Программа "Дискуссионный клуб"
рабочая программа (10 класс)

Ананьева Оксана Алексеевна

Программа внеурочной деятельности "Дискуссионный клуб" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussionnyy_klub_ananeva.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ

«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «21»  июня  2019 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея

___________ /Иванова О.В.

Приказ  №

от  « 24 » июня 2019 г.

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

«Дискуссионный клуб»

Срок реализации программы:1 год (51 ч.)

Возрастная категория: 17-18 лет, 10Б, 11Б классы

Авторы-составители:

Ананьева Оксана Алексеевна,

Зеленеева Кира Юрьевна

г. Смоленск

2019 - 2020


Дискуссия - одна из интерактивных форм деятельности учителя и обучающихся в школе. В то же время дискуссию можно рассматривать как основное ядро в формировании духовно-нравственной личности. 

Современный динамичный мир принципиально изменил человеческую деятельность – людям все больше приходится управлять технологиями и быть коммуникабельными для достижения личных и общественных целей. Поэтому основная задача современного школьного образования разработка и применение комплекса обобщенных способов деятельности, применимых в любой предметной области. Школьникам необходима такая педагогическая технология, которая стала бы основой поведения в различных житейских ситуациях, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования активной личности.

Психологическое обоснование деятельностного подхода в школьных методиках принадлежит видным отечественным психологам , , и в общих чертах сводится к положению о том, что становление личности возможно только в деятельности, так как школьник чувствует себя свободным, может проявлять инициативу и самостоятельность, что придает оптимистический характер мировоззрению молодого человека и помогает преодолеть возрастной нигилизм.

Рабочая программа – деятельность ШКОЛЬНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА создана как средство способствующее развитию творческих способностей обучающихся, развитию познавательных интересов и даёт право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий. Деятельность по организации работы ШКОЛЬНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА осуществляется в свободное от основной учёбы время и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.

Деятельность учащихся в ШКОЛЬНОМ ДИСКУССИОННОМ КЛУБЕ характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутствием жесткой регламентации и жесткого результата.

Деятельность ШКОЛЬНОГО ДИСКУССТОННОГО КЛУБА носит неформальный и комфортный характер для всех участников.

Целью деятельности дискуссионного клуба является формирование среды культурного общения, обмена мнениями по важнейшим вопросам современной социально-экономической и политической ситуации; развитие интеллектуальных  и творческих способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской деятельности ученика и учителя и, как итог, - формирование самоопределяющейся, осмысленной, социально активной, творческой личности.

Развивающие задачи программы:

учащиеся смогут

1.  определить свои жизненные планы, выбрать профессию

2.  прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуться в личностном развитии, в обретении собственной идентичности.

3.  сформировать умение участвовать в дискуссии

Обучающие задачи программы:

учащиеся смогут

1.  овладеть основными операциями мыслительной деятельности - синтезу, анализу, общению

2.  расширить кругозор и словарный запас

3.  сформировать умение быстрого поиска информации, критического отношения к ней.

Воспитательные задачи программы:

учащиеся смогут

1.  обогатить свой духовный мир в процессе дискуссии

2.  реализовать свои потребности в самосовершенствовании и самоутверждении

3.  сформировать активную гражданскую позицию.

4. узнать себя, свои сильные стороны.

5. развить чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях.

6. успешно и точно реализовать себя в поведении и деятельности.

Основными направлениями дискуссионного клуба определены следующие направления деятельности, где каждый может реализовать себя как личность:  

          - гражданско – патриотическое;  

- художественно-эстетическое;

- духовно-нравственное;

- интеллектуальное.

Планируемые результаты

Учащиеся сформируют умения:

- собирать, отбирать, перерабатывать и структурировать информацию в различных источниках (вербальных, визуальных, Интернет-источниках, архивных документов);

- ориентироваться в энциклопедиях, справочниках, в том числе в формах вики;

- сопоставлять разные культурные тексты, делать логические выводы и определять коэффициент  полезности для собственного жизненного пространства;

- анализировать сложные произведения искусства, выявлять их художественную ценность, интерпретировать смыслы, открывая их для себя.

Учащиеся выработают следующие навыки:

- публичного выступления (создавать текст выступления, отстаивать свою точку зрения, освоить правила ведения диалогов, полилогов);

- создания собственного продукта, аккумулировав его в обществе одноклассников, друзей, а также в сетях Интернета;

- использования знаний и умений в практической деятельности, программировать свой жизненный путь, выносить нравственные уроки;

- коммуникации, слышать себя и других, жить по совести.

Дискуссионный клуб является открытой площадкой для всестороннего обсуждения наиболее актуальных проблем социально-экономической жизни общества.

        Деятельность учащихся в дискуссионном клубе характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников, а также отсутствием жесткой регламентации и жестких результатом.  

        Теоретические занятия по методике проведения дискуссий проводит педагог-руководитель. Заседания дискуссионного клуба готовятся инициативной группой, которая предлагает тему и форму для диспута. Заседания могут проводится в форме дебатов (обмен аргументами и контраргументами), диспутов (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами), мозговых штурмов, круглых столов (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов), ток-шоу, «аквариумов» (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа).

Программа рассчитана на 51 час.

Формой промежуточной аттестации является заседание дискуссионного клуба.

Тематическое планирование теоретической части и темы дискуссий

Тема

Содержание темы

Вводное занятие.

Цели и задачи проекта. Выборы волонтеров клуба. Определение темы дискуссий путем тестирования классных коллективов.

Композиция речи

Теория курса: начало речи, вступление, главная часть, конец речи, свободная композиция. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Что значит владеть своим голосом?

Темп речи, сила и высота голоса. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Как подготовить устное выступление

Экспромт. Определение темы, направленности, названия выступления. Предварительный план. Работа над фактами, теоретическим материалом. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Способы связи речи в устном выступлении

Слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное отношение к речи. Повтор и анафора. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Диалог в дискуссии

Монолог особого типа. Скрытая форма диалога. Открытый диалог. Языковые средства создания эмоциональности речи. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Типы дискуссий: свободная, альтернативная, направляемая. Формы дискуссий: дискуссия-диалог, дискуссия-полилог. 

Стиль и тип речи

Использование книжных стилей в речах разного рода и вида. Письменная речь в устном выступлении. Использование разных типов речи. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Речевые ошибки

Нормы языка и речевые ошибки. Нормы ударения и речевые ошибки. Выбор слова. Пословицы. Нормы грамматики и их нарушение. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Темы дискуссий

«Зачем человеку образование?»

«Есть ли будущее у книги?»

День народного единства – национальный праздник

Физики или лирики?

На что ориентироваться при выборе профессии?

Можно ли истребить коррупцию?

Современная демократия

Деньги – не главное?

Путь к успеху – все средства хороши?

Угроза нацизма в наши дни: вымысел или реальность?

Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Цели и задачи проекта.

1

2

Композиция речи

1

3

Что значит владеть своим голосом: темп речи, сила и высота голоса

1

4

Как подготовить устное выступление

1

5

Способы связи речи в устном выступлении

1

6

Диалог в дискуссии. Причины конфликтов во время дискуссии

1

7

Стиль и тип речи

1

8

Речевые ошибки

1

9

«Зачем человеку образование?». Подготовка к дискуссии

1

10-11

Заседание дискуссионного клуба «Зачем человеку образование?»

2

12

«Книги жизни не научат?» Подготовка к дискуссии

1

13-14

Заседание дискуссионного клуба «Книги жизни не научат?»

2

15

«Физики или лирики?»  Подготовка к дискуссии

1

16-17

Заседание дискуссионного клуба  «Физики или лирики?»  

2

18

На что ориентироваться при выборе профессии? Подготовка к дискуссии

1

19-20

Заседание дискуссионного клуба. На что ориентироваться при выборе профессии?

2

21

Можно ли истребить коррупцию? Подготовка к дискуссии

1

22-23

Заседание дискуссионного клуба. Можно ли истребить коррупцию?

2

24

Современная демократия. Подготовка к дискуссии

1

25-26

Заседание дискуссионного клуба. Современная демократия.

2

27

Деньги – не главное? Подготовка к дискуссии

1

28-29

Заседание дискуссионного клуба. Деньги – не главное?

2

30

Путь к успеху – все средства хороши? Подготовка к дискуссии

1

31-32

Заседание дискуссионного клуба. Путь к успеху – все средства хороши?

2

33

Угроза нацизма в наши дни: вымысел или реальность? Подготовка к дискуссии

1

34-35

Заседание дискуссионного клуба. Угроза нацизма в наши дни: вымысел или реальность?

2

36

История- учительница жизни? Подготовка к дискуссии

1

37-38

Заседание дискуссионного клуба. История- учительница жизни?

2

39-46

Встречи с интересными людьми

8

47-48

Экскурсия в Смоленский государственный архив

2

49-50

Экскурсия в Музей Великой Отечественной войны г.Смоленска

2

51

Заключительной занятие. Обсуждение работы дискуссионного клуба.

1

всего часов

51




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

Положение о открытиии родительского клуба. Статьи о работе нашего клуба.

Наш клуб открылся 1 сентября 2012 года называется он "Семейный очаг"...

Клуб "ПК". ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности районного педагогического сообщества. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУХНЯ».

Цели, задачи, основные направления деятельности добровольного педагогического сообщества. Функции и статус клуба "Педагогическая кухня", его руководство и контроль....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы клуба по интересу ‘Английский-клуб’

Данный курс не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,но и   знакомит с общечеловеческими ценностями В ходе работы осуществляется организация праздников, ролевых игр, меропр...

План работы семейного клуба «Клуб любящих родителей» 2017- 2018 г.

План работы семейного   клуба «Клуб любящих родителей» 2017-2018 г....

Реализация образовательных интересов и социальной активности детей в клубе любителей английского языка "Тандем". Положение о клубе "Тандем"

Наша программа предполагает возможность использования самых различных методов, способствующих развитию теоретического мышления, творческих и коммуникативных способностей и интересов, формированию сист...