К вопросу о формировании антикоррупционного поведения
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рябцев Николай Владиславович

В данной статье автор знакомит учащихся с понятием коррупции и основами антикоррупционного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_korruptsii_kasaetsya_kazhdogo.docx133.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема коррупции касается каждого!

Статья подготовлена социальным педагогом Н. В. Рябцевым

В продолжение знакомства с понятием «коррупция» через интерактивное занятие, доступное по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe_nWTkNBkdZaUkzTqgwn6m9gvSC8KLQw272OFqEgXylBxy1g/viewform. рассмотрим, неужели коррупция стала так сильна именно в наши дни? Давайте вместе с вами окунёмся немного в историю данного явления…

Коррупция была известна людям с начала появления товарно-денежных взаимоотношений (а может, и до него). Недаром во всех известных древних мировых культурах – Египта, Месопотамии, Иудеи. Индии и Китая можно найти упоминания о ней в трактатах по искусству государственного управления, религиозной и юридической литературе.

В основных книгах христиан и мусульман можно встретить такие строки: «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8, см. также Втор. 16:19); «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей» (Коран 2:188) и т. д.

Само понятие «коррумпировать» (от лат. «corrumpere») в античном мире только начинало принимать известные нам очертания. Оно означало повреждать желудок плохой пищей, портить воду в закрытой таре, расстраивать дела, расточать состояние, приводить в упадок нравы, упускать возможности, истощать источник, истреблять насекомых, позорить достоинство и т.д. И только в одном из значений «коррумпировать» означало подкупать кого-либо или всех – народ (не обязательно должностное лицо) деньгами, щедрыми раздачами. В римском праве «corrumpere» – разламывать, портить, повреждать, фальсифицировать показания, но в то же время и подкупить судью (претора).

Более близкое нам понятие коррупции начинает формироваться в Новое время с началом образования централизованных государств и ныне существующих правовых систем. Оно также не миновало взора деятелей искусства и, например, Данте, когда писал «Божественную комедию», описывая ад, поместил мздоимцев в пятый ров восьмого (предпоследнего) круга ада.

Известный своими политическими трудами Никколо Макиавелли коррупцию сравнивал с болезнью, например, чахоткой. Вначале ее трудно распознать, но легче лечить. Если же она запущена, то ее легко распознать, но излечить трудно.

В России, первые упоминания о коррупции, которая определялась понятием «мздоимство» (подкуп за действия без нарушения закона), исходят из русских летописей, а XIV веке добавилось и «лихоимство» (подкуп за действия, нарушающие законодательство). Во время правления Ивана IV, впервые ввелась смертная казнь в наказание за «чрезмерность во взятках».

При Петре I в России приобретают широкий размах как коррупция, так и жестокая борьба царя с ней. Чиновники в России стали получать «фиксированную зарплату» – жалование, а взятка в любой форме стала считаться преступлением. Петр I даже грозился издать указ, что любой укравший деньги из государственной казны, на которые можно будет купить веревку, на этой веревке и будет повешен. Последующие правители России на поприще борьбы с коррупцией особо не отметились.

В Советской России коррупция жестоко каралась, вплоть до высшей меры наказания – расстрела, а в наши дни она снова дала о себе знать. Вот поэтому 25 декабря 2008 года официально был принят Федеральный закон от N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В нём чётко объяснены все составляющие понятия «коррупция», обозначены ответственные за исполнение закона, а также подчёркнута необходимость вести занятия по повышению уровня правосознания граждан (чем мы с вами сейчас и занимаемсяJ).

«Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Коррупцией считается – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.»

Ну вот теперь, когда мы немного разобрались, что собой представляет коррупция, давайте обратим внимание на области жизни, которые работают не так, как надо, под её влиянием:

- происходит снижение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;

- неэффективность государственно-властных решений, несоответствие

государственной политики интересам общества;

- снижается доверие к государственным институтам, развиваются «альтернативные», криминальные, формы социального регулирования и организации повседневной жизни;

- снижается также общественная активность граждан, развивается социальная апатия;

- получают внимание и распространяются экстремистские взгляды, рост социальной напряженности;

- снижается привлекательности государства на мировом рынке инвестиций;

- имеет место ограничение и ликвидация свободной конкуренции как фактора повышения качества и снижения стоимости товаров и услуг;

- снижаются доходы государственного бюджета и недофинансируются

социально значимые статьи расходов;

- повышаются издержки предпринимателей за счет необходимости «оплаты» публичных услуг должностных лиц, компенсируемое за счет потребителя;

- увеличиваются угрозы попадания на рынок опасных для жизни и здоровья

человека товаров и услуг.

Это, конечно, далеко не полный список последствий коррупционного поведения, и каждый из пунктов требует подробного обсуждения (кстати, а почему бы его не провести вместе с родителями, ведь они наверняка имеют в памяти живые примеры данных ситуаций…). Но он показывает, каким разрушительным такое поведение ответственных лиц может быть для общества, а вместе с ним и для каждого из нас. Именно по этой причине мы должны повышать свою правовую грамотность, чтобы знать свои права и не дать кому-либо незаконно обогатиться на нашем невежестве (кстати, данный ответ был самым популярным у тех, кто прошёл наше интерактивное занятие). Коррупцию можно победить только вместе!

P.S. В интерактивное занятие также было встроено небольшое упражнение на понимание Федерального закона от N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Так вот, все, кто ответил, что истории № 2, 3 и 4 – это коррупционное поведение, оказались правы, а вот с историей № 1 слегка ошиблись. Давайте вспомним её: «В благодарность за то, что врач вылечил её тяжелобольного ребёнка, Галина подарила врачу букет из цветов своего сада». Чтобы разъяснить все тонкости отличий подарка от взятки, позвольте обратить ваше внимание на следующую табличку:

Проблема коррупции касается каждого!, изображение №1

Отсюда видно, что отличие взятки от подарка состоит не в денежном эквиваленте, а в наличии или отсутствии обусловленности вознаграждения (получении выгод сторонами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков истории и формирование антикоррупционного мировоззрения в 10 классе

Примерное планирование но интегрированному курсу Всеобщей и Российской истории 10 класс. (70 часов) Учебник «Россия и мир с древнейших времён до конца XIX века». / О.В.Волобуев,  В.А...

Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников

Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе, в нашей стране, - тема противодействия коррупции. По словам Президента Д.А.Медведева,«коррупция- это угроза для любого государства. Она разл...

Статья «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории России. 8 класс»

Существующая проблема коррупции в нашей стране не является чем-то необычным. В развитии общества  любой страны - это угроза для любого государства....

Информация по формированию антикоррупционного мировоззрения и повышения общего уровня правосознания и правовой культуры

Формы организации деятельности по формированию антикоррупционного мировоззрения в Жемчужинской ОШ....

Классный час «Давайте разберемся!», направленный на формирование антикоррупционного мировоззрения

Классный час «Давайте разберемся!»,направленный на формирование антикоррупционного мировоззрения...

«Литературное чтение и внеурочная деятельность как метод формирования антикоррупционного мировоззрения в начальной школе»

Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». @page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color...

Формирование антикоррупционного мировозрения у школьников на уроках "физической культуры"

На уроках физической культуры в 8-х классах по темам- футбол, гимнастика, волейбол и баскетбол представлены четыре статьи по АК :"Договорные матчи", "Олимпийские игры", "Сканд...