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии – выдох, при расслаблении – вдох.

- Большим пальцем круговыми движениями массировать точку, расположенную между бровями на палец выше преносицы.

-  Большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливаем фалангу пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги мизинца. Потом меняем руки».

Время: 10 минут

6) Упражнение «Колпак».

Цель: снятие напряжения после занятия, тренировка внимания.
Слова ведущего: Есть такая скороговорка: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Повторите ее за мной, но вместо слова «колпак» дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопайте себя по голове, а само слово не произносите. Далее замените жестом следующее по порядку слово - «мой». Вместо слова «мой» покажите на себя. Текст произносится теперь уже с двумя изменениями. Так последовательно меняются на жесты все остальные слова,  слово «треугольный» показывается невербально руками.

3.Дискуссия «Беспокойствие…»

«Ах, как вспомню, как в юности я пыталась быть лучшей во всем, старалась нравиться людям, могла долго переживать, если слышала слова критики в свой адрес, всё думала, а почему так и что же я делаю не так. Да, впрочем, не я одна такая. Юношеский максимализм не позволяет не думать о том, что скажут окружающие. А те люди, которые решают жить по-своему, ни на кого не ориентируясь, кажутся всем странными, глупыми или вообще ненормальными.

Может быть, все дело в воспитании? Не утверждаю, но как вариант... Родители, бабушки и дедушки частенько твердили своим детям что-то типа: «Посмотри, как ты себя ведешь, все же смотрят на тебя» или «А что скажут люди (родственники, соседи, сотрудники и т.д.)?!» Ребенку внушали, что нужно вести себя так, чтобы нравиться другим людям, нужно быть на высоте для кого-то. Мало кто мог сказать: "Будь собой, живи, как тебе нравится и плевать, что скажут люди!"

Меня, взрослую, это ужасно раздражает в воспитании детей. Ну зачем внушать ребенку, что его поступки могут осудить чужие, совсем незнакомые ему люди?! Да, нужно учить маленького человека, который только начинает жизнь, вести себя достойно. Но навязывать страх перед мнением общества - это, на мой взгляд, как минимум, странно.

Вот и привык наш простой человек постоянно жить с мыслью о том, кто и что про него скажет или подумает. Было положено соответствовать общепринятым нормам, не выходя за их рамки.И сейчас многие до сих пор не могут уйти от этого. Вроде современная жизнь и научила нас жить, ни на кого не оглядываясь, так, как душе угодно. Но многие все же еще очень остро реагируют на критику и неодобрение людей. Кого-то может просто вывести из себя острое замечание вредной соседки, а кто-то пропустит всё мимо ушей и спокойно пойдет своей дорогой.

К сожалению, я не знаю автора следующей фразы, но она просто запала мне в душу:

"Беспокойство не забирает завтрашние тревоги, оно забирает сегодняшнее спокойствие"

А некоторые-то ведь и вовсе зациклены на том, чтобы быть для всех идеальным, чтобы стать лидером, быть во всем первым и лучшим. Знаю лично нескольких таких людей, которые стараются угодить во всем, они хотят быть хорошими для всех, могут даже критику молча выслушать (а потом переживать из-за нее очень долго), лишь бы о них не подумали плохо. По мне так это здорово усложняет жизнь. Ну ведь все равно не получится стать идеальным и добиться всеобщей любви и расположения. В любом случае найдется хотя бы пара недоброжелателей и просто чем-то недовольных людей.

И я вот с возрастом стала задумываться: а, собственно, для чего нужна вся эта суета и переживания? От этого разве станет легче? Кто-то захочет что - бы я что-то сделала определенным образом, а другие в это время пожелают, чтобы все было иначе, чтобы поведение, действие или даже характер был другой. И что же? Невозможно же построиться под каждого человека. Может лучше просто быть собой, и пусть кто хочет сам подстраивается. Недовольные сразу отсеются, а рядом останутся по-настоящему искренние и верные.

На такие мысли меня натолкнула цитаты Энтони Хопкинса:
«Ничего не проси, ничего не жди и принимай все спокойно. Я так рассуждаю: «Что люди обо мне говорят или думают, меня не касается. Я такой какой есть, и делаю то, что делаю, просто ради забавы — вот как устроена эта игра. Чудесная игра жизни на ее собственном поле. Здесь нечего выигрывать и нечего терять, здесь не надо ничего доказывать. Не надо выворачиваться наизнанку — чего ради?»

Согласны?

И знаете, когда начинаешь именно так жить, жизнь меняется, ты смотришь уже на все происходящее другими глазами и перестаешь пропускать через себя весь людской негатив, зависть, агрессию и недовольство. Ты просто живешь для себя и тех людей, которые в тебя верят.»

IV.Просмотр презентации «Беспокойствие или спокойствие»

V. Рефлексия мероприятия.
Суворовцам предлагается закончить следующие предложения:

  • Во время занятия я понял, что …
  • Самым полезным для меня было …
  • На месте ведущего я…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Школа завтрашнего дня"

Мероприятие напоминает кадетам, что школа это важный этап в жизни каждого. То какой будет школа через 5 лет, 10 лет, 15 лет зависит от них самих. И ребята должны сейчас уже задуматься об этом...

Мини-тренинг на снятие напряжения и беспокойство у учащихся перед экзаменами.

Большая часть учащихся перед экзаменом  испытывает стресс, находясь  в ситуации постоянного страха  или тревоги. Что с ними при этом происходит? Постоянный стресс ослабляет имм...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»

«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...

«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»

«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...

Презентация "Наша сегодняшняя школа завтрашнего дня"

Любое образовательное учреждение должно работать с перспективой решения поставленных задач и обязательно помнить  о будущем наших детей....

Спокойствие, только спокойствие

Занятие с элементами тренинга направлено на формирование психологической готовности обучающихся 11 класса к сдаче государственной итоговой аттестации.Методическая разработка завоевала диплом лауреата ...