Методическая работа конкурса по профилактике ДДТТ
методическая разработка

Лукичёва Марина Анатольевна

Материалыы необходимы для работы с учащимися начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конкурсная работа по ПДД104.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа по теме:

«Обучение детей правилам дорожного движения»

      Воспитание младших школьников правопослушному поведению на улицах и дорогах – это формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, качеств личности, устойчивых привычек безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

     Очень много дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит. Младшие школьники погибают, получают травмы в силу своих возрастных, психофизиологических особенностей поведения, из-за неподготовленности к участию в дорожном движении.

     Большое  значение имеет работа педагогов. Эффективность зависит от тех форм воспитательной работы, которые мы используем. Понимание и осознание безопасных действий надо проверять в реальных условиях. Дети, правильно знают Правила дорожного движения, но воспользоваться ими в реальности не могут.

     В своей работе  я  опираюсь  на  программу  по изучению Правил Дорожного  Движения  для  воспитанников  начальных классов МКОУ «Школы – интернат  для  обучающихся  с  ТНР  Городского округа Подольск Московской области».

Пояснительная записка

     Школа-интернат  является основным звеном системы обучения и воспитания младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

     На сегодняшний день низкая эффективность обучения дорожной безопасности во многом обусловлена отсутствием педагогически совершенных учебно - методических пособий  для  начальной школы. Используемая в этих целях  литература  не всегда соответствует современным требованиям организации учебно - воспитательного процесса и рассчитана на стандартный подход  к  школьникам  любого  возраста, без учета уровня их психического и  физического  развития.

     ПДД регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как к взрослым. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной младшим школьникам с нарушениями речи дорожной лексике, требующей от них абстрактного мышления, затрудняет их обучение и воспитание.

      Формирование и   развитие    умений и   навыков безопасного поведения,

превращение их в устойчивые привычки является достаточно сложным, длительным учебно-воспитательным процессом, требующим специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

     Эта программа учитывает следующие особенности детей с нарушениями речи:

- неустойчивое внимание;

- недостаточная способность к запоминанию;

- недостаточная сформированность словесно-логического мышления;

- пониженная познавательная активность;

- склонность к игровым формам занятий.

      Программа рассчитана на последовательное изучение правил дорожного движения в  начальной школе (4 года обучения). Занятия проводятся во внеурочное время и должны быть включены в план воспитательной работы.

     Занятия в предлагаемой программе рассчитаны на 30 минут, включают в себя объяснение педагога, беседы с детьми, рассматривание иллюстраций из предлагаемой литературы, игры, подобранные с учётом изучаемой темы. В месяц предлагается проводить 2 занятия, связанные одной изучаемой темой.       В каждом учебном году проводятся экскурсии к проезжей части дороги, позволяющие закрепить или освежить в памяти детей знания по правилам дорожного движения. В конце каждого учебного года проводится открытое мероприятие или итоговая экскурсия.

     В результате обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 1- го и 2 - го класса должны знать:

- опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;

- безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;

- типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;

- опасности на улицах и дорогах,   связанные    с     погодными     условиями и

освещением;

- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;

Правила:

- перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

- перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

- перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов

и светофоров в зоне видимости;

- воздержания от перехода дорог и улиц при приближении    транспортных

средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;

- движения по тротуару, пешеходной дорожке (а   при      их отсутствии - по

обочине и краю проезжей части со взрослыми);

- движения группы детей в сопровождении взрослых;

- этичного, вежливого и    безопасного поведения в   транспорте,        находясь со взрослыми;

- безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.

     Учащиеся 1- го класса должны уметь:

- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным перехо-дам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов );

      Учащиеся 2-го класса, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:

- перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

- перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением

     Учащиеся 2-го класса должны уметь:

- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях, при посадке и высадке из общественного транспорта;

- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

- не создавать помех движению транспорта;

- определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

     Учащиеся 3-го и 4-го класса, кроме перечисленного для 1-2-го класса,

должны знать:

 - места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т. п.;

- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

Правила:

- перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

- перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

- перехода железной дороги.

     Учащиеся 3-го (4-го) класса должны уметь:

- ориентироваться  в  дорожной  обстановке при  переходе улиц и   дорог с

двусторонним и односторонним движением,

- переходить железнодорожные пути;

- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.

     Для адекватного   поведения  в   дорожной        обстановке     необходимо

формировать и развивать у учащихся 1-4-го классов:

- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

- познавательные  психические     процессы           (восприятие,        внимание,

воображение, мышление, память, речь);

- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах,    в транспорте;      способность         самостоятельно    их  

анализировать и оценивать.

- самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорт

Тематический план для работы с воспитанниками 1-го класса

Кол-во

занятий

Тема

Формы работы

Время

(мин.)

1

1

1

Наша улица.

Улица, где находится школа.

«На улице».

Экскурсия

Инсценировка

Беседа

30

30

2

1

1

Люди  и машины.

Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром.

Что такое транспорт.

Беседа, рассказ

Беседа

Практическая работа (рисование)

20

40

3

1

1

Наши верные друзья.

«Три говорящих света».

«Светофор»

«Водители и пешеходы»

«Ловкий пешеход»

Рассказ педагога,

чтение стихотворений

Ю. Могутина и

М. Пляцковского.

Игры.

30

30

4

1

1

Дорожные знаки.

Как разговаривает улица.

«Язык улиц и дорог».

Знакомство с дорожными знаками.

Рассказ педагога

Чтение рассказа Евсеева.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций, рисование.

30

30

5

1

1

Опасности на улицах и дорогах.

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах.

«Случай на мостовой».

Рассказ педагога. Чтение и обсуждение стихотворения Ю. Могутина.

30

30

6

1

1

Пешеходный переход.

Что такое пешеходный переход.

«Пешеходный переход».

Переход улицы.

Рассказ педагога. Разучивание стихотворения

Р. Фархади.

Экскурсия.

30

30

7

1

 

1

Проезжая часть улицы.

Дорога - только для транспорта.

«Приятели»

Тормозной путь машины.

Рассказ педагога. Чтение стихотворения А. Эйдельмана. Чтение и обсуждение письма Л. Красновой в журнал «Светофор».

30

30

8

1

1

Правила поведения на дороге.

Что такое тротуар, пешеходная дорожка, обочина.

« Случай на дороге».

Рассказ – объяснение педагога.

Иллюстрации.

Чтение и обсуждение рассказа Н.В. Чаковской.

30

30

9

1

1

Опасные игры.

Где можно играть.

«Авария».

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение и обсуждение рассказа А. Дорохова.

Экскурсия.

30

30

Тематический план для работы с воспитанниками 2-го класса.

Кол-во

занятий

Тема

Формы работы

Время

(мин.)

1

1

1

Мы и улица.

Мы по улице идём.

Закон улиц и дорог.

«Будь внимательным»

Экскурсия.

Беседа с детьми.

Игра.

30

30

2

1

1

Почему дети попадают в аварии.

Дети на дороге.

«Самокат»

«Слушай и запоминай».

«Гололёд», «Кто храбрей?»

Рассказ-объяснение педагога.

Чтение стихотворения.

Игра .

Чтение стихотворений

30

30

3

1

1

История ПДД и ГИБДД.

Первый автомобиль и первые правила.

«Старинный автомобиль».

Что такое ГИБДД.

«Милицейская машина».

Рассказ педагога.

Рисование.

Рассказ педагога.

Аппликация.

30

30

4

1

1

Инспектор ДПС.

Кто такой инспектор ДПС.

«Автоинспектор и водители».

«Машины на дороге».

«Постовой»

Рассказ педагога.

Игра.

Рисование с обсуждением.

Физминутка.

30

30

5

1

1

Новое о светофоре.

Первые светофоры.

«Светофор».

Виды светофоров.

«Пешеходный светофор»

«Сигналы светофора»

Рассказ.

Чтение стихотворения.

Беседа.

Стихотворение.

Игра.

30

30

6

1

1

Правила безопасного перехода улиц и дорог.

В России – правостороннее движение по дорогам.

Правила перехода улицы.

«Скверная история»

Чтение рассказа «А знаешь ли ты»

Памятка

Стихотворение Михалкова С.

30

30

7

1

1

Мы – пешеходы.

«Как появились улицы?»

«Наша улица».

Виды пешеходного перехода.

«Самый лучший переход».

Чтение стихотворения.

Рисование.

Беседа.

Стихотворение.

30

30

8

1

1

Правила перехода перекрёстка.

Какие бывают перекрёстки.

«Дорога».

Правила перехода перекрёстка.

«Перекрёсток»

Рассказ-объяснение.

Игра «Лото».

Разучивание правил.

Игра.

30

30

9

1

1

Мы – пассажиры.

Правила-обязанности пассажиров.

«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».

Загадочный кроссворд.

Разучивание правил

Игра.

Экскурсия.

30

30

Тематический план для работы с воспитанниками 3-го класса.

Кол-во

занятий

Тема

Формы работы

Время (мин.)

1

1

1

Причины несчастных случаев и аварий на дорогах.

Причины аварий.

«Запрещается-разрешается»

«Простая арифметика».

«Это я, это я, это все мои друзья»

Беседа.

Стихотворение Семерина В.

Рассказ Юрмина Г.

Игра .

Экскурсия.

30

30

2

1

1

По улицам, дорогам, по рельсам, под землёй.

Транспорт пассажирский и легковой.

«А знаешь ли ты…?»

Специальный транспорт.

«Служебные машины».

Беседа.

Рассказ.

Рисование.

30

30

3

1

1

Новое о светофоре и дорожных знаках.

Значение слова «светофор».

«Светофор»

Загадки о дорожных знаках.

«Знакомые знаки»

Беседа.

Стихотворение Пляцковского М..

Рисование.

30

30

4

1

1

Перекрёстки и опасные повороты.

Опасности на перекрёстках.

«Шагая осторожно»

Опасный поворот.

Рассказ.

Стихотворение Михалкова С.

Экскурсия.

30

30

5

1

1

Регулировщик на дороге.

«Влиятельная палочка».

«Если бы…»

Знаки регулировщика.

«Регулировщик».

Рассказ Дорохова А.

Стихотворение Бедарева О.

 Рассказ педагога.

Игра

30

30

6

1

1

Остановочный и тормозной путь машины.

Остановочный путь.

«Автомобили».

Тормозной путь.

«Тише едешь…»

Рассказ.

 Физминутка.

Рассказ.

Игра.

30

30

7

1

1

Правила пешеходов.

Обязанности пешеходов.

«Дорога, транспорт, пешеход, пассажир».

«Безопасность на дорогах».

Работа по карточкам « Проверь себя».

Разучивание правил.

Игра.

Карточки.

Экскурсия.

30

30

8

1

1

Правила перехода железной дороги.

Железнодорожный транспорт, его движение по ж/д путям.

«Железнодорожный переезд».

Правила перехода железной дороги.

Беседа.

Демонстрация знака.

Разучивание правил.

30

30

9

1

1

Правила поведения в общественном транспорте.

Правила поведения на посадочных площадках.

«Мы-пассажиры»

Правила обхода транспорта.

Беседа.

Игра.

Экскурсия к остановке.

30

30

Тематический план для работы с воспитанниками 4-го класса.

Кол-во

занятий

Тема

Формы работы

Время

(мин.)

1

1

1

На улицах и дорогах.

Движение группами по улицам и дорогам.

Басня про ПДД.

Улицы нашего города.

Беседа.

Чтение басни.

Экскурсия.

30

30

2

1

1

Труд водителя.

Труд водителя.

«Сдаём на права шофёра».

«Автоград-город дисциплинированных».

Рассказ.

Игра.

Командные соревнования.

30

30

3

1

1

Сигналы на дороге.

Предупредительные сигналы водителя.

Кроссворд №1.

Специальные сигналы транспорта.

Кроссворд №2.

Рассказ.

Разгадывание кроссворда.

Рассказ.

Разгадывание кроссворда.

30

30

4

1

1

Отряды ЮИД.

Что такое ЮИД.

«В гостях у светофорчика».

Выступление отряда агитбригады.

Веселый урок.

30

30

5

1

1

Дорожные знаки.

Предупреждающие знаки.

Загадки о знаках.

Знаки приоритета.

«Уступите дорогу», «Стоп».

Рассказ с демонстрацией знаков.

Отгадывание загадок .

Рассказ с демонстрацией знаков.

Рисование знаков.

30

30

6

1

1

Дорожные знаки (продолжение).

Запрещающие знаки.

Загадки о знаках.

Предписывающие знаки.

Загадки о знаках.

Рассказ с демонстрацией знаков.

Отгадывание загадок.

Рассказ с демонстрацией знаков.

Отгадывание загадок.

30

30

7

1

1

Дорожные знаки (продолжение).

Информационно-указательные знаки.

Загадки о знаках.

Знаки сервиса и таблички.

Загадки о знаках.

Рассказ с демонстрацией знаков.

Отгадывание загадок.

Рассказ с демонстрацией знаков.

Отгадывание загадок.

30

30

8

1

1

Железнодорожный транспорт.

Электропоезд.

Загадка.

Метро.

Беседа.

Отгадывание загадки.

Беседа.

30

30

9

1

1

Велосипед - тоже транспорт.

Правила езды на велосипеде.

«Подскажи словечко».

«Путешествие в королевство трёхглазки».

Разучивание правил.

Игра.

Итоговая программа.

Экскурсия.

30

30

     

Обучение правилам дорожного движения на экскурсии

     Экскурсия – одна из форм проведения воспитательного занятия по основам безопасного поведения на дороге.

     Принципы воспитания при обучении воспитанников правилам дорожного движения:

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода, учёт личностных, возрастных особенностей, уровня их психического и физического развития;

- принцип взаимодействия «дети – дорожная среда»;

- принцип возрастной безопасности;

- принцип социальной безопасности;

- принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

     Методы воспитания: внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение.

     Внушение может остановить опасные действия ребёнка на улице. Дети младшего школьного возраста особенно восприимчивы. Убеждения делают поведение последовательным. Мои рассказы, беседы во время проведения экскурсии вырабатывают правильное поведение учащихся. Необходимо постоянно повторять, разъяснять, показывать. Добиваться глубокой убеждённости в необходимости правильного поведения в дорожной среде.

     Экскурсии могут быть: водными, ознакомительными. Они проводятся для первоклассников, для учащихся начальной школы в начале учебного года с целью закрепления знаний, умений и навыков.

     Экскурсии являются эффективной формой организации воспитательной работы. Они выполняют функции:

     1) учащиеся знакомятся с изучаемыми предметами;

     2) экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и воспитания, укреплять связь с жизнью, практикой;

     3) экскурсии способствуют техническому обучению, знакомят учащихся с применением научных знаний.

     Цель ознакомительной экскурсии:

- сформировать у учащихся целостное представление об окружающей их дорожной среде, взаимосвязи в ней движения транспортных средств, пешеходов, постоянно возникающих различных дорожных ситуаций, значимости светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки, пешеходных переходов, посадочных площадок;

- обратить внимание на особенности опасного поведения водителей, пешеходов и пассажиров, нарушения ими Правил дорожного движения;

- научить учащихся видеть и предвидеть опасности;

- рассказать о типичных ошибках поведения учащихся на улице города.

     В процессе проведения ознакомительной беседы я рассказываю учащимся о Правилах дорожного движения, объясняю новое, выясняю их знания, умения, навыки. После экскурсии выясняю в ходе фронтального опроса о знаниях, которые учащиеся получили на экскурсии.

     Методы, используемые на экскурсии: наблюдение  (во время проведения экскурсии  надо  стараться  активизировать  не  только зрительное восприятие объекта, но и  на  слух, осязание  и  обоняние), сравнение, классификация, анализ (методы научного  познания  окружающего мира), закрепление  у учащихся  наглядных  образов  (дорог,  перекрёстков,  переходов, светофоров,  дорожных знаков).

     Технологии,  используемые  при  проведении  экскурсий  по основам  безопасности  дорожного  движения: технология коллективной работы, проблемное  обучение,  интерактивное  обучение,  моделирование  дорожных  ситуаций,  применение  игровых  технологий  – ролевые  игры,  сюжетные,  ситуационные  игры;  технология  сотрудничества.

     Принципы экскурсионной деятельности:

- учёт возрастных особенностей учащихся (познавательных интересов и возможностей);

- тесная связь с учебными программами по предметам;

- привитие любви к культуре и истории родного края;

- знакомство с техническими составляющими;

- здоровьесбережение;

- развитие кругозора;

- обязательно учитывать время проведения;

- плановый, системный характер.

     В ходе экскурсии решаются цели.

Регулятивные цели:

1.Воспитанники учатся контролировать и оценивать свои действия.

2.Учатся работать в сотрудничестве.

3.Выполняют учебные действия, выполняют задания.

Личностные цели:

1.Формируются собственные жизненные позиции.

2.Учатся учащиеся замечать происходящее.

Познавательные цели:

1.Устанавливаются причинно-следственные связи между объектами.

2.Строются рассуждения.

Коммуникативные цели:

1.Учащиеся строят высказывания, развивается речь в процессе общения.

2.Происходит поиск, сбор информации при совместном сотрудничестве.

3.Организовывается и осуществляется совместная деятельность педагогов, учеников, старших учеников.

     Основные воспитательные задачи обучения правилам дорожного движения:

- воспитание нормам безопасного поведения на улицах города;

- развитие познавательной активности (пробуждение у детей интереса к изучению правил дорожного движения);

- просвещение родителей в вопросах обучения детей правилам дорожного движения.

     Основными образовательными задачами являются:

- расширение знаний о правилах дорожного движения, сформировать целостное представление об окружающей их дорожной среде, взаимосвязи в ней движения транспортных средств, пешеходов, постоянно возникающих различных дорожных ситуаций, значимости светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки, пешеходных переходов, посадочных площадок;

- обратить внимание на особенности опасного поведения водителей, пешеходов и пассажиров, нарушения ими Правил дорожного движения;

- научить учащихся видеть и предвидеть опасности;

- рассказать о типичных ошибках поведения учащихся на улице города.

     Организация воспитательного процесса  при обучении воспитанников правилам дорожного движения ( для развития познавательных навыков младших школьников):

1. Деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям младших школьников.

а) учитывать индивидуальный уровень развития учащихся;

б) дифференцированный подход;

в) использование комбинации различных форм и методов работы.

2. Создание атмосферы, в которой младшие школьники с радостью, с чувством удовлетворения будут узнавать новое.

3. Использование игровой деятельности в воспитательном процессе с младшими школьниками.

     Познавательные навыки, которые нужно развивать у младших школьников:

- умения учиться;

- навыки решения творческих задач; навыки поиска;

- навыки анализа информации; умения рассуждать;

- навыки добывания знаний;

- расширение активного словарного запаса, развитие речи.

Этапы работы по  обучению правилам

дорожного движения на экскурсии:

I.Подготовительный этап: 

     Диагностика.

     Анкетирование и наблюдения. Изучаю уровень развития учащихся, для того чтобы правильно организовать воспитательный процесс. Наблюдения помогают узнать, что интересует учащихся.

     Проводится подготовительная работа: повторяется теоретический материал, закрепление материала с использованием дидактических игр, наглядного материала.

     Составление маршрута следования.

     Инструктаж по правилам безопасности на экскурсии и поведению в общественных местах.

     II.Этап (рабочий).

     III. Заключительный этап:

Ответы на вопросы.

Выставки – конкурсы работ.

Диагностика.

     IV. Выводы.

Направления работы по обучению воспитанников

правилам дорожного движения на экскурсии:

- игровая деятельность (сюжетные игры, дидактические игры – активизируют психические процессы, вызывают интерес к процессу познания);

- проблемный подход (перед учащимися выдвигается вопрос, который они самостоятельно решают);

- развивающая деятельность (развитие мышления, внимания, памяти при выполнении заданий, отгадывания загадок; викторины).

     

      Структура экскурсии:

1.Обязательный инструктаж по технике безопасности перед проведением экскурсии.

2.Организованное следование к месту проведения.

3.Вводная беседа. Сообщение цели экскурсии, разъяснение правил поведения.

4.Коллективное наблюдение.

5.Самостоятельное наблюдение.

6.Выполнение практических заданий.

7.Дидиктические игры учащихся с собранным материалом.

8.Подведение итогов экскурсии.

9.Возвращение в учебное заведение.

     Подготовка к экскурсии

     Надо обдумать, где будет проходить экскурсия. Место её проведения должно быть рядом со школой. Наметить маршрут следования и объекты исследования. Учащиеся будут фиксировать наблюдения (путевой лист, лист наблюдений, вопросник, маршрутный лист). Фиксируя данные, учащиеся лучше запоминают материал, устанавливают связи, проводят самопроверку.

     Домашнее задание.

     Учащимся предлагаются задания самостоятельно, вместе с родителями провести подобные наблюдения в других местах. Сделать рисунки, фотографии; подготовить материалы для выступлений. Организовать по материалам экскурсии выставку работ учащихся.

Тематический план (экскурсии)

1 класс

- «На улице» (сентябрь);

- «Переход улицы» (февраль);

- «Где можно играть».

2 класс

- «Мы по улице идём. Закон улиц и дорог» (сентябрь);

- «Дорога. Транспорт. Пешеход» (май).

3 класс

- «Причины несчастных случаев и аварий на дорогах» (сентябрь);

- «Безопасность на дорогах» (март);

- «Правила поведения в общественном транспорте, на посадочных площадках» (май).

4 класс

- «На улицах и дорогах. Движение группами по улицам и дорогам» (сентябрь);

- «Закрепление знаний, умений, навыков безопасного движения по улицам города» (май).

Методическая разработка экскурсии по городу

в  3 классе по теме «Безопасность на дорогах»

     Цель: практическое закрепление знаний и умений безопасного движения по улицам города. Наблюдение за дорожным движением.

     Оборудование: два красных флажка. 

     Формы проведения: экскурсия, беседа с элементами диалога, использование информационных технологий, исследовательская работа.

     Этапы работы:

1 этап: подготовительный этап (подготовка к проведению экскурсии):

подготовка информации по теме; совместный с родителями поиск информации, подготовка материалов, рисунков, фотографий; совместная подготовка презентации по теме; подготовка наглядного материала по теме; повторение материала;

инструктаж по правилам безопасности (приказ о выходе на экскурсию. Фамилии, имена, отчества  2 сопровождающих экскурсию, кроме воспитателя. Какая  работа выполняется сопровождающими); составление маршрута следования.

 2 этап: основной этап:

(проведение экскурсии по маршруту (улица Народная  - улица Свердлова  – улица Народная  –  улица Чистова  –  улица Народная).

Исследовательская работа.

3 этап: заключительный этап:

 закрепление и усвоение информации;

проведение тестирования;

выставки – конкурсы рисунков, фоторабот.

4 этап: выводы.

Механизм оценки методики

Структура: дидактическая обоснованность выделения структурных элементов занятия.

Содержание: научность, доступность, новизна, доказательство знаний, включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы.

Основные методы:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа);

- наглядные (иллюстрации в подготовительном этапе, демонстрации);

- практические;

- исследовательские.

Технологическое обеспечение занятия:

- поисковый, исследовательский характер;

- организация самостоятельной познавательной деятельности, решение проблемных задач;

- способы организации познавательной деятельности: парами, группами, индивидуальная работа.

Педагогическая эффективность занятия: формирование познавательного интереса, развивающие и воспитывающие функции занятия.

План экскурсии:

I.Подготовительная часть.

1.Маршрут экскурсии (схема маршрута с названием и обозначением исследуемых объектов).

2.Перечень объектов посещения по ходу маршрута экскурсии:

     а) изучение  дорожных знаков на улице;

      б) перекрёстков с малоинтенсивным движением (указать, пересечение каких улиц – главные и второстепенные улицы) – пересечение улиц Народная и Индустриальная;

     в) регулируемых перекрёстков (указать, пересечение каких улиц) - пересечение улиц Народная и Свердлова.

3.Последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту и отводимого на посещение объекта.

4.Вводная беседа:

      а) рассказать учащимся, что целью экскурсии является практическое ознакомление с правилами  безопасного движения на улицах города, перехода регулируемых перекрёстков, нерегулируемых перекрёстков;

     б) напомнить правила перехода регулируемых перекрёстков.

II.Основная часть.

1. Наблюдения:

     а) посмотреть, какими средствами регулируется движение на перекрёстке;

    б) посмотреть, как движется, транспорт на перекрёстке;

    в) проследить движение пешеходов на перекрёстке;

    г) зафиксировать нарушения правил  пешеходами.

2. Текущая беседа:

    а) пояснения при посещении каждого перекрёстка;

    б) контрольные вопросы после пояснения.

3. Практические занятия во время посещения объектов: переход улиц на регулируемом перекрёстке.

III. Заключительная часть.

1.Беседа.

2.Подведение итогов экскурсии.

     Контрольные вопросы.

 1.На каких улицах мы с вами пересекали регулируемые перекрёстки?

 2.Как мы это делали?

 3.Какие дорожные знаки мы встретили на пути?

 4.Как двигались по таким улицам автомашины? Другие пешеходы?

 5.Почему нельзя было перебегать улицу?

 6.Почему нельзя играть на проезжей части улицы?

 7.Почему все пешеходы идут по тротуару?

 8.Где на улице останавливается общественный транспорт?

Методическая разработка экскурсии по городу во 2 классе

Цель: практическое закрепление знаний и умений перехода регулируемого перекрёстка.

Оборудование: два красных флажка.

План экскурсии:

I. Подготовительная часть

1.Маршрут экскурсии (схема маршрута с названием и обозначением исследуемых объектов).

2.Перечень объектов посещения по ходу маршрута экскурсии:

     а) регулируемых перекрёстков (указать, пересечение каких улиц) – улица Народная – улица Свердлова.

3.Последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту и отводимого на посещение объекта.

4.Вводная беседа:

      а) рассказать учащимся, что целью экскурсии является практическое ознакомление с правилами перехода регулируемых перекрёстков;

     б) напомнить правила перехода регулируемых перекрёстков.

II. Основная часть

1. Наблюдения:

     а) посмотреть, какими средствами регулируется движение на перекрёстке;

    б) посмотреть, как движется, транспорт на перекрёстке;

    в) проследить движение пешеходов на перекрёстке;

    г) зафиксировать нарушения правил  пешеходами.

2. Текущая беседа:

    а) пояснения при посещении каждого перекрёстка;

    б) контрольные вопросы после пояснения.

3. Практические занятия во время посещения объектов: переход улиц на регулируемом перекрёстке.

III.Заключительная часть

 1.Заключительная беседа.

 2.подведение итогов экскурсии.

     Контрольные вопросы. (Обсуждение после экскурсии).

1.Какие автомобили вы видели на улице?

2.Что такое перекрёсток?

3.Какой перекрёсток называется регулируемым?

4.Как надо переходить регулируемый перекрёсток?

5.Как движется транспорт?

6.Почему автомобили, едущие навстречу друг другу, не сталкиваются.

Участие родителей в организации

профилактической работы с младшими школьниками

      Вся работа по обучению правилам дорожного движения проводилась в системе вместе с родителями. Без помощи родителей выполнение исследовательской работы невозможно.

     На родительских собраниях объявлялся план проведения тематических экскурсий. Родители участвовали в экскурсиях, в выездных экскурсиях.

      Вместе с детьми родители участвовали в школьных конкурсах, городских конкурсах творческих работ по ПДД. Стали победителями школьных конкурсов рисунков, творческих работ.  Воспитанники стали победителями областного конкурса творческих работ по ПДД.

Участие работников Госавтоинспекции в организации

профилактической работы с младшими школьниками

      Работники  Госавтоинспекции совместно с педагогами проводили в школе различные воспитательные мероприятия, проводили Дни профилактики ДДТТ в различных воспитательных формах, готовили учащихся к тематическим экскурсиям. Для учащихся начальной школы во внеурочное время школе проходили:

- беседы с учащимися;

- викторины, соревнования со старшеклассниками;

- проводились конкурсы детских рисунков и творческих поделок по дорожной тематике.

     Вся работа была направлена для дальнейшего проведения практической работы, проведения плановых экскурсий.

     Взаимодействие Госавтоинспекции с нашей школой по профилактике ДДТТ реализуется в разнообразных формах внеурочной работы (в подготовке к проведению экскурсий), позволяет учащимся приобщаться к основам культуры в дорожной среде, формировать и развивать в экскурсиях умения и навыки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и транспорте.

Выводы

      Экскурсии помогают младшим школьникам самостоятельно овладевать знаниями, применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Оценка эффективности обучения воспитанников

правилам дорожного движения

    Для обучения воспитанников правилам дорожного движения был создан тематический план воспитательных занятий. В результате анализа тематические экскурсии заняли в работе определённое место. Необходимость их проведения безусловна. Существует большое практическое значение в использовании их в работе.

    Был  создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе совместной работы, дети с радостью повторяли изученный материал, готовясь к проведению экскурсий. Материал после проведённой экскурсии лучше усваивается. Повышается  уровень развития  младших школьников;  увеличился  активный словарь  детей. Дети лучше общаются друг с другом.

     В своей работе я уделяю особое место, прежде всего эмоциональному настрою детей,  познанию в процессе практической работы.

     Важным моментом в моей работе является взаимосвязь различных форм работы. Различная деятельность находит выход в выполнении творческих работ по правилам дорожного движения. При анализе детских работ должна быть только положительная оценка их творчества. Каждый из учащихся старается, радуется тому, что он выполнил.

     Обучение правилам дорожного движения позволяет сформировать у детей полезные навыки и умения – безопасного поведения на улицах города. Наблюдения за учащимися  и тестирование выявили, что  большинство воспитанников  с удовольствием посещают занятия, но для решения задач требуется помощь педагогов и старших. Использование экскурсий, как формы воспитательной работы, имеет большое значение.

     Выводы: в результате проведённой работы мы наблюдаем положительную динамику в развитии воспитанников.

Ожидаемые воспитательные результаты

     В процессе занятий, проведения экскурсий  у учащихся сформировывается целостное представление об окружающей их дорожной среде, взаимосвязи в ней движения транспортных средств, пешеходов, постоянно возникающих различных дорожных ситуаций, значимости светофоров, дорожных знаков и дорожной разметки, пешеходных переходов, посадочных площадок. Учащиеся учатся видеть  и предвидеть опасность, знают об  ошибках учащихся на улицах города.

     У учащихся развиваются познавательные и коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи – они помогают друг другу на занятиях в решении проблемных задач. В отношениях с окружающими, друг с другом проявляют внимание, дружелюбие, активно высказывают собственное мнение, умеют сотрудничать в группе, со старшими товарищами. У детей вырабатывается интерес к творческому процессу, они становятся маленькими исследователями.

Диагностика  обучения  правилам дорожного движения

учащихся 3 «А» класса в 2015 – 2017 уч. г.

Мониторинг результатов  обучения

воспитанников правилам дорожного движения

       2014 – 2015 уч. г.                                       2016 – 2017 уч.г.

Высокий уровень – 11,11  %                     Высокий уровень – 44,44 %                        

Средний уровень – 33,33  %                     Средний уровень – 33,33 %

Низкий уровень – 55,55  %                       Низкий уровень – 22,22 %

Методика изучения школьной мотивации Н.С.Лускановой

Результаты  диагностики учащихся 2 «А» класса

(2014 – 2015 уч. г.)

Результаты  диагностики учащихся 3 «А» класса

(2015 – 2016 уч. г.)

Оценка планируемых результатов

обучения воспитанников правилам дорожного движения

 (диагностика учащихся 3 «А» класса в 2015 – 2017 уч. г.)

     Диагностика планируемых результатов с помощью тестирования.

     Она позволяет выявить, установить и оценить знания воспитанников, выявить успехи в учении и пробелы в знаниях, навыках и умениях у отдельных воспитанников и у всей группы учащихся для внесения необходимых изменений в процессе обучения, для совершенствования его содержания, методов и форм организации.

     Диагностика является важной и необходимой частью обучения воспитанников правилам дорожного движения и предполагает систематическое  наблюдение  педагога  за  ходом учения на всех этапах учебного процесса. По итогам года необходимо провести итоговое тестирование по содержанию теоретического  изучаемого  материала, чтобы выявить объём усвоенных знаний.

     Задаются 10 вопросов из объёма изученного материала (50 %  - базовый уровень).

     1 уровень (базовый). Дети с удовольствием посещают занятия. Они выполняют задания познавательного характера. Но для решения задания до конца требуется помощь одноклассников.

     2 уровень (повышенный). Дети доводят до конца решение заданий. Воспитанники овладевают навыками, уверенно их применяют. Творческие задания самостоятельно выполнять не могут.

     3 уровень (высокий). Ребёнок целенаправленно и настойчиво овладевает методами решения различных заданий, стремится применять полученные задания, помогает одноклассникам, выступает организатором, участвует в конкурсах, активно участвует в агитационной работе по пропаганде правильного поведения на дороге и улицах.

      В течение года наблюдалась  небольшая  позитивная  динамика в развитии  учащихся.

      4 ученика имеют высокий уровень. Эти дети положительно относятся к занятиям, понимают  материал, выполняют задания, помогают другим, самостоятельно прикладывают усилия к заданиям, стали участниками агитбригады «Светофор», активно выступали перед школьниками, на городском конкурсе агитбригад.

      6 учеников – уровень развития базовый. Наблюдается интерес к занятиям. Зависит состояние от самочувствия. Занятия посещают, заинтересованы. Самостоятельно выполнять задания не решаются. 

      В  2016  г. для изучения учащихся использовались различные диагностические методики:

- методики личностного развития;

- методика «Мотивы учебной деятельности» (цель: выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика и класса в целом).

     Отмечается положительная динамика в поведении детей, повысилась мотивация, дети стали более усидчивы, появилась заинтересованность, стали более критичны к качеству выполняемых заданий. Уровень познавательной активности вырос.

Используемая литература:

1. Е.А. Козловская «Дорожная безопасность» 2002г.

2. А. М .Якупов «Безопасность на улицах и дорогах» 1 кл.1997г.

3. Н.А. Извекова «ПДД»1985г. 2 кл.

4. Н.А.Извекова «ПДД» 3кл.

5. М.С. Коган «Правила дорожные знать каждому положено»,.2008г.

6. Е.Ю. Лавлинскова «Изучаем ПДД»,.2008г

7. Ю.Б. Орлов «Правила дорожного движения», М 1984г.

8. В.И. Семенюк «Изучение ПДД», 1986г.

9.Цыганова Т.А. Экскурсионная деятельность в начальной школе. Интернет – ресурс: http://fs01.metod-kopilka.ru/uploads/files/2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по профилактике ДДТТ

План работы школы по предупреждению Детского дорожно-транспортного травматизма на 2012-2013 учебный год...

Профилактическое мероприятие по профилактике ДДТТ. Сценарий внеклассного мероприятия по профилактики ДДТТ Открытие акции «Засветись».

Акция «Засветись» проводится в  целях предотвращения случаев травмирования детей в вечернее время суток на дорогах области, формирования знаний, умений и практических навыков безопасного поведени...

Работа школы по профилактике ДДТТ

Выступление на районном МО ответственных за воспитательную работу в школе...

Фотоотчет методической недели "Профилактика ДДТТ 2020"

Фотоотчет методической недели "Профилактика ДДТТ"...

Методическая работа конкурса "Разговор о правильном питании"- 2020 год

Материалы для работы с учащимися начальной школы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ "БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА БУДУЩЕГО"

Цель: Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей на дорогах, в качестве участников дорожного движения, через игру по станциям с использованием мобильного комплекса «Лаборатория бе...