Методическая работа конкурса программы "Разговор о правильном питании" - 2017 год
методическая разработка

Лукичёва Марина Анатольевна

Внеурочная работа с учащимися начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заявка

на участие в методическом конкурсе

«Развитие познавательных навыков у воспитанников детских садов и учащихся школ» при реализации

программы «Разговор о правильном питании»

Название

конкурсной работы

«Развитие  познавательных навыков у младших школьников с ТНР при реализации программы «Две недели в лагере здоровья»

Автор,

должность

Лукичёва Марина Анатольевна,

воспитатель

Название

образовательной

организации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Школа – интернат для обучающихся с ТНР городского округа Подольск Московской области»

Адрес,  электронная почта,

контактный телефон

Адрес: 142 100 Московская область, г. о. Подольск, ул. Народная, д.6/18

Email:       internat5vida@yandex.ru

Сайт:        www.interpod5.ru

т. (496) 754-96-76

Возраст учащихся

9 – 10 лет

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании»

Вторая часть «Две недели в лагере здоровья».

Описание системы работы по развитию познавательных навыков

младших школьников с ТНР  

при  реализации второй части программы «Две недели в лагере здоровья»

     Для современной жизни требуется много новых знаний, способностей. Возрастает значимость познавательной деятельности младших школьников. Познавательные процессы – мышление, память, внимание, восприятие, воображение нужно развивать, для того чтобы учащиеся удовлетворяли свои интересы, учились, трудились, играли, общались. Необходимо детей научить думать, запоминать, высказывать суждения, доказывать. Без участия познавательных процессов не может быть деятельности  школьников.

     У каждого ученика есть свои собственные интересы, свои способности. Детям всё интересно, они хотят много знать, многим интересуются, хотят учиться. Чтобы эти способности открыть, необходимо вырабатывать познавательные навыки. Надо научить детей отвечать на вопросы, думать самостоятельно. Тогда и появятся первые успехи.

     В результате развития познавательных навыков наблюдается личностное развитие младших школьников. Необходимо совершенствовать воспитательный процесс для активизации форм и методов обучения при  реализации  программ для развития познавательных навыков.

     Развитие познавательных навыков должны составлять систему, которая позволит творчески развиваться младшим школьникам. Работа по программе «Разговор о правильном питании» предоставляет нам большие возможности для воспитательной работы.

     Во 2 классе мы с ребятами изучали первую часть программы – «Разговор о правильном питании». Работа по данной программе позволяет обратить внимание детей и их родителей на проблему нерационального питания в современном обществе. Значение изучения программы «Разговор о правильном питании» состоит в том, что воспитание культуры здоровья начинается в раннем детстве и младший школьный возраст является одним из главных этапов её формирования. Учащиеся начинают больше внимания обращать на то, что они едят, когда едят, какие гигиенические нормы соблюдают при этом, расширяются и углубляются знания детей о продуктах питания, их пользе, разнообразии, вкусовых качествах.

      В 3 классе изучаем вторую часть программы – «Две недели в лагере здоровья». Содержание данной программы позволяет реализовать актуальную задачу современного образования  – развитие познавательных навыков младших школьников..

      Основные воспитательные задачи реализации второй части программы включают в себя:

- привитие учащимся стремление к здоровому образу жизни;

- воспитание культуры поведения за столом, в школе, на природе;

- развитие познавательной активности (пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов);

- просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

     Основными образовательными задачами реализации второй части программы являются:

- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;

- формировать навыки правильного питания, как составной части здорового образа жизни;

- формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

     Организация воспитательного процесса для развития познавательных навыков младших школьников:

1. Деятельность должна соответствовать возрасту и возможностям младших школьников.

а) учитывать индивидуальный уровень развития учащихся;

б) дифференцированный подход;

в) использование комбинации различных форм и методов работы.

2. Создание атмосферы, в которой младшие школьники с радостью, с чувством удовлетворения будут узнавать новое.

3. Использование игровой деятельности в воспитательном процессе с младшими школьниками.

     Познавательные навыки, которые нужно развивать у младших школьников:

- умения учиться;

- навыки решения творческих задач; навыки поиска;

- навыки анализа информации; умения рассуждать;

- навыки добывания знаний;

- расширение активного словарного запаса, развитие речи.

Этапы работы по развитию познавательных навыков при реализации программы:

     I. Подготовительный этап: диагностика.

     Анкетирование и наблюдения.. Изучаю уровень развития познавательных навыков, для того чтобы правильно организовать воспитательный процесс. Наблюдения помогают узнать, что интересует учащихся.

     II.Этап (рабочий).

     III. Заключительный: диагностика.

     IV. Выводы.

Направления работы по развитию познавательных навыков младших школьников:

- игровая деятельность (сюжетные игры, дидактические игры – активизируют психические процессы, вызывают интерес к процессу познания);

- проблемный подход (перед учащимися выдвигается вопрос, который они самостоятельно решают);

- исследовательская деятельность (решение проблемы при использовании информационных средств); проектная деятельность развивает познавательные навыки и умения; умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, умение критически мыслить.

- развивающая деятельность (развитие мышления, внимания, памяти при выполнении различных упражнений, отгадывания загадок; викторины, кроссворды).

     Педагогические технологии: игровые, технология  коллективной работы, технология дифференцированного подхода, сотрудничества, ИКТ.    

     Методы работы: словесный, поисковый, исследовательский.

     Основные формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная; игры, экскурсии (экскурсии на агрокомбинат, на хлебокомбинат, на кондитерскую фабрику, в образовательный центр Этномир, в выставочный зал «История русского чаепития»); конкурсы; беседы; практические работы, выставки рисунков, стенгазет, Дни здоровья.

Календарно – тематическое планирование

второй части программы «Две недели в лагере здоровья»

     Реализация программы «Две недели в лагере здоровья» проходит в рамках внеклассных занятий в течение учебного года. Тематическое планирование составлено с учётом объёма изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся, их интеллектуальных и творческих возможностей. Данная программа состоит из 14 тем – 18 часов, которые рассчитаны на 18 занятий (9 занятий в 3 классе и 9 занятий в 4 классе), включающие практические (П/З) и теоретические (Т/З) занятия. Временные рамки проведения занятий варьируют от 20 минут до 1 часа. В зависимости от темы и цели проведения занятий.

п/п

Тема

Форма проведения

Количество

занятий

Т/З

П/З

1

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»

0,5

0,5

1

2

«Из чего состоит наша пища»

1

1

2

3

«Что надо есть в разное время года»

0,5

0,5

1

4

«Как правильно питаться, если занимаешься спортом»

0,5

0,5

1

5

«Где и как готовят пищу»

1

1

2

6

«Как правильно накрыть стол»

0,5

0,5

1

7

«Молоко и молочные продукты»

0,5

0,5

1

Общее количество занятий (3 класс):

4,5

4,5

9

8

«Блюда из зерна»

0,5

0,5

1

9

«Какую пищу можно найти в лесу»

0,5

0,5

1

10

«Что и как можно приготовить из рыбы»

0,5

0,5

1

11

«Дары моря»

0,5

0,5

1

12

«Кулинарное путешествие по России»

1,5

1,5

3

13

«Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

0,5

0,5

1

14

«Как себя правильно вести за столом»

0,5

0,5

1

Общее количество занятий (4 класс):

4,5

4,5

9

Общее количество занятий:

9

9

18

Основные формы и направления педагогической работы,

используемые при реализации второй части

программы «Две недели в лагере здоровья»

1.Вводное занятие «Давайте познакомимся!» - 1 занятие.

Задачи: познакомить учащихся с целями и задачами курса. Обобщить имеющиеся знания об основах рационального питания, полученные ими при изучении первой части программы «Разговор о правильном питании».

1 занятие (Т/З): знакомство детей с новым учебником (героями, условными обозначениями, темами занятий). Развивающая деятельность (загадки, кроссворды).

2 занятие (П/З): проводится в игровой форме «Путешествие по разным разделам первой части программы «Разговор о правильном питании». Дидактические  игры, которые направлены на повторение и закрепление знаний о правильном питании. Школьники «путешествуют» по различным станциям, проверяют свои знания.

2. «Из чего состоит наша пища» - 2 занятия.

Задачи: дать детям представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме; формировать представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья. Развивающая деятельность (загадки, викторины, кроссворды).

1 занятие (Т/З): из презентации учащиеся узнают о составе пищи, знакомятся с тем, какие продукты должны входить в суточный рацион школьника, обсуждают в группах, какие питательные вещества входят в состав продуктов, которыми мы питаемся. Логопедические игры: «Полезные продукты», «Молочные продукты».

2 занятие (П/З): коллективное исследование на тему: «Домашний завтрак и школьный обед». Выбираются несколько меню домашнего завтрака учеников класса, дают экспертную оценку содержания в завтраке необходимых веществ. Потом дети обсуждают несколько меню обедов, анализируют их. Составляется меню на день с необходимыми продуктами.

3. «Что нужно есть в разное время года»  - 1 занятие.

Задачи: формировать представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в рационе питания; познакомить с блюдами, которые могут использоваться в летний и зимний периоды, расширить представление о пользе овощей и фруктов, соков.

1 занятие (П/З):  Работа группами, когда учащиеся составляют меню на зимний и летний периоды. После окончания работы представители групп рассказывают о своей работе, объясняют выбор блюд. Логопедические игры: «Отгадай фрукты», «Отгадай овощи».

2 занятие (П/З): Исследовательская работа «Народная мудрость». Каждый получает текст пословицы с содержанием о правильном питании, анализирует и объясняет её смысл.

4. «Как правильно питаться, если занимаешься спортом» - 1 занятие.

Задачи: формировать у учащихся представления о зависимости рациона питания от физической активности; научить оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности.

1 занятие (Т/З): с помощью презентации школьники знакомятся с особенностями питания учеников, которые занимаются спортом. Дидактические игры. Сюжетно – ролевые игры «Я – спортсмен!»

2 занятие (П/З): ученики работают парами, составляют меню для учащихся, занимающихся спортом.

5. «Где и как готовят пищу» - 2 занятия

Задачи: дать представление о предметах кухонного оборудования, их назначения; познакомить с основным принципом устройства кухни строгое разграничение готовых и сырых продуктов.

1 занятие (Т/З): ученики знакомятся с правилами безопасности на кухне во время приготовления пищи, организуется экскурсия в школьную столовую. Дети знакомятся со школьным оборудованием, некоторыми секретами приготовления пищи. После экскурсии дети обсуждают вопросы о том, какие профессии важны, нужны, чтобы обеспечить правильное питание школьников, какие правила гигиены нужно соблюдать при работе в столовой, как приготовить такое большое количество блюд для питания учащихся.

2 занятие (П/З): готовится исследовательская работа «От печки до плиты». С помощью различных источников информации (литературы, справочников, интернета) ребята вместе с родителями изучают историю приготовления человеком пищи, приборы, оборудование нужное для приготовления пищи. Экскурсия в образовательный центр Этномир (Калужская область), где учащиеся познакомились с традициями разных народов.

6. «Как правильно накрыть на стол» - 1 занятие.

Задачи: расширить представление учащихся о предметах сервировки стола для ежедневного приёма пищи; помочь детям осознать важность правил, соблюдение их.

1 занятие (Т/З и П/З): из презентации учащиеся узнают, как правильно сервировать стол для ежедневного приёма пищи, знакомятся с разнообразием посуды и приборов. Логопедические игры «Посуда», «Вкусная каша», «Приходите к нам на чай».

2 занятие (П/З): исследовательская работа «Посуда разных народов». После экскурсии в Этномир дети готовят сообщения о том, какая посуда используется разными народами.

Экскурсия в выставочный зал г. Подольска «История русского чаепития» (сервировка стола, традиции русского народа).

7. «Молоко и молочные продукты» - 1 занятие.

Задачи: расширить представление детей о молоке и молочных продуктах; об ассортименте молочных продуктов и их свойствах.

1 занятие (Т/З): из презентации и рассказа ребята узнают о разнообразии молочных продуктов, их пищевой ценности и значении для здоровья человека.

2 занятие (П/З): исследовательская работа «Путешествие в Молочную страну». Учащиеся выполняют различные работы: рисунки, фотографии, составляют рецепты различных блюд.

8. «Блюда из зерна» - 1 занятие.

Задачи: расширить знания учащихся о полезности продуктов, получаемых из зерна; о традиционных  народных блюдах из зерна, традициях, связанных с их использованием.

1 занятие (Т/З): презентация и рассказ. Исследовательская работа учащихся «Путь хлеба на стол». Ученики рассказывают о том, что они узнали.

2 занятие (П/З): экскурсия на хлебозавод «Русский пекарь» (г. Москва), на пекарню. Технологи рассказывают о том, как хлеб на стол приходит.

9. «Какую пищу можно найти в лесу» - 1 занятие.

Задачи: расширить знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ, возможности включения их в рацион питания, познакомить детей с флорой края, в котором они живут, о необходимости бороться   за жизнь растений, охранять природные богатства.

1 занятие (Т/З): презентации и рассказы «Полезные растения», «Грибы». Логопедическая игра «Грибы на полянке».

2 занятие (П/З): экскурсии и походы в лес, на природу. Родители принимают активное участие.

10. «Что и как можно приготовить из рыбы» - 1 занятие.

Задачи: расширить представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности, о местной фауне, животных, которых человек использует в пищу.

1 занятие (Т/З): презентация и рассказ о водоёмах, рыбе, которая водится в нашей местности.

2 занятие (П/З): исследовательская работа. Учащиеся рассказывают о блюдах, которые приготовлены из рыбы.

11. «Дары моря» - 1 занятие.

Задачи: расширить представление детей о морских съедобных растениях и животных, многообразии блюд, которые из них приготовлены; формировать представление о пользе морепродуктов, необходимости микроэлементов для организма.

1 занятие (Т/З): экскурсия в магазин. Детям демонстрируют различные виды морепродуктов.

2 занятие (П/З): исследовательская работа . Учащиеся рассказывают о блюдах, приготовленных из морепродуктов.

12. «Кулинарное путешествие по России» - 3 занятия.

Задачи: формировать представление о кулинарных традициях как части культуры народа, расширить представление о кулинарных традициях своего народа.

1 занятие (Т/З): презентация «Путешествие по России»

2 занятие (П/З):  исследование – путешествие. Каждый учение готовит своё сообщение о кулинарных традициях той или иной страны.

13. «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен» - 1 занятие.

Задачи: расширение представлений о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразии этого ассортимента; закрепить представление об основных требованиях, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

1 занятие (Т/З): выставка фотографий, рисунков. Каждый ученик готовит рассказ о блюде из овощей, рассказывает, как его нужно приготовить.

2 занятие (П/З): выставка фотографий, рисунков. Каждый ученик готовит рассказ о блюде из овощей, рассказывает, как его нужно приготовить.

14. «Как себя правильно вести за столом» - 1 занятие.

 Задачи: расширить представления детей о предметах сервировки за столом.

1 занятие (Т/З): рассказ, беседа.

2 занятие (П/З): соревнование между детьми, кто лучше продемонстрирует сервировку стола.

Методическая разработка занятия по теме:

«Путешествие по Молочной стране» («Молочные продукты»)

Цель занятия: расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона.

- формировать положительное отношение к здоровому питанию ;

- расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;

 - познакомить с молочными блюдами;

- прививать любовь к молоку и молочным изделиям;

- научить детей составлять ежедневное меню с включением молочных продуктов.

- воспитать любовь к животному миру;

 - воспитать уважение к труженикам пищевой отрасли.

     Помочь детям узнать, что молоко входит в состав многих продуктов; формировать исследовательские навыки (поиск информации в научной литературе, из общения со взрослыми; развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое; воспитывать умение работать в коллективе, желание делиться информацией).

Используемая методическая литература: 

  1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева « Две недели в лагере здоровья» (методическое пособие для учителя).
  2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева « Две недели в лагере здоровья» (рабочая тетрадь для школьников).

Используемое оборудование: 

рабочие тетради «Две недели в лагере здоровья», авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева по теме: «Молоко и молочные продукты»,  презентация «Путешествие по Молочной стране».

      В методической разработке использованы различные виды и формы работы: игра-исследование, викторина, сюжетно-ролевая игра,  кроссворд, создание творческого альбома по теме: « Молоко и молочные продукты», исследовательская работа.  

Задачи: 

        - расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;

        - сформировать представление о молоке и молочных продуктах,  познакомить с молочными блюдами.

Формы проведения: беседа с элементами диалога, использование информационных технологий, исследовательская и проектная работа.

Оборудование: молоко, кефир, сливки, сметана, ряженка; дидактический  материал, выставка книг, рисунков, фотографий.

Этапы работы:

1 этап: подготовка информации по теме; совместный с родителями поиск информации, подготовка материалов, рисунков, фотографий; совместная подготовка презентации по теме; подготовка наглядного материала по теме.

2 этап: подготовленная совместно презентация о разнообразии молочных продуктов, о значении молока в жизни человека;

Отгадывание загадок; чтение стихов; работа в тетради.

Исследовательская работа.

3 этап: закрепление и усвоение информации.

4 этап: Рефлексия.

Подведение итогов.

Механизм оценки методики

Структура. Дидактическая обоснованность выделения структурных элементов занятия.

Содержание: научность, доступность, новизна, доказательство знаний, включение в содержание фактов, примеров, сведений, стимулирующих познавательные интересы.

Основные методы:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

- наглядные (иллюстрации, демонстрации);

- практические;

- исследовательские.

Технологическое обеспечение занятия:

- поисковый, исследовательский характер;

- организация самостоятельной познавательной деятельности, решение проблемных задач;

- способы организации познавательной деятельности: парами, группами, индивидуальная работа.

Педагогическая эффективность занятия: формирование познавательного интереса, развивающие и воспитывающие функции занятия.

Ход занятия:

I.Вступление (рассказ педагога о значении молока в жизни людей, загадывание загадок о молоке из сборника загадок)

II. Основная часть

1.Песня – игра ( исполняется песня  « Кто пасётся на лугу» сл. Ю. Черных. Муз. А. Пахмутовой).

( просмотр слайда «Станция Луговая», беседа)

2.Игра «Путешествие по Молочной стране» (презентация – детская).

Беседа (педагог задаёт вопросы). Дети совершают путешествие вместе с бычком Крепышом (рисунки, карту, фотографии они готовили самостоятельно, вместе с родителями.

  1. Корова пасется на лугу, кушает травку;
  2. После того, как она поела, у неё в вымени появилось молочко. Её подоили;
  3. Машина «молоковоз» отвезла молоко на молочный завод;
  4. На молочном заводе молоко переработали и разлили в красивые бутылочки, коробочки, пакетики, сделали из молока различные молочные продукты;
  5. С молочного завода машина развезла молоко и молочную продукцию по магазинам нашего города;
  6. В магазине мы покупаем молоко и молочные продукты, приносим домой. Так молочко появляется на нашем столе.

3.Практические задания: раскрасить рисунки до конца, и ты узнать, какие питательные вещества есть в  сметане, твороге, молоке и сыре. (Дети  раскрашивают  рисунки.  Рабочая тетрадь «Две недели в лагере здоровья» с.33, задание 1, с.35 задание № 2 )         

(просмотр слайда «Состав молока», беседа)

4.Практичекие задания: дети работают в рабочей тетради  «Две недели в лагере здоровья» с.35 задание №3 , а один ученик на доске аналогичное задание)

(просмотр слайда «Работа на ферме», беседа)

5. Исследовательская работа. Дети рассказывают о своих выполненных  исследовательских работах. 

6. Развивающая деятельность.

1) Отгадывание загадок и решение кроссворда.

 (Рабочая тетрадь задание 34 с.36)

 2) Отгадывание сказок, в которых речь идёт о продуктах питания («Гуси – лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Петушок и бобовое зёрнышко» и т.д.)

  7. Исследовательская работа. Ученики рассказывают о работе  «Молоко и молочные продукты» и   о рецепте  приготовления  любого блюда  из молока.

( просмотр слайда «Приготовление молочного блюда», беседа)

III. Заключительная часть – подведение итогов.

Участие родителей в реализации второй части

программы «Две недели в лагере здоровья»

     Вся работа по развитию познавательных навыков в процессе реализации программы проводилась в системе вместе с родителями. Без помощи родителей выполнение исследовательской и проектной работы невозможны.

     На родительских собраниях и индивидуальных консультациях речь идёт о здоровье детей, соблюдении режима питания, о правильном питании, взаимоотношениях в семье по воспитанию детей.

     Родители становятся активными участниками в подготовке классных часов, исследовательской  и проектной деятельности, поездок на экскурсии, походов в выставочный зал, походов.

     Вместе с детьми родители участвовали в школьных конкурсах, городских конкурсах программы «Разговор о правильном питании». Стали победителями школьных конкурсов рисунков, стенгазет о правильном питании. Одна из семей победила в городском и региональном конкурсах  программы. Совместными усилиями мы готовили презентацию «Путешествие в Молочную страну». Благодаря совместному участию в работе детей и родителей, у детей растёт интерес к изучаемому материалу. 

Оценка эффективности реализации

второй части программы «Две недели в лагере здоровья»

     Был  создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе совместной работы, дети научились  радоваться полученному результату;  повысился  уровень развития  младших школьников;  увеличился  активный словарь детей, повысилось  качество произношения звуков;  дети смогли самостоятельно применять навыки  при выполнении исследовательских, проектных работ.

     В своей работе я уделяю особое место, прежде всего эмоциональному настрою детей, поэтапным открытиям, широким ассоциациям,  экскурсиям и путешествиям, поиску собственных решений.

     Важным моментом в моей работе является взаимосвязь работы с организацией и содержанием других видов деятельности. При анализе детских работ должна быть только положительная оценка их творчества.

     В ходе реализации программы дети смогли осознать важность правильного питания. Учащиеся  могут объяснить полезность продуктов, как приготовить блюда и накрыть стол.

     Программа «Две недели в лагере здоровья» позволяет сформировать у детей полезные навыки. Анкетирование и опросы выявили, что дети стали  выбирать правильное питание, употреблять ежедневно полезные продукты питания.

     Программа оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье.

     Учащиеся принимают участие в школьных, городских и областных конкурсах. Ученик 3 класса занял I место в конкурсе семейной фотографии «Любимое блюдо моей семьи», занял II место  в областном этапе Всероссийского конкурса семейной фотографии «Любимое блюдо моей семьи» в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании». Дети принимали участие в конкурсах семейных фотографий, в конкурсах детских презентаций.

     Об эффективности своей работы я сообщала в своих выступлениях на школьном методическом объединении воспитателей, городском методическом объединении воспитателей, на педагогических советах.

     Опытом своей работы делилась на сайте: http://nsportal.ru   lukichyova-marina-anatolevna.

Ожидаемые воспитательные результаты

     В процессе занятий у учащихся развиваются познавательные и коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи – они помогают друг другу на занятиях. В отношениях с окружающими, друг с другом проявляют внимание, дружелюбие, активно высказывают собственное мнение, умеют сотрудничать в группе. У детей вырабатывается интерес к творческому процессу.  

Методика изучения школьной мотивации Н.Г. Лускановой.

(диагностика учащихся 4 «А» класса в 2016 – 2018 уч.г.)

     Высокий уровень – ребёнок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой; прилежен; внимательно слушает указания педагога; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе;  поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в коллективе.

     Средний уровень – ребёнок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к занятиям, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

     Низкий уровень – ребёнок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса;  готовится не регулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.

      В течение года наблюдалась  небольшая  позитивная  динамика развития уровня воспитанности учащихся.

      4 ученика имеют средний уровень развития. Эти дети положительно относятся к школе, понимают учебный материал, усваивают программу, сосредоточены к выполнению заданий, выполняют поручения, дружат с детьми в классе, самостоятельно прикладывают усилия к заданиям.

     6 учеников – уровень развития ниже среднего. Наблюдается интерес к школьным занятиям. Зависит состояние от самочувствия. Программа усваивается частично. Выполняют поручения не всегда. К детям относятся с заинтересованностью.  

     3 ученика – низкий уровень развития. Отрицательно относятся к школе, безразлично. У них преобладает плохое самочувствие. Они нарушают дисциплину, учебный материал усваивают фрагментарно, к занятиям не проявляют внимания,  не готовятся, близких друзей в классе не имеют.

     В  2018  г. для изучения учащихся использовались различные диагностические методики:

- методики личностного развития;

- методика «Мотивы учебной деятельности» (цель: выявить преобладающие мотивы учения отдельного ученика и класса в целом).

     Отмечается положительная динамика в поведении детей, повысилась мотивация, дети стали более усидчивы, появилась заинтересованность, стали более критичны к качеству выполняемых заданий. Уровень познавательной активности вырос.

Методика изучения школьной мотивации Н.С.Лускановой

Результаты  диагностики учащихся 3 «А» класса

(2016 – 2017 уч. г.)

Результаты  диагностики учащихся 4 «А» класса

(2017 – 2018 уч. г.)

Мониторинг результатов развивающей деятельности,

развития познавательных навыков воспитанников

(реализация программы «Разговор о правильном питании»)

2016– 2017 уч. г.                                                        2017 – 2018 уч.г.

Критерий – «Теоретическая подготовка»

Низкий уровень –70 %                                               Низкий уровень – 40 %

Ниже сред. уровень – 0 %                                        Ниже сред. уровень – 30 %

Средний уровень – 30 %                                             Средний уровень – 30 %

Высокий уровень -  0  %                                            Высокий уровень -  0 %

Критерий – «Практическая подготовка»

Низкий уровень –  10 %                                             Низкий уровень –  10 %

Ниже сред. уровень –  60 %                                       Ниже сред. уровень – 20 %

Средний уровень –  30 %                                            Средний уровень – 50 %

Высокий уровень – 0 %                                              Высокий уровень -  20 %

 

Критерий  – «Креативность»

Начальный уровень – 60 %                                     Начальный уровень –  20 %                                            

Репродуктивный уровень – 40 %                            Репродуктивный уровень –  50 %                                            

Творческий  уровень –  0 %                                  Творческий  уровень – 30 %                                            

Мониторинг результатов развивающей деятельности,

развития познавательных навыков воспитанников

(реализация программы «Разговор о правильном питании)

Критерий «Теоретическая подготовка»

Критерий «Практическая работа»

Критерий «Креативность»

Оценка эффективности реализации

второй части программы «Две недели в лагере здоровья»

     Был  создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе совместной работы, дети научились  радоваться полученному результату;  повысился  уровень развития  младших школьников;  увеличился  активный словарь детей, повысилось  качество произношения звуков;  дети смогли самостоятельно применять навыки  при выполнении исследовательских, проектных работ.

     В своей работе я уделяю особое место, прежде всего эмоциональному настрою детей, поэтапным открытиям, широким ассоциациям,  экскурсиям и путешествиям, поиску собственных решений.

     Важным моментом в моей работе является взаимосвязь работы с организацией и содержанием других видов деятельности. При анализе детских работ должна быть только положительная оценка их творчества.

     В ходе реализации программы дети смогли осознать важность правильного питания. Учащиеся  могут объяснить какие продукты полезные, как приготовить блюда и накрыть стол.

     Программа «Две недели в лагере здоровья» позволяет сформировать у детей полезные навыки. Анкетирование и опросы выявили, что дети стали  выбирать, употреблять ежедневно полезные продукты питания.

     Программа оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье.

Выводы: в результате проведённой работы мы наблюдаем положительную динамику в развитии воспитанников.

Ожидаемые воспитательные результаты

     В процессе занятий у учащихся развиваются познавательные и коммуникативные навыки, чувство взаимопомощи – они помогают друг другу на занятиях. В отношениях с окружающими, друг с другом проявляют внимание, дружелюбие, активно высказывают собственное мнение, умеют сотрудничать в группе. У детей вырабатывается интерес к творческому процессу.  

Литература:

  1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева « Две недели в лагере здоровья» / Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 80 с.
  2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г.Макеева « Две недели в лагере здоровья»: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 72 с.
  3. Н.М.Быкова  «Игры и упражнения для развития речи» - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2-10. – 110 с.
  4. «Пословицы, поговорки, загадки» Популярное пособие для родителей и педагогов  / Сост. Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 208 с.
  5. Р.И.Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» - Москва. : ВЛАДОС, 2004. – 223 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диплом за конкурс "Плакат о правильном питании"

Рисунок о продуктах, которые можно и нужно употреблять....

План методической работы МБУ ДО "ДЮСШ "Торпедо" на 2017-18 учебный год

План методической работы МБУ ДО "ДЮСШ "Торпедо" на 2017-18 учебный год...

План методической работы МБУ ДО "ДЮСШ "Торпедо" на 2017-18 учебный год

План методической работы МБУ ДО "ДЮСШ "Торпедо" на 2017-18 учебный год...

Методическая разработка по вопросу организации правильного питания спортсмена в период участия в соревнованиях, занимающегося тяжело-атлетическими видами спорта.

В методической разработке включены рекомендации по сбалансированному питанию спортсменов в период интенсивных тренировочных занятий во время подготовки к выступлениям на соревнованиях высокого уровня....

Методическая работа конкурса "Разговор о правильном питании"- 2020 год

Материалы для работы с учащимися начальной школы....

Работа с родителями "О правильном питании"

Консультация для родителей...