«Литературное чтение и внеурочная деятельность как метод формирования антикоррупционного мировоззрения в начальной школе»
методическая разработка на тему

Яхутль Жана Сальбиевна

Коррупция «есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам».

                                            Томас Гоббс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования «Теучежский район»                                                    муниципальное бюджетное образовательное учреждение                              «Средняя общеобразовательная школа №8» а. Нешукай

Тема: «Литературное чтение и внеурочная деятельность                         как метод  формирования антикоррупционного                                              мировоззрения в начальной школе»

Номинация: описание опыта работы

                                  Работа учителя общественных дисциплин Яхутль Ж.С.

                    Адрес: Теучежский р-н, а. Нешукай, ул. Октябрьская, 9

                    Тел. 8-953-080-59-04

Литературное чтение и внеурочная деятельность как метод  формирования антикоррупционного мировоззрения в начальной школе.                                                                                                                    

Коррупция «есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам».

Томас Гоббс

    В российской системе образования коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное, прежде всего миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями. Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы образования.  Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

   Противостояние коррупции – дело всего общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами  общественного развития. Важная роль в становлении  личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.

  Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе преподавания:

- дать общее представление об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления;

- сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

  Надо отметить, что  учителя, работающие в начальных классах, очень аккуратно  подходят  к проблематике антикоррупционного воспитания, следуя к принципу «Не навреди!».  С младшими школьниками мы  говорим о совести,  честности, необходимости правильного поведения, о  любви к Родине, ответственность за её судьбу, а понятие «коррупция» даже не употребляется. Необходим  строгий учёт возрастных особенностей учащихся. В начальной школе в ходе воспитательных бесед со школьниками, внеклассных мероприятий закладывается положительное отношение к «хранителям  порядка, формируется образец моральных качеств, общечеловеческих ценностей, к которому  необходимо стремится. Главное для детей это понять  «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что такое честность?», «Что такое справедливость?».

     Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений,  являются «Литературное чтение» и занятия по  внеурочной  деятельности, направленные на изучение различной художественной литературы.

   В начальной школе МБОУ «СОШ №8»  а. Нешукай реализуются программы по внеурочной деятельности «В мире книг», и «Волшебный мир сказок» а так же, программа, по литературному чтению разработанная  в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений.  Таким образом, сам предмет «Литературное чтение»  и программы по внеурочной деятельности имеют большое значение в решении задач воспитательного характера, в том числе и антикоррупционного воспитания в начальной школе.  Литература как часть культурного наследия знакомит школьников с нравственно-эстетическими ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим образцам. Освоению читателями – младшими школьниками нравственных ценностей способствуют произведения, изучаемые на уроках литературного чтения и внеурочки.  Изучение художественных произведений на уроках внеурочной деятельности происходит  поэтапно.

     В течение первого года обучения учащиеся получают нравственные представления о доброте и сострадании, об ответственности за слабого, о сердечном отношении друг к другу и ко всему живому, о великодушии, настойчивости и смелости.

     В течение второго года обучения получают нравственные представления о любви к родному краю, малой родине, об ответственности за родных и близких, о сердечности и совестливости.

    В течение третьего года обучения учащиеся получают нравственные представления об ответственности человека за свою судьбу, о великодушии, о защите Родины, талантливости и щедрости русского человека.

    В течение четвертого года обучения учащиеся получают нравственные представления о самопожертвовании, отваге, благородстве, об ответственности за тех, кто поверил тебе, о понятии вины человека.

  Можно предложить перечень литературных произведений, изучаемых в начальной школе, которые могут быть использованы в рамках антикоррупцонного просвещения.

Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка на уроках литературного чтения

Нравственные представления и качества

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие

И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» и др.

Н. Артюхова. «Большая береза»,

В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора»,

Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка»,

К. Паустовский.

Д. Мамин-Сибиряк. «Приемыш», «Серая шейка», С. Аксаков. «Аленький цветочек»

Долг, ответственость

И. Токмакова. «Это ничья кошка»,

В. Осеева. «Синие листья», «Печенье»,

Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и т.д.

М. Зощенко.

«Не надо врать»,

русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

Л. Толстой. «Прыжок»,

Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»,

А. Платонов. «Неизвестный цветок»,

П. Ершов. «Конек-горбунок» и др.

А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц»,

О. Генри. «Дары волхвов»,

А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» и др.

Совесть, совестливость

Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др.

Б. Заходер. «Серая Звездочка»,

Н. Артюхова. «Большая береза»,

А. Чехов. «Мальчики» и др.

Б. Житков.

«Как я ловил человечков»,

К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др.

Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»,

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» и др.

        

   Например, при  изучение  темы И.А. Крылова «Чиж и Голубь» цель была расширить понятие  о человеческих пороках и достоинствах. Когда дети отвечали на вопросы: как вы оцениваете поведение молодого голубя? Каждый  старался отвечать на вопрос честно. Дети дают  характеристику голубю (самоуверенный, бесчувственный, равнодушный, эгоист, злорадствовал). Если бы  человек поступил подобным образом, что вы о нём скажете? Они сделали вывод: не радуйся чужой неудаче, не злорадствуй. В 4  классе  изучаются рассказы и стихи, в которых отражаются  элементы  нравственного воспитания. Например: в стихотворении «Требуется друг»     А. Барто поднимает серьёзную тему. Она ведёт  откровенный разговор  об отношениях  между ребятами, о настоящей и мнимой дружбе. О девочке, с которой никто не хочет  дружить, потому что её дружба никогда не бывает бескорыстной. Прочитав стихотворение, дети  рассматривают, правильно ли   эти поступки. На основе этого стихотворения дети сделали вывод: друга надо находить не по  его достоинствам, надо уметь дружить бескорыстно.

        При изучении  сказок А.С. Пушкина на занятиях по внеурочной деятельности «Волшебный мир сказок» мы  используем инсценировки.  В сказке «О царе Салтане» из трёх сестёр  две оказалась злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью, заставили  бросить  в океан младшую сестру с сыном, дети с интересом инсценировали сказки Пушкина. Они старались передать характер героев  и содержание сказки и сделали вывод, что справедливость всегда  восторжествует, и добро побеждает зло.

    В начальной школе ставится задача создания у учащихся системы нравственных ориентиров на основе изучения ценностей: что всего дороже и ни за какие деньги не купишь.  Младшие школьники знакомятся с такими ценностями, как  достоинство, свобода человека,  любовь,  забота, доброта, дружба со сверстниками и мир между людьми, основанный на уважении к правам человека. Приобщение школьников к данным нравственным ценностям осуществляется последовательно в каждом классе с расширением понятий.  Это позволяет добиться позитивных результатов в ориентировании учащихся на то, что признается (является) добром, а что – злом. Тем самым в сознание учащихся 1-й ступени школы посредством этих курсов закладываются компоненты антикоррупционного сознания. Учащихся обращают внимание  к примерам подвигов во имя Отечества, бескорыстного служения Отечеству, уважения к людям, готовности безвозмездно оказывать помощь и услуги. В то же время воспитывается неприязнь к проявлениям эгоизма, жадности, стремлению и попыткам наживаться за счет других людей. Именно эти результаты становятся базой для рассмотрения сущности коррупции и юридических аспектов ее проявления в курсах обществознания в основной школе.  

   Для правильного усвоения антикоррупционных взглядов  учителям  начальных классов необходимо:

  1.  Включить  в план воспитательной работы классных часов (не реже 1 раза в четверть) по данной проблематике;
  2.  Проведение родительских собраний на темы, посвященные нравственному выбору в ситуациях, связанных с коррупцией.
  3. В 3–4-х классах приведенные ниже народные пословицы могут стать и частью урока литературного чтения, и темой классного часа.

                        Хорошо  тому добро делать,  кто его помнит.

Рука руку моет, и обе белы живут.

Милость велика, да не стоит и лыка.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Худого человека ничем не уважишь.

Лучше не дари, да после не кори.

Тонул – топор сулил, вытащили – топорища жаль.

Плохо не клади, вора в грех не вводи.

Не в службу, а в дружбу.

    При разработке уроков «Литературного чтения»  необходимо продумывать использование методики повышения уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека.   Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления должно начинаться уже в начальной школе.  

    Таким образом,  знакомство с произведениями художественной литературы в начальной школе способствует  предотвращению и профилактике коррупции во всех ее формах и проявлениях.

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта работы учителя общественных дисциплин МБОУ «СОШ №8» а. Нешукай Яхутль Ж.С . Литературное чтение и внеурочная деятельность как метод формирования антикоррупционного мировоззрения в начальной школе

Слайд 2

Коррупция «есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам» . Томасс Гоббс

Слайд 3

Антикоррупционная политика в России Your subtopic goes here

Слайд 4

Основная идея Рассмотрение коррупции как одного из самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного воспитания как отдельного компонента системы образования.

Слайд 5

Противостояние коррупции – дело всего общества .

Слайд 6

Антикоррупционное воспитание в начальной школе Понятие «коррупция» в начальной школе не употребляется

Слайд 7

Литературное чтение и внеурочная деятельность Учебными предметами, содержание которых прямо или косвенно влияет на осмысление младшими школьниками различных социальных явлений, являются «Литературное чтение» и занятия по внеурочной деятельности, направленные на изучение различной художественной литературы.

Слайд 8

3. Принципы антикоррупционного воспитания Задачи антикоррупционного воспитания: Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями. Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции. Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Слайд 9

3. Принципы антикоррупционного воспитания Основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в ОУ: отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении ; антикоррупционное просвещение : изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения; обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе сотрудничества ; педагогическая деятельность по формированию антикоррупционного мировоззрения.

Слайд 10

В начальной школе МБОУ «СОШ №8» а. Нешукай реализуются программы по внеурочной деятельности «В мире книг», и «Волшебный мир сказок» а так же, программа, по литературному чтению разработанная в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений.

Слайд 11

Система формирования нравственных представлений и нравственных качеств ребенка на уроках литературного чтения Нравственные представления и качества 1-й класс 2-й класс 3-й класс Гуманизм, человечность, великодушие, сердечность, добродушие И.А. Крылов. «Чиж и голубь», Л.Н. Толстой. «Лев и мышь» и др. Н. Артюхова. «Большая береза», В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора», Русские народные сказка «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна лягушка», К. Паустовский. Долг, ответственость И. Токмакова. «Это ничья кошка», В. Осеева. «Синие листья», «Печенье», Л.Н. Толстой. «Старый дед и внучек» и т.д. М. Зощенко. «Не надо врать», русские народные сказки «Гуси -лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Л. Толстой. «Прыжок», Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А. Платонов. «Неизвестный цветок», П. Ершов. «Конек-горбунок» и др . Совесть, совестливость Л.Толстой. «Косточка», «Старый дед и внучек», русская народная сказка «Лиса и козел» и др. Б. Заходер. «Серая Звездочка», Н. Артюхова. «Большая береза», А. Чехов. «Мальчики» и др. Б. Житков. «Как я ловил человечков», К. Паустовский. «Теплый хлеб», Р. Киплинг. «Маугли» и др.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению С.А.Есенин "Бабушкины сказки" в 4 классе коррекционной школы седьмого вида.

Методическая разработка открытого урока в 4 классе в коррекционной школе седьмого вида на тему  "С.А.Есе...

Программа внеурочной деятельности «Увлекательный мир информатики» для учащихся начальной школы

Программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир информатики" расчитана на детей младшего школьного возраста, то есть на учащихся 1-5 классов. Программа составлена с учетом  санитар...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Ритмика» Начальное общее образование 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Ритмика»Начальное общее образование3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Духовный мир и мировоззрение

Данная программа направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-9 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы р...

Статья «ВОЗМОЖНОСТИ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

В данной статьепредставляется свой опыт по организации внеклассного чтения на английском языке в начальной школе с учётом ФГОС. Предложенные им формы работы могут быть использованы повсеместно и позво...

Организация внеурочной деятельности учащихся по иностранному языку в начальной школе в рамках ФГОС.

Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 47 с УИОП»                                    В данной статье рассказы...