РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Духовный мир и мировоззрение
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Данная программа направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-9 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_dlya_5-9.docx54.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнемактаминская средняя общеобразовательная школа №1»

РАССМОТРЕНО:

Руководитель МО

______/Закиржонова Г.Н.

Протокол от  ___________

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______/НабиуллинаЗ.Р.

________________

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №1»

______Богодарова Ф.А.

_____________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Духовный мир и мировоззрение

наименование программы

Проблемно-ценностное общение

направление развития личности обучающегося

Основного общего уровня

для какого возраста (уровень, параллель, возраст)

Составители: учителя

русского языка и литературы

Закиржонова Г.Н., Фархутдинова А.М.

Данная программа направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-9 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Цель программы:

Формирование личностных качеств как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом: в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность, общекультурные ценности.

Задачи:

  1. Формировать у подростков представления о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения.
  2. Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции

индивидуальности.

  1. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
  2. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании воспитанника обществом.
  3. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
  4. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  5. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
  6. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

Методы и формы организации учебно-воспитательного процесса. Формы организации:

  • тренинги (коммуникативные, поведенческие),
  • этические беседы,
  • ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
  • дебаты,
  • тематические диспуты,
  • проблемно-ценностные дискуссии,
  • конкурсы,
  • беседы,
  • проектная деятельность,
  • экскурсии,
  • просмотр видеофрагментов,
  • групповые и индивидуальные занятия.

Методы:

  • проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

  • поведенческий тренинг,
  • лекции с обратной связью,
  • психологические игры,
  • решение коммуникативных речевых задач,
  • работа в парах,
  • метод интервью,
  • проблемное обучение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Учащиеся смогут узнать:

  • о биполярных качествах личности и нравственных нормах поведения;
  • о своих        желаниях,        потребностях,        чертах        своего        характера,         о своих достоинствах и недостатках;
  • о конфликтах и способах их разрешения;
  • об основных моделях коммуникативного поведения;
  • о правилах поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.

Учащиеся смогут научиться:

  • соблюдать        личностную        неприкосновенность        и        достоинства        других, нравственные нормы поведения;
  • анализировать поступки свои и других людей;
  • вступать в контакт и вести разговор с собеседником;
  • владеть        коммуникативными        моделями        поведения,        общения        и взаимодействия с людьми в разных жизненных ситуациях;
  • адекватно        отвечать        на        просьбы,        чувства,        приветствия замечания, возражения, отвержения и т.д.;
  • использовать нормы и правила поведения в различных ситуациях: в школе, в магазине, на улице, в транспорте и др.;
  • адекватно откликаться        на просьбы, чувства, приветствия, замечания, возражения, отвержения и принимать помощь других и т.д.;
  • взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях;
  •  на занятиях формируются параллельно четыре вида УУД:

Регулятивные УУД:

  • осознавать        свои        телесные        ощущения,        связанные        с        напряжением        и расслаблением;
  • извлекать необходимую информацию из текста;
  • определять и формулировать цель в совместной работе;
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всѐ, что с ним происходит реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
  • планировать цели и пути самоизменения, с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять представление о собственных возможностях и способностях;
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения,

оценивать        правильность        выполнения        действий        и        корректировать        при необходимости;

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

адекватно воспринимать оценку учителя.

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии

учиться контролировать свою речь и поступки;

  • учиться толерантному отношению к другому мнению;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
  • формулировать своѐ собственное мнение и позицию;
  • учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Личностные УУД:

  • Развивать творческие способности детей;
  • Создать условия для развития фантазии, утвердить ее ценность в глазах детей и взрослых;
  • Формировать и поддерживать реальный образ учителя, родителей.
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственного поведения, так и поведения окружающих людей;
  • знание основных норм этикета и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!

Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.

Дом, в котором я живу. Заочная экскурсия по дому. Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберѐт?». Игра «Кто, где живѐт?».

Мое любимое имя. Знакомство детей с историей возникновения имѐн и фамилий, их значение. Упражнения на умение строить диалог. Упражнения на развитие навыков координации совместных действий в группе. Логические упражнения, схемы описательных рассказов. Разыгрывание ситуаций. Пиктограммы-схемы, экран настроения, «волшебная» палочка. Использование предметных картинок.

Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?)

Знакомство детей с правилами речевого общения, побуждать к употреблению в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения).

Как хорошо быть вместе! Дать понятие о том, что речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Как проявляется доброжелательность, уважительное отношение к собеседнику. Этюды на выражение эмоций, жестов. Ира «Будь внимателен». Игра – драматизация «Все в порядке».

Внимательный ли ты слушатель? Упражнения на развитие диалогической и монологической речи. Дать понятие, что слушатель должен быть внимательным, вежливым. Игра «Внимательный ли ты слушатель?». Задание «Расшифруй пословицу». Игровая ситуация. Зашифрованная пословица, схемы для обозначения частей сказки, иллюстрации к стихотворению «Овощи».

Наш веселый дружный класс - много разных в нем ребят.

Дать понятие, что речевая ситуация имеет свои компоненты. Разыгрывание ситуаций, игра «Слово - творчество». Дидактическая игра «Мы разные», упражнение: «Что не так»

Винтики – конфеточки - мальчики и девочки.

Дать понятие культуры общения между девочками и мальчиками. Правила социального поведения. Упражнения на развитие речевой памяти. Дидактические игры, этюд, игровая ситуация.

Ссоры и споры. Поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. Упражнения на развитие невербальных средств общения, интонационную выразительность. Разыгрывание ситуаций. Игра-головоломка. Этюд.

Вежливость - основа воспитанности. Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете? Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?

Мои умные помощники. Знакомство с невербальными (несловесными) средствами общения (мимикой, жестами, телодвижениями). Упражнения  в распознавании эмоций – радости, грусти, страха.                                                 

Словесные игры. С помощью чего можно общаться на расстоянии. Развивать творческую инициативу. Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Разыгрывание речевой ситуации, художественное слово.

Правила поведения, общения с природой. Упражнения на развитие воображения, пантомимических навыков. Упражнение на произнесение фраз с определѐнной интонацией и с разной силой голоса. Разыгрывание ситуаций. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима.

Все начинается со слова «Здравствуйте» .

Понятие о форме вежливого приветствия. Значение вежливых слов и правильное употребление слов в речи. Выразительно произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску. Разыгрывание ролевой ситуации. Художественное слово. Словесные игры.

Это слово говорят, если вас благодарят.

Как употреблять слова благодарности в зависимости от ситуации. Художественное слово. Разыгрывание ролевой ситуации.

Как обратится с просьбой к вам? (к тебе?)

Как вежливо обращаться с просьбой к собеседнику? Разыгрывание ролевой ситуации.  Художественное слово.

Когда без извинения не обойтись?

Знакомство с правилами общения, которые используются при извинении. Как находить выход из конфликтных ситуаций, используя речевые формулы извинения. Словесная игра, обыгрывание ролевой ситуации.

Пиктограммы «Злость», «Извинение», «Радость».

Слово - мостик понимания между людьми (как слушать собеседника и вести себя во время разговора).  Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

У меня зазвонил телефон (поговорим по телефону).  Дать        понятие, что телефон это важное средство короткого общения. Правила общения        по        телефону.        Разыгрывание        ролевой        ситуации,        словесная        игра «Испорченный телефон».

В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). Игра «Опиши предмет» Моделирование ситуации «Покупатель - продавец». Словесная игра «Назови одним словом», художественное слово.

  1. класс

К нам гости пришли! Знакомство с правилами гостевого этикета. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.

Атрибуты для приѐма гостей, шапочки для инсценировки.

Азбука общения. Определение понятия общения. Для чего нужно общение? Этапы умения хорошо слушать: услышать, понять и повторить. Признаки плохого умения слушать. Изображение (невербально), как слушаешь: приятеля, воспитателя, учителя. Упражнения «Телефон», «Повтори», «Инопланетянин», «Интервью», «Сидя, стоя» (на выбор), сказка- притча «Голова и хвост змеи».

Волшебная палочка - это речь.  Наука «риторика», ее значение и история.

Интонация и решение проблем: тон, темп, громкость речи. Пояснение этих понятий и упражнение на художественном материале. Передача речью настроения, чувства, состояние говорящего. Ситуации, в которых ты говоришь (темп, тон, громкость). Чистоговорки, скороговорки. Умение вести беседу.

Гостям всегда рады.  Мы идем в гости. Кого бы вы пригласили к себе в гости? Знаете ли вы, как приглашать и принимать гостей? Чтение и анализ художественных произведений. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации «Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли». Разыгрывание сценки прихода гостей на день рождения с подарками. Правила приема гостей.  Просмотр и обсуждение слайдов на тему «Хорошо-плохо». «Игровая» передача по телевизору (дети обыгрывают слова «диктора») Рисование по теме беседы для выставки детских работ. Стихотворение А. Хайт «В квартире нашей все блестит…». Инсценировка отрывка из сказки С.Маршака «Кошкин дом». Правила поведения в гостях.

Если с другом вышел в путь. Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Стихотворение «Дружный класс». Сюрпризный момент «Пожелания другу».

Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно».

Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы.

Это - ты, а это – я, а это – все мои друзья.

Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей? Ситуация «Перед днем рождения ты поссорился со своим другом. Пригласишь ли ты друга?», «У тебя сеть сладости. Поделишься ли ты с другом?», «Твой друг заболел. Что ты будешь делать?»

Почему люди ссорятся?

Сообщение о понятии «ссора» и «конфликт». Рассказать между кем могут происходить конфликты (дети и родители, мужчина, женщина, сверстниками, внутри себя) Обсуждение: С кем вы конфликтуете чаще всего? Что является причиной конфликта? Какие возможные пути решения конфликтов существуют? Нужны ли конфликты? Можно ли избежать конфликтов? Чтение притчи «Трудно угодить всем» или «Сюжет», Упражнение «Слова», «Лебедь рак и щука»,

«Порядок», «Наоборот», «Трио», «Отгадай» (на выбор). Притчи.

Правила поведения в столовой.

Анализ поведения за столом героев сказки А.Толстого «Золотой ключик». Формулирование правил поведения за столом. Зачем нам нужны правила поведения за столом? Игра «Мозговой штурм» (Выбери верный вариант ответа). Анализ поведения за столом героев сказки А. Милна «Вини- Пух и все-все». Экскурсия в столовую.

Правила поведения в библиотеке.

Расставьте книги так, чтобы можно было прочитать пословицу. Объясните смысл пословицы? Где живут книги? Когда мы посещаем библиотеку? Рассказ о библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Игра «Доскажи словечко» или

«Угадай героев книг». Конкурс «Лучший читатель года». Стихотворение «Как мы жили бы без книг?» Экскурсия в библиотеку.

Как дарить подарки?

Нравится ли вам получать подарки? Как выбрать подарок? Как дарить подарок? Правила этикета при получении подарка.

Поздравление и пожелание. Упражнение «Подарок»

(поздравление бабушке с приездом мартышки и попугая).

Культура общения.

Инсценировка отрывка сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Где нельзя громко разговаривать и почему? Чтение стихотворения «В музее, кинотеатре и трамвае…» Игра

«Моя кошка делает вот так…». Формулирование правил речевого поведения. Разыгрывание ситуаций.

Волшебные слова.

Чтение        стихотворений.        Игра        «Подскажи        волшебное        словечко».        Игра «Выполни просьбу, если услышишь волшебное слово». Просмотр и обсуждение ситуаций (презентация). От чего зависит сила волшебных слов?

Да здравствует вежливость!

Что значит вежливость? Игра «Волшебные слова».

Отгадать рассказ – загадку. Разыгрывание ситуаций. Анализ ситуаций. Игра на внимание «Не ошибись!» Повторим все волшебные слова в игре «Вставь слово». Разучивание пословиц. Стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Для того чтобы стать вежливым, мы должны пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее.

Вежливый отказ.

Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? Чтение и анализ стихотворений «Не выучил» А.Шибаев, «Подарите крокодила» Э.Мошковская. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами. Разыгрывание ситуаций.

Правила общения с окружающими.

Только вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди всегда относятся доброжелательно.

Игра «Узнай эмоцию по фотографии». От чего зависит наше настроение? Басня

«Птичий двор» (инсценировка). Какие чувства вы испытываете, когда сталкиваетесь с конфликтами? Игра «В кругу симпатий». Игра «Ласковушки». «Вежливый телефонный разговор». Практическое задание: «Положительные и отрицательные качества личности человека». Составление «Дерева вежливости».

Правила поведения на уроке и на перемене. Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…» М.Танич.

«Урок поведения». Поочередное чтение стихотворений С.Я.Маршака о правилах поведения в школе, Б. Заходер «Перемена». Анализ фотовыставки «Наш класс на перемене».

Беседа по телефону

Загадка о телефоне. История возникновения телефона. Инсценировка отрывка К.Чуковского «Телефон». Демонстрация детьми импровизированных разговоров по телефону.

  1. класс

  1. Введение в игру.  Нормы поведения в интеллектуальном клубе и кодекс чести знатока. Особенности игры «Что? Где? Когда?». Правила игры. Варианты игры: классическая игра, брейнринг (игра двух команд), спортивная игра (одновременная игра нескольких команд). Вопросы к игре и их особенности. Поведение каждого в команде. Командный дух. Роль и действия капитана. Первые игровые пробы.
  2. Компоненты успешной игры.  Эрудиция. Логика. Нестандартное мышление. Внимание к деталям. Выделение главного. Умение слышать друг друга. Скорость реакции. Интуиция. Находчивость. Чувство юмора. Умение сдерживать эмоции. Примеры применения каждого компонента успешной игры. Игровые пробы.
  3. Техника мозгового штурма. Правила мозгового штурма. Проведение мозгового штурма в разных проблемных ситуациях — практические занятия. Коллективный анализ каждого мозгового штурма: чего удалось достичь команде, какие трудности встретились на пути, самооценка действий школьника во время мозгового штурма, оценка педагогом умения каждого школьника работать в команде. Игровые пробы.
  4. Составление вопросов к играм. Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование научно-популярных журналов, художественной литературы и кино для составления опросов. Роль широкого кругозора и эрудиции в составлении вопросов. Ценность знания и преимущества эрудированного человека в игре и повседневной жизни. Самостоятельная домашняя индивидуальная работа школьников по составлению вопросов к играм. Разбор составленных вопросов на занятиях. Игры с использованием самостоятельно разработанных вопросов.
  5. Игры «Что? Где? Когда?». Тренировочные игры «Что? Где? Когда?». Тематические игры «Что? Где? Когда?»; «Героические страницы российской истории»; «Первые в космосе»; «Мировая художественная культура»; «Религии мира» и т. п. Клубный турнир «Что? Где? Когда?».
  6. Другие интеллектуальные викторины. «Своя игра». «Пентагон». «Эрудитлото». «Перевёртыши» и т. п.
  7. Социальные пробы.  Самостоятельная подготовка, организация, проведение и последующий анализ членами клуба интеллектуальных викторин для младших школьников. Самостоятельная подготовка, организация, проведение и по! следующий анализ членами клуба общешкольного турнира «Брейнринг».  Организация  и  проведение  турниров «Брейнринг» с внешкольными командами.
  1. класс

  1. Вводное занятие. Роль этических учений в жизни человека и человечества. Религиозное и атеистическое объяснение истоков нравственности. Сущностная общность и этнокультурная специфика различных этических учений.
  2. Конфуцианская этика.   Конфуций и конфуцианская этика. Знакомство с высказываниями Конфуция. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции. Конфуция — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
  3. Буддистская этика. Сидхартха Гаутама и буддистская этика Дхаммапада. Знакомство с высказываниями Будды Шакьямуни. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по -новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение буддистской этической концепции — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
  4. Этическая концепция Сенеки. Сенека и его этическая концепция. Знакомство с фрагментами писем Сенеки. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ  школьниками  предложенной  этической  концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции Сенеки — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
  5. Христианская этика. Иисус Христос и христианская этика. Новый Завет. Знакомство с фрагментами текста Нового Завета. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взгляда ми?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение христианской этической концепции — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
  6. Исламская этика. Мухаммед и исламская этика. Коран, суры Корана, хадисы. Знакомство с фрагментами сур и хадисов. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение исламской этической концепции — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
  7. Этика европейского Средневековья.  Фома Кемпийский. Этическая концепция трактата «О подражании Христу». Знакомство с фрагментами текста трактата. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции автора трактата «О подражании Христу» — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
  8. Этика Махатмы Ганди. Махатма Ганди и его этическая концепция. «Сатьяграха», гражданское неповиновение и несотрудничество. Знакомство с фрагментами текста с высказываниями Ганди. Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции Ганди — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
  9. Далай Лама и его «Этика в новом тысячелетии».  Далай Лама XIV и его этическая концепция. Знакомство с фрагментами книги «Этика в новом тысячелетии». Вопросы на понимание. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься и по-новому посмотреть на жизнь?». Обсуждение этической концепции Далай Ламы XIV — ролевой диалог сторонников и оппонентов: вопросы оппонентов и ответы сторонников; сомнения оппонентов и прояснение позиций сторонников; рассмотрение появившихся в ходе обсуждения альтернатив. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
  10. Итоговая дискуссия «Нравственность мешает полноценной жизни современного человека?!».  Подиумная дискуссия «Нравственность мешает полноценной жизни современного человека?!»; участвуют директор школы, педагоги, родители, старшеклассники (6—8 человек). Вопросы подростков участникам подиумной дискуссии и выработка отношения подростков к мнениям взрослых. Присоединение подростков к дискуссии, предъявление своих позиций, аргументация, мнения.

  1. класс
  1. Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность.  Явление и понятие научного исследования. Организация исследовательской работы. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности. Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости. Культура оформления исследовательской работы.
  2. Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем. Гуманитарная секция: актуальные темы гуманитарных исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным гуманитарным проблемам современности, консультации по индивидуальным темам. Естественно-научная секция: актуальные направления естественно-научных исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, посещение лектория Политехнического музея, консультации по индивидуальным исследовательским темам.
  3. Проведение  цикла  экспериментов  «Разрушители  мифов» для учащихся начальных классов. Подготовка, проведение и анализ совместных экспериментов с учащимися начальных классов: «Можно ли пить воду из под крана в школе?»; «Вредна ли кока кола?»; «Сберегают ли энергию энергосберегающие лампочки?».
  4. Конференция научного общества учащихся. Разработка программы конференции. Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам. Проведение конференции с приглашением студентов и профессоров вузов. Беседа членов НОУ со студентами и профессорами о научной работе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом программы воспитания

ЭОР/ ЦОР

1

Азбука вежливости

5

установление доверительных отношений между педагогическим работником
и  обучающимися;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения

https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/

2

Мы разные, но мы вместе

5

3

Волшебные слова

5

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, дидактического театра, дискуссий групповой работы или работы
в парах

4

Слово – мостик к пониманию

3

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/nasha-strana-rossiya/puteshestvie-po-sankt-peterburgu

Итого:

18

  1. класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом программы воспитания

ЭОР/ ЦОР

1

Азбука общения

5

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye-meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.html

2

Если с другом вышел в путь

3

https://russkiiyazyk.ru/category/interesno

3

Правила поведения

3

установление доверительных отношений между педагогическим работником
и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

https://ja-uchenik.ru/

4

Культура общения

7

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися

https://www.karusel-tv.ru/announce/9257

Итого:

18

  1. класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом программы воспитания

ЭОР/ ЦОР

1

Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Введение в игру.

2

установление доверительных отношений между педагогическим работником
и  обучающимися;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения

pochemuchka https://prosv.ru

2

Компоненты успешной игры

1

https://www.karusel-tv.ru/announce/9257-pochemuchka https://prosv.ru

3

Техника мозгового штурма

2

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/nashastrana-rossiya/puteshestvie-po-sankt-peterburgu https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/nashastrana-rossiya/rozhdenie-goroda-sankt-peterburga П

4

Составление вопросов к играм

3

организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/nasha-strana-rossiya/puteshestvie-po-sankt-peterburgu

5

Игры «Что? Где? Когда?»

3

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

6

Другие интеллектуальные викторины

3

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
и сверстниками, принципы учебной дисциплины
и самоорганизации

https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5

7

Социальные пробы

3

http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye-meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.html

8

Итого

18

8 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом программы воспитания

ЭОР/ ЦОР

1

Великие этические учения. Вводное занятие.

1

установление доверительных отношений между педагогическим работником и
обучающимися

www.gumfak/ru

www.gmir.ru

2

Этика религии мира. (Конфуцианская, Буддистская, Этическая концепция Сенеки, Христианская, Исламская)

9

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/nasha-strana-rossiya/puteshestvie-po-sankt-peterburgu

3

Этика европейского Средневековья

2

www.gumfak/ru

www.gmir.ru 

4

Этика Махатмы Ганди

2

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
и сверстниками

www.gumfak/ru

www.gmir.ru

5

Далай Лама        и        его

«Этика в новом тысячелетии»

2

организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками

www.gumfak/ru

6

Итоговая  дискуссия

«Нравственность мешает полноценной жизни современного человека?!»

2

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/nasha-strana-rossiya/rozhdenie-goroda-sankt-peterburga

7

Итого:

18

9 класс

Название раздела, темы

Кол-во часов

Деятельность учителя с учетом программы воспитания

ЭОР/ ЦОР

1

Научное общество учащихся. Вводное занятие.

1

включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи

2

Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность.

3

 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye-meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.html

3

Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем.

4

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

https://interneturok.ru/lesson/okruj-mir/3-klass/nasha-strana-rossiya/rozhdenie-goroda-sankt-peterburga

4

Проведение цикла экспериментов «Разрушители мифов».

4

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются
в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;  

5

Конференция научного общества учащихся

6

инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся
в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы

6

Итого:

18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для начального общего образования 1 – 4 классы духовно-нравственное направление

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России"  для 1 -4 классов разработана на основе  сборника программ внеурочной деятельности 1 – 4 классо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно – нравственной направленности «У истоков духовности» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа внеурочной деятельности «У истоков духовности» (7 класс) разработана на основе авторской программы Л.Л. Шевченко «Православная культура» ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Курс внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Основам духовно-нравственной культуры народов России» относится к духовно-нравственному направлению развития личности. Рабочая программа курса сост...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования Основы духовно – нравственной культуры народов России –« Как прекрасен этот мир».

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Русский фольклор» Общекультурное, духовно-нравственное направление для 6, 7 классов

Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные и...