Классный час на тему с деньгами на ты или зачем надо быть финансово грамотным
классный час (6 класс)

Валькова Анастасия Васильевна

Классный час на тему: с деньгами на ты или зачем быть финансово грамотным? Внеклассное мероприятие для 6 класса. урок-викторина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 6 классе

«С деньгами на «ты» или зачем быть финансово грамотным?»

Цель: способствовать формированию сообразительности, экономической грамотности посредством викторины, сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком; обозначить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы.

Задачи:

1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала

2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям.

3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.  

Материалы и оборудование: Интернет, интерактивная доска, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.

Ход занятия

этапы

Описание

Презентация

Организационный

Здравствуйте, Ребята! Сегодня нам предстоит увлекательный классный час!

На слайде вы видите высказывания известных людей, давайте разберемся, что обозначает каждое высказывание.

Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным. (Бенджамин Франклин)

Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство. (Бертольд Ауэрбах)

1 слайд

Целеполагание. Постановка учебных задач.

Определение темы урока, его целей и задач

Сегодня мы проводим классный час на тему: «С деньгами на «ты» или зачем быть финансово грамотным?»

Как вы понимаете, что такое финансы?

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» - и все понимают, что речь идет о недостатке денег.

Тема финансов – серьезная тема, поэтому мы немного к ней подготовились, и решили, что лучше все запомним, если этот урок будет конкурсной викториной. Ваши ответы будут оценены монетками, какая команда  больше соберет монет за урок, тот и победил.

Мы разделились на две команды, и названия команд я придумала сама «Экономисты», «Финансисты», выберите капитана команды.

2 слайд

Изучение новой темы

Ребята, а что же отличает финансово грамотного человека?

За каждый правильный ответ команда получает желтую монетку.

Заработать деньги сложно, хотя в этом может и повезти, но сохранить их – тоже весьма непростая задача, универсального решения у которой нет. Для начала давайте разберемся, чем финансово грамотные люди отличаются от тех, которые ничего не знают о финансах. Финансово грамотные люди: 1. Ведут учёт доходов и расходов. Чтобы оценить свои возможности и запланировать покупку, записывайте информацию обо всех ваших расходах. Подумайте о том, как сделать так, чтобы ваши доходы превышали расходы. 2. Тратят меньше, чем зарабатывают. Нужно стараться тратить меньше, чем зарабатываешь, а если уж пришлось взять в долг – точно просчитать, что сможешь вернуть его вовремя и в полном объёме. 3. Знают свои права. Вы всегда должны знать, куда обратиться за помощью, если ваши права были нарушены. Например, с вашими деньгами совершили незаконные действия или вам навязывают покупку финансовых услуг. Кроме того, если вы знаете свои права, то риск, что вас обманут, значительно снижается. 4. Имеют сбережения. В жизни случаются ситуации, когда вам могут понадобиться накопленные деньги (финансовая подушка безопасности): поступление в вуз, увольнение с работы, больничный и т.д. Это не всегда просто сделать, но вы должны стараться откладывать деньги уже сейчас – они могут вам пригодиться. 5. Владеют информацией. Вы должны знать о том, где можно получить полезную и достоверную информацию о финансовых услугах и инструментах, уметь анализировать её. 6. Умеют выбирать финансовые услуги. Прежде чем выбрать услугу, необходимо проверить надёжность компании, которая её предлагает.

Учащиеся называют варианты, после чего на слайде показывает правильные варианты.

3 слайд

Изучение новой темы. Формирование новых понятий.

Из чего состоит финансовый успех?

Учащиеся также получают монетки за правильные ответы.

Интерактивный вопрос: Как вы думаете, сколько процентов населения Земли имеют способности к ведению собственного бизнеса? Всего 2% людей склоны создавать собственный бизнес и вести предпринимательскую деятельность. Если вы уверены в своей бизнес-идее, то действуйте – создавайте своё дело. Это ваше решение. Но что делать, если у вас нет склонности к ведению самостоятельного бизнеса, и вы предпочитаете стать хорошим специалистом и работать в какой-нибудь компании? Как тогда достичь финансовой уверенности? Необходимо соблюдать три обязательных правила: 1. Дисциплина (удержаться от соблазна сразу потратить деньги) 2. Расстановка приоритетов (знать, что тебе действительно нужно) 3. Контроль рисков (выбор компании, чтение договора, сравнение альтернатив)

4 слайд

Изучение новой темы

Как вы думаете, как распоряжаются деньгами взрослые?

Учащиеся получают монетки за правильные ответы.

После чего на слайде появляется правильный ответ.

Чтобы понять, как управлять своими доходами и расходами, давайте посмотрим, как распоряжаются деньгами взрослые. Интерактивный вопрос: А на что тратите деньги вы? Вам хватает на все «хотелки»? Наверняка вы уже замечали, что нам всегда хочется чего-нибудь нового: смартфон, велосипед, модные джинсы, лонгборд. Но, к сожалению, денег хватает далеко не на все наши желания и мечты. Интерактивный вопрос: Что же делать в такой ситуации? Важно расставлять приоритеты и планировать значимую покупку заранее.

5 слайд

Изучение новой темы

Как меняются наши цели?  С возрастом наши цели меняются и становятся масштабнее. Примерно вот так это происходит на протяжении жизни человека. Интерактивный вопрос: Как вы думаете, когда вы создадите свою семью, что правильнее – взять ипотеку, снять квартиру или жить с родителями? На самом деле, единственно верного ответа на этот вопрос не существует, у всех свои жизненные обстоятельства и за любое из этих решений нужно платить – деньгами за ипотечный кредит или съёмную квартиру, ограничением свободы за жизнь с родителями. Это решение – ваше, каким бы оно ни было, и именно вы несёте за него ответственность.

6 слайд

Как добиться цели? Оцените текущие доходы: карманные деньги, подработка. Определите цель, начните копить на свою цель. Итак, цель определена. Теперь давайте разберёмся, с чего необходимо начинать планирование желанной покупки, или как составить личный финансовый план. Личный финансовый план - это план действий, который поможет вам накопить или заработать деньги на желанную вещь (цель). Интерактивный вопрос: Вы пытались вести учёт ваших карманных денег? Что такое финансовая цель? Сумма денег, необходимая для осуществления задуманного. Теперь давайте поймём, что нам необходимо сделать, чтобы приблизиться к своей цели? (Далее перечисляем этапы планирования, указанные на слайде.)

7 слайд

Давайте рассмотрим простой пример личного финансового плана. Задумывались ли вы когда-нибудь, что было бы, если бы вы тратили только часть карманных денег, а остаток откладывали – копили? Предположим, что каждый день вы получаете 100 рублей (сумма может быть разной, в зависимости от уровня школы). Тратьте 50 рублей, а оставшиеся 50 – откладывайте. За 5 дней учебной недели вы накопите 250 рублей. За 4 недели у вас накопится 1 000 рублей. За 9 месяцев учебного года у вас будет 9 000 рублей. Достаточная сумма для покупки, например, электронной книги (в зависимости от уровня школы предметы могут меняться). Может быть и ещё больше. Например, если вы получаете подарки деньгами. Сложив те суммы, которые мы с вами видим в таблице, мы получаем 15 000 свободных денег, которые можем потратить на свою цель или продолжить копить. Заметьте, мы не выпрашиваем у родителей купить нам какую-либо вещь, мы можем сделать это сами, исходя из наших накоплений.

8 слайд

Первичное закрепление

Ребята, а давайте попробуем разработать личный финансовый план самостоятельно? Обе команды получают задачу на составление личного финансового плана, после чего каждая команда представляет решение. Время выполнения: 3-4минуты.

Слайд 9,10

Интерактивный вопрос: А если покупать нам ничего не нужно, то что же нам делать с накопленными деньгами – держать их под подушкой? Помимо покупки нужной вещи, мы также можем заставить деньги немного поработать. Теперь давайте поговорим о том, какие инструменты нам предлагает финансовый рынок, для того чтобы повысить уровень нашего благосостояния.

1. Вы можете открыть депозитный счет в банке и положить на него свои деньги. Банк будет регулярно выплачивать вам проценты от суммы ваших сбережений, соответственно, сумма на счёте будет увеличиваться. При этом нужно помнить, что застрахованы только вклады до 1,4 млн. рублей (в одном банке). Казалось бы, путь к успешному накоплению открыт. Но есть злейший враг ваших сбережений – инфляция. Инфляция определяется как процесс устойчивого повышения цен на товары и услуги. Обычно говорят, что инфляция «съедает» ваши деньги. Это не совсем так: купюра в 1000 рублей и в январе, и в декабре этого года будет выглядеть одинаково. Но вот купить товаров на эту сумму в декабре вы сможете меньше. Простой пример. Предположим, что уровень инфляции 13%, т.е. стоимость одного и того же товара за год выросла на 13%: значит, в декабре за него придётся отдать уже не 100₽, а 100 ₽+ 13 % = 113 ₽. Как правило, проценты по банковским вкладам ниже уровня инфляции, и проценты, выплачиваемые банком, позволяют лишь ослабить действие инфляции. 2. Вы можете застраховать жизнь, здоровье и имущество в страховой компании. В случае, если у вас возникнет ситуация, попадающая под условия страхового случая, страховая компания возместит ущерб. Например, при покупке смартфона часто предлагают оформить страховку. В случае, если ваш телефон украдут, или он сломается – страховая компания возместит стоимость телефона, и вы сможете купить новый. Перед покупкой страховки необходимо подробно ознакомиться с условиями договора и убедиться в надёжности компании, чтобы потом не было проблем. Поэтому внимательно читайте договор и убедитесь, что страховая компания имеет лицензию Банка России. 3. Чтобы на пенсии вы могли вести привычный уровень жизни, необходимо откладывать деньги, воспользовавшись услугами негосударственного пенсионного фонда или страховой компании. Наверное, вы сейчас даже не задумываетесь о старости, ведь у вас впереди целая жизнь. Но, как правило, выигрывает тот, кто просчитывает ходы заранее. Чем раньше вы начнёте формировать свой пенсионный доход, тем достойнее будет ваша жизнь на пенсии. 4. Вы можете заняться инвестициями, например, покупая ценные бумаги – акции или облигации. Подробнее об этом мы поговорим чуть позже. На рынке ценных бумаг можно получить дополнительный доход, существенно превосходящий уровень инфляции, но присутствует и риск потерять деньги. Поэтому при покупке ценных бумаг следует быть особенно внимательным.

Слайд 11

Как вы думаете, как не потерять свои деньги?

Учащиеся получают монетки за правильные ответы.

После чего на слайде появляется правильный ответ.

Не обращайтесь в организации без лицензии или записи в Госреестре Не давайте свой паспорт сомнительным лицам Не пользуйтесь картой в “подозрительных” банкоматах и малолюдных местах Чтобы не потерять деньги, вам необходимо запомнить несколько обязательных правил. (Перечисляем основные правила.)

Слайд 12

Как избежать финансовых ошибок? Думайте минимум три дня, прежде чем принимать финансовые решения: 1 день – идея, 2 день – сбор информации, 3 день – принятие решения Передавайте деньги только после изучения и заключения договора, не стесняйтесь задавать вопросы Подробно изучайте организацию, с которой собираетесь сотрудничать Сравнивайте финансовые продукты и услуги на основании информации с сайтов поставщиков услуг Не стесняйтесь просить скидку, это признак бережливости, а не бедности Итак, для того чтобы добиться поставленных финансовых целей, мы не должны совершать финансовые ошибки. Для этого постоянно работайте над собой. (Перечисляем советы на слайде.)

Слайд 13

Помимо полезных финансовых инструментов существуют услуги, которые стоит обходить стороной. 1. Классическая финансовая пирамида – это схема мошенничества, в которой прибыль первым участникам первое время выплачивается за счёт новых участников. Однако сейчас пирамиды изменились – они маленькие, работают очень быстро и не платят вообще никому, даже самым первым клиентам. Новые разновидности и схемы обмана появляются практически каждый день, и распознать их не всегда легко. Те, кто принимает участие в подобных схемах, надеясь на лёгкие деньги, всегда остаются в проигрыше. Кстати, за организацию финансовых пирамид с 2016 года установлена уголовная ответственность. 2. Игровые автоматы, азартные игры, казино, букмекерские конторы. В нашей стране азартные игры на деньги запрещены, кроме нескольких специальных игорных зон. Если будете за границей и захотите испытать удачу в казино, то отнеситесь к этому как к походу в развлекательный центр: возьмите с собой сумму денег, которую вы заранее готовы потратить и просто получите удовольствие от красивой атмосферы. Не относитесь к этому как к способу заработать деньги. Помните о том, что процент выигрыша в азартных играх ничтожен по сравнению с проигрышами. Всё рассчитано так, чтобы вы рано или поздно проиграли все ваши деньги до копейки. Что касается букмекерских контор, которые сейчас широко рекламируются, вы должны помнить, что, хотя они и разрешены, риски проигрыша очень высоки.

Слайд 14

Рефлексия

Давайте подведём итог нашего занятия. Чтобы реализовать свои финансовые цели, необходимо хорошо разбираться в теме финансов. Если вы начнёте интересоваться финансовым миром уже сейчас, то вы скорее научитесь управлять своими финансами. Интерактивный вопрос: Что именно нам необходимо делать, чтобы стать финансово грамотным человеком? Сегодня мы поговорили о базовых вещах, которые должен знать каждый финансово грамотный человек. Пусть у вас всё получится.

Слайд 15

Прощание с учениками

Спасибо за ваше внимание!

Слайд 16

Рабочий лист команды.

Дата:__________                6 ____ класс                Название команды «Финансист»

Серёжа Озеров учится в 6 классе, каждый день на карманные расходы мама из семейного бюджета выделяет 100р.

 Раз в месяц папа поощряет сына за хорошую учебу премией в 1000р. Но в декабре и марте успеваемость Сережи упала и в эти месяцы он премию не получил. Составьте личный финансовый план Серёжи на учебный год, если на День Рождение в Ноябре он получил подарок в 3000р, а на Новый год Бабушка подарила 2000р.

Также за успешное окончание учебного года он получил премию от папы в 5000р.

Вопрос: Сможет ли Серёжа накопить на планшет, стоимостью 20 000р?

Карта ответа:

Месяц

Доходы

(карманные)

Прочие доходы

(Премия/подарки)

Расходы

Накопления

Сентябрь

1500

Октябрь

1500

Ноябрь

3000

Декабрь

2000

Январь

2000

Февраль

1500

Март

1500

Апрель

1500

Май

1500

ИТОГО

16000

Ответ:

Доход Серёжи всего:

Доход от подарков и премий:

Накопления:

Рабочий лист команды.

Дата:__________                6 ____ класс                Название команды «Экономист»

Наташа Иванова учится в 6 классе, каждый день на карманные расходы мама из семейного бюджета выделяет 100р.

 За успешное окончание четверти, папа поощряет дочь премией в 3000р. В третьей четверти успеваемость Наташи снизилась и премию в марте она не получила. Составьте личный финансовый план Наташи на учебный год, если на День Рождение в Сентябре она получила подарок в 3000р, а на Новый год Бабушка подарила 2000р.

Вопрос: Сможет ли Наташа накопить на телефон, стоимостью 16000р?

Месяц

Доходы

(карманные)

Прочие доходы

(Премия/подарки)

Расходы

Накопления

Сентябрь

3000

Октябрь

1500

Ноябрь

1500

Декабрь

1500

Январь

2000

Февраль

1500

Март

1500

Апрель

1500

Май

1500

ИТОГО

Ответ:

Доход Наташи всего:

Доход от подарков и премий:

Накопления:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций. Классный час «Поговорим о деньгах»

Учебно-методическая разработка по преподаванию основ финансовой грамотности для обучающихся образовательных организаций.Классный час «Поговорим о деньгах»...

проект на тему "Создание собственного бизнеса что и как надо сделать" фин грамотность

Проект на тему "Создание собственного бизнеса что и как надо сделать"...

урок финансовой грамотности "Деньги - зачем они нужны"

урок в 6 классе "Деньги зачем они нужны"...

Классный час по теме "Карманные деньги"

Классный  час по теме "Карманные деньги" с целью формирования у обучающихся представлений о семейном бюджете....

Презентация "Что значит быть финансово грамотным человеком?"

Презентация к уроку по финансовой грамотности...

Участие в мероприятии Онлайн-урок "С деньгами на "Ты" или Зачем быть финансово грамотным?"(финансовая грамотность обучающихся) - Сертификат

Участие в мероприятии Онлайн-урок "С деньгами на "Ты" или зачем быть финансово грамотным?"(финансовая грамотность обучающихся) Сертификат...